Значение слова садко в краткой биографической энциклопедии. Экранизации и постановки Описание героя садко из былины

Далекое прошлое оставило нам, жителям двадцать первого века, очень много преданий и легенд, сказаний и поговорок. К кладезям народной мудрости относятся и былины, которых насчитывается больше пятисот. Они разделяются по циклам: общерусские, киевские, новгородские. К последним относится и былина о гусляре, побывавшем в гостях у подводного царя. Краткое содержание «Садко» мы рассмотрим в нашей статье. Хотя настоятельно рекомендуем прочесть произведение полностью. Итак, приступим.

Былина «Садко»: краткое содержание для читательского дневника

По школьной программе, эта былина выносится на внеклассное чтение. Ученик должен на каникулах прочесть произведение и сделать запись в дневнике, описывая в нескольких предложениях его суть. Так о чем рассказывает былина «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника можно передать так.

В древнем и славном городе Новгороде живет бедный гусляр по имени Садко. Игра его искусна, поэтому его часто приглашают на праздники богатые купцы. Так он зарабатывал себе на жизнь. Но вот однажды его никуда не пригласили. Горько стало парню, и он отправился на берег озера, где начал играть сам для себя.

Даже очень краткое содержание «Садко» должно упоминать, что к музыканту выплыл сам царь морской. Он поблагодарил юношу за чудную игру и рассказал ему, как заполучить богатство. Стал Садко жить припеваючи и занялся купеческим делом. Однажды он устроил пир, на котором похвалялся о своих богатствах. Он сам предложил купцам выкупить весь их товар, чтобы доказать, что денег у него много. Спор он проиграл, поэтому выплатил по тридцать тысяч червонцев каждому купцу, загрузил все товары на корабли и отправился торговать по миру.

Что случилось посредине моря?

Продолжая раскрывать краткое содержание «Садко», стоит упомянуть, что его корабли попали в бурю, когда герой возвращался домой. Решив, что морской царь требует дань, которую он никогда не платил, гусляр приказывает высыпать бочку серебра в волны. Следом отправилась бочка золота, но шторм не утихал. Тогда Садко предложил бросить жребий и принести человеческую жертву. Несколько раз бросали жребий, и каждый раз выпадал он ему. Тогда купец составил завещание, сыграл на гуслях и отправился на дно морское.

О чем дальше идет речь в былине «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника стоит продолжать с описания встречи героя с правителем подводного царства. Он пожурил юношу за то, что тот не платил ему дани, и приказал играть. Коснулся Садко гуслей, и полились чудные звуки, которые развеселили царя. Тот танцевал, а на море поднялась буря, тонули корабли, гибли люди. В это время к музыканту пришел святой Николай Можайский и попросил прекратить игру. Он же посоветовал ему, как объяснить свой отказ морскому владыке и как выбраться из моря.

Чем заканчивается история Садко? Краткое содержание для читательского дневника следует завершить так: следуя советам святого человека, гусляр просыпается в Новгороде, куда как раз приплывали купеческие корабли. Дружина героя очень удивилась тому, что их предводитель остался жив, но очень обрадовалась, выбежала и жена гусляра. Он дал средства на строительство храма Николаю Можайскому и больше никогда не ходил в море.

Герои былины

Краткое содержание «Садко» читателю уже известно. Теперь поговорим о персонажах былины. Главным действующим лицом является Садко - бедный юноша, который искусно играет на гуслях. Он не привык показывать свои чувства другим, поэтому в минуты горя отправляется на берег озера, чтобы поиграть, хотя его сердце сжимается от боли. Получив неожиданно подарок от судьбы, герой занимается хозяйством, у него все выходит. Но тут он начинает похваляться богатством, и это бахвальство едва не погубило его. Садко пытается отвести от себя рок, но потом смиряется. Уже на дне он прислушивается к мудрым советам, поэтому выходит сухим из воды.

Подводный царь - персонаж весьма противоречивый. Ему не чужда любовь к прекрасному, то есть к игре на гуслях, он щедро вознаграждает музыканта. Но когда Садко играет на морском дне, царь танцует, и ему не жалко кораблей и людей, которых проглатывает пучина. Владыка подводного мира осознает свою силу и ценит ум человека, поскольку негласно соглашается с выбором гусляра и позволяет ему вернуться на землю.

Опера Римского-Корсакова

В начале января 1898 года на сцене театра имени С. Мамонтова (Москва) была впервые поставлена былина «Садко» (опера). Краткое содержание ее мало чем отличается от сюжета, пересказанного нами выше. Разница только в том, что гусляра спас не святой, а некий богатырь. Да и дочку водяного царя, на которой должен жениться герой, звали иначе. Превратилась девушка морская в речку синюю, а Садко возвратился к любимой жене Любаве.

Либретто на былинный сюжет написал Николай Римский-Корсаков совместно с В. И. Вельским. Опера из семи картин до сих пор ставится в лучших театрах мира.

Илья из Мурома

Этот человек, который имеет реального прототипа (его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре), является идеальным образом народного героя. Почти два десятка сюжетов с общим героем дошли до наших дней. В них Илья борется со злом - змеем, чудищем, идолищем, разбойниками, помогает другим богатырям. Также предания рассказывают о непростых отношениях героя с князем и другими царями.

После исследования мощей, проведенного в 1988 году, было установлено, что Илья Муромец умер в возрасте 40-55 лет. Это был крепкий коренастый мужчина, кстати, не исполинского роста, каким его рисуют былины. Доподлинно известно, что в юности его конечности были парализованы, но потом он исцелился и прожил оставшиеся годы полноценной жизнью.

Сравнение двух историй

Мы не будем пересказывать все былины из цикла «Илья Муромец». «Садко», краткое содержание которой мы уже рассмотрели, имеет совсем другой сюжет. Первая история повествует о герое, который идет навстречу опасностям ради благого дела. Он защищает справедливость и слабых, не идет на компромиссы с нечистой силой. Будучи парализованным до 33 лет, он посвятил всю свою остальную жизнь служению людям и Богу.

Садко - юноша, который жил в условиях социального неравенства. Будучи бедным, он не боялся высказывать богачам правду. За это он лишился заработка, но потом был вознагражден. Зазнавшись, он снова едва не потерял богатство, и только молитвы помогли ему спастись. Садко сделал правильные выводы и не стал больше искушать судьбу.

Преданье старины глубокой

Былины «Илья Муромец», «Садко», краткое содержание которых ученики проходят в средней школе, являются народным творчеством. Первая, как уже говорилось, основывается на исторических фактах, украшенных и дополненных вымыслом. Другая считается сказкой, однако есть версии, что и она базируется на реальных событиях. Некоторые ученые видят в былине отголоски колонизации мира, его изучения, другие отожествляют Садко с Одиссеем и Синбадом-мореходом. Во французском эпосе есть история о моряке по имени Садок, чья судьба сильно напоминает долю новгородского гусляра. Но есть люди, которые считают былину вымыслом религиозных лиц: ведь чудесное спасение купца, принесенного в жертву морскому богу, приписывают христианскому святому.

Вместо послесловия

Былины - это не сказки, это быль, которая когда-то имела место быть в реальности. Конечно же, народ ее приукрасил, видоизменил почти до неузнаваемости. Сегодня мы читаем эти истории и поражаемся богатству языка, насыщенности образов, интересности сюжета. А между строк можно увидеть мудрость, которая помогает справиться с современными испытаниями. Поэтому стоит внимательно изучать народное творчество, читать былины в оригинале и полностью, а не в сокращенном варианте. Много времени чтение не займет, а вот положительные эмоции от этого занятия гарантированы.

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой - гусляр Садко . В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

Как тут-то в озере вода всколюбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: "Ай же ты, Садке Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великия, За твою-то игру нежную". 1

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу - золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Устроил Садке все по-небесному: На небе солнце и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. 2

Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский - побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли не идут с места на синем море. 3

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море - Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная… 4

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садке сутки, играл и другие, Да играл еще Садке и третьи, И все пляшет царь во синем море. 5

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы - покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

Святой предстал перед Садко на морском дне: Обернулся - глядит Садке Новгородский: Ажно стоит старик седатыий. Говорил Садке Новгородский: "У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гуселки яровчаты". Говорит старик таковы слова: "А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай. Скажи: "У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть: Приломалося гуселки яровчатые". 6

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя - девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".

Садко - имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко - такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец - предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:

Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра. Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» - купца.

Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:

Не я, видно, купец богат новгородский -
Побогаче меня славный Новгород.

После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно - царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

А. Толстой. «Садко»

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку - скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь -
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.

А. Толстой. «Садко»

Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) - летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии» .

Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» . В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци...» . И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.

Вокруг имени Садко…

В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова - знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики - им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений - чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» - имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш - символ чистой и нежной любви.

В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан , фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».


Литература к статье:

Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. - М.: Наука, 1978. - С. 148-242.
. Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. - М.: Советская Россия, 1980. - 80 с.: ил.
. Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. - Новгород, 1993. - С. 58-61.
. Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. - М.: Вече, 2007. - С. 99-103. - (Тайны знаменитых городов).

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

Былина "Садко"

Жанр: былина новгородского цикла

Главные герои былины "Садко" и их характеристика

  1. Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
  2. Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
  3. Микола Можайский, православный святой заступник.
План пересказа былины "Садко"
  1. Садко на берегу озера
  2. Садко ловит рыбу с золотыми перьями
  3. Садко богат
  4. Садко покупает новгородский товар
  5. Садко проигрывает спор
  6. Садко снаряжает корабли
  7. Садко бросает жребий
  8. Садко играет для морского царя
  9. Садко выбирает девушку
  10. Садко возвращается в Новгород и стоит церковь
Кратчайшее содержание былины "Садко" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
  2. В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
  3. Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
  4. Садко снарядил корабли и они остановились в море
  5. Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
  6. Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь
Главная мысль былины "Садко"
Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.

Чему учит былина "Садко"
Эта былина учит тому, что музыка - это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.

Отзыв на былину "Садко"
Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко. Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.
Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому

Пословицы к былине "Садко"
Богатство - грязь, ум - золото.
Богатый без щедрости, что пища без соли.
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Садко"
Жил в Новгороде Садко, у которого из имущества были только гусли яровчатые.
Ходил он по пирам и играл на гуслях. Но вот перестали звать Садко на пиры и стало ему грустно. Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел.
Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась.
А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями.
Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями. Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый.
И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.
Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч.
Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил.
На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.
Понял Садко, что не сможет выкупить все товары. Выкупит московские, привезут заморские. Богаче его оказался Великий Новгород.
На свою казну построил Садко кораблей и стал по рекам и морям ходить.
Вот вышел он в море, волна бьет, ветер дует, а корабли в воде стоят.
Объявил Садко, что надо дань морскому царю уплатить. И бросили в воду бочку серебра. Но не сдвинулись корабли с места.
Бросили бочку золота - стоят корабли, не шелохнутся.
Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко - золотом украшенную. Потонула дощечка Садко.
Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую. Но все равно его дощечка утонула.
Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях.
Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.
На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому.
Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит - Микола Можайский, просит играть перестать.
Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать. А как станет ему царь морской жениться предлагать, не отказываться, да девушку Чернаву выбирать.
Так Садко и сделал. Сломал гусли, перестал морской царь плясать. Предлагает невесту Садко выбрать. Просмотрел Садко много девиц, выбрал Чернаву. Сыграли пир, лег Садко спать.
Просыпается, а он на берегу реки Чернава лежит, в родном Новгороде.
Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.

Рисунки и иллюстрации к былине "Садко"