Зачем нужен внутришкольный контроль. Виды, формы и методы внутришкольного контроля. и подготовка учащихся к ним

Функции внутришкольного контроля по направлениям:

1. Выполнение организационно-педагогических задач всеобуча.

2. Качество и ход выполнения образовательных стандартов.

3. Качество знаний, умений и навыков учащихся.

4. Уровень воспитанности учащихся.

5. Состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения.

6. Состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы.

7. Работа с педагогическими кадрами.

8. Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.

9. Исполнение нормативных документов и принятие соответствующих решений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Формы внутришкольного контроля классифицируются по различным признакам. К числу таких признаков относятся:

а) исполнитель контроля

Директор, его заместители (при появлении регулирующий проблем, не предвиденных в плане)

б) охват объектов контроля

Уровень знаний и воспитания учащихся конкретного класса

Качество и методы преподавания в классе.

Качество работы классного руководителя

2. Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-либо параллели и Т.д.

З. Тематический

Работа всего коллектива над конкретной проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по определенной теме какого-либо предмета.

Состояние работы классных руководителей в определенном направлении, например работа с дневниками учащихся и Т.д.

4. Персональный

Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-то ОДНОЙ стороны его деятельности, например его уровня требований к знаниям учащихся и Т.д.

5. Обзорный

Состояние: школьной документации; трудовой дисциплины учителей; учебно- технического оборудования и Т.д.

в) используемые методы

2. Проверка документации

Работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами учащихся, журналами по технике безопасности и Т.д.

З. Опрос а) устный

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе.

б) письменный:

контрольная работа (срез); анкетирование открытое; анкетирование закрытое -

Проверка уровня знаний, навыков, умений учащихся. Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены.

Варианты ответов ограничены

4. Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5. Оперативный разбор

Анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками и Т.д.

6. Ретроспективный

Оценка деятельности школы выпускниками разбор прошлых лет, преподавателями вузов на основании анализа вступительных экзаменов и Т.д.

г) логическая последовательность Формы контроля:

Текущий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый.

д) периодичность проведения Формы контроля:

Эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти);

Периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).

НОВОВВЕДЕНИЯ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а) для контроля за образовательной подсистемой:

Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;

Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

Принятие решения о направлениях коррекции образовательной под системы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

Организация исполнения решения (коррекционной работы);

Проверка исполнения решения;

б) для контроля за работой с кадрами:

Разработка стандартов контроля: требований к уровню профессиональной квалификации·, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

Аттестация работников школы;

Диагностика состояния здоровья работников школы;

Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;

Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования, - уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;

Диагностика учебных возможностей учащихся;

Аттестация учащихся;

Диагностика психофизиологического состояния детей;

Диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

Ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;

Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально- педагогической поддержке;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

Организация коррекционной работы;

Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе:

Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:

Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

Организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

е) для контроля за внешними связями школы:

Разработка стандартов контроля: содержание необходимых школе творческих контактов с лицами и организациями внешней среды; уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;

Оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;

ж) для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:

Формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона рф «Об образовании », директивных и нормативных актах, регламентирующих внешний контроль за школами; внутришкольных нормативных актах, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.;

Оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы.

В практике работы школ утвердили себя новые организационные формы и cтpyтypы контрольной деятельности:

а) за образовательной системой школы:

Совет выпускников школы, отслеживающий промежуточные и конечные послешкольные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы;

Стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующие независимо или в составе Совета школы;

Научно-методический совет, отслеживающий степень достижения целей инновационных проектов;

Кафедры, отслеживающие степень достижения целей освоения образовательных модулей в рамках направлений и профилей школьного образования;

Преподаватели вузов, приглашенные специалисты, осуществляющие совместно с работниками школ промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся последней ступени школьного образования;

Экспертные советы при органах внутришкольного упра~ ления (совете по развитию школы, научно-методическо совете, кафедрах), оценивающие степень соответствия р зультатов контрольной деятельности требованиям научного подхода;

б) за работой с кадрами:

Независимые аттестационные комиссии при территориальных органах управления образованием, оценивающие степень соответствия уровня профессиональной подготовленности работников школы;

Внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;

Руководители кафедр, методических объединений (МО), руководители инновационных проектов, обеспечивающие соответствие между уровнем профессиональной подготовленности, личностными качествами работников школы и требованиями к ним, порождаемыми задачами функционирования и развития школы;

Органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в "Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;

Функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.

Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения.

1.1. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.

1.2. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами"" администрации школы наблюдёНий, обследований, ~ествляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается директором школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Цели и задачи.

2.1. Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

2.2. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работ~икам в процессе контроля.

Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая; - коррективно- peгулятивная.

3. Методы, виды и формы:

3.1. Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ;

Беседа;

Письменные и устные проверки знаний учащихся.

3.2. Виды внутришкольного контроля:

Тематический - изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели;

Фронтальный - всестороннее изучение деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели.

3.3. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Классно-обобщающий;

Комплексный;

Предметно-обобщающий;

Тематически-обобщающий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый;

Входной.

3.4. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.5. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций; урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

4. Организация внутришкольного контроля.

4.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его заместители по учебно-воспиrательной работе, руководители методических объединений, . другие специалисты.

4.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут "привлекаться посторонние (компетентные) организации и-отдельные специалисты.

4.3. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.

4.5. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы.

4.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане не указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.

4.7. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.

4.8. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

4.9. Основания для внутришкольного контроля:

Заяление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу наруше~ий в области образования.

5. Оформление результатов.

5.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются В виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или В иной форме, установленной в школе.

5.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом и выводами, обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием.

5.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся: заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

5.4. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.


Наш словарь ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.




Задачи ВШК: отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к творческой деятельности учащихся разработать форму учета достижений учащихся по предметам разработать систему диагностики, изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов


ВШК содержание Учебно-воспитательный процесс Педагогические кадры Учебно-материальная база Качеств о препод авания учебны х предме тов; часов региона льного компон ента Качес тво знани й, умени й, навык ов учащи хся Во сп ит ат ел ьн ая ра бо та Ве де ни е шк ол ьн ой до ку ме нт ац ии Вы по лн ен ие вс ео бу ча Рабо та по реал изац ии зада ч шко лы, вып олне ние НД, реш. Пед сов, сем. Работ а школь ных метод ическ их объед инени й и творч еских групп Повыше ние квалиф икации, работа по самообр азовани ю Пополнени е учебно- материаль ной базы, хранение и использова ние учебно- наглядных пособий. Развитие кабинетно й системы, учет и систематиз ация средств обучения. Создани е учебно- материа льной базы для организ ации воспита тельной работы Деяте льност ь школь ной библи отеки, регуля рность попол нения и обнов ления фонда Ведение школьно й докумен тации, делопро изводств а. Деятель ность учебно- воспитат ельного персона ла Выполнение нормативных документов, учебных планов и программ Организация методической работы Соблюдение нормативных требований по ТБ, противопожарным и санитарно- гигиеническим правилам


Инновационный блокСитуативный блокБазовый блок ВШК Мобильные структуры, обеспечивающие развитие школы, её модернизацию Стабильные структуры, обеспечивающие функционирование школы Совет по предп рофил ьной подгот овке Внешк ольны е учреж дения - партн ерство Ситуа тивны е групп ы по работ е с инфор мацие й Служб ы сопро вожде ния Школь ная орган изаци я «Рове сники » Админ истра ция школ ы МО и ТГ учител ей- предм етнико в и классн ых руково дителе й Родите льские комите ты классо в и школы Педаг огиче ский совет


Принципы ВШК Научность Плановость Актуальность Принцип поиска позитивного Принцип контроля за достижением цели (выделения главного) Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля Принцип гласности и открытости Принцип системности












Алгоритм ВШК Постановка цели Выбор объекта Разработка структурной схемы проверки Определение субъекта контроля (кто проверяет) Сбор и обработка информации по разработанной схеме Выводы (причины недостатков, успехов) Рекомендации Принятие управленческих решений, корректировка Определение сроков повторной проверки Обсуждение итогов контроля



Внутришкольный контроль 2014/2015 г. представляет собой всестороннее исследование и анализ образовательного процесса. Он необходим для координации деятельности педагогов согласно поставленным задачам.

Актуальность вопроса

Результативность управления образовательным и воспитательным процессами в большой степени зависит от того, насколько хорошо руководителю заведения известно реальное положение дел. Координирование деятельности участников процесса осуществляет директор. Внутришкольный контроль по ФГОС направлен в первую очередь на обеспечение высокого всестороннего развития подрастающего поколения. В ходе него проводится проверка и учет выполнения указаний руководителя, эффективность предпринятых мероприятий, выявляются причины тех или иных недостатков. Внутришкольный контроль по и образовательному процессу включает в себя анализ достигнутых показателей. Он выступает в качестве исходного пункта нового предполагает постановку новых задач.

Общая характеристика

Внутришкольный контроль по является многосторонним и сложным процессом. Он отличается определенной закономерной упорядоченностью, наличием взаимосвязанных элементов, каждый из которых наделен конкретными функциями. Внутришкольный контроль по учебной работе и внеклассной деятельности по методам и форме организации будет различным. В отличие от инспектирования, он осуществляется субъектами образовательного заведения. Целью его выступает формирование общей картины положения дел в учреждении, выявление недостатков и их причин, оказание практической и методической помощи преподавателям. Внутришкольный контроль в школе может принимать различные формы:

  • Административную.
  • Взаимную.
  • Коллективную.

Структура

План работы внутришкольного контроля предполагает систематическое исследование жизнедеятельности образовательного учреждения, труда преподавателя, подвергаются все стороны деятельности:

  1. Разнообразие домашних заданий.
  2. Индивидуальная работа с учениками.
  3. Проверка и оценка полученных знаний.
  4. Планирование.
  5. Техническая и дидактическая подготовка к занятию.

Принципы

Внутришкольный контроль в начальной школе и старших классах должен быть:


Цели

На их основании выстраивается план внутришкольного контроля на год. В качестве основных целей выступают:

  1. Достижение соответствия развития и функционирования педагогического процесса требованиям госстандарта.
  2. Последующее совершенствование образовательной и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей, состояния здоровья.

Задачи

План внутришкольного контроля должен четко отражать мероприятия, которые будут проводиться для достижения поставленных целей. К основным задачам необходимо отнести:

  1. Периодическую поверку исполнения требований госстандартов по разным предметам.
  2. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к процессу получения знаний, навыков, умений.
  3. Систематический контроль качества преподавания дисциплин, соблюдения педагогом научно-обоснованных нормативов, требований к содержанию, методам и формам учебной и внеклассной деятельности.
  4. Поэтапный анализ процесса усвоения знаний детьми, уровня их развития, владения методами самостоятельного образования.
  5. Содействие педагогам в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовании ими своих навыков.
  6. Исследование опыта работы преподавателей.
  7. Непрерывная проверка исполнения программ и принятых управленческих решений.
  8. Формирование связи внеклассной и образовательной деятельности.
  9. Диагностика состояния педагогического процесса, обнаружение отклонений от запрограммированных результатов в работе преподавательского состава в целом и отдельных его членов в частности, создание условий для проявления заинтересованности и установления доверия, совместного творчества.
  10. Разработка наиболее результативных техник преподнесения материала.
  11. Усиление ответственности преподавателей, внедрение новых методик и приемов в практику.
  12. Совершенствование контроля ведения и состояния документации.

Функции

Положение о внутришкольном контроле принимается на руководящем уровне. Мероприятия, включенные в программу, должны обеспечить достижение поставленных целей при реализации следующих функций:


Модернизация процесса

Она предполагает изменение действующих организационно-правовых аспектов управленческой деятельности. Этот процесс, в свою очередь, касается процедур регламентации и оценки работы образовательного заведения. Лицензирование и аттестация учреждения позволяет пользователям получать полные и достоверные сведения о соответствии результатов и условий в конкретном заведении принятым государственным стандартам. В этом случае само учреждение должно проводить внутришкольный контроль, который выступает в качестве первого и наиболее важного этапа управленческой деятельности.

Базовый компонент

Внутришкольный контроль должен сводиться к минимуму объектов изучения. В данном случае необходимо выбрать приоритетные направления аналитической деятельности. Данный минимум именуется базовым компонентом. Его присутствие позволяет готовить учреждение к аттестации, сохранять целостность всего образовательного и внеклассного процессов, гарантировать нормативы выпускникам. Вместе с этим заведение может следовать программной документации по модернизации системы. Для этого может быть расширен план внутришкольного контроля благодаря вариантной части.

Изучение деятельности педагогического состава

Внутришкольный контроль предполагает оценку качества исполнения нормативных документов, решений педсоветов, рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний. Изучается деятельность методических объединений, процесс повышения квалификации преподавателей, самообразования. Учебно-материальная база подвергается проверке по таким критериям, как:


Тематическая проверка

Характеризуя внутришкольный контроль, особое внимание следует уделить рассмотрению его методов, видов и форм. В настоящее время вопрос по их классификации является предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время выделяют несколько основных видов контроля. Тематическая проверка направлена на углубленное исследование какого-либо определенного вопроса:

  • в деятельности коллектива или отдельной группы педагогов, а также одного преподавателя;
  • на младшей либо старшей ступени образования;
  • в системе эстетического или нравственного воспитания детей.

Фронтальная проверка

Она направлена на всестороннее исследование деятельности как отдельного преподавателя, так и группы или всего коллектива. Фронтальный внутришкольный контроль - достаточно трудоемкий процесс. В этой связи часто его проводить не представляется возможным. Рекомендуется осуществлять такую проверку не больше 2-3 раз в году. В процессе изучения деятельности конкретного преподавателя исследуются все мероприятия, которые он проводит в той или иной сфере (управленческой, образовательной, внеклассной, общественной и пр.). Фронтальный внутришкольный контроль учреждения предполагает анализ всех аспектов его функционирования. В частности, проверяется финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия, проводимые с родителями, организация самого образовательного процесса и так далее.

Персональная проверка

Такой внутришкольный контроль устанавливается за деятельностью конкретного педагога, классного руководителя, другого сотрудника, участвующего в образовательном и внеклассном процессе. Эта проверка может быть и тематической, и фронтальной. Поскольку деятельность всего коллектива складывается из работы каждого конкретного его члена, персональный контроль вполне обоснован и необходим. Для отдельного преподавателя такая проверка выступает в качестве средства самооценки, стимулирующего фактора в дальнейшем профессиональном развитии. Не исключаются случаи, когда результаты контроля отражают низкий уровень подготовки, некомпетентность, отсутствие роста, а в ряде случаев профнепригодность сотрудника.

Обобщающие формы

Внутришкольный контроль может быть направлен на исследование комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование коллектива класса в ходе образовательной и внеобразовательной деятельности. Предмет изучения в этом случае - мероприятия, которые проводятся педагогами в одном классе. Исследуется система работы по дифференциации и индивидуализации обучения, развитию мотиваций и познавательных потребностей детей. Оценивается также динамика успеваемости по нескольким периодам или в течение одного конкретного срока, состояние дисциплины, культуры поведения и так далее. Предметно-обобщающая форма применяется тогда, когда изучение направлено на состояние и качество преподнесения знаний по конкретной дисциплине в одном или параллельных классах, а также по всему учреждению в целом. Такой внутришкольный контроль предполагает привлечение и администрации, и представителей методических объединений. Тематически-обобщающая форма в качестве основной цели ставит исследование деятельности различных преподавателей в разных классах по конкретным направлениям процесса. К примеру, проверяется применение краеведческого материала в ходе обучения либо формирование базы эстетической культуры детей на уроках естественного направления и пр. Комплексно-обобщающая форма используется в ходе контроля организации изучения нескольких предметов нескольких педагогов в одном и более классах.

Методы

В процессе внутришкольного контроля руководство должно получить полную и достоверную информацию о положении дел. Для достижения этой цели используются различные методы. Среди наиболее популярных и эффективных стоит отметить:

Все используемые методы дополняют друг друга.

Объекты проверки

В рамках внутришкольного контроля исследуются:

Образовательный процесс. В нем объектами проверки становятся:

  • Реализация учебных программ.
  • Продуктивность деятельности педагога.
  • Уровень навыков и знаний учащихся.
  • Индивидуальная деятельность с одаренными детьми.
  • Навыки методов самопознания учащихся.
  • Эффективность внеклассной предметной деятельности.

Воспитательный процесс:

  • Эффективность деятельности классных руководителей.
  • Уровень воспитанности и общественной активности детей.
  • Участие родителей в процессе.
  • Качество проведения общешкольных мероприятий.
  • Уровень физподготовки и состояния здоровья детей.
  • Качество профилактики с педагогически запущенными обучающимися.

Этот метод контроля используется во многих учреждениях. К педагогической документации относят:


В школьной документации отражаются качественные и количественные характеристики образовательного и воспитательного процессов. Сам факт присутствия разнообразной документации в учреждении указывает на богатство информации, которую сотрудники получают при ее использовании. При необходимости можно обратиться в архив для получения сведений за прошлые периоды. Это позволит провести сравнительный анализ, имеющий особую ценность для прогностической деятельности.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

фронтальный

тематический

персональный

классно-обобщающий

ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

сентябрь

Предварительный фронтальный контроль: - анализ результатов прошлого года; - готовность школы к новому учебному году: материально- техническая база, обеспечение кадрами, комплектование кружков, объединений доп. образования, создание воспита­ тельных центров, состояние школьной документации, анализ трудоустройства, итоги летнего отдыха

Руководители школы, бухгалтер

Педсовет, совеща­ние при директоре, приказ по школе

октябрь, январь

Текущий фронтальный контроль: -итоги планирования воспитательной работы в классах, охват дополнительным образованием ; - сохранность контингента дополнительного образования; - ведение документации классными руководителями ; - смотр лабораторий классных руководителей; - выполнение учащимися Устава школы

Руководители школы, руково­дители МО, учи­ теля, кл. руково­ дители

Педсовет, совеща­ние при директоре, производственное совещание, заседа­ние МО

май

Итоговый фронтальный контроль: -завершение учебного года: итог работы за учебный год; оценка деятельности классных руководителей , оценка работы орга­нов ученического самоуправления и детских организаций; - результативность деятельности кружков и секций дополнительного образования. Тематический контроль

Заместитель директора по в/р, руководители МО

Итоговый педсовет, рабочее совещание при зам. директора, заседание МО

октябрь

Изучение деятельности классных руководителей: -5-х (10-х) классов по адаптации учащихся; - 9:х, 11-х классов по профориентации выпускников

Зам. директора по УВП. ВР

Справка, совещание при директоре

ноябрь

Охрана жизни и здоровья детей, формирование здорового образа жизни; профилактика негативных проявлений среди учащихся; состояние горячего питания

Заместители директора , соц педагог

Справка. Производ­ственное совещание

декабрь

Оценка деятельности аттестуемых учителей по внеклассной работе ; состояние духовно-нравственного воспитания уча­ щихся

Заместители директора

Совещание. Справка

январь

Анализ результатов воспитательной работы за полугодие: - итога диагностики уровня воспитанности учащихся; - итога контроля за уровнем профессионализма классных руководителей

Заместитель ди­ ректора по вос­ питательной ра­ боте, руководи­ тели МО, кл. руководители

Педсовет, произ­ водственное сове­щание

февраль

Реализация программы «Семья и школа»: взаимодействие кл. руководителей с семьей по формированию личности, по работе с трудными, одаренными детьми, по профилактике и предупреждению употребления нарковеществ

Заместитель ди­ ректора по вос­ питательной ра­ боте, психолог, социальный пе­ дагог, родитель­ ский совет

Общешкольное со­ брание, совещание с участием родителей

март

Гражданско-правовое образование и воспитание школьни­ ков; патриотическое воспитание и образование

Заместители ди­ректора, руково­дители МО учи­телей истории, географии, лите­ ратуры, кл. ру­ководители

Справка, рабочее совещание с уча­ стием ученического актива

апрель, май

Итоги работы над методической темой школы; анализ инно­ вационных форм внеурочной работы с учащимися; летний отдых: задачи и перспективы

Заместители ди­ректора, руково­ дители проблем­ ных групп

Заседание МО справка, рабочее совещание

ВАРИАНТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Анализ эффективности деятельности или профессиональной компетенции классных руководителей (молодых, опытных, классов коррекции).

О выполнении решений педсовета (ов), приказа УО, школы о...

Анализ работы классных руководителей:

- по созданию воспитательной системы;

- по обеспечению программно-целевого подхода в воспитательной работе;

- по поддержке деятельности детских организаций или органов самоуправления;

- мониторинг воспитанности учащихся 9-х, 11 - х классов.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

Сентябрь, октябрь

Изучение готовности к работе молодых учителей и классных руководителей, их адаптация в педагогическом коллективе к требованиям школы

Директор, зам. директора, руководитель «школы молодого учителя»

Октябрь, февраль

Изучение опыта аттестуемых учителей по организации внеурочной деятельности учащихся

Члены аттестационной комиссии

Представление характеристик, творческие отчеты, обобщение опыта

Март- апрель

Создание педагогических условий саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности классными руководителями

Зам. директора по воспитательной работе, руководители МО, МО кл. руководителей

Собеседования, тематический отчет

В течение года

Взаимопосещение уроков учителями-предметниками, внеклассных мероприятий классными руководителями

Заместители директора, руководители МО

Собеседования, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий

Варианты тем персонального контроля

Изучение деятельности классного руководителя по реализации школьной методической темы.

Профессиональная инфантильность и её причины.

Особенности работы классного руководих, 11-х классов со старшеклассниками.

КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

октябрь

Изучение уровня организации учебно- воспитательного процесса

класса

Заместители директора

Рабочее совещание

январь

Организация учебно-воспитательной работы в 5-х классах

Заместители директора

Совещание при директоре, справка

февраль

Анализ уровня знаний и воспитанности учащихся 9-х классов

Заместители директора

Справка, рабочее совещание

март

Анализ формирования у учащихся самосознания и межличностных отношений

Зам. директора по воспитательной работе

Справка

май

Организация летнего труда и отдыха учащихся

Заместитель директора по воспитательной работе

Малый педсовет, собрание учащихся

ВИДЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Самоконтроль

Мягкий контроль

Постоянный контроль

Для классного руководителя, который интересуется воспитательной работой :

знает цели школы, заинтересован в их выполнении и много делает для этого;

видит нерешенные проблемы в своей деятельности;

не удовлетворен достигнутым, имеет ясные перспективы улучшения своих результатов;

готов самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности;

опирается в работе на самоанализ, осуществляет критическую оценку используемых рекомендаций и методик;

имеет стабильные положительные результаты в работе.

Для классного руководителя, который проявляет интерес к работе в зависимости от созданных условий :

знает цели, готов приступить
к их выполнению;

видит нерешенные проблемы

в своей деятельности, но оправдывает их внешними отрицательными факторами;

не удовлетворен достигнутым, но не имеет ясных перспектив;

готов отвечать за результаты своей деятельности при условии помощи руководства;

имеет личные достижения

Для классного руководителя, который интереса к работе не испытывает:

целей не знает;

не видит нерешенных про­ блем в своей деятельности;

удовлетворен достигну­ тым, затрудняется в опреде лении перспектив своей деятельности;

не хочет брать на себя от ветственность за результаты своей деятельности;

опирается в работе на го товые разработки, рецепты;

положительные результаты незначительны

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1. Компетентность и добросовест­ ность очевидны,

проверены временем

Цель контроля:

Уровень продуктивности проводимой работы

2. Мастера своего дела, но нуждаются в новых идеях

Цель контроля:

Увлечь идеей (собеседование, посещение мероприятий)

3. Нуждаются только в методическом контроле

Цель контроля:

Методическая помощь (посещение мероприя­ тий, собеседование)

4. Недостаточная добросовестность, профессиональная инфантильность, низкий профессионализм

Цель контроля:

Наблюдение за профессионализмом (посещение, собеседование)

5. Вновь принятые на работу (со стажем и молодые)

Цель контроля:

Проверить, насколько учитель владеет педаго­гическим искусством. Прогноз пед. потенциа­ ла. Оказание методической помощи

Оценка качества

воспитательной работы классного руководителя

Процедура оценивания результатов работы пе дагога включает в себя следующие виды изучения:

выполнение педагогами должностных обязан ностей в виде собеседования в заранее установ ленном и известном педколлективу порядке (напри мер, по окончании каждого полугодия);

выполнение плана воспитательной работы, где основным «зеркалом» профессионализма является раздел «педагогические наблюдения»;

анализ анкет и опросников, диагностирующих характер отношений «воспитатель-воспитанник», «воспитатель-родители» и др.;

вовлеченность, занятость детей в дополнитель ной развивающей деятельности (помогающей

со­ циализации) в школе и за ее пределами: кружки, секции, клубы и т. д. (в особенности тех из

воспи танников, у кого есть проблемы с учебой);

результаты контроля посещенных классных часов, воспитательных мероприятий, наблюдения за поведением и деятельностью классного коллектива в общешкольных делах в течение учебного года и т. д.

Изучение деятельности классного руководителя заместителем директора по ВР

Приступая к изучению деятельности классного руководителя, заместитель

директора должен:

четко сформулировать цель изучения, соста­ вить ее план;

раскрыть объём, содержание, формы и мето­ды изучения;

ознакомить каждого проверяющего и про­ веряемого с методами педагогического анализа воспитательного процесса и способами фиксиро­ вания полученных данных;

Призвать к соблюдению в процессе работы доброжелательности и открытости.

Изучение состояния воспитательной работы с учащимися в каждом отдельном классе пред полагает, прежде всего, ознакомление с планами классных руководителей.

Можно обратить внимание на следующее:

1.. Как глубоко изучил классный руководитель ученический коллектив?

2.Сделал ли классный руководитель критический анализ содержания, форм, методов и результатов своей работы в классе?

3.Сумел ли поставить конкретные задачи с уче­ том общих целей, а также уровня воспитанности детей?

4.Какие мероприятия осуществлены и намече­ны для сплочения ученического коллектива?

5.Какое внимание уделил классный руководи­тель работе с активом класса, организации учени ческого самоуправления?

6.Уделено ли внимание совместной работе с учителями, работающими в данном классе?

7.Как классный руководитель привлекает роди­ телей, общественность к воспитательной работе в классе, как организует работу по повышению педагогической культуры родителей?

Анализ главного документа классного руководи теля - плана воспитательной работы - позволит заместителю директора составить представление о целенаправленности его деятельности по воспи танию и развитию личности каждого ребенка в классном коллективе.

Примерная схема аспектного анализа внеклассного мероприятия

Форма проведения

Возможность самореализации личности во внеклассном мероприятии

Воспитательные возможности мероприятия

1. Место проведения (использование возможностей школы).

2. Соответствие оформления содержанию мероприятия.

3. Соответствие формы и содержания мероприятия.

4.Организация разных видов деятельности .

5.Четкость проведения.

6.Зрелищность.

7.Продолжительность.

1.Взаимосвязь содержания мероприятия с учебной работой.

2. Продуманность мероприятия (глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие интересов учащихся)

3. Элемент поиска, новизна в содержании мероприятия.

4. Побуждает ли внеклассное мероприятие к самообразованию?

5. Внимание и интерес аудитории (опирается ли содержание мероприятия на интересы ребят)

1. Адресность (соответствие возрастным особенностям).

2. Творчество как элемент самореализации личности.

3. Является ли внеклассное мероприятие стимулом в духовном и интеллектуальном развитии личности.

4. Выразительность исполнения.

5. Формирование умений и навыков в процессе подготовки и проведения мероприятий.

1. Массовость и активность учащихся.

2. Формированию, каких черт творческой личности способствует данное мероприятие?

(неординарность, организаторские качества, демократизм, гуманизм)

3. Воспитание общей культуры.

4. Состязательность и соревновательность.

5. Эмоциональный настрой.

6. Создание условий для самовыражения детей.

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения:________________________________________________________________________________________________________________________________

Обзор материала

Обзор материала

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время в Российском образовании происходит интенсивное изменение представлений о школе как объекте управления. Под объектом управления в науке понимают то, на что направлены действия субъектов управления, по отношению к чему принимаются управленческие решения. Поэтому от руководителя образовательной организации (как субъекта управления) требуются глубокие и разносторонние знания объекта и постоянное наращивание и обогащение этих знаний.

Если раньше объектом управления в школе выступал учебно-воспитательный процесс, то в современный период времени стало преобладать представление об образовательной организации как особой разновидности социальной организации, которой присущи все черты такой организации:

Наличие внутренней среды,

Ориентация на удовлетворение определенных потребностей обучающихся в достижении внешних и внутренних целей,

Организационная структура и организационная культура,

Взаимодействие с внешней средой и т.п.

Такой сложный и многогранный процесс, как школьное образование, обязательно должен контролироваться. Для этого и существует внутришкольный контроль – деятельность администрации школы, направленная на получение и анализ информации об отклонениях от заданной программы управления для принятия определенного управленческого решения. Иначе можно сказать, что внутришкольный контроль направлен на изучение фактического уровня обучения, воспитания и развития школьников различных возрастных групп, сравнение этого уровня с планируемым, выявление степени и причин несоответствия.

Знание фактического состояния дел в школе, информация о том, что удастся в деятельности школьного коллектива и его руководителей, дают возможность оценить эффективность внутришкольного управления и всех управленческих воздействий, правильность выбора и результативность принимаемых и осуществляемых решений. На основе этого появляется возможность принять новые решения и организовать их выполнение.

Итак, нет сомнений, что контроль в школе необходим всегда, но каким ему быть сегодня?

Прежде всего, в целях повышения эффективности внутришкольного контроля следует выполнять важнейшие условия его рациональной организации, которые вытекают из общих принципов и положений теории и практики педагогического менеджмента.

Генерализация определяет главные направления деятельности, которые подвергаются контролю в первую очередь, и отвергает традиционные представления о том, что контроль необходимо осуществлять в равном объеме по всем направлениям. Это стремление может породить противоречие, ведь чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой информации.

Интеграция объединяет усилия всех участников образовательного процесса и общественных организаций в осуществлении контроля на основе приоритета права руководителя образовательной организации на координацию этого контроля.

Гуманизация системы отношений требует установления в процессе контроля отношений взаимоуважения и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Это продиктовано необходимостью перехода от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, что позволяет руководителю сосредоточить внимание на раскрытии творческого потенциала педагогов.

Индивидуализация позволяет при организации контроля учитывать индивидуальность каждой творческой личности, чтобы создать необходимые условия для ее самовыражения. Не секрет, что в педагогической деятельности результаты труда зависят от единства всего коллектива при ярко выраженной индивидуальности каждого педагога. Поэтому незнание руководителем особенностей личности каждого учителя может привести к нарушению взаимопонимания и, даже, к конфликту.

Дифференциация предполагает осуществление различного уровня контроля для отдельных групп педагогического коллектива, показывающих стабильно высокие результаты обучения или, наоборот, имеющих проблемы в обучении. Реализация этого условия способствует переходу учителей, добивающихся высоких результатов в обучении, на самоконтроль, т.е. деятельность в режиме полного доверия.

Таких учителей можно привлекать к проведению внутришкольного контроля в роли субъекта контроля.

Чтобы внутришкольный контроль был эффективным и качественным, важно соблюдать общие требования к организации внутришкольного контроля и знать его основные принципы.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВШК

Целесообразность (контролю должны подвергаться те стороны образовательного процесса, которые требуют улучшения, изменения и т.п.);

Систематичность (регулярное проведение контроля);

Объективность (проверка деятельности учителя на основе согласованных критериев);

Действенность (результаты контроля должны привести к позитивным изменениям);

Компетентность проверяющего (способность руководителя школы не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно научать, обобщать и внедрять все новое и передовое.

Особенность внутришкольного контроля заключается в его влиянии на личность учителя. Если это молодой учитель, контроль сказывается на его становлении, если педагог опытный, - на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Вот почему в осуществлении контроля важную роль играют такие качества, как профессионализм и компетентность проверяющего (т.е. субъекта контроля).

2. ПРИНЦИПЫ ВШК

Научность (коллективу должны быть известны критерии оценки результатов их работы);

Плановость (контроль должен быть регулярным и запланированным);

Выделение главного звена (не нужно стремиться контролировать все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, учитывая особенности контингента, уровень интеллектуального развития и воспитания, мотивации к учению);

Актуальность (не должно быть неконтролируемых участков работы);

3. ФУНКЦИИ ВШК

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная;

Стимулирующая.

Внутришкольный контроль в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ и т.п. осуществляется в соответствии с утвержденным планом ВШК, который обеспечивает периодичность контроля и исключает его нерациональное дублирование.

План ВШК является модулем плана работы школы и составляется в конце учебного года. Педагогический коллектив знакомится с планом ВШК на августовском педагогическом совете или на совещании при директоре.

4. ЗАДАЧИ ВШК

Создание благоприятных условий для развития учебного заведения;

Обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;

Обеспечение сочетания административного контроля с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;

Обеспечение сочетания внутришкольного контроля с государственно-общественной экспертизой и внешней оценкой деятельности ОУ;

Создание информационного банка данных о работе каждого учителя.

5. ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ

Внутри школьный контроль проводится по следующим этапам:

Постановка цели;

Выбор объекта контроля;

Определение субъекта контроля;

Сбор и обработка информации;

Подведение итогов контроля;

Рассмотрим подробнее этапы и управленческие действия при проведении внутри школьного контроля.

5.1. Постановка цели

Цели контроля могут быть организационно-педагогическими, педагогическими, психологическими. Выбор целей контроля зависит от общих задач, решаемых в учреждении, от объективной оценки учебно-воспитательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителей школы в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее будет сам контроль.

Главной целью ВШК является:

Установить соответствие функционирования и развития педагогической системы образовательного учреждения требованиям государственного образовательного стандарта с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса.

Цели ВШК на современном этапе:

Получить информацию о состоянии дел в школе в целом, либо на узком участке работы;

Оценить состояние УВП в школе па основе анализа полученной информации с учетом требований, предъявляемых на сегодняшний день к школе; оценить результаты ли р. принятых руководителями школы или отдельными учителями;

Оценить уровень соответствия образовательной подготовки учащихся базовым требованиям;

Выявить причины трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене УВР ОУ;

Изучить положительный опыт работы учителей с целью ознакомления с ним всего коллектива;

Сформулировать выводы о дальнейшей работе руководителей и членов педколлектива;

Предупредить отклонения фактического состояния УВП от планируемого.

5.2. Выбор объекта контроля

Организационно-педагогические условия успешной работы школы;

Состояние учебно-воспитательного процесса;

Методическая работа;

Состояние воспитательной работы;

Экспериментальная работа;

Качество и эффективность работы учителей.

Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и может делиться на более мелкие элементы. Соответственно и контролирующая деятельность может быть направлена на изучение как целостного объекта, так и его отдельных частей. Например, контроль состояния учебно-воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

Контроль за выполнением всеобуча;

Контроль за состоянием преподавания учебных предметов:

а) организация повторения в начале и в конце года;

б) адаптация учащихся к новым предметам;

Контроль за уровнем знаний умений и навыков учащихся:

б) подготовка к итоговой аттестации;

Контроль за школьной документацией;

Контроль за работой педагогических кадров:

а) молодые специалисты;

б) аттестация, повышение квалификации;

в) обмен опытом;

г) работа м/о.

Контроль за выполнением всеобуча можно проводить по следующим направлениям:

Посещаемость уроков;

Работа с учащимися «группы риска» (состояние опроса, посещаемость уроков, посещаемость индивидуальных и групповых занятий во второй половине дня и т.п.);

Работа с высокомотивированными учащимися; в обучение на дому;

Семейное обучение;

Экстернат;

Обеспечение обучающихся учебниками и горячим питанием.

Для контроля за ведением школьной документации используются следующие виды документов:

Классные журналы;

Журналы часов компонента образовательного учреждения;

Журналы надомного обучения;

Тетради учащихся (для контрольных, лабораторных, практических работ, работ по развитию речи, рабочие тетради);

Личные дела учащихся;

Дневники учащихся;

Тематические и календарные планы учителей.

Методическая работа является одним из основных видов деятельности образовательной организации. При проведении контроля состояния методической работы учитываются следующие элементы:

Аттестация членов педагогического коллектива;

Повышение квалификации работников школы;

Наставничество;

Работа методических объединений (выполнение плана работы, организация и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, конкурсов, качество внеклассной работы по предмету, участие детей в окружных и городских предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. мониторинг обученности по предметам и т.п., работа над единой методической темой, самообразование педагогов).

Экспериментальная и научно-исследовательская работа является одним из основных видов образовательной деятельности учебного заведения. Она организуется и проводится в соответствии с действующими руководящими документами. При проведении контроля состояния экспериментальной работы в школе учитываются:

Научно-исследовательская деятельность учащихся;

Научно-исследовательская деятельность учителей;

Результаты экспериментальной работы и инновации.

5.3. Выбор субъекта контроля

Субъектами контроля, как правило, становятся члены администрации школы: директор, заместители директора. Помощь в проведении контроля могут также оказывать председатели методических объединений, классные руководители и опытные учителя.

6. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

После проведения предварительной работы (определения цели, объекта, субъекта контроля) можно перейти непосредственно к осуществлению контроля.

Говоря о внутришкольном контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля - это совокупность форм, методов, средств, объектов контроля, d o целей и задач. По виду внутришкольный контроль бывает фронтальным и тематическим.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, воспитательная работа, экспериментальная работа и т.п.) или отдельного подразделения (работа методического объединения, параллель классов и т.п.). Так, например, если на фронтальный контроль ставится работа методического объединения, то проверяются все аспекты его деятельности: внеклассная работа по предмету, обобщение передового опыта коллег, мониторинг обученности по предметам и т.д. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение его опыта и как учителя-предметника, и как классного руководителя, и как организатора внеклассной работы по предмету. Такой контроль, как правило, осуществляется при аттестации учителя.

Фронтальный вид контроля позволяет руководителю получить широкую информацию и на этой основе провести глубокий педагогический анализ состояния дел по конкретному вопросу.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения объекта управления и получения информации о его состоянии.

Объектом тематического контроля может быть один учитель, методическое объединение, качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений и навыков на уроках и т.д. Глубокое изучение отдельного вопроса позволяет администрации школы принять продуманное управленческое решение с целью усовершенствования данного вопроса.

Тематический контроль осуществляется в любое время учебного года. Субъектами такого контроля могут быть администрация, общественная организация, председатели методических объединений.

По результатам контроля оформляется справка, проводится собеседование, совещание, составляются методические рекомендации или аналитические материалы.

Предлагаем следующую структуру справки по итогам фронтального или тематического контроля:

1) Нормативная часть. Указывается, на основании чего проводился контроль (согласно ВШК, на основании приказа и т.п.).

2) Информационная часть. Указание объекта, который контролировался, сроков контроля, целей и задач контроля, состава проверяющих, объема проделанной работы.

3) Констатирующая часть. Указывается, что выявлено в ходе контроля (итоги проверки с указанием причин выявленных недостатков).

4) Выводы, предложения по итогам контроля, конкретные рекомендации (например, «повторный контроль провести тогда-то» или «в повторном контроле не нуждается»).

Форма контроля - это способ организации контроля. По форме внутришкольный контроль бывает:

Классно-обобщающим;

Тематически-обобщающим;

Предметно-обобщающим;

Обзорным;

Персональным.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Существуют следующие методы контроля:

Наблюдение;

Письменная проверка знаний;

Устная проверка знаний;

Тестирование;

Анкетирование;

Проверка документации;

Беседа.