Методика совмещение вырезов. Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс. Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

МОДУЛЬ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ10-Лекция Ощущения и восприятия
Зрительное ощущение
Абсолютный порог слухового ощущения
Восприятие пространственных признаков.
Методика «компаса»
Методика «часы»

Исследование ощущений и восприятий в спорте
преследует две цели:
1. Диагностику спортивных способностей
2. Оценку функционального состояния спортсмена.
Различные виды спорта предъявляют разные.
требования к зрительной, кинестетической и
другим видам чувствительности.
Одновременно интраиндивидуальные различия,
например, динамика абсолютных и разностных
порогов ощущений у одного и того же человека,
могут служить характеристикой функционального
состояния (утомления, предстартовой лихорадки и
т. п.).

Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

Используются плакаты с рисунками кольца
Ландольта. Диаметр кольца 7,5 мм,
толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5
мм.

Порог различения массы

Исследуется с помощью разновесов, в качестве
которых могут быть использованы 1-, 2-, 5копеечные монеты. Испытуемому надевают на
глаза повязку, и он вытягивает руки вперед
ладонями вверх. На ладонях листки бумаги
размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на
ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2
и 2+2), спрашивая, какой груз тяжелее, затем
добавляет 1, 2, 5 копейки и т. д., пока не
определится различие в весе.
Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу
берется средний результат различения в граммах.

Оценка чувствительности в различении
массы с помощью представленной
методики осуществляется по таблице.
Оценка в баллах 9
8
7
6
5
4
3 2 1
Различаемая
величина (в г)
2
2
3
3
4
5 7 10
1

Абсолютный порог слухового ощущения

Абсолютный порог слухового ощущения
Для определения слуховой чувствительности требуется специальный
звуковой генератор с наушниками.
Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда
испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей
абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет
восприниматься.
Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука,
определенной при его усилении и ослаблении.
Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было
услышать на расстоянии 5 м
Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала
приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет
слышать).
Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что
было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки.
Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные
несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии
речи.

Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

Исследование производится с помощью плаката, на
котором схематически изображено по 5 компасов в
каждой строчке.
Необходимо относительно одной точки отсчета сторон
света, мысленно воспроизводя остальные стороны
света, определить, куда показывает стрелка.
Затем из 5 компасов определить, который показывает в
направлении, обозначенном в самом начале строки.
Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и
№ 3.
Задание дается на 10 мин.
Оценка выводится по таблице.

10.

Оценка в баллах
Количество
вильных ответов
9
8
7
6
5
4
3
пра- 18 17 16 14-15 12-13 10-11 8-9
2
1
6-7
5

11.

Инструкция:
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе:
север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад –
слева. (Показать на демонстрационном плакате.)
На ваших картах схематические изображения компасов
со стрелками, на них указано только одно направление.
Вам надлежит мысленно представить остальные
стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты
или наклонены. (Показать несколько вариантов
отыскания направления стрелки на плакате.)
Ваша задача определить, куда показывают стрелки на
каждом компасе, и найти те из них, которые
соответствуют направлению, обозначенному в начале
строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть.
Время на работу 10 мин».

12. Методика «часы»

Исследование производится или с
помощью бланка с изображением 42
циферблатов, на которых по одному числу,
около любого часа, а циферблат повернут
на неопределенное количество градусов
Необходимо определить, какое время
показывают стрелки.

13.

14.

При работе со стендом каждая картинка
представляется на 12 с (по определенной
программе) и обследуемые пишут номера заданий
и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин.
Оценки при этом облегчаются на 2 ответа (9
баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и
т. д.).
Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами
бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов
со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси –
они в необычном положении. Нужно, ориентируясь
только на одну цифру, показывающую какой-нибудь
час, определить время на каждом циферблате.
Бланки вращать не разрешается, положение часов
нужно представлять мысленно».

Научно - познавательное

Пояснительная

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Занятия ориентированы на интересы и возможности детей, предполагают максимальную гибкость содержания. Содержание занятий отобрано исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей детей. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык , математика, окружающий мир, литературное чтение), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию творческого потенциала личности ребенка. На занятиях дети приобретают мыслительные и исследовательские умения. Дети учатся:

    анализировать сравнивать рассматривать проблему с разных сторон доказывать проверять вести диалог работать в малых группах, парах составлять план собирать информацию

В первый год развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, творчества проходило преимущественно в игровой деятельности детей. Игра – основной вид деятельности детей первого года обучения в школе.

В дальнейшем занятия направлены на развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой . Учащиеся привлекаются к исследовательской, творческой и проектной деятельности . Формируется аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Цели работы

    создание благоприятных условий для развития детей в интересах личности, общества и государства;

· выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления.

Задачи

· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу:

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности:

· установление сотрудничество детей, родителей и педагога в развитии творческих способностей учащихся.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

1 год

Диагностика восприятия у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти, восприятия пространства, координации движений.
    Методика «Совмещение вырезов»

Диагностика внимания у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития внимания, быстроты реакции, ориентационных способностей, зрительно-моторной координации у младших школьников.

Игры «У кого мяч?», «Нос, пол, потолок», «Лесные игры», «Волшебное слово», «Буква заблудилась», «Закончи рисунок», «Соедини точки» и др.

    Методики «Треугольник», «Найди и вычеркни»

Диагностика памяти у детей 7-8 лет.

    Подвижные игры и упражнения для развития памяти, внимания, совершенствования двигательной, моторной памяти у детей 7-8 лет.

Игры «Скопируй позу», «Отгадай и запиши», «Вернись на место», «Продолжи закономерность», «Запомни и повтори» и др.

    Методика «10 слов»

Диагностика мышления у младших школьников

    Подвижные игры и упражнения для развития мышления у младших школьников.

Игры «Рыбы, птицы, звери», «Веселая олимпиада», «Существительное, прилагательное, глагол», «Буквы, цифры, слова – невидимки», «Успей хлопнуть!», «Грамматическая арифметика», «Вставь заплатку» и др.

Методика «Матрица Равенна»

Диагностика воображения

Игры «Угадай», «Представь себе», «Замри», «Придумай и покажи», «Классный театр», «Мохнатая азбука» и др.

    Методика «Предложения»

Тренировочные занятия по включению детей в исследовательскую деятельность .

Темы занятий:

    «Секреты русского языка», (шарады, кроссворды, метаграммы) «Мир чисел» (установи закономерность, числовые головоломки).

Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры

· «Мир фантазии». Придумывание историй.

· «Тайна растений» Викторины по окружающему миру

Олимпиада эрудитов

Самостоятельные учебные исследования

Темы исследований:

    «Лексика и фразеология», «Речевое творчество». Палиндромы. Чайнворды. Ребусы. «В мире задач». Группирование по одному и нескольким признакам. Экология. В мире животных. Сказочные дебри. Придумывание сказок.
    Мир линий. Долина знаков

· Лексика и фразеология .

    Я – частичка природы
    Веселая грамматика Прибаутки, потешки, побасенки

Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

    Здоровье Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Классификация по одному и более признакам. Сравнение предметов (сходство и отличие)

Исследовательская практика.

· Как устроены слова.

· Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей).

· Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами.

· Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение.

Интеллектуальный марафон

Исследовательская практика.

· Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни.

· Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты.

· Выражение. Построение сообщения по алгоритму.

Фантастические исследования

· Если бы …

Наблюдения, эксперименты, исследования

· Детское словотворчество.

· Способность рассуждать.

Оформление мультимедийных презентаций

Защита проектов и исследований

Интеллектуальный марафон

Технологические основы выполнения и анализа интегрированных работ

· Способность комбинировать.

· Способность анализировать.

· Речевое творчество. Мир фантазии.

· Тренинг мышления и памяти.

· Тренинг внимания.

· Детское творчество

Ожидаемый результат

Выпускник начальной школы, обладающий

· устойчивым вниманием,

· развитым воображением,

· способностью исследовать и анализировать информацию,

  • Реферат - Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте (Реферат)
  • Реферат - Маркетинг в сфере спорта (Реферат)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 2 (Документ)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 1 (Документ)
  • Черепанов В.П., Хрулев А.К., Блудов И.П. Электронные приборы для защиты РЭА от электрических перегрузок (Документ)
  • Шапарь Ш.Б., Шапарь О.В. Практическая психология проективных методик (Документ)
  • Протокол - Исследование устойчивоcти и концентрации внимания и особенностей работоспособности с помощью методики - Корректурная проба (Ф.Бурдона) (Документ)
  • n1.docx

    Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    § 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

    Исследование ощущений и восприятий может проводиться как в целях психологического отбора, так и для определения изменений в психологических функциях после различных периодов физической и спортивной тренировки. По результатам оценки ощущений у одного и того же определенного человека можно судить также о его функциональном состоянии, утомлении.

    Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

    Простейший способ приблизительного измерения описан К. К- Платоновым. Используются плакаты с рисунками кольца Ландольта (рис. 4). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм.

    Порог различения массы

    Исследуется с помощью разновесов, в качестве которых могут быть использованы 1-, 2-, 3-, 5-копеечные монеты. Испытуемому надевают на глаза повязку, и он вытягивает руки вперед ладонями вверх. На ладонях листки бумаги размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2 и 3+1), спрашивая, какой груз тяжелее, затем добавляет 1, 2, 3 копейки и т. д., пока не определится различие в весе. Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу берется средний результат различения в граммах. Оценка чувствительности в различении массы с помощью представленной методики осуществляется по таблице 25.

    Исследуется с помощью экстезиометра. Испытуемому на глаза надевают повязку. Экспериментатор прикасается к кожной поверхности испытуемого на тыльной стороне ладони ножками экстезиометра, разведенными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводятся на 1,5, на 2, на 2,5 мм и т. д. до тех пор, пока не появится ощущение двух прикосновений. Затем ножки сближаются до появления одного прикосновения. Опыт повторяется три раза. За основу берется средний результат в миллиметрах. При отсутствии экстезиометра можно пользоваться обычным циркулем-измерителем, на котором расстояние между иглами устанавливается с помощью линейки. Оценка точности тактильного ощущения (нижнего его порога) с помощью представленной методики осуществляется по таблице 24.
    Абсолютный порог слухового ощущения

    Для определения слуховой чувствительности требуется специальный звуковой генератор с наушниками. Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет восприниматься. Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука, определенной при его усилении и ослаблении.

    С целью приближенной оценки изменений слуховой чувствительности, в связи с динамикой функционального состояния (ростом утомления и др.) при отсутствии специального генератора звука у одних и тех же испытуемых (для которых имеются исходные данные) возможно использование произвольного источника звука, например с магнитофона или любого источника с постоянной силой звука. Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было услышать на расстоянии 5 м. Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет слышать). Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки. Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии речи.
    Восприятие длины линии

    Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, изготовленного из обычной линейки (рис. 5). Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посредине находится четкая полоска, которая разделяет линейку на две половины (левую и правую). Сверху – два ползунка.

    Экспериментатор отодвигает один ползунок до центра (от четкой линии) на 5 – 12 см. Испытуемый, который находится в 0,5 м от линейки, должен отодвинуть свой ползунок на такое же расстояние в противоположную сторону. Берется отсчет ошибки. Проба повторяется 10 раз.

    (Т) измерения длины отрезка по формуле
    где с 2 – сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого в мм), С\ – сумма отрезков, предъявляемых экспериментатором. Оценка результатов обследования по описанной методике выставляется по таблице 26.

    Рис. 5. Глазомерная линейка. А – вид со стороны испытуемого; Б – вид со стороны экспериментатора.

    Таблица 26

    Восприятие времени

    Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6 – 12 с.

    Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле
    где с 2 сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах), ci – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике выставляется по таблице 27.

    Таблица 27

    Глазомер на углы (восприятие угловых величин)

    Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7 – 10°, линейные величины их сторон около 8 – 12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2 – 3°."
    Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3 4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами, записывая ответы в порядке номеров, например: 1 – Б; 2 – В; 2 – М и т. д. Оценка результатов обследования выставляется по таблице 28. (Экспериментатор имеет шаблон правильных ответов для каждой таблицы.)

    Таблица 28

    Инструкция для группового обследования: «Перед вами плакат, на котором 10 пар равных или близких по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате). Начинайте по порядку от фигуры под № 1 и найдите соответствующую ей или наиболее близкую по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 и рядом – соответствующую букву, например «Б». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру». (После этого показать еще 2 – 3 пары фигур, равных или близких по угловой величине. Повесить контрольный плакат, включить секундомер. Через 4 мин подать команду «стоп», снять плакат.)

    Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

    Исследование производится с помощью плаката (рис. 6) на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин. Оценка выводится по таблице 29.

    Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».

    Методика «часы»

    Исследование производится или с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около

    Любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 7), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающими часы (рис. 8). Необходимо определить, какое время показывают стрелки.

    При работе с бланками оценка выводится по таблице 30.

    При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 с (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин. Оценки при этом (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и т. д.).

    Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси – они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

    § 2. ВНИМАНИЕ Объем внимания

    Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (рис. 9). Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с.

    На упрощенном тахистоскопе карточки могут высвечиваться на бумаге за матовым стеклом зажиганием лампочки. Возможно предъявление их с эпидиаскопа на слайдах. Обследование проводится обычно групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов осуществляется по таблице 31.


    Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии»

    Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице 32.

    Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».
    Устойчивость внимания. Корректурная проба

    Обследуемому дается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, О и К или К и НО). В другом варианте одну букву предлагается подчеркивать, а другую – зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. Приэтом может меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал, зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 мин. Хотя в отдельных случаях могут применяться пробы до часа и более, позволяющие хорошо проследить динамику утомления, истощаемость внимания.

    При выполнении 10-минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания (см. инструкцию) оценка выставляется по таблице 33. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков.

    Таблица 33


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество просмотренных знаков (минус ошибки)

    2151

    2001- 2150

    1851- 2000

    1701- 1850

    1501- 1700

    1351-1500

    1201-1350

    1000-1200

    менее 1000

    Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

    Инструкция: «На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо. При этом букву «а» подчеркивайте, а букву «о» зачеркивайте. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркивать, «о» подчеркивать. Начинайте работать первым способом, через минуту последует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем, через минуту, следует команда: «Черта, первый способ!». Поставите черту и начнете работать первым способом и т.д.».

    Корректурная проба с кольцами

    Обследуемому предлагается бланк с кольцами Ландольдта (рис. 11).

    В таблице по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Обследуемым предлагается зачеркивать кольца с определенным разрывом (например, на 9 ч) или же зачеркивать такие кольца, как первое в строке. На задание отводится 5 мин. Через каждую минуту дается команда провести черту. Обычно предлагаются два задания на двух бланках, второе после эмоциогенного инструктирования.

    При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

    Инструкция: «Возьмите бланк с кольцами. Положите его таким образом, чтобы верхнее левое кольцо было с разрезом влево. Напишите сверху свою фамилию. Вам надлежит вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строке. В первой строчке кольца с разрезом на 9 ч, во второй – с разрезом на 7 ч и т. д. Через каждую минуту будет подаваться команда: «Минута!». В этот момент следует поставить квадратную скобку на том месте, где вас застала команда. Затем, не задерживаясь, продолжайте работу».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнить его нужно обязательно лучше, чем предшествующее. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, вы непременно увеличите количество ошибок. Постарайтесь взять себя в руки! Возьмите второй бланк, положите его так, чтобы верхнее левое крыло было с разрывом на 5 ч. Напишите сверху свою фамилию и поставьте № 2».
    Тест отыскания чисел

    Рекомендуется как задание для исследования распределения внимания. Используется бланк с 25 клетками (рис. 12), на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Могут использоваться индивидуальные бланки размером 7X7 см. Применяются также бланки с числами от 1 до 70 (рис. 13) и др.


    14

    5

    31

    27

    37

    40

    34

    23

    1

    20

    19

    16

    32

    13

    33

    2

    6

    8

    25

    9

    12

    26

    36

    28

    39

    16

    19

    42

    14

    56

    27

    43

    69

    26

    57

    49

    68

    7

    13

    31

    1

    40

    21

    59

    64

    70

    65

    35

    45

    66

    8

    34

    22

    51

    6

    53

    29

    17

    61

    41

    46

    18

    32

    12

    63

    2



    4

    39

    23

    60

    28

    55

    36

    Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой). Время для работы с бланком 1 – 40 1,5 мин (с бланками 1 – 70 – 4 мин).

    Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице 34.


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления) из 40 знаков

    15

    14

    12-13

    10-11

    8-9

    6-7

    5

    4

    3

    Количество правильных ответов из 70 знаков

    18

    17

    15-16

    13-14

    10-12

    8-9

    6-7

    5

    4

    Инструкция (для бланка 1 – 40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего на таблице 25 чисел, – значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице – вычеркните его в контрольном листке. Исправления не допускаются».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат.) Начали! (Включить секундомер.) Через 1,5 мин – команда «Стоп!».

    Рис. 3. Бланк для методики ―компас‖

    МЕТОДИКА «СОВМЕЩЕНИЕ ВЫРЕЗОВ»

    Исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката (см. рис. 4). На таблице изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка по количеству правильных ответов за 6 мин. (табл. 3). Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

    Таблица 3

    Рис. 4. Плакат для методики ―Вырезы‖

    1.2 Нейропсихологические методы исследования восприятия

    ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

    Исследование этой функции предполагает дифференцированный подход к характеру стимульного материала, способного вероятностно отражать различные варианты локализации коркового очага поражения. Самым общим признаком «заинтересованности» функциональных структур, ориентированных на сложные формы обработки визуальных стимулов, становятся дефекты узнавания реальных предметов и их изображений. Сенсибилизированным вариантом таких проб является опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок Поппельрейтера, вычленение изображений из зашумленного фона (при этом плотность «шума» может произвольно меняться), либо узнавание предметов с недостающими деталями .

    Рис. 5 Пример изображения предметов с пересекающимися контурами Папельмейера, используемого для выявления зрительной агнозии.

    Рис. 6 Выявление пространственной агнозии. а - предлагаемые больному рисунки; б - попытки скопировать эти рисунки больным с поражением правой теменной доли, игнорирующим левую половину пространства.

    По А.Р. Лурия исследование зрительного восприятия предметов или изображений должно быть построено таким образом, чтобы оно могло обеспечивать оптимальные возможности качественного анализа результатов. Обычно оно начинается с предъявления больному предметов или их четких изображений, причем больному предлагают (без ограничения времени) внимательно рассмотреть и назвать их. При нарушении речи название может быть заменено другим способом, показывающим, что больной действительно узнал предмет .

    Следующая фаза исследования, к которой нужно перейти, если первая фаза не обнаружит сколько-нибудь заметных нарушений, заключается в предъявлении больному сложных или недостаточно четких изображений предметов. Сюда могут быть включены изображения, допускающие множественное толкование (особенно пригодны такие изображения, отдельные детали которых толкают на ложные заключения и для правильной оценки которых необходимо тщательное сопоставление основных деталей). Сюда же относятся контурные или силуэтные изображения, так же как и изображения, сделанные крапом или стилизованные изображения, восприятие которых может представлять известные трудности. Особенно пригодными могут быть контурные стилизованные изображения, создающие тенденцию оценить изображение как разновидность «письма».

    Третьей фазой исследования служит предъявление больному перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (прием, введенный Поппельрейтером, 1917-1918). В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов фона или раздельно воспринять контуры нескольких фигур, наложенных друг на друга. На рис. 7 и 8 приводятся образцы таких изображений.

    Рис. 7. Перечеркнутые, фигуры для исследования зрительного восприятия

    Рис. 8 Наложенные друг на друга фигуры для исследования зрительного восприятия (по Поппельрейтеру, с изменением)

    Последняя и наиболее сложная фаза исследования активного зрительного восприятия заключается в предложении больному выделить фигуру, замаскированную в другой, более сложной структуре (такие фигуры были введены в психологическое исследование Готтшальдтом) (рис. 9), или же выделить из однородной сетки (например, из шахматной доски) заданную фигуру (например, крест с белым или черным центром, прямоугольник и т. д.), которую больной должен себе ярко представить и которую он должен выделить, обводя пальцем контур этой фигуры. Схема такого опыта дается на рис. 10.

    Рис. 9 Замаскированные зрительные структуры (по Готтшальдту)

    Рис. 10. Опыт с выделением фигуры на шахматной доске .

    Специальные задачи в нейропсихологической диагностике

    зрительного гнозиса являются:

    1. Выявление цветовой агнозии. Для более грубых расстройств могут использоваться идентификация чистых цветов (красный, синий, желтый), небольшие наборы окрашенных карточек (5-8, например, из методики Люшера, цветные карандаши); для диагностики менее выраженных вариантов цветовой агнозии - специальные наборы цветных карточек (например, фрагменты из альбомов колеров), позволяющие по инструкции подбирать оттенки к чистым тонам, либо классифицировать цвета по оттенкам, либо корректно называть редко встречаемые цвета.

    2. Исключение или подтверждение лицевой агнозии - узнавание знакомых и незнакомых лиц, для чего используют комплекты небольших по размеру портретов выдающихся и общеизвестных отечественных писателей (Толстой, Гоголь и др.), а также фотографии или двухцветные портреты неизвестных испытуемому лиц, предъявляемые ему как эталоны для запоминания и дальнейшего опознания среди ранее не предъявлявшихся сходных по стилевому оформлению образцов. Время предъявления эталонов может меняться, повышая или понижая чувствительность данной пробы.

    3. Исключение или подтверждение оптико-пространственной агнозии (способности ориентироваться в пространстве с опорой на зрительный

    анализатор) с помощью пробы «узнавание времени на схематических часах без цифр», «слепых» компасов, на рисунках которых произвольно обозначена лишь одна часть света (например, юго-восток - ЮВ) и стрелка, направление которой требует идентификации, узнавание повернутого или перевернутого изображения бытового предмета. Исследование этого качества гностических функций может начинаться с предложения больному сориентироваться в том реальном пространстве, где он сейчас находиться (нарисовать план отделения, рассказать, как из данного кабинета добраться до выхода), просьбы указать, какой из видимых предметов находится ближе или дальше.

    Помимо вышеописанных, исследования зрительной памяти могут предполагать исключение вербального фактора, мнемотехнически улучшающего результаты пробы. Используют наборы невербализуемых или полувербализуемых графических изображений (разнообразно ломаные кривые, амебовидные фигуры), предъявляемых испытуемому для запоминания и дальнейшего узнавания среди других изображений того же набора. Явное ослабление подобных операций свидетельствует о расстройствах функционирования височно-теменных отделов правого полушария (у правшей). При этом патология специфических зрительных мнестических функций рассматривается как составная часть гностических расстройств, хотя формально может быть представлена в разделе исследований патологии памяти.

    Роль симультанного фактора в зрительном восприятии может быть оценена с помощью узнавания и понимания содержания сюжетной картины, для чего больному необходимо установить смысловые связи между всеми ее компонентами и путем мыслительных операций вербализировать их общий смысл. Как правило, в качестве стимульного материала больным предлагаются копии известных живописных работ отечественных авторов, условные и даже схематичные сюжетные рисунки. Другим вариантом стимульного материала являются серии картин, объединенных общим сюжетом, что требует от пациента более активной мыслительной работы по восстановлению субъективно оправданного и объяснимого хода событий.

    Сложности формирования зрительных представлений, вызова образов, хранящихся в долговременной специфической памяти, также могут служить основой для суждения о дефекте зрительного гнозиса. Больному или испытуемому обычно предлагают представить и описать несколько предметов, часто встречающихся в обыденной жизни (например, телефон, стул, огурец).

    АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

    Исследования этой функции, помимо относительно простых проб на запоминание и воспроизведение различных ритмических структур, настукиваемых ладонями или карандашом по столу (данная проба не может использоваться, если у больного уже зарегистрированы персеверации, не связанные со «специфическими» нарушениями), предполагают наличие звуковоспроизводящей техники, обычно магнитофона, на котором могут быть записаны сложные акустические раздражители (шум проезжающей машины,

    льющейся воды, голоса животных и птиц), либо широко известные и узнаваемые в норме мелодии (первые фразы песен). Пробы на воспроизведение звуковых ритмов могут рассматриваться и как примеры исследования сукцессивного фактора.

    Значительную роль при диагностике аритмии, слуховой агнозии или амузии играет сохранность слухового внимания, дефекты которого могут приводить к быстрой утрате или перепутыванию предъявленных образцов, к потере смысла и значения предметных звуков.

    Исследование звуковысотной чувствительности возможно лишь с использованием специальной аппаратуры .

    СОМАТОСЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС

    Благодаря чрезвычайно сложной и полимодальной организации кожнокинестетического анализатора, для диагностики расстройств со стороны его коркового звена могут использоваться различные приемы, направленность которых обусловлена спецификой возможных клинических проявлений - как со стороны различных качественных составляющих симптомов и синдромов, так и с позиции высоты очага поражения теменных долей.

    Для установления самой распространенной формы расстройства соматосенсорного гнозиса - тактильной агнозии, применяются пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми глазами. В качестве стимулов могут использоваться самые разные подручные материалы - ключ, очки, небольшие игрушки, специально вырезанные из фанеры или плотного картона профили легко опознаваемых на ощупь геометрических фигур (квадрата, круга, звезды). Предпочтительно в наборах предъявляемых для этих целей предметов иметь такие, которые для здорового человека заметно отличаются по характеру (текстуре) своей поверхности.

    Для анализа более простых компонентов соматосенсорного гнозиса используются прикосновения к различным частям тела с просьбой определить место прикосновения или дистанцию между точками двух одновременных касаний (для проведения второго варианта пробы обычно пользуются специальным циркулем, позволяющим количественно оценивать индивидуальные пороговые показатели и сравнивать их с нормативными данными для данного участка тела). Если человек имеет тенденцию игнорировать один из двух одновременных касаний к симметричным точкам на двух руках, то это может свидетельствовать о расстройствах тактильного симультанного синтеза или расстройствах соответствующего специфического внимания.

    Если в процессе клинического обследования предложить больному показать части собственного тела или описать их расположение в пространстве с закрытыми глазами и выясняется, что подобная задача для него невыполнима (это обычно имеет отношение к левой половине тела), можно говорить о признаках аутотопагнозии, вызванной поражением правой верхнетеменной доли мозга .

    1.3 Патопсихологические методы исследования восприятия

    Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами. Например, клинический метод применяется в следующих случаях:

    исследование болевой и тактильной чувствительности (проводится с помощью специально подобранных волосков, щетинок, игл и т.д.)

    исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения (с помощью специальных приборов:

    термоэтезиомера, ИВЧ-2, аномалоскопа-59 и др.).

    пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с помощью аудиометров.

    Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным:

    1) методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;

    2) методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.

    Есть и другие методики. Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать ―Классификацию предметов‖). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера). Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.

    Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные М. Ф. Лукьяновой. Обследуемому предлагают всмотреться в рисунки "движущиеся квадраты" и "волнистый фон", состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Анализируются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, возможный иллюзорный и стереоскопический обман.

    Для исследования слухового восприятия используют тахистоскопический метод (предъявление изображений и идентификацию прослушанных магнитофонных записей). Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этого метода можно обнаружить нарушения мотивационного

    компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных .

    Нарушения восприятия в меньшей степени, чем психические расстройства других сфер психической деятельности поддаются патопсихологической верификации. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний отклонений восприятия. Вследствие этого патопсихологическое исследований данной психической сферы направлено, в первую очередь, на выявление скрытых расстройств, перевод их в явные, которые можно зарегистрировать иными способами. В качестве таких методов предложены пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана .

    В пробе Ашафенбурга обследуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети. В пробе Рейхардта обследуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано. В пробе Липмана после надавливания на веки обследуемого предлагается сказать, что он видит. Эти пробы направлены на выявление галлюцинаторных или иллюзорных образов. При анализе проб нельзя исключать возможное внушение галлюцинаторных феноменов.

    1.4 Детские методы исследования восприятия

    МЕТОДИКА «ЭТАЛОНЫ»

    содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

    Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

    Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

    Рис 11 Фигурки эталоны

    Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

    Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

    - 1.38 Мб

    индивида

    1) Методики диагностики внимания

    Корректурная проба Бурдона.

    Предназначение методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

    Особенности методики: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

    Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

    По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

    При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

    Стимульный материал имеет взрослый (В-1 и В-2) и детский (Д-1 и Д-2) варианты.

    Корректурная проба Ландольта

    Предназначение методики: исследование устойчивости и распределения внимания.

    Особенности методики:

    Методика представляет собой модификацию корректурной пробы Бурдона. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Каждый бланк включает 22 строки колец, в каждой из которых 30 колец.

    Испытуемый должен отыскивать и зачеркивать в каждой строчке указанные в инструкции кольца. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка, где его застала эта команда.

    При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

    При оценке распределения внимания инструкция, которую в этой методике получают испытуемые, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Однако в этом случае им предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

    Стимульный материал

    Корректурная проба «Черно-красные таблицы»

    Предназначение методики: определение переключаемости и устойчивости внимания. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

    Особенности методики: Методика является модификацией таблиц Шульте. Для исследования используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда – от 1 до 25, красного ряда – от 1 до 24.

    Согласно инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и красные числа попеременно и в ином порядке: 1 – черное и 24 – красное, 2 – черное и 23 – красное, 3 – черное и 22 – красное и т.д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости переключения внимания оказывается большим, чем то, которое затрачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и характеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого.

    Стимульный материал

    Методика изучения уровня внимания у школьников

    Предназначение методики: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

    Особенности методики:

    Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

    Текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

    Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

    При обработке данных подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.

    Исследователь также должен обратить внимание на качество ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

    2) Методики диагностики восприятия и воображения

    Методика изучения яркости-четкости представлений

    Предназначение методики: определение яркости-четкости возникающих у индивида представлений. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

    Особенности методики: Испытуемому даются задания представить то или иное во внешности друга, как выглядит знакомый магазин, ландшафт и т.д. Человек должен оценить четкость и яркость представления по 5-балльной шкале. Затем баллы суммируются.

    Стимульный материал и обработка данных

    Методика “Компас”

    Предназначение методики: исследование восприятия пространственных признаков.

    Особенности методики: обследование испытуемого проиводится с помощью таблицы, на которой схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем определить, который из 5 компасов показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на первой строке указано искать Ю-З. Это № 2 и № 3.

    Инструкция: “Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). В бланке представлены схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом того, что компасы эти перевернуты или наклонены. Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы надо подчеркнуть. Время на работу 10 мин. Приготовиться! Начали!”

    Оценка выставляется по таблице 1.

    Таблица 1

    Оценка восприятия пространственных признаков

    Оценка в баллах

    Количество правильных ответов


    Стимульный материал

    Методика “Совмещение вырезов”

    Предназначение методики: исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия.

    Особенности методики: исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката. На таблице сверху изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка производится по количеству правильных ответов за 6 мин. Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

    Стимульный материал

    3) Методики диагностики мышления

    Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices)

    Предназначение методики: изучение мышления путем решения испытуемым задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

    Особенности методики: тест относится к числу невербальных тестов интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

    В черно-белом варианте тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

    В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

    Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

    Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

    Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

    Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

    Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

    Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.

    В серии А обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

    Дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

    Идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

    В серии АВ процесс решения заданий заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

    При работе с матрицами серии В испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

    Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной продуктивности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими показателями.

    Стимульный материал: черно-белый вариант (серии A, B, C, D, E), цветной вариант (серии Aц, Bц, ABц).

    Тест структуры интеллекта

    Предназначение методики: тест разрабатывался в первую очередь для оценки уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

    Интеллект понимается Р. Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

    Особенности методики: Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

    Описание работы

    Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.