Нейтрализации негативной информации по фрейду происходит путем. Суть теории зигмунда фрейда кратко. Как появился психоанализ

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом.
В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых, последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг , Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами, такими как Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.
Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это собственно часть нашего сознания, которая нами осознается в каждый момент времени. Здесь находится наш мыслительный процесс, эмоции сопровождающие этот процесс, восприятие при помощи органов чувств, рациональный опыт познания мира. Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду очень незначительная), которая подлежит реальному осознанию.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознание). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени, однако при необходимости, мы имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся воспоминания, наши знания, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт, иррациональные устремления.

При этом сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики) структурно состоит также из трех частей. Это ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой и рождается человеческое существо. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение базовых потребностей.
По Фрейду ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.
Согласно устремлениям ИД единственное благо — это удовлетворение этих потребностей причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.
Считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина ее развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром и развивается оно руководствуясь рациональным принципом реальности. Что это означает? Это значит то, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено и известными трудностями и его исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей у каждого из которых также есть свои желания и потребности. На основе опыта происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы, которые формируются в сознании к этому времени, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее внешних обстоятельств жизни ребенка. Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — совесть и Я — идеал.
Супер Эго, как и эго находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда показателем полностью психически здорового человека является контроль Эго над Супер Эго и Ид.

Иначе говоря Эго должно быть сильнее других частей личности.
По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее надо понимать, что роль Я в любом случае сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом безопасным для личности способом.
Полностью же удовлетворить и то и другое в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

В случае если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.
Если же доминантным является Ид, то данная личность будет естественно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки.
Как нетрудно предположить, именно два последние варианта являются проблемными, первый обычно для самой личности, второй же для общества.

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Психоаналитическая теория Фрейда.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Моравии (Чехии). Через 4 года его семья переехала в Австрию, в Вену и там он прожил всю жизнь. Работал в Австрии, во Франции, Америке. В 1938 году эмигрировал в Англию и там умер в 1939 году. Работал врачом (хирург, терапевт), затем психиатром. Ученый, исследователь. Его работы сделали переворот в психологии и изменили представление о человеке, как об объекте, который может быть изучен лишь через его поведение и чей внутренний мир несущественен. Фрейд, будучи психиатром, имел возможность изучать личность человека и его сознание сталкиваясь с невротическими и психопатическими симптомами своих пациентов, Фрейд обнаружил, что не все умственные процессы осознаются человеком и эта скрытая часть была им названа бессознательным.
По мнению Фрейда, сознательная и бессознательная стороны личности часто находятся в "конфликте ценностей", и это можно понять - ведь человек имеет и высокие и низменные стороны своей души , при этом далеко не всегда готов узнать о себе правду. Кроме того, Фрейд обнаружил, что бессознательные компоненты личности стремятся выйти на уровень осознания, но есть такие защитные механизмы психики, которые "спасают" личность от непереносимых страданий, от тревоги и собственных "постыдных" тайн.


Структура личности по Фрейду

Душа имеет три подструктуры: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я).

Ид – это основная, бессознательная первоначальная подструктура личности, из нее развиваются и Эго и Суперэго. Ид действует импульсивно, оно бесформенно, хаотично, неорганизованно и почти полностью бессознательно. Ид содержит все унаследованное, включая инстинкты и влечения, а также подавленные воспоминания. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали и не подвластно времени. Ид подобен слепому королю, власть которого абсолютна, но использовать ее он сам не может, т.к. ему нужны «зрячие» помощники. Ид – источник энергии. Ид функционирует по принципу удовольствия.

Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя. Эго черпает энергию из Ид, но находится в контакте с внешней реальностью и способствует самосохранению и адаптации. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность. Некоторые части Эго бессознательны (зона предсознания), их осознание требует некоторых усилий.

Эго тоже стремится к удовольствию, но при этом старается контролировать Ид,

когда его требования противоречат реальности. Эго (Я) включает все то, что личность знает о себе и его сила растет по мере того, как развивается сознание, самосознание, сила воли и личность обретает контроль над импульсами Ид.

Эго функционирует по принципу реальности.Суперэго развивается из Эго. Это хранилище запретов, норм поведения, моральных установок и т.п. У Суперэго 3 функции: самонаблюдение, формирование идеалов и осуждение. Суперэго действует бессознательно, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов и его ограничения выступают как принуждения или запрещения. Суперэго функционирует по принципу совести. Под влиянием Суперэго человек испытывает стыд, чувство вины. угрызения совести. Суперэго ребенка конструируется по модели суперэго его родителей, заполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и ценностей, которые передаются от поколения к поколению.

Отношения между подструктурами

Цель души - поддерживать или восстанавливать динамическое равновесие, которое увеличивает количество удовольствие и минимизирует неудовольствие.

Ребенок рождается только с Ид и постоянно стремится к удовольствию. Эго, появляющееся из Ид, исходя из реальности может откладывать удовлетворение Ид до благоприятного времени или полностью подавлять его побуждения. Суперэго действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго.

Эго как поле боя между импульсами Ид, запретами Суперэго и требованиями реальности. Суперэго препятствует осознанию Ид из-за его «аморального» содержания. Эго же развивается, только осваивая новые порции Ид. Кроме того, некоторые части Суперэго нормально бессознательны. Для осознания Ид и Суперэго требуются значительные усилия (с помощью психоанализа, рефлексии, исследований).

Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии -психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили признание. В 1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его работы стали переводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение расширялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессировала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества , при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства , как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного , в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки ) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности - Эго , по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение.регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не есть непосредственное отражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значение психопатологии обыденной жизни , т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности . Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация , так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством - арт-терапии.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.

Второй этап , который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма , считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная , при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер , который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.

С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию , на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект , так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной , так как для разрядки либидоз-ной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу , которые начинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций , которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем стал очень популярным.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения действия этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздоровления при этом связана с внушением, такая терапия была названа директивной , в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.