Конспект и презентация конфликты в межличностных отношениях. Конфликты в межличностных отношениях (6 класс). Что мы узнали

Дубовцева Е.В., учитель

истории и обществознания

МБОУ школа №14 г.Феодосии

Тема: Конфликты в межличностных отношениях

Цели урока: познакомить учащихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций; применять понятийный аппарат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

    Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

    Зачем тебе это? - спросил мастер.

    Хочу стать сильным и непобедимым.

    Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

    Почему?

    Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

    Что тебе нужно? - спросил старый мастер.

    Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...

И тогда Учитель взял его в ученики.

Вопрос к классу :

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», выполнив несколько заданий.

    Из двух суждений: а) общение - это важная сторона любой совместной деятельности; б) общение - это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями:

    верно только а;

    верно только б;

    оба суждения верны;

    оба суждения неверны.

    В современном обществе люди все больше общаются по Интернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.

    Отметьте утверждения, которые вы считаете правильными:

    общение бывает речевое и неречевое;

    общение - это отдельный вид деятельности;

    общение служит только для передачи информации;

    личность человека может быть сформирована и без общения.

    Древнегреческий философ Платон сказал: «Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого».

    Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Конфликты в межличностных отношениях».

    Предположите, о чем мы будем говорить.

    На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

    Как возникает межличностный конфликт.

    Семь раз отмерь...

    Как не проиграть в конфликте.

Проблемный вопрос уроков

    Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?

III . Введение в новый материал

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они - нормальное явление в нашей жизни...»

(Ответы учеников.)

Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения.

IV. Работа по теме уроков

1. Как возникает межличностный конфликт

    Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт - это...»

(Ответы записываются на доске: положительные формулировки конфликта - с одной стороны, а отрицательные - с другой.)

Мы можем сделать вывод, что конфликт - это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Вопросы к классу

    В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?

    Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?

    Сколько людей требуется для конфликта?

    Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

(Ответы учеников.)

Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты - побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.

Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт - это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.

Творческое задание. Ученики делятся на группы по трое, и каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку - на 3-5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.

Вопросы к классу

    Что общего было во всех сценках?

    Какие чувства вы отмечали у себя во время выполнения задания?

    Каково вам было в роли конфликтующих сторон? Поделитесь впечатлениями.

(Ответы учеников.)

Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают конфликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.

Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма - межличностные конфликты.

    Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутрилич- ностный конфликт.

    Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Назовите этапы протекания конфликта


(Ответы учеников)

    Осознание конфликта :

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

    переход к конфликтному поведению;

    стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер.


    Проявление конфликтного поведения :

Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

    открытая борьба, столкновение сторон;

    отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно);

    компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).


    Углубление конфликта :

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:

1)конструктивного - сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;

2)деструктивного - сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит процесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, создание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).


    Разрешение конфликта :

Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком

Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.

Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется - избегание.

Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Первая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа - отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.

Вопрос к классу

    Почему люди могут избегать конфликтов? {Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)

Третий этап. Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает карточки с названием одного из стилей поведения в конфликте с соответствующим девизом.

Рабочий материал

Конкуренция: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».

Сотрудничество: «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Группы должны обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. При предъявлении результатов они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки класс обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю и отвечает на вопросы.

Вопросы к классу

    Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?

    Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?

    По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

    Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

    Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? Почему?

(Во время выполнения задания на доске появляются записи.)

Компромисс – это…

    • Сотрудничество

      Соперничество

      Избегание

      Приспособление

3. Как не проиграть в конфликте

Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.

Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих стадиях: подчинение (первая группа), компромисс ( вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция {четвертая группа).

    Какая из предложенных стратегий является наиболее эффективной? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

    Проходят ли конфликты бесследно?

    Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей.

    Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, - сказал отец.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рассказал ему эту новость.

    А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, - ответил отец.

Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

    Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, - сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.

Вопросы к классу

    В чем смысл притчи?

    Оставляют ли конфликты следы?

(Ответы учеников.)

Творческое задание. Работая в группах, разработайте проект: «Правила поведения в конфликтной ситуации».

(Презентация проектов.)

    Рефлексия

Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».

Прием «Интеллектуальная рефлексия».

Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:

    я сам не смог справиться с затруднением;

    у меня не было затруднений;

    я только слушал предложения других;

    я выдвигал идеи.

    Подведение итогов уроков

Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

Задание: выберите из предложенных качеств те, которые помогаю"!" человеку договариваться с другими людьми, общаться.

(Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.)

Послушайте одну довольно известную притчу.

Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая мысль - выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму - чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.

Домашнее задание

    Повторить § 6-8 учебника и подготовиться к уроку-практикуму.


Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так, о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).

2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.









1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны




4) дайте волю своим эмоциям


Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.



2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание



1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны

1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны



3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы Минусы
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда.
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении.. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь, осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой) (Слайд №9-10)
Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.) (Слайд №14-15)
Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
Есть ли конфликт в этой сказке?
В чем он состоит?
Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп,Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:“Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь?– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.

_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.


Приложенные файлы


Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликт – противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон. Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.




ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречий недовольство недовольство разногласие противоречие размолвка раздор разногласие противоречие размолвка раздор перебранка перебранка стычка стычка ссора ссора скандал скандал вражда вражда война война По проблемно-деятельностному типу управленческие управленческие педагогические педагогические экономические экономические политические политические творческие творческие


Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; личностных качеств; межличностных отношений; межличностных отношений; знаний, умений, способностей; знаний, умений, способностей; функций управления; функций управления; средств, методов деятельности; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания: интерпретации информации; понимания: интерпретации информации; оценок и самооценок. оценок и самооценок.


Структура конфликта Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Объект конфликта Объект конфликта Участники конфликта Участники конфликта Инцидент Инцидент Стороны конфликта Условия протекания конфликта Образы конфликтных ситуаций Возможные действия участников конфликта Исход конфликтных действий




Поведение личности в конфликте Основные стили поведения Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия Характеристика и анализ Избегание(уход) уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами Конкуренция (соперничество) стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других Приспособление пренебрежение собственными интересами ради других Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта Компромисс соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» В. Избегание 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Д. Конкуренция 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» Г. Приспособление 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» А. Компромисс 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Б. Сотрудничество






Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела. 4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента. 5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 6. Недопущение при деловом общении спора. 7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника). 8. Уважительная манера разговора.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную причину возникновения конфликта. 5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта. 6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении. 7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.


Несколько правил разрешения конфликта: Конфликтуйте не спеша Конфликтуйте не спеша Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Не конфликтуйте по пустякам. Не конфликтуйте по пустякам.


Правила высоконравственного поведения и общения: Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Дайте людям ощутить свою значимость. Дайте людям ощутить свою значимость. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

Презентация по обществознанию "Конфликты в межличностных отношениях " предназначена для учителей и учащихся 6 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2 . Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 6 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях. Урок-презентация по обществознанию, 6 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 6 класс

Урок № 20-21

Конфликты в межличностных отношениях

Д.З.: § 9, ?? (с.82), задания (с.82-83)

© В. Галахова, студент-практикант,

А.И. Колмаков, руководитель практики


Цели урока

  • Показать роль конфликтов в межличностных отношениях;
  • Подвести учащихся к пониманию вариантов урегулирования межличностных конфликтов и основ неконфликтного поведения.
  • помочь учащимся , опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
  • воспитывать у учащихся грамотное неконфликтное поведение в обществе в целом и межличностных отношениях в частности

Универсальные учебные действия

  • Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
  • Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.
  • Объяснять , в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.
  • Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Понятия, термины

  • конфликт, межличностный конфликт;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • избегание конфликта;
  • приспособление;
  • подчинение;
  • прерывание конфликтных действий;
  • интеграция;
  • нетерпимость.

Изучение нового материала

  • Межличностные конфликты, причины их возникновения.
  • Агрессивное поведение.
  • Конструктивное разрешение конфликта.
  • Как победить обиду и установить контакт.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Какие правила общения тебе известны? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

Обсудим вместе!


1. Межличностные конфликты, причины их возникновения.

Конфликт – столкновение мнений, интересов.

Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников

СТАДИИ КОНФЛИКТА

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:

  • Противоположные желания и интересы;
  • Смысловые барьеры в общении;
  • Различия, связанные с положением в обществе;
  • Эмоциональное состояние;
  • Различные представления о правилах или нормах поведения.

Путешествие в прошлое (с.78)

Как вы относитесь к действиям Петра Первого? Как отпечатки военных событий повлияли на поведение императора? Жестоко ли поступил царь по отношению к своему сыну Алексею?


Картинная галерея (учебник, с.79)

(Н.Н. Ге (1831-1894).Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

1871 г. ГРМ



2. Агрессивное поведение.

(агрессивное)



Выполни задание!

Соотнеси слова и ситуации!

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление


Выполни задание!

Соотнеси слова и ситуации!

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление


4. Как победить обиду и установить контакт.

Гляжу с высоты на обиду, Теряю обиду из виду.

В. Берестов


Проверь себя

  • Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.
  • Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них считаете самой лучшей? Почему?
  • Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

Обществознание 6 класс

Урок 20

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

Методы и формы обучения:

Методы: технология формирования ууд, икт технология, технология проблемного диалога, кейс-технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный,

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

    Понятие «конфликт».

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Дети демонстрирует сценку «Новенький» (выпуск №4 киножурнала «Ералаш»)

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают сценку

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно, могут

Изучение нового материала

Работа с одаренными детьми

(индивидуальное

домашнее задание поискового характера )

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником

Физминутка

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А теперь ребята, я вам предлагаю послушать о том, что такое социальный конфликт

-?Ребята, как вы поняли, кого называют субъектами конфликта?

А теперь давайте, посмотрим внимательно на картину Федора Павловича Решетникова «Поймали нарушителя»1950 г.Федор Павлович Решетников вам знаком по картине «Опять двойка».

По каким признакам мы можем достоверно судить, что перед нами конфликт?

- Как ведут себя герои ?

Какие субъекты конфликта здесь изображены

(задание для одаренных детей)

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецируется эталон ответа на экран

Разногласия между людьми

Выписывают определение

Ответ учащихся о том, что такое социальный конфликт, субъекты конфликта

Учащиеся слушают

Участники конфликта

Один из мальчиков готовиться к драке

Нарушителю -скорее всего стыдно; кто-то пытается понять причину такого поведения мальчика, некоторые ребята продолжают работать

Свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом),посредники(люди, которые пытаются предотвратить конфликт)подстрекатели(те, кто подталкивают к конфликту)

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Физминутку проводит один из учащихся:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Первичное осмысление и закрепление

Настало время вспомнить нашу сценку в начале урока. Давайте попробуем разобрать ее на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей с 76

Какова причина конфликта?

Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Неконструктивный

Прерывание конфликта

(Различия, связанные с положением в обществе)

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Для одаренных детей:

приложение

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Таблица «Этапы конфликтной ситуации» (для презентации)

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Осознание конфликта. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта: Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

инцидент.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

3.Проявление конфликтного поведения. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра

4.Углубление конфликта

4.Углубление конфликта . На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Разрешение конфликта. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.