Анализ стихотворения Лермонтова «Дума. Сочинение Лермонтов М.Ю. В чем автор упрекает свое поколение дума

К числу самых значительных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова относится стихотворение «Дума», написанное им в 1838 году.

«Дума» — это итоговое творение, плод серьёзных и важных размышлений поэта. В центре внимания поэтической работы – жизнь людей, судьбы молодых современников Лермонтова, их думы, настроения.

Это было славное поколение, но суровые времена пришлись на их долю: политическая реакции, пора необсуждаемого повиновения, падение нравственных идеалов. Где приложить свои силы, в каком направлении двигаться – все это было непонятно.

Молодёжь замыкалась в себе, становилась безразличной ко многим вещам. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Образованные и культурные, но «лишние» и не имеющие ясных целей люди, не знали, куда и как применить свои силы.




Ни гением начатого труда.

В стихотворении «Дума» Лермонтов осуждает инертный и апатичный настрой своего поколения. Неспособность прозорливо видеть цель, направление, в котором нужно двигаться, вызывает в поэте внутренний протест.

«Дума» – это лирическая исповедь, где собственное «я» играет не последнюю роль. В составе местоимения «мы» оно становится частью обличаемого общего целого.








Как пир на празднике чужом.

Пытаясь вырваться из толпы, подняться над уровнем сознания современников, «я» лирического героя понимает безуспешность таких попыток, с сожалением обнаруживая и в себе безверие в лучшее, слабость и нерешительность, присущие всему поколению. Налицо троекратный психологический конфликт: внутри собственного «я», «я» и моё поколение, поколение и потомки.




Над промотавшимся отцом.

Не возгордятся потомки этим поколением. Но времена не выбирают. Лермонтов негодует, высказывает беспощадную правду, иронизирует над тем, что дорого и что бесполезно. Но, как настоящий поэт, он не остается в стороне, не становится равнодушным к происходящим событиям, к судьбе своего поколения.

Непростую метрическую конструкцию представляет собой анализируемое стихотворение «Дума». В нём шестистопные ямбические стихи чередуются с отдельными пяти- и четырехстопными, которые или начинают, или заканчивают строфу. Таким образом, акцентируясь метрически на фоне шестистопных строк, пяти- и четырехстопники оказываются самыми «яркими», самыми «ударными» - в полном соответствии с содержанием. Вот, например, второе четверостишие «Думы», являющее собой стихи трех метров (по метрической схеме 5-6-6-4):

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Используемые сравнения и метафоры в стихотворении «Дума»: «тощий плод, до времени созрелый», жизнь - «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом», «толпой угрюмою и скоро позабытой…»

Анализируя стихотворение «Дума», мы понимаем, что оно принадлежит к плеяде программных стихотворений Лермонтова. В нём нашли отражение настроения передовой молодёжи 1830 годов. Это стихотворение перекликается с другими поэтическими произведениями Лермонтова: «Он был рождён для счастья, для надежд», «Монолог», «Чаша жизни», «Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…».

Литературными экспертами подмечено влияние на интонационно-стилистический строй «Думы» «Ямбов» французского поэта Огюста Барбье (1805-1882).

На В.Г.Белинского «Дума» произвела неизгладимое впечатление. Он писал, что Лермонтов поразил «всех алмазной крепостию стиха… Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа…»

Мне импонирует сила стиха Лермонтова. Тайные думы Лермонтова об активных действиях, направленных на благо людей, выраженные в столь мощном стихе, заслуживают безграничного уважения.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение - результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.

Тема стихотворения «Дума» Лермонтова

Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.

Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия - смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

Жанр стихотворения

«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

Средства выразительности

Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры . Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.

Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.

Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием . В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить. В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки. Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств. Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.

По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости . Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.

Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию - презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом , разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви/ И царствует в душе какой-то холод тайный.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».