Деятельность и закономерность развития общества. Закономерность общественная. Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

1

Дудник Ю.Д. Курков А.А. Рогальская Н.А.

Данная статья представляет собой введение к программе поиска эмпирических закономерностей развития цивилизации. Первая закономерность получена по результатам научных оценок возраста Вселенной данным с момента зарождения науки до настоящего времени. Замысел программы и первая закономерность из этой программы появилась благодаря полученным физическим результатам. Современная физическая теория показывает, что предсказуема и поддаётся расчёту вся цепочка эволюции от образования Вселенной и Солнечной системы до эволюции планет земной группы. В данной статье в популярной форме излагаются основы физической теории, позволяющей описывать физические характеристики каждой из планет земной группы. Эволюция физических характеристик планет показывает условия возникновения и направление развития жизни на Земле. Если вся эта цепочка поддаётся расчёту, то можно допустить предсказуемость эволюции цивилизации и существование строгих социально-экономических законов.

Представленная статья служит введением к задуманному циклу статей, в котором предполагается рассмотреть общие температурные и физические закономерности на планетах земной группы, условия возникновения и эволюции жизни на Земле, «законы» эволюции человекоподобных обезьян и человека, как естественного продолжателя всей этой эволюционной цепочки. Цель задуманного цикла статей состоит в том, чтобы показать предопределённость всей цепочки событий от возникновения Вселенной до наших дней и рассмотреть некоторые аспекты эволюции цивилизации на Земле.

Эта цепочка событий протянулась по времени на 10 млрд лет, а возможность контакта с другими цивилизациями, например, у человечества появилась лет 100 назад. За это время других цивилизаций земляне пока не обнаружили, но наши наблюдательные возможности растут очень быстро. Не исключено, что существуют цивилизации, которые «старше» землян и они обладают колоссальными возможностями, пока не достигнутыми нами, но эти цивилизации не вышли на контакт из-за его нецелесообразности.

Кроме того, вся эта цепочка событий воссоздавалась миллионами учёных в течение нескольких сотен лет, в ней нет места Богу, но и нужна она только самим учёным, так как обычный человек не увидит разницы между творением Божьим и законом Вселенной.

Сначала рассмотрим эволюцию научных взглядов на возраст Вселенной T . Для этого собраны сведения различных оценок возраста Вселенной, Солнечной системы и Земли, данные учёными с различных позиций в разное время t (дата). Исходные данные собраны в таблице.

Поскольку научные оценки возраста Вселенной изменялись достаточно быстро, то в таблице приведена ещё одна величина - логарифм возраста (учитывая законы накопления информации - ln T ) для которой построен рисунок. Рисунок представляет собой зависимость логарифма возраста Вселенной от даты ln T = f (t ), когда эта оценка произведена учёным.

На рисунке представлены также две горизонтальные линии. Линия, помеченная цифрой 1, соответствует возрасту Вселенной по Библии (точка № 0 в таблице), а помеченная цифрой 2 соответствует общепринятому современному возрасту Вселенной (точка № 15 в таблице).

Эволюция научных оценок возраста Вселенной. Тёмные кружки - исходные данные. Горизонтальная линия 1 - возраст Вселенной по Библии. Горизонтальная линия 2 - современная общепринятая оценка возраста Вселенной

Эволюция научных оценок возраста Вселенной

Возраст T ,
тыс. лет

Р. Декарт, Библия

Сохранилась по Библии

М. Бюффон, горение угля или др. органики

Ч. Лайель, геологические процессы осадконакопления

Г. Гельмгольц, потенциальная энергия сжатия Солнца

У. Кельвин, остывание Земли

У. Кельвин, новые оценки

Э. Резерфорд, радиоактивный распада

А. Холмс, возраст пород по радиоактивному распаду

Э. Хаббл, разбегание галактик

К. Паттерсон, Pb изотопный анализ 5 метеоритов

А. Сандедж, расширение Э.Хаббла

Д. Ламбер, эволюция Солнца

Х. Арп, шаровые скопления

А. Курков, Эмпирическая Теория Вселенной

Общепринятое современное значение

На рисунке не помечена дата основания современной науки, в качестве которой можно принять дату публикации трактата «О движении» Галилео Галилеем (1564-1642) в 1590 году. Как известно Г. Галилей - итальянский физик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

По точкам таблицы с номерами 1-13 (на рисунке тёмные кружки) проведена линейная регрессионная зависимость (наклонная линия на рисунке). Коэффициент детерминации R 2 = 0,89 свидетельствует о высоком качестве полученной регрессии. Как видно из рисунка линия регрессии пересекает линию 1 и линию 2 в 1695 и 1956 годах соответственно.

Из проведённого небольшого исследования следует, что с момента возникновения науки в 1590 году, ей потребовалось:

    Примерно сто лет на совершенствование наблюдательной техники, изучение ближайших к Земле окрестностей и на победу над религией (заметим, что параллельно шло формирование светских государств, то есть наука является социально - экономическим процессом);

    Около 260 лет на однозначную оценку возраста Вселенной;

    И около 55 лет на создание физической теории и обоснования наблюдаемого возраста и всей структуры Вселенной (Эмпирическая Теория Вселенной, точка № 14 в таблице и светлый квадратик на рисунке).

В последующих статьях рисунок послужит математической моделью анализа социально - экономических процессов. А сейчас вернёмся к светлому квадратику (№ 14 в таблице) на рисунке, точнее к физическим основам, которые привели к этому результату.

В основу науки Г. Галилей положил опыт (эмпиризм), обобщение результатов которого приводит к теории. Теория в свою очередь требует проверки опытом границ применения. Установление таких диалектических рамок (нижней - опыт, верхней - теория) позволило человеку целенаправленно и объективно не только познавать окружающий мир, но и преобразовывать его в своих интересах.

На первых порах использовалось простое наблюдение в опыте и очевидное (аксиомы) при формировании теорий. Ограниченность очевидных аксиом обнаружилась сначала в абстрактных науках. В философии диалектика послужила следующим шагом развития этой науки, а идеи Д. Гильберта, изменившие аксиомы Евклида, в математике. В физике также наметился кризис, но выход из него всё ещё не состоялся. Подсознательно физики осознают, что проблема заключается в понимании пространства, но в микромире проблему подменили «квантовым пространством», а в макромире, несмотря на закон расширения Вселенной Э. Хаббла, добавили тёмную материю и тёмную энергию.

Проблема физики объективно сложна, так как пространство для человека настолько «очевидно», что не вызывает каких-либо подозрений. Оно настолько вне подозрений, что нет идей по его регистрации или измерению как физической величины. Более того, время существования «научной» цивилизации не позволяло обнаружить какие-либо изменения связанные с пространством, даже гипотеза А. Вегенера о расколе общего материка и расширении Атлантического океана не подвинула физическую мысль в сторону изучения пространства.

В физике уже достаточно долго существует теория, построенная не на аксиомах, а на эмпирических соотношениях (аналог идей Д. Гильберта). В 1864 г. Дж. Максвелл создал теорию, в которой электрическое и магнитное поля объединены в единое целое - электромагнитное поле. Из неё следует, что изменения электромагнитного поля порождают электромагнитные волны, распространяющиеся с постоянной, конечной скоростью, зависящей от свойств среды. Эта теория ещё при своем создании разрешила ряд проблем, предсказала новые эффекты (впоследствии полностью подтвердившиеся) и до нашего времени сохранила свою работоспособность.

Попытки распространить теорию поля Дж. Максвелла на гравитацию предпринимались с момента её создания. Теория предсказывает, что в этом случае, в дополнение к закону Всемирного тяготения необходимо:

    Найти «магнитную» составляющую гравитационного поля и вычислить соответствующую константу;

    Зарегистрировать гравитон и измерить скорость его распространения.

Такие попытки также предпринимались самым традиционным способом - непосредственным опытом, совершенно не задумываясь о физическом смысле экспериментов.

В Эмпирической Теории Вселенной предполагается, что гравитон является пространством. Такой гравитон невозможно зарегистрировать или измерить его скорость в каком-либо эксперименте, но его свойства должны проявляться в Солнечной системе, за существование которой он ответственен. По хорошо известным данным Солнечной системы как раз и вычислены недостающие константы, показан их физический смысл и приложение в этой единственной изученной гравитационной системе.

Эксперимент показал следующие значения новых констант:

Физический смысл «магнитной» гравитационной константы G K состоит в том, что она однозначно определяет пространство вокруг тела (массы) и это пространство одновременно является переносчиком гравитационного взаимодействия. Если массу Солнца разделить на константу G K , то получим длину волны основного гравитона Солнца - м; период волны - лет. И длина (радиус орбиты), и период волны (период обращения планеты) соответствуют главной планете Солнечной системы - Юпитеру .

Следовательно, и макромир и микромир обладают корпускулярно-волновыми свойствами. Кроме того, не только масса определяет пространство, но и пространство определяет массу. То есть масса Солнца определяет не только пространство вокруг себя, но и массы и свойства всех объектов, входящих в Солнечную систему (также как заряд ядра определяет оболочки атома) .

Если граница Вселенной определяется фронтом света, то есть радиусом R = C T (здесь T - возраст Вселенной), то пространство «растягивается» вместе с этим фронтом. При этом Вселенная представляет собой внутреннюю часть чёрной дыры и описывается соответствующим уравнением. Из теории поля Дж. Максвелла следует, что скорость света (и гравитона) не зависит от системы отсчета, а значит, линейно и пропорционально растут линейные размеры пространства (и размеры всех тел) во Вселенной и линейно растет масса всех космических тел (поскольку масса и пространство однозначно связаны между собой). Итак, наша Вселенная изнутри замкнута фронтом света и ограничена собственным пространством.

Зная закон изменения радиуса Вселенной R = C T , получим закон расширения Вселенной:

Этот закон получен в общем виде и в отличие от закона Хаббла распространяется на все космические тела. Более того, константа расширения H зависит от возраста Вселенной.

Принцип относительности движения, учитывающий расширение и малую скорость гравитона по сравнению со скоростью света, приводит к обоснованию наблюдаемой крупномасштабной структуры Вселенной и иерархии Солнечной системы .

Зная наблюдаемое приращение радиуса орбиты Луны вокруг Земли и закон расширения, вычислен возраст Солнечной системы. Этот возраст позволяет вычислить «аномалии» планет земной группы: скорость удаления каждой из планет от Солнца, скорость увеличения радиусов планет и скорость увеличения их масс.

Венера, Земля и Марс имеют атмосферы и бинарные гипсометрические распределения. Дополнением к ним служат Луна и Меркурий. Таким образом, имеется статистическое количество планет для того, чтобы получить законы эволюции этих планет, и вычислить эволюцию каждой из них, не прибегая к построению моделей. Основанием этому замыслу служат предопределённость всей Вселенной и простые законы её устройства и эволюции.

Итак, имеется возможность на основе открытых универсальных законов вычислить и проследить эволюцию требуемых параметров (физических, химических и других) на Земле для того, чтобы понять причины, условия и весь ход биологической эволюции на планете.

Такое впечатляющее вступление вдохновляет на поиск аналогичных универсальных законов социально-экономической эволюции цивилизации.

Список литературы

    Курков А.А., Дудник Ю.Д., Рогальская Н.А. Закон Мура - социально-экономический закон // Человек и Вселенная. - 2010. - № 4(75). - С. 63-69.

    Курков А.А. Теория устройства солнечной систе- мы // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 9. - С. 85-88.

    Курков А.А. Новые фундаментальные константы // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 104-105.

    Курков А.А. Теория максвелла описывает солнечную систему // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 106-107.

    Курков А.А. Пространство - переносчик гравитационного взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 10. - С. 35-37.

    Курков А.А. Гравитация в микромире // Современные наукоёмкие технологии. - 2011. - № 5. - С. 58-62.

  1. Курков А.А. Относительность движения, учитывающая электромагнитные и гравитационные взаимодействия // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 105.

Библиографическая ссылка

Дудник Ю.Д., Курков А.А., Рогальская Н.А. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 8. – С. 102-105;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30641 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

План 1. Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история? 2. Закон неравномерного развития народов и наций мира. 3. Социальный прогресс. Реформы и революции.

Развитие истории Исторический процесс Информационное Индустриальное Аграрное общество Охотники и собиратели Историческая эпоха – определенный этап в развитии человеческого общества 50 лет 1200 лет Несколько сот тысяч лет

Закон ускорения исторического времени Уровень развития постиндустриальное общество палеолит мезолит Каменный век доиндустриальное общество к ве ый в зо н неолит ро Железный век Б Век металла

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. 1. Закон ускорения истории На каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Закон ускорения истории Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда Около 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры Около 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, 250 лет назад произошла индустриальная революция

2. Закон неравномерного развития народов и наций мира Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью Начало XXI века (ЯПОНИЯ, РОССИЯ, ЭФИОПИЯ)

3. Социальный прогресс. Реформы и революции РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ПРОГРЕСС - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. РЕГРЕСС -это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, возвращение к предшествующему уровню

3. Социальный прогресс. Реформы и революции Регресс Локальный характер Происходит не повсеместно, а только в определенных сферах общественной жизни Временный характер Происходит не всегда, а только в отдельные периоды истории

Социальный прогресс РЕФОРМА Общественное развитие Это изменения в какой-либо сфере общественной жизни, не затрагивающих фундаментальные основы политические; социальные; экономические; образования и др. РЕВОЛЮЦИЯ Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя буржуазная; промышленная; научно-техническая; информационная и др.

Социальные реформы: Введение пособий по безработице Политические реформы: Введение гражданских прав Экономические реформы: Введение налога на имущество

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания.

Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия , определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания.В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

В преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох.

В том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии).

В том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представления, обладающие большой инерционной силой;

В активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации.

v Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).

v Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью .

В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.

Социальные изменения

v Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

v Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.

Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.

Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.

Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

Виды реформ:

v экономические реформы (напр., новая налоговая система);

v политические реформы (напр., новая избирательная система);

v социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).

Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными

Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:

v Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);

v Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);

v Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.



v Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.

Последствия глобализации.

Позитивные последствия:

v Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле ® снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).

v Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).

v Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).

Негативные последствия:

v Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).

v Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).

v Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.

v Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).

v Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).

Антиглобализм – политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста

Мировая система.

На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.

Принято делить мировую систему на три части:

v Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.

У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.

v Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.

Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.

v Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).

Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.

Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.

Глобальные проблемы .

Особенности глобальных проблем:

v имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;

v угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

v нуждаются в неотложных решениях;

v требуют коллективных усилий всех государств.

Глобальные проблемы :

● экологический кризис;

● демографическая проблема;

● угроза новой мировой войны;

● проблема «Север – Юг»;

● международный терроризм;

● энергетическая, сырьевая проблемы;

● продовольственная проблема;

● охрана здоровья и др.

Причины глобальных проблем:

● глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);

● активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.

Экологические проблемы

v Загрязнение атмосферы.

Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными

v Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).

v Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).

v Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).

v Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).

v Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).

Пути выхода из кризиса:

v экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);

v экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);

v экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);

Современная наука рассматривает природу и общество как единую систему – Ноосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).

v Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.

v Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.

v Перенаселение ряда стран мира.

Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.

Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.

Проблема «Север – Юг».

С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.

Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.

Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.

Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами

Проблема сохранения мира.

v Статистика:

Ÿ из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;

Ÿ сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;

Ÿ расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.

v Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.

v Современная война – это война против мирного населения.

Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:

Ÿ 1 мировая война – в 20 раз меньше;

Ÿ 2 мировая война – одинаково;

Ÿ Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;

Ÿ Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;

Ÿ Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.

v Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.

v Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.

. Международный терроризм.

Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.

Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.

Причины терроризма:

Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

v Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).

v Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).

v Духовные (кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей).

Субъекты терроризма: между-народные и национальные террористические организации, а также отдельные террористы, выступающие исполнителями решений этих организаций (в т.ч. самые опасные из исполнителей – террористы-смертники

Средства и методы террористов:

v прямое физическое причинение ущерба жизни, здоровью и ограничение свободы людей (убийства, телесные повреждения отдельных лиц; похищения людей и захват заложников);

разрушительное воздействие на различные материальные объекты (взрывы, поджоги, разрушение промышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения населения, объектов энергетики, коммуникации; теракты с использованием самолетов

v биологический и химический терроризм (напр., через систему снабжения водой, через метрополитен и др.);

v психологический террор (открытые или анонимные угрозы в адрес государственных и общественных деятелей, их родственников);

v электронный терроризм (хакерские атаки на серверы гос. учреждений, банков, платежных и биржевых систем).

Трудности борьбы с сетевым терроризмом заключаются в том, что террористические структуры:

v не имеют четкой географической локализации (какой-то единственной зоны базирования, их источники финансирование находятся в разных странах);

v лишены формальной структуры (они децентрализованы, лишены вертикальных иерархических связей);

v имеют определенную социальную поддержку (как борцы за свободу и справедливость; в некоторых странах эта социальная база очень широкая);

v не несут никакой ответственности (ни перед населением тех или иных стран, ни перед своими рядовыми членами);

v не ограничены в выборе целей и средств (отсутствуют как моральные ограничители, так и правовые).

Пути борьбы с терроризмом:

v тесная координация действий разных стран в борьбе с террором (объединение усилий правительств, служб госбезопасности и разведки, полицейских и армейских структур);

v лишение терроризма его финансовой базы;

v применение жестких силовых методов, вплоть до физического уничтожения террористов;

v никогда не идти на уступки террористам (выполнение требований террористов порождает новые террористические акты);

сужение социальной базы терроризма (с одной стороны, антитеррористической пропагандой, с другой – политическими методами, разрешая проблемы, толкающие людей на борьбу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.

Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Важными системными принципами также являются структурность -- возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.

Самое большое, чего достигла домарксистская социология, было введение в науку понятия «социальный организм» (О. Конт). Ценность такого открытия несомненна. Однако общество не сводится к организму. В более широком плане, т.е. не только социологическом, но и философском, человеческое общество выступает как специфический вид объективной реальности и как особая ступень в космическом процессе.

Общественная жизнь в рамках марксизма была понята как высшая форма движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития (саморазвития) и обладающая собственной логикой бытия. Последнее означает, что, хотя человеческое общество и является живой системой, оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект, и как субъект материальной действительности. При этом объективное не равно материальному, а субъективное -- идеальному.

1. Законы развития общества и их специфика

философский материалистический марксизм общество

1.1 История развития взглядов на развитие общества в философской мысли

В современной социологии существует такое определение общества: «Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности» .

Первым и существенным признаком в данном определении являются слова «исторически развивающаяся». Что же представляет собой развитие общества?

В наиболее общем смысле развитие - это процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового.

При размышлении над историческим процессом возникают такие вопросы: является развитие общества, то есть история прогрессом и совершенствованием или же регрессом и упадком? Или, быть может, она представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга порой почти регулярно, порой же совершенно бессистемно? Или же она -- результат наложения всех этих составных частей, так что на некую однозначную тенденцию накладываются периодические или беспорядочные колебания?

В разные времена существовали различные взгляды на развитие общества. Так, Аврелий Августин считал, что в основе развития общества лежит некая божественная сила.

Гегель утверждал, что изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием.

А. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев признавали духовную основу социального развития.

Исторический процесс имеет свою логику и законы -- говорят одни ученые: это объективные исторические закономерности, единство мировой истории, прогресс в развитии общества. Другие считают, что этого нет -- все явления и процессы уникальны и неповторимы. Поэтому нет закономерностей, нет единой мировой истории.

К сторонникам первого подхода можно отнести немецкого философа Г. Гегеля. Опираясь на предшествующие достижения в изучении развития общества и, в частности, на теорию общественного прогресса, идеи о единстве исторического процесса и многообразия его форм, Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества. Взгляды Гегеля были весьма прогрессивны для своего времени.

1.2 Диалектико-материалистическая концепция развития общества

Несмотря на отдельные верные мысли, высказанные различными философами еще в древности, наука об обществе и законах его развития до марксизма не была создана. В конечном счете, философы во взглядах на общество оставались идеалистами, а их философские учения страдали рядом существенных недостатков.

Авторы различных концепций в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем они вызываются, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в уровне развития материального производства. Следовательно, они останавливались на поверхности явлений, в то время как задача науки -- проникнуть за часто обманчивую видимость и поверхность событий в их сущность, открыть их определяющие причины.

Домарксистские социологи между окружающей природой и обществом усматривали пропасть, не видя и не понимая того, что человек и, в известном смысле, человеческое общество, хотя и специфическая, но все же часть единого материального мира, а следовательно, и закономерности развития общества тоже объективны, несмотря на их специфичность.

Только преодолев недостатки во взглядах на развитие общества, можно было обосновать научное, диалектико-материалистическое понимание истории. Это было сделано Марксом и Энгельсом.

Социальная концепция марксизма исходит из основополагающего принципа о том, что в обществе, как и в природе, функционируют законы, в соответствии с которыми происходят социальные изменения. Это, конечно, не означает, что деятельность отдельного человека и общества в целом полностью детерминирована этими законами. Ни человек, ни общество не могут изменить эти законы, но в их силах познать эти законы и использовать полученные знания или на пользу, или во вред человечеству. Основные положения этих законов были сформулированы еще на заре становления исторического материализма. Их суть заключается в том, что «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» .

Марксистское учение об обществе -- исторический материализм -- представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалектики. Так, например, диалектический закон единства и борьбы противоположностей, который указывает на внутренний источник всякого развития, применительно к обществу означает, что источником его саморазвития выступают социальные противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот указывает на механизм развития. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение), тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (качественное изменение). Закон отрицания указывает на общее направление развития - отрицание предыдущей социально-экономической формации.

Кроме этого, классики марксизма открыли ряд социологических законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; приоритетной роли экономического базиса применительно к надстройке; соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил; прогрессивной смены общественно-экономических формаций; социальных революций; возрастания роли народных масс в истории; возвышения потребностей и др. При этом всюду действуют обратные связи, а поэтому проявляются законы: относительной самостоятельности общественного сознания и его активного воздействия на общественное бытие; активной роли надстройки по отношению к базису; обратного воздействия производственных отношений на производительные силы; наряду с формационными действиями общецивилизационных процессов; функционирования естественно-эволюционных самоналаживающихся процессов в жизни общества; на фоне возрастания роли народа, увеличения значения отдельных его субъектов, вплоть до личностей, как выдающихся, так и рядовых. Акцент на обратные воздействия, цивилизационные и естественно-эволюционные процессы - достижение в основном современной социально-философской мысли.

Ныне широкое признание получило понятие закона общества как философско-социологической категории для обозначения существенных, общих, необходимых, устойчивых, системных отношений социального бытия, формирование, функционирование и воспроизводство которых совершаются в процессе человеческой деятельности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру; их качественное отличие в том, что они есть законы человеческой деятельности и общественных отношений.

Проблема закономерностей общества и их использования продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных. Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации. Так, значительная часть политологов, политэкономов, социологов, философов на Западе предпочитает сейчас не пользоваться понятиями «закон общества» или отрицает его научный статус. В то же время многие из них профессионально анализируют существенные, необходимые, повторяющиеся отношения в различных сферах общественной жизни (т.е. фактические законы общества) и завершают исследования рекомендациями не столько апологетического характера, сколько имеющими теоретическую и практическую ценность.

П. Самуэльсон в качестве законов рассматривает повторяющиеся, необходимые связи, отношения в экономическом процессе жизнедеятельности общества, решающего проблемы что, как и для кого производить. Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Т. Парсонс, Д. Белл, А. Тоффлер и др. исследуют законы общества, анализируя существенные, необходимые, повторяющиеся отношения не только в экономической, но и иных сферах общественной жизни, при этом зачастую формулируют практические рекомендации. Г.С. Гурвич полагает, что социологические законы - это интегративная характеристика сложившихся комбинаций реальных ансамблей, они не могут претендовать на универсальность и неизменность, поэтому ориентироваться необходимо на микросоциологию, на изучение человека в конкретных ситуациях его деятельности. Социум, считает Гурвич, есть продукт коллективного творчества и волевых усилий людей. Общество должно стремиться к выработке механизмов, блокирующих нарастание в нем негативных тенденций (к этому ведет централизация, бюрократизация, технократизация социальной жизни). Идеал Гурвича - плюралистическая демократия, децентрализованное планирование экономики, «плюралистический коллективизм» на принципах самоуправления .

Диалектико-материалистическая философия различает законы общества по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования (социальное время). В связи с этим выделяются три основные группы законов. Это наиболее общие законы, они охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон обусловленности способом производства материальной жизни существования и развития общества, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Далее, это общие законы -- они функционируют в одной или в нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости, закон соответствия производственных отношений производительным силам и др.). Наконец, это специфические, или частные, законы, присущие отдельным сферам жизни общества и действующие в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости и др.) .

Ошибочно полагать, что все социальные законы открыты. С изменением условий одни законы отмирают, другие возникают. Например, на смену законам натурального обмена пришли законы товарно-денежных отношений.

Обнаружилось сходство законов природы и законов общества. Так, поведение отдельной частицы в физике описывается вероятностным образом, аналогично социолог описывает поведение отдельной личности. Поведение же большого числа частиц и людей подчиняется статистическим закономерностям. Вместе с тем в отличие от природной социальная закономерность обладает специфическими чертами. В развитии общества заключена не одна, а несколько возможностей, поэтому всегда актуальной остается задача определения реальной возможности, выражающей доминирующую тенденцию в развитии.

Общественные отношения и формы культуры более подвижны и преходящи, чем изменения в природе. Естественными являются пики и спады, возвраты, замедления и ускорения исторического движения.

Таким образом, с точки зрения материалистической философии социальные законы обладают рядом специфических черт.

1. Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей, чувств и настроений людей, а это значит, что социальные законы -- законы не только материальной, но и духовной деятельности.

2. Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы -- это законы человеческой деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Г.В. Плеханов писал: «К сожалению, не всем еще ясна нелепость... противопоставления личностей - законам общественной жизни; деятельности людей - внутренней логике форм их общежития» .

3. Социальные законы по характеру своего проявления статистические, т.е. законы-тенденции. Такого типа законы функционируют там, где имеют место массовые случайные действия, явления (стохастические процессы). История «делается» таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных волеизъявлений, которые в конечном счете определяются конкретными жизненными обстоятельствами.

Каким бы ни был ход истории, люди делают ее так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений, их равнодействующая есть исторические события, из которых и складывается ход истории.

4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствие того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Именно поэтому не должны создаваться утопические проекты, не должна конструироваться на свой лад история и не должны рассматриваться общественные законы раз и навсегда данными. Социальный организм чрезвычайно динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую линию развития, тенденцию, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий .

Социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Действия социальных законов конкретизируются, прежде всего, общефилософскими категориями, которые применительно к обществу приобретают социальную окраску. Они обусловлены социальной формой движения материи. Таковы категории «социальная материя», «социальное время», «социальное пространство», «социальное противоречие», «социальное отрицание», «социальная революция», а также «общественное бытие» и «общественное сознание». В социальной философии возникают новые пары категорий -- «свобода» и «необходимость», «базис» и «надстройка», «объективные условия» и «субъективные факторы», а также «общественная формация», «способ производства» и др.

Объективность исторического процесса ярче всего проявляется в зависимости общества от природы и астрофизических факторов, что всегда подчеркивалось представителями философии космизма.

Критерий объективности социальной жизни, а значит, и социальных законов заключается в наличии социальной преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, которая ему досталась.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов проявляется исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил, способностей, потенций. Вместе с тем в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целе-волевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, т. е. позволяет течь без его вмешательства, третьи направления потока пытается пресекать. Понимание места и роли человека в механизме социальной закономерности преодолевает упрощенные представления об автоматизме действия законов и их однонаправленности.

2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов

Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Что же представляет собой понятия «противоречие», «конфликт», каково их содержание и виды?

Под социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Будучи различными, по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту.

Конфликтом (от лат. confliktus - столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжённости, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Большинство ученых склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.

С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.

Маркс был первым философом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего, в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, -- пишет он, -- материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или -- что является только юридическим выражением последних -- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями».

Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция -- есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты -- соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Современное же понятие «социального конфликта» было впервые введено в научный оборот немецким философом Георгом Зиммелем, который так назвал одну из своих работ, изданную в первой четверти XX века.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как государство, политические партий, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семьи и т.д.

Ральф Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества исходя в того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. В основе причины формирования и развития социальных конфликтов ученый видел конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, опирается на принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необходимо, прежде всего, понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты - это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты - источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Общая теория конфликта разрабатывается также американским социологом Кеннетом Эвартом Боулдингом, который написал работу “Конфликт и защита: общая теория” (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

Все конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

По своим функциям конфликты обычно делят на разрушающие (дезинтегративные) и созидающие (интегративные).

Разрушительные. Многие социальные конфликты являются высоко дестабилизирующими в социальных системах. Внутренний конфликт разрушает групповое единство. Забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности, атомный конфликт грозит уничтожению человечества.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть очень большой. Тридцатилетняя война (1619-1648) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель.

Говоря о интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. В результате социального конфликта возможно скорейшее внедрение новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития неизбежно приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т. п. умеряется их заинтересованностью в сохранении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов.

Заключение

Таким образом, современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Развитие общества происходит по определенным законам. Социальные законы есть необходимые связи между определенными сторонами и сферами общественной жизни.

С точки зрения материалистической философии общественная жизнь детерминирована, но, в отличие от природной, социальные законы обладают рядом специфических черт.

Применение диалектико-материалистического метода к анализу общественной жизни и ее истории позволил открыть целый ряд общесоциологических законов. Каковы же эти законы?

1. Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.

3. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

4. Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.

5. Закон социальной революции.

6. Закон возрастающей роли народных масс в истории.

7. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8. Закон возвышения потребностей и др.

Мир социальных законов многолик. С изменением условий одни из них отмирают, другие формируются. (Например, закон смены формы). Поэтому нелепо полагать, что все социальные законы уже открыты, а социальная наука достигла завершенности.

Существует большое количество социальных законов частного порядка, которые действуют в определенных сферах общества и изучаются конкретными социальными науками (политэкономия, демография, политология, правоведение, искусствоведение, языкознание и т.д.). Но в любом случае независимо от масштаба действия социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Источником развития общества выступают социальные противоречия и конфликты. Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей.

Список использованных источников

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. -- Изд. 2-е. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями - Мн.: Интерпрессервис, 2003.

4. Калмыков В. Н. Основы философии: Учеб. пособие - Мн.: Высш. шк., 2003.

5. Маркс К. К критике политической экономии /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.13.

6. Философия: учеб, для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю. А. Харин - Мн. : ТетраСистемс, 2006.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Проблема развития общества в истории философии. Исторический процесс в материалистической концепции Маркса. Вопрос смысла жизни человека. Понятие и виды социальной мобильности. Стратификация современной России. Форма правления, типы политических режимов.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    реферат , добавлен 16.10.2010

    Природа как одна из сфер бытия, естественная часть мира и среда обитания человека. Природа в истории философской мысли. Динамика природы от неживой к живой. Понятие жизни как ценности. Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Экономическая жизнь общества как неотъемлемая часть общественной жизни и ее основные проявления. Объективные экономические законы. Экономические отношения и интересы. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни общества.

    реферат , добавлен 16.02.2008

    Предмет философии, ее проблемы, структура, функции и мирвоззренческий потенциал. Специфика философской картины мира. Принципы диалектики, ее законы, категории и смысл. Исторические типы и перспективы философской мысли, особенности ее развития в России.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2009

    Развитие научных представлений об обществе, являющемся совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Основные свойства общества: системность, универсальность. Содержание идеалистической и материалистической концепций общества.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2012

    Специфика русской философии, её основные формы и общие формальные особенности, выдающиеся представители. История становления философской мысли и этапы ее развития. Законы диалектики - учения о всеобщей связи. Сущность необходимости и случайности.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Краткая история исследований феномена гражданского общества как философской проблемы. Раскрытие содержания всеобщей теории гражданского общества, её значение в социологии и политике. Экономические, политические и духовные элементы современного общества.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.