Требования к оформлению методического кабинета в доу презентация на тему. Уголки в детском саду: оформление по фгос Содержание методического кабинета в доу по фгос

Общие принципы оформления методического кабинета

В методическом кабинете или вне его рекомендуется оформить стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором можно поместить: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).

1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.

2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.

3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

4. Передовой педагогический опыт: статьи, доклады, иллюстративный материал (фотографии, схемы, рисунки).

Уголок аттестации в методическом кабинете.

Что должно быть в методическом кабинете ДОУ по аттестации.
(«В помощь аттестующимся» или «Уголок аттестации»)

Образец заявления
Адреса аттестационных комиссий
Сроки подачи заявлений
Сроки аттестации и присвоения категории
Квалификационные характеристики по категориям
Схема написания опыта (с указанием требований к оформлению, количеству экземпляров), сроки предоставления готового материала
Вариативные формы и процедуры аттестации (перечень)
Информационная справка (схема или образец) для подтверждения категории
Образец написания аннотации на опыт работы
Образцы имеющихся в ДОУ обобщённых опытов, соответствующие существующим требованиям или рекомендации, где можно увидеть
Перечень документов для аттестационной папки

Перечень документов для аттестационной папки:

Заявление
-Аттестационный лист (2 экземпляра, соответственно категории)
-Протокол
-Аннотация на опыт
-Краткое описание опыта
-Справка-информация о проделанной работе в межаттестационный период по теме
-Анкета «…глазами методиста»
-Анкета «…глазами коллег»
-Анкета «…глазами родителей»
-Копия свидетельства о прохождении предыдущей аттестации
-Копия документа о курсовой подготовке
-Материалы, подтверждающие просмотр деятельности воспитателя (2 конспекта)
-Материалы, подтверждающие выбранную форму аттестации (материалы творческого отчёта, вопросы и ответы собеседования и т.д.)

Если показ открытого занятия для МО. То прилагаются: конспект, явочный лист, отзывы на занятие.

Классификация учебных средств

Учебные средства в ДОУ условно можно разделить на три большие группы: для воспитателя, для ребенка, специальные средства.

1. Средства, используемые воспитателем. Наглядные средства:

— печатные пособия — отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.;

— аудиовизуальные фильмы, видеофильмы (игры), магнитофонные записи и т.д.;

— пространственные и натуральные объекты: гербарии (коллекции высушенных растений), муляжи (точный слепок предмета из воска, гипса и т.д.), фруктов, овощей и др., модели (копии реальных предметов в масштабе).

Технические средства:

— компьютер;

— магнитофон;

— телевизор (для просмотра дисков, детских передач);

— видеоплеер

— фотоаппарат.

2. Средства, используемые детьми, необходимы для организации различных игр (творческих, ролевых, подвижных, учебных, игр-драматизаций, игр с правилами).

Средства для игры можно подразделить на следующие:

— тематические игрушки: различные куклы, одежда и обувь для кукол (в соответствии с сезоном), постельные принадлежности, посуда, кукольная мебель, игрушка — инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.), игрушки-животные, комплекты игрушек, связанные с профессиями (парикмахер, врач и пр.);

— технические игрушки: повозки, средства транспорта, подъемные краны, паровозики;

— строительный материал: крупный строительный материал, настольный строительный материал, конструкторы;

— настольные игры: пирамиды, башни, матрешки, средства для нанизывания и складывания, лото, кубики, шашки, шахматы, картинки-кубики, парные картинки и т.д.;

— развлекательные игрушки: механические (заводные), электрические;

— средства для игр-постановок: комплекты для постановки различных сказок, театр теней и др.;

— материал для игр: природный материал (шишки, желуди и пр.), остаточные материалы.

3. Специальными средствами пользуются как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей. К ним относятся:

— спортивный инвентарь для занятий физкультурой и развития двигательной активности в свободное время (мячи, кольца, скакалки и пр.),

— средства труда (доски, стенды, подставки и др.),

— средства для художественной творческой работы (музыкальные инструменты, краски, кисти, пластилин, глина и пр.).

// Октябрь 30, 2009 // Просмотров: 43 357

Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам

воспитателей, следует учитывать, что:

1). Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития ДОО.

2). Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.

3). Все педагоги детского сада должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с детьми.

4). Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.

5). Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профмастерства, компетенций.

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

    изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что

было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

    постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно

представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

    разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей

деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

    обеспечение условий предстоящей работы;

    постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на

работу, инструктаж исполнителей;

    непосредственная помощь людям в процессе реализации того или

иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, мы помнили главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

    нормативные и инструктивные материалы,

    методические материалы,

    методическая и справочная литература,

    дидактический и наглядный материал,

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещена методическая литература по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

В методкабинете есть специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составляют собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг имеются словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др.

Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа в методкабинете поможет воспитателям в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Вишенка» с.Красное»

Симферопольского района Республики Крым

Выступление на совещании старших воспитателей

Симферопольского района

ТЕМА: «ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА»

Докладчик: старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Вишенка»

с. Красное»

Дубина Виктория Александровна

08. 11. 2018 г

«Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ»

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубина В.А.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Требования к содержанию методического кабинета

1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям.

3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО, дидактические материалы.

Классификация материалов методического кабинета:

а) нормативно-правовая документация

б) основная методическая документация

в) «Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

г) наглядно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный)

д) литература педагогическая и детская, периодические издания

е) выставки

Вся документация делится на блоки (папки-сегригаторы):

    Блок: Нормативно-правовая документация (федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы и документы регламентирующие деятельность ДОУ)

    Блок: Основная методическая документация

    Блок: « Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

    Блок: «Работа с кадрами»

    Блок: «Контроль и руководство»

    Блок: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью»

    Блок: «Преемственность в работе детского сада и школы»

Блок 1 «Нормативно – правовая документация

Федеральные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон РФ от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012№ 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года;

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании образовательной деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет" и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220);

Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2014 N 31757);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2010 №01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 №08-1888 «О направлении рекомендаций».

Региональные документы

Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

- «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- « Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОУ» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации по составлению календарного графика образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации к составлению учебного плана непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.

Локальные акты ДОУ регламентирующие деятельность ДОУ

    Положение о педагогическом совете

    Положение о педагогическом часе

    Положение о контроле в ДОУ

    Положение о родительском комитете

    Положение о введении документации в ДОУ

    Положение о годовом плане

    Положение о мониторинговом исследовании

    Положение о работе с семьями воспитанников и др.

    Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

    Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

    Положение об Интернет-сайте ДОУ(Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта ОУ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

    Положение о метод.кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

    Положение о музыкальном зале.

    Положение о физкультурном зале.

    Номенклатура дел старшего воспитателя, воспитателей и специалистов ДОУ

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый педагог имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Блок 2 Основная методическая документация строиться на основании номенклатуры дел методического кабинета

Номенклатура дел методического кабинета - это тематизированный список документации всей организации, составленный и заполненный по определенным правилам, содержащий строгое наименование имеющихся материалов, а также сроки их хранения. Все бумаги, формирующиеся на предприятии, необходимо храниться какое-то количество времени. Правильно их систематизировать, распределить по делам поможет составление номенклатуры.

Материалы по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационной категории, а так же в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, перспективный план аттестации и повышения квалификации на 2018 - 2023 годы, образец заявления и карты результативности. Документы по аттестации педагогических работников: план работы с аттестуемыми педагогами; график посещения занятий аттестуемых педагогов; заявления аттестуемых педагогов; график аттестации педагогов на 5 лет; банк данных аттестуемых педагогов; протоколы заседаний аттестационной комиссии

Годовой план работы ДОУ;

Материалы и протоколы педсоветов; Книга протоколов педагогических советов ДОУ. Протоколы педагогических советов относятся к документации старшего воспитателя детского сада и подписываются секретарем и Председателем. Книга протоколов педсоветов должна быть прошита, прошнурована и пронумерована. Секретарь выбирается общим голосованием на 1 год и утверждается приказом заведующего. Протоколы ведутся по форме, которая прописана в Положении о педагогическом совете.

Паспорт методического кабинета;

План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов);

Журнал протоколов семинаров, семинаров-практикумов материалы семинаров;

Материалы консультаций, открытых занятий, недели «Педагогического мастерства»;

Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;

Материалы заседаний, документация ПМПК;

Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом, аналитические справки, карты контроля;

Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ);

Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ);

Материалы по работе с педагогами: сведения о педагогических кадрах, по самообразованию педагогов ДОУ, план и формы работы с молодыми специалистами, наставничество, материалы по передовому педагогическому опыту, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен.

Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты.

Журнал проверки планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ.

Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета, протоколы общих родительских собраний, (протоколы групповых собраний хранятся у воспитателей), консультации, брошюры, буклеты.

Планы проведения методической (тематической) недели;

Приказы заведующей ДОУ;

Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи

Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом.

Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)

Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ. В каждой группе детского сада, у специалистов так же имеется тетрадь отзывов и пожеланий.

В методическом кабинете необходимо оформить стенды:

Стенд «Аттетстация» на котором представлены нормативно-правовые документы регламентирующие организацию и проведение аттестации педагогических работников, план работы по аттестации педагогических работников на учебный год

Для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание ООД, график занятости специалистов, кабинета по ИЗО-деятельности и ПДД, библиотеки и др.;

Сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, положения к конкурсам профмастерства, мероприятия (курсы, смотры и пр.), график проведения дополнительных образовательных услуг и т.д .

Блок 3 Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольной организации выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.

    Основная образовательная Программа ДОУ согласно ФГОС

    Программа Развития ДОУ

    Учебный план работы ДОУ

    Образовательные и учебные программы, разработанные специалистами МБДОУ

    Рабочие программы педагогов ДОУ

    План методической работы на месяц (в соответствии с годовым планом ДО)

Старший воспитатель разрабатывает месячный план, в котором отражаются основные воспитательно-образовательные мероприятия педагогического коллектива по разделам: «Контроль и руководство», «Работа с кадрами», «Методическая работа», «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми», «Мероприятия по охране жизни и безопасности детей», «Утренники и развлечения», «Работа с родителями», «Взаимосвязь со школой», «Хозяйственно-административная работа». В каждом разделе указывается мероприятие, запланированное в этом месяце (консультация, выставка, кукольный театр, день здоровья и т. д.), указывается дата проведения, назначаются ответственные. Всех педагоги знакомят с месячным планом а методической оперативке. План методической работы на месяц утверждается заведующим ДОУ. Это позволяет своевременно и качественно выполнить запланированный объем работы.

    План работы с молодыми специалистами

    Работа творческой группы. Протоколы заседаний творческой группы (если указано в номенклатуре)

Творческая группа состоит из опытных педагогов, которые разрабатывают положения конкурсов, смотров, организуют различные мероприятия, являются образцами передовой мысли. В документации содержится положение о творческой группе, документы разработок, аналитических листов по проверкам, смотрам и конкурсам.

    Конспекты открытых занятий и режимных моментов.

    Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обуче ния дошкольников.

    Передовой педагогический опыт работы по разделам.

    Расписание НОД во всех возрастных группах.

    Расписание дополнительных образовательных услуг.

    Режимы дня (теплый, холодный период)

    Документы об организации летней оздоровительной работы (методические рекомендации, план работы, режим работы, акты и др.)

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

К ним относятся: методические пособия в соответствии с ФГОС ДО, УМК по региональному компоненту; рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа.

Главным документом в этом разделе является основная образовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 5 образовательных областей (Х-Э,ПР, РР, С-К, ФР) в соответствии с ФГОС ДО.

Блок 4: «Работа с кадрами»

1. Циклограмма работы специалистов ДОУ.

2. Сведения о педагогических кадрах, учет методической активности.

3. План повышения теоретического уровня и деловой квалификации педагогов

4. Циклограмма участия педагогов в межкурсовой период в методических объединениях района и ДОУ (в годовом плане)

5. План работы «Школа молодого воспитателя» или «Школа наставничества»

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. С этой целью организуется «Школа наставничества» или «Школа молодого воспитателя». Документация включает положение о наставничестве; план работы с молодыми педагогами (консультации, беседы, показ открытых мероприятий, развлечений, конкурс поделок, выставок и т. д.); карты взаимопосещений занятий (наставник наблюдает за работой молодого специалиста, молодой специалист наблюдает за работой наставника); анкетирование, тестирование начинающих педагогов; сравнительную шкалу профессиональных умений педагогов.

6. Карты наблюдений за работой педагогов.

7. Диагностика педагогических кадров.

8. Сведения о самообразовании педагогов. (в годовом плане)

9. Портфолио педагогов.

Блок: «Контроль и руководство

Контроль и руководство – это план мероприятий по контролю за качеством образовательного и воспитательного процесса. На каждый учебный месяц выбирается область контроля (воспитательная или образовательная) для заведующего и старшего воспитателя. Это может быть учебный вид деятельности, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, закаливание, прогулка и т. д. Рационально одному из руководителей взять на контроль образовательную область, другому – воспитательную. Намечается объект контроля – конкретные возрастные группы или конкретные педагоги. Можно запланировать сравнительный контроль между двумя группами с детьми одного возраста. Контроль проводится методом наблюдения. Все данные записываются в карту контроля, делается анализ, выявляются западающие зоны. С результатами контроля знакомят педагогов, выявляют причины слабой стороны, рекомендуют пути их устранения.

Перечень документации:

1. План-график контроля на год

2. Материалы контроля:

> Тематического

> Оперативного

> Фронтального

> Медико-педагогический

3. Карты контроля

> Результаты контроля (аналитические справки по результатам контроля, докладные, служебные записки)

4. Педагогическая диагностика

Результаты качества образования детей отслеживаются через мониторинги знаний, умений, навыков дошкольников, в соответствие с Положением о проведении педагогической диагностики и на основании приказа заведующего ДОУ. По каждой образовательной области на всех детей группы на начало, и конец учебного года делается анализ усвоения знаний. Выявляются западающие зоны по образовательным областям и их причины, разрабатываются пути устранения.

> Диагностические карты по разделам программы;

> Итоги диагностики воспитанников за отчетный период

Блок 5: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью»

1. План работы с семьями воспитанников на год.

2. План работы с социальными партнерами ДОУ, общественностью.

3. Мониторинг семей воспитанников.

4. План работы с неблагополучной семьей (при наличии таковых)

5. Формы взаимодействия ДОУ с семьей (материалы по организации общих родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.)

Блок 6: «Преемственность в работе детского сада и школы»

    Договор о сотрудничестве между детским садом и школой.

    Положение о взаимодействии со школой.

3. План проведения совместных мероприятий ДОУ и школы. (в годовом плане)

4. Преемственность в работе детского сада и школы (материалы для проведения совместных мероприятий).

5. Достижение целевых ориентиров детьми поступающих в школу

(мониторинг достижений выпускников)

Наглядно–иллюстрационный материал (демонстрационный и раздаточный)

Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь наглядный материал (картины, игрушки, костюмы) можно рассредоточить по кабинетам специалистов. Но необходимо составить картотеку с аннотацией где располагается материал..

Различные виды картотек (подвижные игры по возрастам, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и др.), н аглядно-демонстрационный материал (и гры, картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы для творческих игр; приборы, оборудование, природные материалы, муляжи и др.; предметы народного декоративно-прикладного искусства); технические средства обучения (видеотека).

Литература педагогическая и детская, периодические издания

Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература), книги для детей и периодические издания. Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Методическая и справочная (Справочник старшего воспитателя, Методист, Воспитатель ДОУ) распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники. Методическую литерутуру, которую используют педагоги ежедневно целесообразнее распределить по возрастным группам (методические шкафы педагогов).

Детская - целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.

Периодика (газеты, журналы)- желательно группировать по годам выпуска

Обязательно должна быть: Книга (журнал) учёта движения методической литературы.

Выставка

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются. Эпизодические выставки – потребность в которых возникает в течение учебного года. Тематика выставок может быть самая разнообразная.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель.

Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

1. Как часто Вы пользуетесь материалами?

o Часто;

o Редко;

o Не пользуюсь.

2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?

o Трудно найти сразу;

o Удобно.

1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?

2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.

Творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

4 блока:

1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

Методический кабинет ДОУ-комплекс

Методических (печатных и рукописных),

Наглядных (натуральных и изобразительных),

Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;

Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

Паспорт методического кабинета


Оборудование кабинета
Методический кабинет имеет помещение, в котором осуществляется педагогическая и методическая деятельность коллектива, а также размещается методическая и справочная литература.
Кабинет оборудован:
- книжными шкафами, в которых концентрируются нормативные и инструктивные документы, методическая и детская художественная литература, дидактические материалы, аудиовизуальные средства.
- письменными столами, стульями, для организации и проведения педсоветов, семинаров, методических объединений и других форм работы.
- компьютер
- сканер
- принтер
Методическое обеспечение
Отдел информационно – аналитический.
Материалы по аттестации, повышению квалификации, комплексное оценивание педагогической деятельности. Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ДОУ.
Отдел программно – методического обеспечения.
Образовательные программы, реализуемые в ДОУ; альтернативные образовательные программы; тематическое планирование по программе «Из детства в отрочество»; методическая литература по психологии;
Отдел художественно – эстетического развития.
Методическая литература, конспекты занятий, консультации по изодеятельности, конструированию, ручному труду; Информация о художниках, репродукции картин; Информация и образцы по народному творчеству, народной игрушке;
Отдел физического развития.
Методическая литература и разработки конспектов, консультаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей; литература по валеологии, энциклопедии (физическое воспитание, анатомия, строение человек). В этом отделе находится литература, методические разработки, рабочие тетради, видеоматериалы для работы с детьми по ОБЖ.
Отдел художественной литературы.
Сборники и отдельные произведения детской, художественной литературы; Научно – методические журналы, буклеты.
Отдел социально-личностного развития.
Методическая литература, разработки конспектов, консультаций по ознакомлению с родным краем, Республикой Хакасией. Литература для реализации национально – регионального компонента в ДОУ (художественная литература, методические пособия, наглядно – иллюстративный материал).
Отдел познавательно – речевого развития.
Методическая литература, разработки конспектов, консультаций; Детские энциклопедии, наглядно – иллюстративный материал.
Отдел по работе с родителями.
Информация по общим проблемам воспитания детей, по подготовке детей к школе, по защите прав ребенка. Это: нормативные документы, методическая литература, разработки консультаций, бесед, наглядно – иллюстративный материал, касающийся данных тем. Материалы по охране прав ребёнка.

Презентация на тему: Современный методический кабинет дошкольной образовательной организации