Вариант 4 венера наиболее яркая. К таинственной планете. Жизнь на Землю пришла с утренней звезды

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 4

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1.

(1) Венера - наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2)Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не отходит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3) с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами - «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Венеру часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой», потому что на земном небе Венера всегда видна вблизи Земли на фоне утренних или вечерних зорь.

2) Венера - наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны - обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров.

3) Венерианский год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток, Венера наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны.

4) Венеру - наиболее яркую из планет, орбита которой находится целиком внутри орбиты Земли и которая на земном небе всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

5) Поскольку орбита Венеры, самой яркой из планет, находится целиком внутри орбиты Земли и на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, её часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что Несмотря на это, Вот почему Следовательно, Именно такой

Ответ:

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЩАТЬСЯ , -аюсь, -аешься; нсв.

1) с кем. Вести себя по отношению к кому-л., держать себя с кем-л. каким-л. образом. Ты не умеешь о. с детьми! Как ты обращаешься со старшими? С животными надо о. ласково.

2) Находиться в употреблении, иметь хождение. В нашей стране обращаются новые денежные знаки.

3) Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. / О кровообращении, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.

4) с чем. Пользоваться чем-л., применять что-л. Уметь о. с инструментом. Осторожнее обращайтесь с микроскопом! Разве можно так о. с книгами! Математика научилась о. с бесконечно малыми величинами. Он свободно обращается с музыкальной терминологией. Ты слишком вольно обращаешься с философскими понятиями.

Ответ: _____________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый закупОрив начАвшись добралАсь ненадОлго

Ответ: _____________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, когда появились супермаркеты - универсамы с налаженной системой самообслуживания.

Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравнительно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Ответ: _____________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников новые ДИРЕКТОРА БЫСТРЕЕ всех нет ТУФЕЛЬ
фонарь ПОГАСНУЛ

Ответ: _____________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

Б) нарушение связи между подлежа-
щим и сказуемым

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Большинство писателей работают над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие - ночью.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

6) Ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без на пряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».

7) Каждый из создателей фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.

9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун..верситет / к..мпания (предвыборная) / прогр..ссивный / проб..русь / бл..стательный

Ответ: _____________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, с..язвить / з..крытие, под..шёл / пр..бытие, пр..градил / ра..шить, бе..голосый

о..данный, на..шить

Ответ: _____________________________.

10. Е .

выращ..вать / доверч..вый / сетч..тый / глянц..вый / приветл..вый

Ответ: _____________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

задерж..шься / побре..шься / спряч..шься / обознач..нный / узнава..мый

Ответ: _____________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Посредине комнаты стояли (НЕ)РАСПАКОВАННЫЕ пока коробки с вещами и игрушками.

Это была (НЕ)МИМОЛЁТНАЯ, а совершенно устойчивая мысль, хотя и мгновенно созревшая.

И, убедившись, что с попутчиком (НЕ)РАЗГОВОРИШЬСЯ, Ивлев отдался спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков.

С раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, был (НЕ)ЖАРКИЙ и скучный день, какой бывает в августе, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет.

Скоро Раскольников впал в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, в какое-то забытьё, и пошёл, уже (НЕ)ЗАМЕЧАЯ окружающего, да и не желая его замечать.

Ответ: _____________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Солнце (В)ТЕЧЕНИЕ дня меняет своё положение, (ПО)НАЧАЛУ описывая траекторию дуги примерно 60° зимой и 120° и более летом.

Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а ТАК(ЖЕ) на специальных кораблях погоды ТО(ЖЕ) подтвердили существование в приэкваториальных широтах пояса западных ветров.

(И)ТАК, спустя девяносто лет КАК(БУДТО) был понят смысл текстов, свёрнутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Обычные кубики, (ПО)ВИДИМОМУ, ВСЁ(ТАКИ) полезнее для развития ребёнка, чем электронные гаджеты.

Генеалогически оба слова происходят от одного корня, но по КАКИМ(ТО) причинам одно из них обрело популярность и закрепилось, а другое ВСЁ(ЖЕ) отступило в тень.

Ответ: _____________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

В многочисле(1)ых сараях, построе(2)ых на песча(3)ом берегу, зимой хранились просмолё(4)ые лодки.

Ответ: _____________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Величественность зданий зависела от их соразмерности гармонических пропорций украшений оконных наличников картушей и барельефов.

2) Писатель должен держать читателя в напряжении вести его за собой и не допускать в своём тексте непонятных или неритмичных фрагментов.

3) Самым высоким и покоряющим читателя явлением в литературе может быть только органическое слияние поэзии и прозы.

4) В разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце и степь дымилась и блестела.

5) Я полюбил Среднюю Россию: свежесть её природы обилие чистых и прохладных вод сырые лесные чащи моросящие и пасмурные дожди.

16.

Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами (1) слова (2) начисто потерявшие для нас образные качества (3) и (4) живущие только как словесная скорлупа (5) в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Ответ: _____________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Цвет мёда (1) по мнению специалистов (2) зависит исключительно от растения, с которого собран нектар, и (3) может быть (4) всех оттенков коричневого, жёлтого и даже зелёного.

Ответ: _____________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Эрмитаже у меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2)То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3)Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4)Подходы к ним были минированы.

(5)Было ровно двенадцать. (б)Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7)Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8)Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9)Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов - немцы ещё молчали. (10)Но вот кто-то не выдержал. (11)Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12)Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13)Вызвала огонь на себя. (14)Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15)В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16)Немцы замолкли. (17)Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18)Снова то же самое. (19)Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов - и летящие вверх снег и брёвна.

(20)В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21)Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22)К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23)Роща Дубовая была взята.

(24)День выдался тяжёлый, раненых было много. (25)Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26)Уже темнело. (27)Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28)Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29)У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30)А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31)Был восьмой час, кончались сутки боя. (32)В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33)Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34)По календарю весна. (35)Но стоит на пять шагов отойти с дороги - и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36)На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37)Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38)Самоотверженные командиры - старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш - пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39)Прощайте, наши боевые друзья. (40)Вперёд, на запад!»

(41)Памятник стоит высоко. (42)Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43)Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44)Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие - Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45)Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46)Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47)Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48)Эти рощи - место ежедневных кровавых боев. (49)Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50)Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло». (По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) - русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.

2) Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сделано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок.

3) Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.

4) Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продвигаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.

5) Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.

Ответ: _____________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) Предложение 6 включает описание.

3) В предложениях 14,16-17 говорится о последовательно совершаемых действиях.

4) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 43 представлено повествование.

22. Из предложений 41-47 выпишите контекстные антонимы.

Ответ: _____________________________.

23. Среди предложений 43-48 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

24. «Константин Михайлович Симонов показывает читателю истинную цену одного из вроде бы обычных эпизодов войны. Чтобы воссоздать картину боя, автор использует разнообразные средства выразительности. Так, в тексте использованы различные синтаксические средства, в том числе (А)___ (в предложениях 14, 20), и троп - (Б)___ («кровавых метров» в предложении 22, «несмотря на оглушительный огонь» в предложении 29), а также приёмы, среди которых (В) ___ (предложения 12-13). Ещё один приём - (Г) ___ (предложения 38-40; предложение 50) - помогает понять мысль автора».

Список терминов:

1) цитирование

3) синонимы

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

9) метафора

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Венера — вторая от Солнца и самая ближайшая к Земле планета. Но до начала полетов в космос о Венере знали довольно мало: вся поверхность планеты перекрыта густыми тучами, которые не позволяли ее исследовать. Данные тучи состоят из серной кислоты, которые в значительной степени отражают свет.

Поэтому в видимом свете рассмотреть поверхность Венеры невозможно. Атмосфера Венеры в 100 раз плотнее земной и состоит из углекислого газа. Венера освещается Солнцем не больше, чем Земля освещается Луной в безоблачную ночь.

Тем не менее, Солнце так нагревает атмосферу планеты, что на ней всегда очень жарко — температура поднимается до 500 градусов. Причина такого сильного разогрева — парниковый эффект, который создает атмосфера из углекислого газа. Атмосферу на Венере открыл великий русский ученый М. В. Ломоносов 6 июня 1761 года, когда в телескоп можно было наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца. Это космическое явление было заранее вычислено, и его с нетерпением ожидали астрономы всего мира. Но только Ломоносов обратил внимание на то, что при соприкосновении Венеры с диском Солнца вокруг планеты возникло «тонкое, как волос, сияние».

Ломоносов дал правильное научное объяснение этому явлению: он счел его результатом рефракции солнечных лучей в атмосфере Венеры. «Планета Венера, - писал он, - окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

Давление достигает 92 земных атмосфер. Это значит, что на каждый квадратный сантиметр давит столб газа весом в 92 килограмма. Поперечник Венеры всего на 600 километров меньше земного, а сила тяжести почти такая же, как на нашей планете. Килограммовая гиря на Венере будет весить 850 граммов. Таким образом, Венера очень похожа на Землю размером, силой тяжести и составом, поэтому ее называют «землеподобной» планетой, или «сестрой Земли».Венера вращается вокруг своей оси в направлении, противоположном направлению других планет Солнечной системы — с востока на запад. Так себя ведет еще только одна планета в нашей системе — Уран. Один оборот вокруг оси занимает 243 земных суток. А вот венерианский год составляет всего 224,7 земных суток. Получается, что день на Венере длится больше, чем год! На Венере наблюдается смена дня и ночи, а вот смены времен года не бывает.

В наше время поверхность Венеры исследуют как с помощью космических аппаратов, так и с помощью радиоизлучения. Так, обнаружено, что большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Грунт и небо над ней оранжевого цвета. Поверхность планеты изрыта множеством кратеров, возникших от ударов гигантских метеоритов. Диаметр этих кратеров достигает 270 км! Узнали также, что на Венере десятки тысяч вулканов. Последние исследования показали, что часть из них — действующие.У Венеры нет естественных спутников.

Венера - третий по яркости объект на нашем небе. Венеру называют Утренней звездой, а еще Вечерней звездой, потому что с Земли она выглядит ярче всего незадолго до восхода и заката Солнца (в древности считали, что утренняя и вечерняя Венеры — это разные звезды).Венера — единственная планета Солнечной системы, которая получила свое имя в честь женского божества — остальные планеты названы в честь богов-мужчин.

Утренняя звезда

Единственная планета в Солнечной системе, названная в честь богини любви - Венера, является самой яркой планетой, обитательницей земного небосвода. Венера ближе всех приближается к нашей планете, а так как её поверхность покрыта плотными облаками, то она отражает около 76% солнечного света. Пика яркости Венеры на ночном небе можно наблюдать незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, поэтому её ещё иногда называют Утренняя звезда или Вечерняя звезда.

Венера - самая близкая планета к Земле , по яркости она намного превосходит свет самых ярких взёзд, при этом Венера, в отличие от мерцающих звёзд, светится ровным белым светом. Древние учёные считали, что утренняя и вечерняя Венера - разные звёзды. По яркости на небе Венера - третий по яркости объект: после Солнца и Луны. Даже в слабый телескоп можно увидеть различные фазы видимости диска планеты: в 1610 году эту впервые отметил Галилей.

Атмосфера Венеры

Размеры Земли и Венеры практически идентичны, а так же это единственные твёрдые околосолнечные планеты с плотной атмосферой. Эти и другие факты до середины 20 века давали основания для больших ожиданий ученых-астрономов относительно обитаемости самой близкой планеты.

Но оказалось, что жизни на этой яркой и красивой планете нет, потому что атмосфера Венеры состоит из ядовитого углекислого газа и очень плотна, что позволяет удерживать тепло, и делает её очень горячей. Так же, казалось бы, небольшая разница расстояний в 45 млн. км. Земли и Венеры от Солнца стала фатальной для существования какой-либо жизни на этом небесном теле.

Интересный факт

Интересен тот факт, что сестра Земли Венера - единственная планета, которая вращается вокруг своей оси в обратную сторону. Этот поворот она совершает за 243 земных дня. Медленное и обратное вращение привело к тому, что на Венере Солнце восходит и заходит всего 2 раза за земной год. Вот такая она - самая яркая планета, которую на небосводе проще найти, чем любую другую.

Древние астрономы называли Венеру и Фосфорус и Геперус, ошибочно полагая, что это небесное тело, видимое вечером и утром - это два отдельных космических объекта. Планету позже переименовали в Венеру в честь римской богини любви и красоты.

Венера обращается вокруг солнца практически по круглой орбите, и среднее ее расстояние от Солнца меняется незначительно. Чтобы сделать оборот вокруг Солнца, Венере необходимо 225 земных суток или на 140 суток меньше, чем Земле.

Обращаясь вокруг солнца быстрее, Венера обгоняет ее каждые 584 земных суток, превращаясь из «вечерней звезды» (видимой после заката), в «утреннюю звезду» (видимую перед восходом), а затем - наоборот.


Венера - это одна из двух планет, которые вращаются вокруг своей оси по часовой стрелке с востока на запад. Точно так же ведет себя только одна планета, и это Уран.

Из-за того, что Венера вокруг своей оси вращается очень медленно (полный оборот совершается за 243 земных дня), день на Венере длиннее, чем год.

Когда за Венерой наблюдают с Земли, она выглядит ярче, чем любая другая планета или звезда на небе. В определенное время года, это первое небесное тело, которое можно увидеть на западе - а в другое время последней звездой видимой утром.

Венера постоянно покрыта плотными облаками, состоящими из серной кислоты, через которые не могут проникнуть лучи видимой части спектра. По этой причине астрономы не имеют возможность увидеть поверхность Венеры через оптические телескопы. Большинство знаний о Венере добыто при помощи радиолокационных изображений полученных с американских и советских межпланетных космических станций.

Высокая температура на поверхности Венеры является результатом парникового эффекта. Из-за больших облаков, состоящих из серной кислоты и окружающих планету и плотной атмосферы из двуокиси углерода, почти вся солнечная энергия, пробивающаяся через атмосферу, удерживается под ней и нагревает поверхность планеты.

Сила притяжения на Венере немного меньше, чем на поверхности Земли. Если бы человек, весящий на Земле 70 кг, побывал на Венере, там бы он весил около 62 килограммов.

Из-за того, что Венера немного меньше Земли и плотность ее тоже ниже, ее масса составляет 80% от массы Земли.

Венеру впервые запечатлели из космоса в декабре 1962 года, когда беспилотный космический аппарат Маринер 2 пролетел на расстоянии 21600 миль от планеты, через 35 месяца после того, как он стартовал с Земли. Это была первая планета (за исключением Земли), которую увидели из космоса.

Космический аппарат Венера 7, который успешно приземлился на Венере 15 декабря 1970 года, был создан в Советском Союзе. До этой даты несколько аппаратов пролетели мимо поверхности планеты, а Венера 7 врезалась в планету в 1966 году.

До совсем недавнего времени Венера была посещена чаще, чем любая другая планета: рядом с ней или на ее поверхности побывало 18 советских и 6 американских космических аппаратов. В наши дни наиболее посещаемой планетой становится Марс.


Ученые сомневаются, что на Венере может существовать какая-либо жизнь - слишком уж высока температура на поверхности планеты.

Венера - это вторая планета от солнца и самая ближняя планета к Земле. Расстояние между Венерой и Землей варьируется от 23.7 million miles, когда они расположены ближе всего, а максимальное удаление составляет 162 million miles.

Геологи считают, что когда-то на Венере были большие запасы воды, примерно такие же, как и на Земле. Но вода высохла примерно 300 миллионов лет назад, после того как увеличилась интенсивность солнечного излучения.

Ученые считают, что Венера сформировалась, в основном, после вулканических процессов, благодаря большому количеству извержения вулканов, разливам лавы, формированию кратеров и горных хребтов на поверхности планеты.

В отличие от других планет, на Венере нет кратеров меньше, чем 2 км в поперечнике. Астероиды меньшего размера просто не долетят до поверхности планеты, рассыпавшись в пыль в ее чрезвычайно плотной атмосфере.

Так как атмосфера Венеры никогда не проясняется от огромных масс облаков, увидеть с ее поверхности солнце или землю не представляется возможным.

На Венере дует постоянный сильный ветер, который заставляет облака сделать полный оборот вокруг планеты за четверо земных суток.

В то время как экваториальный диаметр Земли почти на 4,5 км больше диаметра измеренного между полюсами, эти два диаметра Венеры примерно одинаковы, что делает планету практически идеальной сферой.

На Венере нет ощутимого магнитного поля (такого, какое есть на Земле), и это навело ученых на предположение, что жидкое ядро планеты, скорее всего, намного меньше, чем у Земли.

Венера и Меркурий являются единственными планетами нашей системы, у которых нет естественных спутников.

Венера - самая яркая из планет. Она сияет настолько сильно, что в безлунную ночь она вполне может отбрасывать тень на Землю.

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) < ... >

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2) Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не отходит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3)< ... > с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами — «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЩАТЬСЯ , -аюсь, -аешься; нсв.

Текст:

Показать текст

(1) Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2) Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не отходит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3) < ... > с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами — «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку , подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, когда появились супермаркеты — универсамы с налаженной системой самообслуживания. Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравнительно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников

новые ДИРЕКТОРА

БЫСТРЕЕ всех

нет ТУФЕЛЬ

фонарь ПОГАСНУЛ

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Предложение:

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

3) Большинство писателей работает над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие — ночью.

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

6) Ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».

7) Каждый из создателей фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.

9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун..верситет

к..мпания (предвыборная)

прогр..ссивный

проб..русь

бл..стательный

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

под..езд, с..язвить

з..крытие, под..шёл

пр..бытие, пр..градил

о..данный, на..шить

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Е .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Посредине комнаты стояли (НЕ)РАСПАКОВАННЫЕ пока коробки с вещами и игрушками. Это была (НЕ)МИМОЛЁТНАЯ, а совершенно устойчивая мысль, хотя и мгновенно созревшая.

И, убедившись, что с попутчиком (НЕ)РАЗГОВОРИШЬСЯ, Ивлев отдался спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков.

С раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, был (НЕ)ЖАРКИЙ и скучный день, какой бывает в августе, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет.

Скоро Раскольников впал в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, в какое-то забытьё, и пошёл, уже (НЕ)ЗАМЕЧАЯ окружающего, да и не желая его замечать.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Солнце (В)ТЕЧЕНИЕ дня меняет своё положение, (ПО)НАЧАЛУ описывая траекторию дуги примерно 60° зимой и 120° и более летом.

Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а ТАК(ЖЕ) на специальных кораблях погоды ТО(ЖЕ) подтвердили существование в приэкваториальных широтах пояса западных ветров.

(И)ТАК, спустя девяносто лет КАК(БУДТО) был понят смысл текстов, свёрнутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Обычные кубики, (ПО)ВИДИМОМУ, ВСЁ(ТАКИ) полезнее для развития ребёнка, чем электронные гаджеты.

Генеалогически оба слова происходят от одного корня, но по КАКИМ(ТО) причинам одно из них обрело популярность и закрепилось, а другое ВСЁ(ЖЕ) отступило в тень.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В многочисле(1) ых сараях, построе(2) ых на песча(3) ом берегу, зимой хранились просмолё(4) ые лодки.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами (1) слова (2) начисто потерявшие для нас образные качества (3) и (4) живущие только как словесная скорлупа (5) в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Цвет мёда (1) по мнению специалистов (2) зависит исключительно от растения, с которого собран нектар, и (3) может быть (4) всех оттенков коричневого, жёлтого и даже зелёного.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В Эрмитаже у меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.

2) Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сделано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок.

3) Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.

4) Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продвигаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.

5) Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.

Текст:

Показать текст

(1) (2)

(3) (4)

(5) Было ровно двенадцать. (6)

(7) (8)

(9) (10) Но вот кто-то не выдержал. (11)

(12) (13) Вызвала огонь на себя. (14) (15)

(16) Немцы замолкли. (17)

(18) Снова то же самое. (19)

(20) (21)

(22) (23) Роща Дубовая была взята.

(24) (25)

(26) Уже темнело. (27) (28) (29)

(30) (31) (32)

(33) (34) По календарю весна. (35)

(36) (37)

«(38) (39) (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) (43)

(44)

(45) (46) (47)

(48) (49) (50)

(По К.М. Симонову)

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) Предложение 6 включает описание.

3) В предложениях 14, 16-17 говорится о последовательно совершаемых действиях.

4) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 43 представлено повествование.

Текст:

Показать текст

(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44) Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45) Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46) Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48) Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. (49) Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 41-47 выпишите контекстные антонимы. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44) Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45) Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46) Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48) Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. (49) Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 43-48 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44) Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45) Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46) Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48) Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. (49) Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Константин Михайлович Симонов показывает читателю истинную цену одного из вроде бы обычных эпизодов войны. Чтобы воссоздать картину боя, автор использует разнообразные средства выразительности. Так, в тексте использованы различные синтаксические средства, в том числе (А) __________ (в предложениях 14, 20), и троп (Б) __________ („кровавых метров“ в предложении 22, „несмотря на оглушительный огонь“ в предложении 29), а также приёмы, среди которых (В) __________ (предложения 12-13). Ещё один приём — (Г) __________ (предложения 38-40; предложение 50) — помогает понять мысль автора».

Список терминов:

1) цитирование

2) эпитет

3) синонимы

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) литота

9) метафора

Текст:

Показать текст

(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44) Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44) Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45) Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46) Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48) Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. (49) Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.