Евангелие от марка 4 11 12. Евангелие от Марка. Притча о сеятеле

4:2 притчами. Греч.: "параболе" (притча) происходит от выражения "брошенное рядом"; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом "машал" - "загадка".

4:3-8 Разъяснение этой притчи (ее "отгадку") дает Сам Иисус (ст. 14-20).

4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф. 11,15; 13,9.43; Лк. 8,8; 14,35; Откр. 2,7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить ("услышать") скрытый, внутренний смысл.

4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам - "спрашивали о притчах", т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам - "вам тайна Царства Божия дана". Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф. 13,12.

4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние "внешних" (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения - к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной - к ее разумению. См. Лк. 17,21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: "поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи".

4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин. 8,43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение - цель ученичества.

4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет "свечи", кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф. 5,14.16; Л к. 8,16; 11,35; Еф. 5,8.

4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф. 10,26.27; Лк. 12,2.3).

4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

4:25 дано будет. См. Мф. 13,12; ком. к 4,11.

4:26-32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: "Царствие Божие подобно" (ст. 26) и "Чему уподобим Царствие Божие?" (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля - это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях ("внутрь вас есть", Лк. 17,21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк. 17,20). И это - одна из его тайн.

4:37 великая буря. Сильный шторм.

4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин. 4,6; 11,35.38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим. 5,12-21; 8,13; ср. 2 Кор. 5,21).

4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2,10), является господином субботы (2,28), обладает авторитетом в учении (1,22) и властью над нечистыми духами (1,27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх. 4,9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх. 14,16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1,24; 5,4), Иисус приказывает: "Замолчи" (1,25), и стихия унимается (5,15). Связывая "сильного" (3,23-27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает "свободу славы детей Божиих" (Рим. 8,19-21).

Евангелие от Марка, 4 глава. Библия от IMBF - новый перевод Нового и Ветхого Заветов Международного служения «Благословение Отца» Опубликовано на веб-портале

От Марка, 4 глава

Иисус учит народ притчами.

Мр.4:1 И опять Он начал учить у моря. И собирается к Нему много народа, так что Он вошел в лодку, чтобы сидеть в море, а вся толпа была на земле у моря.

Мр.4:2 И многому учил их в притчах, и говорил им в учении Своем:

Притча о сеятеле.

Мр.4:3 «Слушайте! Вот вышел сеятель сеять.

Мр.4:4 И случилось, что при сеянии одно семя упало у дороги, и прилетели птицы и склевали его.

Мр.4:5 А другое упало на каменистые места, где не было много земли, и тотчас проросло, поскольку земля была неглубока.

Мр.4:6 И когда взошло солнце, увяло и как не имело корня засохло.

Мр.4:7 А иное упало в тернии, и выросли тернии и заглушили его, и плода не принесло.

Мр.4:8 Иное же упало в землю хорошую и поднимаясь, выросло, давая плод, и принесло одно тридцать, и одно – шестьдесят, а одно - сто.

Мр.4:9 И говорил Он : «Кто имеет уши слышать, пусть слышит!»

Мр.4:10 И когда Он оказался наедине, окружающие Его с двенадцатью, спрашивали о притче.

Мр.4:11 И говорил им: «Вам даны тайны Царства Божьего; тем же, внешним, всё дается в притчах,

Мр.4:12 чтобы они, видящие смотрели и не увидели, и слышащие слышали и не понимали, и не обратились, чтобы было прощено им.»

Мр.4:13 И говорит им: «Не знаете притчу эту? А как же все притчи познаете?

Мр.4:14 Сеющий слово сеет.

Мр.4:15 Есть же такие люди , которые у дороги, где сеется слово, когда услышат, тотчас приходит сатана и забирает слово, посеянное в них.

Мр.4:16 И есть такие люди , которые на каменистых местах, где сеется слово, когда услышат, тотчас с радостью принимают его,

Мр.4:17 но не имеют корня в себе и непостоянны; и затем, когда случаются угнетения или гонения из-за слова, тотчас разуверяются.

Мр.4:18 А другие, которые в терниях, где сеется слово, слушают слово,

Мр.4:19 но заботы века и обман богатством, и иные желания, входя в них , заглушают слово, и бесплодными становятся.

Мр.4:20 А те, которые в землю хорошую посеяны, когда слышат слово, принимают его и приносят плод: одно - тридцать, и одно - шестьдесят, и одно - сто.»

Притча о светильнике.

Мр.4:21 И говорил им: «Ибо не приносят светильник, чтобы под модий или под ложе он был поставлен. Не для того ли, чтобы на подсвечник был он поставлен?

Мр.4:22 Ибо нет тайного, что не сделалось бы явным, и нет сокрытого, что не пришло бы в открытое.

Мр.4:23 Кто имеет уши слышать пусть слышит!»

Мр.4:24 И говорил им: «Смотрите, как слышите. Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам и будет добавлено вам.

Мр.4:25 Ибо кто имеет, дано будет ему; и кто не имеет, и то , что имеет, будет взято от него.»

Притча о посеве.

Мр.4:26 И говорил: «Царство Божье подобно тому , как человек бросит семя в землю

Мр.4:27 и будет спать, и будет подниматься ночью и днём, а как семя будет прорастать и будет тянуться, не знает он.

Мр.4:28 Сама собой земля приносит плод: сначала траву, затем колос, затем полное зерно в колосе.

Мр.4:29 Когда же принесет плод, тотчас человек посылает серп, потому что настала жатва.»

Притча о горчичном семени.

Мр.4:30 И говорил: «Как мы уподобили бы Царство Божье, или на каком примере представили бы его?

Мр.4:31 Оно, как зерно горчичное, которое когда будет посеяно в землю, есть наименьшее всех семян на земле.

Мр.4:32 И когда будет посеяно, восходит и становится больше всех растений и распускает ветви большие так, что могут под тенью его птицы небесные селиться.»

Мр.4:33 И таковыми притчами многими говорил им слово, как они могли слышать;

Мр.4:34 без притчи же не говорил им, но наедине своим ученикам объяснял всё.

Мр.4:35 И говорит им в тот день на закате: «Переправимся на противоположную сторону.»

Иисус усмиряет бурю.

Мр.4:36 И, оставив народ, забирают Его, как Он был в лодке, и другие лодки были с Ним.

Мр.4:37 И поднялась великая буря с сильным ветром, и волны накатывались на лодку так, что лодка уже наполнялась водою .

Мр.4:38 А Он был на корме и спал на подушке; и поднимают Его и говорят Ему: «Учитель, разве не заботит Тебя, что мы погибаем?!»

Мр.4:39 И Он, разбуженный, запретил ветру и сказал морю: «Замолчи, перестань!» И утих ветер, и сделалась великая тишина.

Мр.4:40 И сказал им: «Что вы так боязливы? И ещё не имеете веры!?»

Мр.4:41 И они устрашились страхом великим, и говорили друг другу: « Кто тогда Этот, что и ветер и море слушаются Его?!»

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши Ctrl+F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно—как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако опять повинуется Ей: ибо ради Нее выходит к морю. Садится в корабль для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не имеет назади Себя.


И глаголаше им во учении Своем: Слышите, се изыде сеяй сеяти: и бысть егда сеяше, ово паде при пути, и приидоша птицы, и позобаша е. Другое же паде при камени, идеже не имяше земли многи: и абие прозябе, зане, не имяше глубины земныя: солнцу же возсиявшу присвяде, и зане не имяше корене, изсше. И другое паде в тернии: и взыде терние, и подави е, и плода не даде. И другое паде на земли добрей: и даяше плод восходящ и растущ, и приплодоваше на тридесять и на шестьдесят, и на сто. И глаголаше: имеяй уши слышати, да слышит. Егда же бысть един, вопросиша Его, иже бяху с Ним, со обеманадесяте о притчи. И глаголаше им: вам есть дано ведати тайны царствия Божия: онем же внешним в притчах вся бывают: да видяще видят, и не узрят: и слышаще слышат, и не разумеют: да не когда обратятся, и оставятся им греси.


Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает: то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая, которая губит семя. Но кто такой сеятель? Сам Христос, Который, по человеколюбию и снисхождению, неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? не Моисеево ли? не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял, но из семян одно пало на душу, подобно дороге попираемую многими, - и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К каким людям относятся человекоугодники, они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути: потому что сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худою, губит семя, то есть, слово. Впрочем некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть, Христа. Другое семя пало на душу каменистую: - разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поколику приняли слово: но как они принимают слово на время и потом отвергают, то чрез это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом: ибо терние суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшею!


Ученикам, спросившим Его наедине, говорит: вам есть дано ведати тайны. Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим нет? Быть не может: но тем дано, как ищущим: ищите , сказано, и дастся вам: а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! Да видяще , - это от Бога, - не видят , - это от злобы их: ибо Бог создал их видящими, то есть, понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим в притчах глаголю, да видяще не видят и слышаще не слышат , чтобы хотя поэтому обратились и исправились.


И глагола им: не весте ли притчи сея? и како вся притчи уразумеете? Сеяй, слово сеет. Сии же суть, иже при пути, идеже сеется слово, и егда услышат, абие приходит сатана, и отъемлет слово сеянное в сердцах их. И сии суть такожде иже на каменных сеемии, иже, егда услышат слово, абие с радостию приемлют е, и не имут корения в себе, но привременни суть: таже бывшей печали или гонению словесе ради, абие соблажняются. А сии суть иже в тернии сеемии, слышащии слово, и печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящия подавляют слово, и безплодно бывает. И сии суть, иже на земли добрей сеяннии, иже слышат слово и приемлют, и плодствуют, на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.


Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни невнимательны, эти означены словом - при пути: другие малодушны, сии разумеются под словом - на камени: третьи сластолюбивы, означаемые словом - в тернии. Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто, - это люди совершенной и высокой жизни: другие - в шестьдесят, - это средние: иные - в тридцать, которые хотя не много, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе, в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!


И глаголаше им: еда светильник приходит, да под спудом положат его или под одром? не да ли на свещнице положен будет? Несть бо тайно, еже не явится: ниже бысть потаено, но да приидет в явление. Аще кто имать уши слышати, да слышит.


Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, говорит, будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую: ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником: а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечник. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечник, то есть, на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище, и не под кроватью бездействия. Ибо никто занятый попечением о пище и преданный лености не может быть светильником, светящим своею жизнию для всех. Несть бо тайно, еже не явится. Что бы кто ни делал втайне, доброе, или злое, - все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти.


Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, говорит, что слушаете: не опускайте ничего сказанного Мною. В нюже меру мерите, возмерится вам: то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую: а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда: а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается.


И глаголаше: тако есть (и) царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю. И спит, и востает нощию и днию, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. О себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе. Егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва.


Под царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. Человек есть сам Бог, соделавшийся ради нас человеком. Он бросил в землю семя , то есть, евангельскую проповедь. Бросив его, Он спит , то есть, восшел на небеса: впрочем Он и восстает ночью и днем. Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть, долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его: восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его: потому что мы свободны: и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть, приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем траву , показываем начаток добра: потом - колос , когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям: ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития: затем образуются в колосе полные зерна , - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет жатва , тогда серп собирает плоды. Серп этот есть Слово Божие, а жатва - время кончины.


И глаголаше: чесому уподобим царствие Божие? или коей притчи приложим е? Яко зерно горушично, еже егда всеяно будет в земли, мнее всех семен есть земных: и егда всеяно будет, возрастает, и бывает более всех зелий, и творит ветви велия, яко мощи под сению его птицам небесным витати. И таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати: без притчи же не глаголаше им словесе: особь же учеником Своим сказаше вся.


Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и - ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на земле проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть, все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив еллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего, и пустила великие ветви. Ибо апостолы, как ветви, разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поелику народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному, или заставить его подойти и спросить и по вопросе разуметь непонятное. Так ученикам объяснял Он все наедине: поелику они прямо приступали к нему, и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали, и чего не знали, а не вообще все, даже ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.


И глагола им в той день вечеру бывшу: прейдем на онпол. И отпущше народы, пояша Его якоже бе в корабли; и инии же корабли бяху с Ним. И бысть буря ветрена велика: волны же вливахуся в корабль, яко уже погружатися ему. И бе Сам на корме на возглавнице спя: и возбудиша Его, и глаголаше Ему: Учителю, нерадиши ли, яко погибаем? И востав запрети ветру, и рече морю: молчи, престани, и улеже ветр, и бысть тишина велия. И рече им: что тако страшливи есте? како не имате веры? И убояшася страхом велиим, и глаголаху друг ко другу: кто убо Сей есть, яко и ветр и море послушают Его?


Матфей повествовал об этом иначе, нежели как Марк: о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и, наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее. Господь берет с Собою одних учеников, предоставляя им быть зрителями будущего чуда. Но чтобы они не превозносились тем, что других отослал, а их взял, и вместе, чтобы научить их переносить опасности, попускает им быть в опасности от бури. А спит Он при сем с тою целью, чтобы чудо показалось им тем важнее, после того как они перепугались. Иначе, если бы буря случилась при бодрственном состоянии Христа, - они не испугались бы, или не обратились бы к Нему с прошением о спасении. И вот Он попускает им быть в страхе от опасности, дабы они пришли в сознание силы Его. Поелику они только на других видели Благодеяния Христовы, а сами не испытали ничего подобного, то была опасность, что они сделаются беспечными: посему Господь попускает быть буре. Он спит на корме корабля (она была, конечно, деревянная). Пробудившись, Христос запрещает сначала ветру, так как он бывает причиною морского волнения, а потом укрощает и море. Обличает и учеников за то, что они не имели веры. Ибо если бы они имели веру, то верили бы, что Он и спящий может сохранить их невредимыми. Ученики говорили между собою: кто есть Сей? потому что имели еще неопределенное понятие о Нем. Так как Христос укротил море одним повелением, а не жезлом, как Моисей, не молитвенным воззванием, как Елисей Иордан, не ковчегом, как Иисус Навин: то по этой причине Он показался им выше человека: а тем, что спал, Он являлся им опять человеком.