Франкл в основы логотерапии психотерапия и религия. Логотерапия В. Франкла. Что такое логотерапия

Австриец Виктор Эмиль Франкл, один из наиболее выдающихся мыслителей XX века, значительно меньше известен широкой публике, нежели его современники — Фромм, Хорни, Маслоу и др. Между тем его учение (учение, потому что это больше, нежели психологическая теория) прошло наиболее суровую проверку самой жестокой практикой — концлагерем.

Франкл, как еврей стал жертвой нацистской политики. Он прошел через такие известные лагеря смерти, как Дахау и Аушвиц. Именно там он впервые имел возможность проверить правильность своего психологического подхода, названного им впоследствии логотерапией — (от греч. logos — смысл, знание), — то есть речь идет о терапии смыслом.

Обычно логотерапию относят к гуманистическому направлению в теориях личности. Однако, это не вполне верно, хотя не стоит забегать вперед, у Вас будет возможность самостоятельно оценить разницу между логотерапевтическим и гуманистическим взглядом на человека.

В своей теории человека, Франкл исходит из трех фундаментальных положений: 1) Свобода воли; 2) Воля к смыслу; 3) Смысл жизни. Разберем по порядку. Что понимается под свободой воли. Полагается, что человек всегда свободен, и никто не вправе эту свободу у него отнять.

Разумеется, речь идет не о полной и абсолютной свободе от всего. Каждый человек в своем поведении ограничен: социальными и экономическими обстоятельствами, рамками своей культуры, своим психотипом, наконец. Речь идет, прежде всего, о свободе осознанного отношения к обстоятельствам, о свободе занять личностную позицию по отношению даже к тому, чего изменить или предотвратить человек не в силах.

Например, когда массы людей сгонялись нацистами в концлагеря, сами люди, разумеется, были не властны над обстоятельствами своей жизни: лишения, голод, побои — все это было общим. Однако, люди были свободны в том, как им относится к данным тяжелым обстоятельствам. Свободны как позитивно, так и негативно. Они могли выбирать — пойти на поводу у нечеловеческих обстоятельств и превратиться в забитое животное, или несмотря ни на что остаться человеком, сохранить свою личность.

Второе положение — воля к смыслу — связано с другой фундаментальной чертой человека — разумностью. Мы обладаем абстрактным мышлением и рефлексией (способностью взглянуть на себя со стороны). И мы отличаемся от животных тем, что точно знаем: мы обязательно умрем. Осознание своей конечности, заставляет нас искать ответ на вопрос «Зачем и ради чего я живу?».

Этот вопрос, отнюдь не праздный. Если мы не имеем на него ответа, то жизнь может лишиться для нас своей ценности. «Жизнь ценность сама по себе!» — возразите Вы. Да, но она заканчивается смертью. Человеку, который не знает, зачем жить, вполне может показаться, что жить просто незачем. Поэтому мы ищем смысл, мы мотивированы поиском смысла, реализацией смысла в наших действиях. Мы не переносим бессмысленности. Когда мы что-то делаем, нам нужно знать зачем мы это делаем. Это принципиально отличается от взгляда на человека с позиций других психологических школ.

Например, поведение художника, пишущего картину, можно объяснить в рамках динамического подхода, как сублимацию эроса. Однако сам художник, скорее будет говорить о смысле, который он пытается выразить в своей картине. Первое объяснение связано с причинами поведение (почему?), второе — с целью, смыслом (зачем?).

Сторонники динамического подхода говорят о воле к удовольствию. Но ведь удовольствие, как правило — побочный продукт. Мы получаем удовольствие от хорошо выполненной работы, от приятного общения, от занятий сексом, наконец. Однако при этом, удовольствие проявляется, как последствия реализации смысла. Ведь, выполняя работу, мы думаем не об удовольствии, а о конечной цели. Общаясь с другими, мы тоже не думаем об удовольствии, а сосредоточены на теме общения.

Наконец, если, занимаясь сексом, мы думаем в первую очередь об удовольствии, а не о нашем отношении к партнеру, то это наверняка закончится сексуальным неврозом, любой сексолог это подтвердит. Когда удовольствие становится самоцелью — оно становится почти недостижимым. Мы стремимся к идеалам и, готовы жертвовать ради них жизнью, а удовольствие чаще всего, приходит как нечто побочное.

Когда говорят о воле к власти и превосходству, как движущем мотиве человеческого поведения, то игнорируется тот факт, что власть нужна как средство для реализации чего-то большего — смысла. Когда власть становится самоцелью, личность патологически деформируется: достаточно вспомнить биографию любого тирана. Человек, дорожащий властью ради власти, крайне несчастное существо — он везде видит врагов, заговоры и постоянно боится эту власть потерять, что ведет к психогенным деформациям личности.

Продолжение следует…

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной человека.

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение , если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные , которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

Логотерапия Виктора Франкла («терапия духом и словом») – особое направление, одна из составляющих психотерапии. Согласно ей, развитие человека происходит через попытки поиска смысла жизни. Когда смысла жизни нет, человек чувствует недовольство и непонимание, у него развиваются такие болезни, как невроз и прочие психические расстройства.

Общая информация

Цель логотерапии – описать процесс восприятия мыслей и провести его анализ, чтобы понять, как люди обретают смысл, расширить способности видеть смысл в сложных ситуациях и сделать человека здоровым. В основе логотерапии лежат и мотивация.

Благодаря логотерапии человек получает способность мыслить вне ситуации, находить решение проблемы за пределами сложившегося мнения о ней. Огромную значимость здесь имеет религиозная вера, которая порой является для человека единственным источником душевного равновесия.

1928–1938 – создал кружки дискуссий для молодежи. 1930 – стал доктором в области медицины (Венский университет). 1936–1942 – как невролог и психиатр стал руководителем отделения неврологии Ротшильдской больницы в Вене. С 1942 по 1945 – находился в Освенциме. 1946 – стал автором основополагающей работы «Человек в поисках смысла». 1947 – возглавил неврологическую больницу, затем стал доцентом Венского университета. 1949 – получил ученую степень по философии (Венский университет). 1955 – стал профессором.

Изобретение логотерапии относится к 30-м годам 20 века. Основываясь на трудах и Альфреда Адлера, Виктор Франкл создал свой собственный, уникальный подход. Этот подход был подтвержден научно и признан обоснованным на международном уровне.

Логотерапевт делает все для того, чтобы человек осознал значение своей жизни. При этом специалист не манипулирует пациентом и не подталкивает его к решению, а лишь помогает человеку, чтобы тот сам определил, что ему нужно. Методом, позволяющим так общаться, может быть сократический диалог.

Основные понятия, помогающие вернуть жизни смысл:

  • Переживание.
  • Творчество.
  • Сознательное принятие ситуаций вне зоны влияния.

Основные положения

Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно обратиться к ее главным положениям.

Ключевые понятия:

1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает ее, даже без прочих составляющих, достаточной мотивацией для личности. Поиск предназначения приводит к душевному напряжению вместо сбалансированности, но именно эта деятельность – залог благополучия. Живя без смысла или без цели в жизни, человек испытывает фрустрацию, которая может привести к саморазрушению. Все люди нуждаются в мотивации.

2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит его исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и выдумках. Каждый несет собственное предназначение, и оно бывает совершенно разным, завися от внешних условий.

Человек всегда получает то, с чем он в силах справиться, и источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек способен сделать лучше себя и мир вокруг, применяя знания о смысле ситуации и совершая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не стоят на месте.

3. Свобода воли. Свобода воли базируется на человеческой свободе и возможности самоопределения. Она позволяет контролировать себя и свести на нет симптомы, вернуться к нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли относится к опыту. Ключевой вопрос, отвечающий, насколько свободна воля, это то, насколько истинным является опыт.

Также в своих работах Виктор Франкл говорит о том, что нет способов полностью отнять у человека свободу. Центр личности сохраняется даже при тяжелых психических заболеваниях. Задача логотерапевта – найти здоровую сторону личности и установить контакт с ней, сделать все для того, чтобы человек понял, что он имеет и на что способен.

В обществе существуют ценностные и смысловые нормы и правила, сложившиеся в процессе эволюции. Эти установки также могут быть смыслом. Их можно разделить на три основные группы:

  • Ценности творчества.
  • Ценности переживания.
  • Ценности отношений.

К ценностям творчества относится то, что создано для мира; переживаний – полученный опыт; отношений – сложившаяся судьба, на которую нельзя повлиять.

Как определяет Виктор Франкл, основные понятия логотерапии также включают . О ней он говорит как об «органе бытия», считая основным компонентом личности. Совесть, как полагает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.

Способы

  • . При интенции пациент пытается делать вещи, вызывающие у него страх. Например, больной, переживающий панические атаки, прекращает бороться с приступами паники. Врач работает не столько с проявлениями заболевания, сколько с позицией пациента по отношению к неврозам и прочим расстройствам.
  • Дерефлексия. Часто используется для решения интимных проблем. Она отвлекает больного от симптомов и происходящего с ним, перенося внимание на партнера. Это снижает требования к совершаемым действиям и приводит к излечению.
  • Логоанализ Создан для изучения жизненных ценностей и приоритетов пациента.

Данные способы лечения являются эффективными и помогают пациенту снова испытать радость жизни.

Техники логотерапии применяются в специфических и неспецифических сферах. В первом случае это могут быть ноогенные неврозы, во втором – психиатрические заболевания.

Логотерапевт, используя упражнения, помогает увидеть то, что мешает человеку добиваться своих целей. Пациент становится более внимательным, но при этом он сам ставит перед собой цели и идет к ним.

Логотерапия может применяться отдельно, а может сочетаться с другими видами лечения. Она также может быть частью групповой или индивидуальной терапии и применяться, например, в педагогике. Данный метод эффективен при многих видах психических расстройств, например при агрессии, депрессии, неврозах. Автор: Анастасия Дзенгелевская

Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл - фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.


Логотерапия Франкла: кратко

Методика австрийского психиатра является разновидностью психотерапии. Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово "логос" здесь используется в значении "смысл". Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла. Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум. Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность - залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.


Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.


Логотерапия Франкла: основные принципы

Франкл утверждал в своих работах, что человек - создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения. Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента. Именно до этой основы необходимо "достучаться" логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

2. Воля к смыслу.

Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места. Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности. Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности. Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств. Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.


Смысловые системы Франкла

В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов. Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной. Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

Техники логотерапии

Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами. Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента. Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

Каждая технология заслуживает пристального внимания.


Парадоксальная интенция

Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

Дерефлексия

Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого. Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований. С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.

Логоанализ

С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.

В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.


Заключение

Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии. Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении. Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.

5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла

Виктор Франкл (родился в 1905 г.) - еще один выдающийся персонолог и психотерапевт нашего времени. Он вошел в психологию как основатель третьей Венской психотерапевтической школы. Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда, вторую школу “индивидуальной психологии” создал А. Адлер.

В. Франкл - венский врач-клиницист, занимался психотерапевтической практикой, уже к концу 30-х гг. отмечает, что его клиентов чаще волнуют не проблемы подавленных сексуальных влечений, как во времена 3. Фрейда, а потери смысла жизни, жизненных ценностей, одиночества и т. п. Он формулирует положение о том, что у каждого времени есть свои психологические проблемы и неврозы, и к началу Второй мировой войны заканчивает рукопись своей первой книги - “Врачевание души”, где развивает основные идеи новой концепции личности. В центре ее - учение о врожденной тенденции поиска смысла жизни.

Но война приносит страшные испытания ученому: на четыре года он становится узником фашистских концлагерей. Опыт человеческих страданий и “упрямства духа”, который помогал выжить в лагерях смерти, по-новому высвечивает основные идеи его учения.

В. Франкл по-другому выстраивает здание психологии личности. В его теории экзистенциального анализа можно выделить несколько компонентов: о духовной сущности человека и свободе воли; смысле жизни и ценностях; о логотерапии. Рассмотрим их более подробно.

Учение о духовной сущности человека является главным стержнем творческого наследия В. Франкла, вокруг которого он выстраивает свои другие теоретические концепции: “Человек - это больше, чем психика: человек - это дух”. Каждый на нас чувствует, осознает в себе духовное начало. Но традиционно феномен духовности осмыслялся в богословии, философии, литературе, искусстве. В. Франкл, вслед за К. Юнгом и К. Роджерсом, вводит понятие духовности в категориальный строй современной психологии и выделяет его наиболее существенные проявления и характеристики. Духовность рассматривается им как духовное начало, которое, как искра божья, заложено в душу каждого человека и объединяет всех людей. Это соприсутствие сущего всему сущему.

В сфере человеческой духовности автор выделяет слои сознательной и подсознательной духовности. Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. “Дух покоится на бессознательном”. В. Франкл анализирует ведущие проявления бессознательного духовного. К ним он относит прежде всего совесть, или нравственную интуицию. Совести открывается то, что еще не существует, а лишь должно существовать. Это - духовная антиципация, предвосхищение. Бог в душе человека, он подсказывает “то, что надо”. “Однако то, что надо, всегда только одно”.

Далее духовное бессознательное, по В. Франклу, проявляется в познавательной и художественной интуиции. “Вдохновение коренится в сфере бессознательной духовности. Художник творит по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся и остаются во тьме, которую сознание не в состоянии осветить ПОЛНОСТЬЮ”.

Еще одна сфера проявления бессознательной духовности человека - это любовь. В. Франкл отмечает, что полное духовное соприсутствие или событие возможно лишь между равными друг другу сущими. Полную отдачу себя другому без остатка он называет любовью. Это способность понять человека в его сути, уникальности и в его потенциальных возможностях. Любовь своим духовным взором предвосхищает нереализованные перспективы личностного и духовного развития человека, открывает в нем то, что только может быть.

Интенциональность, или изначальная индивидуальная открытость миру. “Сущность человека включает в себя его направленность на что-то или на кого-то, на дело или на человека, на идею или на личность! И лишь поскольку мы интенциональны, постольку мы экзистенциональны. Человек здесь не для того, чтобы наблюдать или отражать самого себя, он здесь для того, чтобы представлять себя, поступаться собой, чтобы познавая и любя, отдавать себя”.

Стремление к самотрансценденции, или выходу человека за пределы самого себя, в его направленности реализовать себя в своих ценностях, смыслах, поступках; стремление к самоотражению, или саморегуляции.

Внутренним источником данных побуждений является свободная воля. Учение о духовности и свободе воли у В. Франкла взаимосвязаны. Духовность, свобода и ответственность рассматриваются им как основные экзистенциалы человеческого существования. Духовность человека реализуется через его внутреннюю свободу. “Необходимость и свобода локализированы не на одном уровне: свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же время разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей “причиненности”. Над свободой воли возвышается только божественное провидение.

В. Франкл характеризует свободу человека по отношению к влечениям, наследственности и обстоятельствам внешней среды. Во взаимодействии со всеми этими факторами человек может выработать свое отношение, позицию, сказать им “да” или “нет”. Но свобода не сводится к этим трем категориям, они понимаются более широко. Это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода изменяться, быть таким, стать другим. Человек решает за себя, а решение за себя есть формирование себя.

Теория экзистенциального анализа признает человека свободным, но лишь условно. Он часто ограничен субъективными обстоятельствами. Реализуя свою свободу, он делает выборы и берет на себя ответственность за их выполнение. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Человек ответствен за аутентичность своего бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни, за свою жизнь.

Другое направление в теории экзистенциального анализа - учение о смысле жизни и ценностях. Обобщая свои жизненные и клинические наблюдения, автор формулирует тезис о том, что человек стремится обрести смысл жизни, и ощущает вакуум, или фрустрацию, если это стремление остается нереализованным. Это изначальное духовное стремление присуще всем людям, является основным двигателем поведения и развития личности, но далеко не всегда достаточно отчетливо осознается. Смысл жизни для человека всегда существует, даже при особых, самых трудных и безысходных обстоятельствах. Если у психически больного имеется тесная эмоциональная связь с каким-либо человеком, его жизнь уже оправдана. Для человека смысл его бытия не субъективен, он не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, но этот смысл уникален и неповторим для каждого.

В. Франкл говорит о конкретном смысле жизни данной личности в данной ситуации. Любой период жизненного пути индивида, каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для человека он является единственным, истинным. В нахождении смыслов помогают совесть, т. е. нравственная интуиция, а также интуиция - познавательная и художественная.

В. Франкл вводит понятие сверхсмысла, т. е. смысла Вселенной, смысла бытия, смысла истории. Эта категория трансцендентна человеческому существованию, поэтому о ней мы не может знать, можем только предполагать, что она осуществляется через историю, судьбы народов, отдельных людей.

Смысл жизни всегда может быть найден для каждого человека. Но найти свой уникальный смысл в конкретных обстоятельствах - это только половина дела. Надо еще его реализовать. Для этого дана свобода воли, чтобы найти и реализовать его, даже если свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.

Наиболее обобщенные жизненные смыслы В. Франкл рассматривает как жизненные ценности. Он выделяет три группы: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Этот ряд отражает три основных пути, какими можно найти смысл жизни. Первый - что он дает миру в своих творениях, второй - что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую он занимает по отношению к другому или ситуациям.

Среди этих групп ценностей приоритет принадлежит ценностям творчества, которые реализуются через труд. Ценности творчества связаны с изначальным духовным побуждением человека к трансценденции, стремлениям к выходу за пределы себя и реализации себя в деяниях, творениях, служении людям. В соответствии с этим самоактуализация, по В. Франклу, является не самоцелью, а одним из результатов творческой деятельности. Ценность переживаний - другой путь обретения осмысленности жизни. В этом плане В. Франкл раскрывает ценностный потенциал любви и потенциал страданий, которые выступают как источники эмоционально-духовного насыщения. Вместе с тем и любовь, и страдания не являются необходимым условием осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может организовать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Третья группа - ценности отношения, которым В. Франкл придает наибольшее значение. Человек, пишет он, далеко не всегда может изменить обстоятельства, но в его силах изменить отношение к ним. При любых обстоятельствах он свободен занять осмысленную позицию к обстоятельствам, возвысить или минимизировать их значение для себя.

Как только мы добавляем ценности отношений к другим категориям ценностей, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последней минуты.

И, наконец, еще одно направление в творческом наследии В. Франкла - предложенный им новый метод психотерапии - логотерапия. Логотерапия (от древнегреческого “логос” - смысл) ставит своей задачей помочь человеку в его поисках смысла жизни. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл назвал “экзистенциальной фрустрацией”. Субъективно оно переживается как ощущение внутренней пустоты, бессмысленности существования. Это состояние может углубляться и порождать специфические “пусоченные неврозы” (от греческого “пус”, означающего дух, смысл). Пусоченные неврозы причинно коренятся в особой духовной сфере личности, в которой локализованы смыслы. В. Франкл назвал ее “поэтическим измерением” человека.

Логотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку найти его единственный, уникальный смысл в данной ситуации. И это должен сделать он сам. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе данная ситуация. Здесь используется метод духовно-ориентированного диалога, позволяющий подтолкнуть клиента к открытию им для себя адекватного смысла. В. Франкл показал, что наибольшие практические достижения логотерапии связаны с ценностями отношений, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся крайне трудными или безвыходными.

Автор описывает случаи, когда психотерапевт помогает клиенту найти смысл в страданиях, изменить отношение к ним. “Однажды пожилой практикующий врач консультировался у меня по поводу своей серьезной депрессии. Он не мог пережить потерю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете. Я поставил перед ним вопрос: “Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым, а ваша жена осталась бы в живых?”. “О, - сказал он, - для нее это было бы ужасно, как бы она страдала. ”. Он не сказал ни слова, только пожал мою руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл, как, например, смысл жертвенности”.

Чем более прогрессивным и цивилизованным становится мир, тем больше и несчастнее становятся люди. Удивительно, люди стараются создать такое общество, которое будет позволять каждому жить в свое удовольствие, однако в итоге получается, что каждый человек живет еще беднее. Психозы, неврозы, и прочие невротические состояния предлагается устранять при помощи логотерапии Франкла, который выдвигает свои цели, принципы, техники и методы.

Логотерапия Франкла является разновидностью психотерапии, которая предлагает свой уникальный метод по устранению различных расстройств в здоровом теле человека. При переводе с греческого «логос» следует определять как «смысл» (а не как «слово»). Только в таком случае становится понятно, в чем заключается терапия.

Виктор Франкл считает жизнь человека вечным поиском своего смысла. Если человек не знает, ради чего он живет, каков его смысл жизни, тогда он становится безумным. Он начинает теряться во всех просторах своей жизни, некоторые люди не выдерживают и кончают жизнь самоубийством.

Для лечения любых отклонений и неврозов психиатр предлагал вести беседу с клиентом так, чтобы он сам находил свой смысл жизни. Здесь не нужны убеждения, наставления и внедрения различных догм. Человек сам решает, какой его смысл жизни, что и помогает ему выйти из негативного состояния.

Что такое логотерапия?

Логотерапия – это направление психотерапии, которое предполагает под собой излечение путем нахождения своего смысла жизни и придания ему суперважности. Каждый человек имеет свой смысл жизни. Кто-то называет это предназначением, миссией. Мы же просто будем говорить о смысле жизни. Когда у человека есть смысл жизни, тогда у него нет ощущения потерянности и опустошенности. Когда человек не знает, ради чего он живет, тогда возникает экзистенциальная фрустрация, из-за чего развиваются расстройства и психозы.

Целью психотерапевта по методу Франкла является поиск вместе с клиентом его смысла жизни и придание ей значимости. Причем человек действительно должен ощущать, что для него это важно, без этого его жизнь будет несчастной. Когда смысл жизни находится, тогда человек выздоравливает.

Достигается нахождение смысла жизни благодаря беседе, когда не психотерапевт находит его, а сам клиент. При этом психотерапевт лишь направляет беседу в нужном русле. Клиент должен не обращать внимания на трудности и проблемы в его жизни, чтобы заниматься поиском светлого и хорошего, а не зацикливаться на негативном.

Для некоторых людей смысл жизни находится в религиозной вере. Особенно часто это случается после трагических событий, когда человек теряет близкого человека, лишается больших сумм денег, любимой работы или жилья. Когда у человека нет ничего, что он ранее ценил, тогда он становится потерянным. И здесь на помощь приходят люди, которые предлагают дружбу, помощь, поддержку, даже кров над головой, если он начнет верить в то, во что верят они.

Однако можно создать и свою веру. Здесь мы поговорим о целях. Цели бывают разные: общественные, групповые, индивидуальные. Но порой не имеет значения, какие цели выбирает человек, главное, чтобы они были, потому что благодаря им человек может выполнить некоторые свои функции и иметь смысл жизни.

Человеку очень важно иметь цель в жизни, так как это создает ему определенную веру во что-либо. Когда человек верит, ему легче двигаться по жизни, нежели когда у него вообще нет никакой цели. Это похоже на смысл жизни – пока человек его не определит лично для себя, то не сможет идти в каком-то направлении. Хоть цель и смысл жизни – это абсолютно разные вещи, но они похожи между собой: имеют свое определение, в которое человек верит и двигается к нему.

Цель помогает человеку принадлежать чему-то, к какому-то обществу и определять себя и свои поступки. Имея цель, у человека появляется направление, течение по жизни – и не нужно здесь говорить о правильности его выбора, самое главное, что у него есть хоть какой-то выбор, который к чему-то приведет. С помощью цели человек течет либо с другими людьми и в том же направлении, если выбирает общепринятые правила и понятия, либо течет в своем направлении и максимум 2-3 людьми, которые искренне разделяют его взгляды.

Наличие цели и четкое ее определение помогает быстрому достижению намеченного. Таким образом, человек намного легче достигает личностного роста, саморазвития, плодов своих трудов и прочего, что входило в намеченные планы. Это намного эффективнее, чем просто желать того, что все желают, или вообще не ставить перед собой никаких целей. В первом случае человек просто ничего не делает, потому что ему в принципе не нужно того, о чем он думает. Во втором случае индивид ничего не делает и даже не знает, что ему делать, поскольку не задал себе вектор направления, куда идти.

Человек не может жить бессмысленно и без цели, потому что иначе он бы просто сидел и ничего не делал, что прямиком привело бы к гибели. Постановка стремления не имеет под собой принципа «Принимай правильное решение». Главное, чтобы цель была, а правильность ее определить сам человек, который, достигши желаемого, конечной точки своего пути, поймет, сделал он правильный выбор или нет.

Таким образом, смысл жизни – это наличие цели у человека, которая его вдохновляет, вызывает внутренний подъем, энергию. При этом человек чувствует себя счастливым. Смысл жизни на самом деле человеком придумывается. Поначалу он живет для того, чтобы выжить, а затем начинает ставить перед собой цели – на что он будет тратить свою энергию, силы, деньги, внимание и прочие ресурсы, что в итоге должно сделать его счастливым человеком.

Если то, чего человек достигал, осталось недостигнутым или было упущенным, человек чувствует, будто он лишился смысла жизни. И в данном случае можно обратиться за помощью психотерапевта на сайте сайт, который предложит:

  1. снова попробовать достичь своей цели (что и является его смыслом жизни);
  2. найти новые цели, которые будут такими же значимыми и вдохновляющими.

Важно, чтобы цель (смысл жизни) была очень значимой, человек в ней нуждался, не мыслил, что может отказаться от нее. Это как зависимость от воздуха, когда, если откажешься от кислорода, то умрешь.

Логотерапия Франкла включает в себя принципы, методы, цели и техники, основанные на нахождении смысла жизни, проявлении воли и желании к свободе. Психиатр считал человека свободным. Несмотря на то, что общество создает свои рамки, убеждения, традиции, правила, человек продолжает внутри оставаться свободным. Только ему решать, как жить и к чему двигаться, как действовать и с какими результатами сталкиваться. Однако многие люди теряются, поскольку начинают жить по общественным правилам, отказываясь от своей возможности самостоятельно решать, как жить.

В логотерапии Франкла используются такие принципы:

  1. Свобода воли – когда человек волен выбирать и самостоятельно принимать решения. Если все это подкрепить силой отстаивать свою позицию, несмотря на то, что кому-то решения человека будут не нравиться, тогда личность действительно становится здоровой.
  2. Воля к смыслу – свобода сама по себе бессмысленна. Человек обретает смысл, когда начинает видеть цель и стремиться к ней.
  3. Смысл жизни.

Техниками логотерапии Франкла являются:

  • Дерефлексия. Здесь человек переключается от необходимости себя контролировать и соответствовать чьим-то ожиданиям, переключаясь на своего партнера.
  • Логоанализ. Составляется шкала ценностей, обсуждая всю жизнь человека, где он говорит о важных для него вещах. Это позволяет человеку видеть, что у его жизни все-таки есть смысл и ценность, которые лежат вне той проблемы, из-за которой он заболел невротически.
  • Парадоксальная интенция. Человек боится определенной ситуации, поэтому избегает ее, что порождает страх и тревогу, особенно если она снова может возникнуть. Чтобы устранить замкнутый круг, нужно изменить свое отношение к ситуации.

Целью логотерапии является побуждение человека изучать самого себя, достигать инсайта и понимания того, что у него есть много важных аспектов в жизни. Многие современные люди жалуются на то, что живут бессмысленно. Однако они могут ошибаться, поскольку даже то, что они живут, как «загнанные лошади» или «ходят по кругу», тоже включает некую цель, которую они хотели достичь, просто пошли по неправильному направлению.

Нахождение смысла жизни можно назвать самокопанием, когда человек погружается в собственные переживания, рассказывает про свою жизнь, говорит о радостях и разочарованиях. Все это и является целью логотерапии, поскольку посредством обсуждения произошедших событий с человеком приходит понимание того, что она на самом деле была полна интересных событий и преследовала какую-то цель. Просто на сегодняшний день человек находится в расстроенных чувствах и не может увидеть свою цель из-за переживания своего разочарования или горя.

В каждой ситуации, в которой человек оказывается, есть свой смысл. Даже трудности и проблемы не возникают просто так. Все в человеческой жизни является важным и ценным. Просто сам человек негативно воспринимает какие-то события, позволяя себе забывать о своем смысле жизни.

На самом деле у каждого человека есть свой смысл жизни. Человек может его не осознавать, однако он постоянно куда-то идет, к чему-то стремится, действует, потому что хочет достичь каких-то целей. Маленькие цели формируют одну большую цель, которая и определяет смысл жизни человека. А все проблемы и неприятности, из-за которых человек начинает страдать и забывать о своем смысле жизни, просто воспринимаются негативно. Человек не видит в них смысла, хотя на самом деле даже в самых трудных и сложных ситуациях индивид в той или иной мере стремился к своей главной цели.

Итог

Есть одна большая цель – смысл жизни, который придает ценность всем поступкам и ситуациям, которые случаются с человеком. А есть маленькие цели, которые ставятся человеком по мере продвижения к главной. Человек не должен желать за короткий период времени достичь своей главной цели жизни, поскольку это, скорее всего, будет невозможно. Однако можно поставить много маленьких целей, достигая которых можно постепенно продвинуться к главной.

Пожалуй, самый главный урок, который должны усвоить все люди, гласит следующим образом: идите с целью по жизни. На каждый день ставьте цель, которую вы будете достигать в течение дня. На каждую неделю и месяц нужно ставить маленькие цели, над которыми вы будете работать, чтобы в течение года или нескольких лет достичь самой главной цели.

Ошибкой, которую совершают многие люди, является отсутствие каких-либо целей. Люди мечтают, чего-то хотят, желают. Но если посмотреть на то, чему они посвящают каждый день своей жизни, то можно увидеть, что меньшую часть времени они уделяют достижению своих целей. Цели есть, но их никто не достигает ни через месяц, ни через год, ни через много лет.

Успешный человек – тот, который идет с целью по жизни. Успешный человек – тот, который совершает лишь те действия, которые соответствуют достижению его целей. Нет ничего лишнего в том, чем занимается успешный человек. Все, что он делает, направлено на то, чтобы достичь каких-то целей. Он ставит большие цели, а их уже разбивает на маленькие, которые достигает в короткий промежуток времени.

Идите с целью по жизни. Вы идете куда-то – поставьте цель, которую хотите достичь там, куда идете. Вы находитесь где-то – поставьте себе цель, которую хотите достичь, пока пребываете в том или ином месте. Вы общаетесь с кем-то – поставьте цель, которую вы желаете достичь по итогам разговора с собеседником. Вы занимаетесь чем-то – достигайте собственно поставленной цели. Другими словами, на каждом шагу достигайте цели. Не общайтесь с людьми без цели. Не идите в какое-то место без цели. Не занимайтесь делом без цели.

Вспомните мудрые слова: «Пока у вас нет цели, вам ее ставят другие люди… Пока у вас нет направления, в котором вы идете, вам его определяют другие люди… Если вы не знаете, ради чего что-то делаете, вами легко можно манипулировать…». Если не свои цели вы будете достигать, тогда вам придется достигать цели других людей. А оно вам надо?

Идите с целью по жизни. Любое мало-мальское дело, каким бы вы ни занимались, должно быть подчинено какой-то вашей цели. Если вы общаетесь с человеком, сначала поставьте цель, что вы хотите получить от него, после чего действовать лишь в рамках этой цели. Вы уже не будете кричать на человека, если хотите получить его любовь. Вы уже не будете ему угрожать, если хотите сотрудничать с ним. Поставьте перед собой цель и действуйте в рамках этой цели.