Как американцы приморье бомбили. Наш перл-харбор зовется сухой речкой Русские очевидцы вспоминают

Этот день в истории:

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот),в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г.

"Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке,а еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало...На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик".

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.

"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я".

Удостоверившись, что цель поражена, "Метеоры" развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...". Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими "Кингкобрами", поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

По мнению командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова и бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. По словам Забелина, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях.

Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы.

У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут...

А многие ли у нас слышали об этом....

Мало кому известно, что 8 октября 1950 г. два истребителя-бомбардировщика ВВС США пересекли границу СССР, углубились на расстояние около ста километров, и нанесли удар по военному полевому аэродрому Сухая речка. 25 июня 1950г. начался военный конфликт между Северной и Южной Кореей. На стороне Северной Кореи воевали добровольческие части из КНР, финансовую поддержку и снабжение вооружением и военными советниками оказывал СССР. В состав группировки Южной Кореи входили американцы, Великобритания и ряд других стран, входивших в состав миротворческих сил ООН. Хотя официально Советский Союз в боевых действиях не участвовал, но не обошлось без вооруженных столкновений. 26 июня 1950г. южнокорейскими кораблями было обстреляно входившее в состав 5-го ВМФ судно «Пластун», в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь. 4 сентября 1950г. к порту Дальний подошел неопознанный эсминец. В воздух был поднят самолет-разведчик А-20Ж, в сопровождении двух истребителей. При подходе к цели их атаковали сразу 11 американских истребителей. А-20Ж был сбит и упал в море. Экипаж погиб. 8 октября 1950г. было воскресенье. Жители окрестных сел отдыхали на море, полевой аэродром Сухая речка жил по распорядку выходного дня. Для проведения учений на него перебазировали воздушные корректировщики По-2 и поршневые истребители «Кингкобры». Всего около 20 самолетов, которые стояли возле взлетной полосы стройной линией. В пятом часу вечера тишину мирного неба распорол звук реактивных двигателей. Два американских истребителя-бомбардировщика «Локхид» F-80С прошли над аэродромом и, сделав боевой разворот, атаковали стоящие на земле самолеты. Один из самолетов сгорел полностью, а семь были повреждены. По официальным данным, человеческих жертв не было. Преследовать реактивные самолеты на поршневых истребителях было нереально. 9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала. Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная. По мнению бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. Вспомнил Забелин и то, что и командира истребительного полка полковника Савельева, и его заместителя подполковника Виноградова после бомбардировки отдали под суд и понизили в должностях. За то, что не сумели дать отпор американцам. Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г. Один из пилотов бомбивших советский аэродром, Олтон Квонбек утверждал, что виной всему была низкая облачность и сильный ветер. По словам командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова, никакой низкой облачности над аэродромом Сухая речка не было. Напротив, день был солнечным и безоблачным. Не могло быть и речи о потере американцами ориентировки. Если бы американцы ошиблись и потеряли ориентировку, то свою ошибку они должны были понять еще при подлете к тихоокеанскому побережью. По его очертаниям. Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США. Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Только непонятно тогда, откуда взялся в Хасанском районе Приморского края памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950г.» Она находится у села Перевозное. Это бывшая территория военного городка Сухая речка.

Мало кому известно, что 8 октября 1950 г. два истребителя-бомбардировщика ВВС США пересекли границу СССР, углубились на расстояние около ста километров, и нанесли удар по военному полевому аэродрому Сухая речка.

25 июня 1950г. начался военный конфликт между Северной и Южной Кореей. На стороне Северной Кореи воевали добровольческие части из КНР, финансовую поддержку и снабжение вооружением и военными советниками оказывал СССР. В состав группировки Южной Кореи входили американцы, Великобритания и ряд других стран, входивших в состав миротворческих сил ООН.

Хотя официально Советский Союз в боевых действиях не участвовал, но не обошлось без вооруженных столкновений.

26 июня 1950г. южнокорейскими кораблями было обстреляно входившее в состав 5-го ВМФ судно «Пластун», в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября 1950г. к порту Дальний подошел неопознанный эсминец. В воздух был поднят самолет-разведчик А-20Ж, в сопровождении двух истребителей. При подходе к цели их атаковали сразу 11 американских истребителей. А-20Ж был сбит и упал в море. Экипаж погиб.

8 октября 1950г. было воскресенье. Жители окрестных сел отдыхали на море, полевой аэродром Сухая речка жил по распорядку выходного дня. Для проведения учений на него перебазировали воздушные корректировщики По-2 и поршневые истребители «Кингкобры». Всего около 20 самолетов, которые стояли возле взлетной полосы стройной линией.

В пятом часу вечера тишину мирного неба распорол звук реактивных двигателей. Два американских истребителя-бомбардировщика «Локхид» F-80С прошли над аэродромом и, сделав боевой разворот, атаковали стоящие на земле самолеты. Один из самолетов сгорел полностью, а семь были повреждены. По официальным данным, человеческих жертв не было.
Преследовать реактивные самолеты на поршневых истребителях было нереально.

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала.

Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

По мнению бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. Вспомнил Забелин и то, что и командира истребительного полка полковника Савельева, и его заместителя подполковника Виноградова после бомбардировки отдали под суд и понизили в должностях. За то, что не сумели дать отпор американцам.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г. Один из пилотов бомбивших советский аэродром, Олтон Квонбек утверждал, что виной всему была низкая облачность и сильный ветер.

По словам командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова, никакой низкой облачности над аэродромом Сухая речка не было. Напротив, день был солнечным и безоблачным. Не могло быть и речи о потере американцами ориентировки. Если бы американцы ошиблись и потеряли ориентировку, то свою ошибку они должны были понять еще при подлете к тихоокеанскому побережью. По его очертаниям. Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если
верить официальному заявлению. Только непонятно тогда, откуда взялся в Хасанском районе Приморского края памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950г.» Она находится у села Перевозное. Это бывшая территория военного городка Сухая речка.

Евгений ШОЛОХ

Наглость США, считающих себя «хозяевами мира» после развала СССР, и развязавших агрессию против Ирака, в общем-то, никого, наверное, не удивила. Однако мало кому известно, что наглость американцев буквально не имела границ и полвека назад в отношении СССР. Пока мы их не отрезвили. Ракетами...

Наше небо было, что проходной двор...

После Второй мировой войны недавние союзники по антигитлеровской коалиции — американцы, обнаглев, стали напрочь игнорировать наши воздушные границы. Штаты направляли в воздушное пространство Советского Союза десятки своих самолетов-разведчиков, превратив наше небо по сути в проходной двор. Нам тогда «адекватно ответить» наглецам было нечем: американские «Б-29», «Б-52», «В-47» и «РВ-47» с очень большим «потолком» высоты полета были недосягаемы для советских средств ПВО, не имевших тогда еще на вооружении зенитных ракет большой дальности.

Судя по имеющимся у нас документам, в 50-е гг. американцам удавалось безнаказанно шляться в воздушном пространстве в районе Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Киева, Минска, Мурманска, Архангельска, советского Дальнего Востока — Приморья, Хабаровска, Сахалина, Курил, Камчатки...

И, случалось, не просто шлялись в воздухе, где ни попадя, удовлетворяя свое шпионское любопытство, но и нападали на наши военные объекты. Так, 8 октября 1950 г. два самолета ВВС США «F-80» «Метеор» не только залетели на территорию советского Приморья, но и внезапно атаковали аэродром ВВС ТОФа у селения Сухая Речка, расположенный в Хасанском районе, в результате чего было уничтожено семь наших самолетов! Как вспоминал участник войны в Корее, летчик-истребитель ПВО полковник авиации в отставке Сергей Тюрин: «Пока мы получили добро на перехват, эти стервятники, надо полагать, уже пили пиво в Сеуле...»

Доходило и до того, что янки, вторгнувшись в наше воздушное пространство, демонстративно отрабатывали нанесение ядерного удара по наземным объектам Советского Союза. Именно так случилось 29 апреля 1954 г. на линии Киев — Смоленск — Новгород, когда несколько десятков самолетов ВВС США здорово поиграли на нервах у советского военно-политического руководства...

В связи со всеми этими фактами руководство СССР 27 мая 1954 г. вынуждено было принять постановление «О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР», которым ставилась жесткая задача специальным КБ в сжатые сроки создать необходимые средства противодействия зарвавшимся американцам.

«Нептуна» отправили на дно

По некоторым данным, первый раз нам удалось это сделать 8 апреля 1950 г. на Балтике. «Б-29» ВВС США нарушил границу в районе Лиепаи и вторгся на 21 км на нашу территорию. Советские истребители его перехватили и приказали следовать за ними для посадки на аэродроме. Однако «Б-52» открыл огонь и попытался скрыться. Это и предрешило его дальнейшую участь: сбитый американец рухнул в Балтийское море. Из 10 членов экипажа поисковой группе удалось подобрать живым лишь одного...

6 ноября 1951 г. во время разведполета над Японским морем был сбит советским истребителем самолет ВМС США Р2V «Нептун» с американской военно-морской базы в Японии Ацуги. Что стало с экипажем «Нептуна», неизвестно по сей день. А днем 18 ноября 1951 г. в 30 км южнее мыса Гамова в заливе Петра Великого произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями «МиГ-15» и группой истребителей ВВС США «F-9». Об этом боестолкновении до сих пор имеются противоречивые сведения. Однако известно, что в результате этой стычки три «МиГа» домой не вернулись: один потерпел аварию и упал в море у мыса Льва, два других были сбиты в районе острова Фуругельма (оба обнаружены и подняты). Одному нашему пилоту удалось выброситься с парашютом, но ни живым, ни мертвым он так и не был найден. Американцам тогда повезло: только один их самолет пострадал, получив повреждения.

13 июня 1952 г. во время разведполета над Японским морем нашим истребителем был сбит самолет ВВС США «RB-29» из 91-й стратегической разведывательной эскадрильи (с базы Йокото, Япония). Судьба 12 членов его экипажа остается неизвестной.

7 октября 1952 г. нашему «МиГу» удалось сбить у Курил еще один американский самолет-разведчик «RB-29» из той же 91-й эскадрильи. Из 8 членов экипажа наши поисково-спасательные силы обнаружили только безжизненное тело капитана ВВС США Джона Донэма, которое было предано земле советскими пограничниками на курильском острове Юрий (в 1994 г. его останки были эксгумированы американской стороной и перезахоронены на национальном Арлингтонском кладбище).

Кстати, надо отдать должное американцам, которые делали все возможное, чтобы спасти оставшихся в живых своих воинов (к примеру, во время войны в Корее, Вьетнаме у них действовали специальные оперативные поисково-спасательные группы, которые быстро оказывались на месте сбитого вертолета или самолета ВВС США), а также, чтобы во что бы то ни стало отыскать тела погибших, установить их имена и с почестями предать земле на родине. В СССР же, да и нынче в России, живых-то не жаловали и не жалуют, а о мертвых и говорить не приходиться. После Великой Отечественной войны прошло уже 58 лет, а земле до сих пор не преданы по разным оценкам от 800 тыс. до 1,5 млн солдат, павших на поле брани, защищая Отечество от гитлеровского нашествия. А ведь старая мудрость гласит: войну нельзя считать оконченной до тех пор, пока не похоронен, как положено, последний солдат.

Рано утром 29 июля 1953 г. РЛС ТОФ в 130 милях к югу от мыса Гамова был обнаружен неизвестный самолет, идущий курсом на Владивосток. Спустя 12 мин. с аэродрома истребительно-авиационного полка в Николаевке были подняты по тревоге в воздух для перехвата супостата два дежурных истребителя «МиГ-17», пилотируемые гвардии капитаном Александром Рыбаковым и гвардии старшим лейтенантом Юрием Яблоновским. В 7 час. 11 мин. командир звена А. Рыбаков обнаружил над нашими территориальными водами на расстоянии 10 км к югу от острова Аскольд самолет-нарушитель, оказавшийся американским бомбардировщиком «Б-50». Янки отреагировали на сигнал наших пилотов, что они находятся в воздушном пространстве СССР и должны немедленно покинуть его, огнем, повредив «МиГ» А. Рыбакова. Наши ударили из авиационных пушек в ответ. И в 7 час. 16 мин. — через 15 мин. после вхождения в советское воздушное пространство — «Б-50» ВВС США рухнул в воду в 8 милях к югу от острова Аскольд, где на глубине примерно 3 тыс. м его обломки покоятся по сей день. Спустя сутки американскому миноносцу удалось спасти одного из членов экипажа самолета — второго пилота лейтенанта Джона Роуга.

Потери советской авиации

Теряли самолеты в годы «холодной войны» и мы. В этом черном списке их значится 14. Правда, американская сторона, насколько нам известно, признает только два сбитых ими советских самолета. Это бомбардировщик «А-20Ж» «Бостон» (полученный по ленд-лизу от США в 1944 г.), сбитый 4 сентября 1950 г. в районе острова Хайон-дао палубными истребителями с американского авианосца «Воллей Родж» (останки одного из летчиков лейтенанта Мишина, нам вернули в 1956 г.). И безоружный, переделанный в пассажирский «Ил-12», следовавший из Порт-Артура во Владивосток, и уничтоженный истребителями американских ВВС 27 июля 1953 г. — в день окончания войны на Корейском полуострове (на борту находился 21 человек, включая членов экипажа; урны с их прахом 18 декабря 1953 г. были преданы земле в сквере на остановке «Дальзаводская» во Владивостоке). Причастность к гибели остальных наших самолетов американцы отрицают, поэтому о их судьбе и по сей день ничего не известно. Назовем некоторые из них. 15 июля 1964 г., отслеживая действия авианосной ударной группы ВМС США в 200 милях к востоку от Японии, пропал наш «Ту-16Р». 25 мая 1968 г. другой «Ту-16Р», выполняя разведполет в районе нахождения американской авианосной ударной группы в Норвежском море, внезапно загорелся и рухнул в воду. Янки обнаружили тела трех пилотов из семи и передали их на советский боевой корабль. 10 января 1978 г. в районе Японских островов сгинул в неизвестности советский самолет «Ту-95РЦ» со всем экипажем...

Ракеты открыли счет...

Но если периодически нам удавалось-таки сбивать обычные самолеты ВВС США, то «достать» американский «призрак» — новый самолет-разведчик «У-2» фирмы «Локхид» (строились с 1956 г.) с малой отражающей поверхностью и потолком высоты полета 20-25 км — мы не могли («МиГ-19» выше 17,5 км подняться не мог, не было и таких ракет). А «У-2» тем временем совершенно безнаказанно совершал полеты практически над всей территорией Советского Союза, в т.ч. над Москвой и Ленинградом (оборона которых считалась одной из самых надежных в мире), собирая необходимую развединформацию.

В рамках секретной разведывательной программы «Моби-дик» спецслужбы США запускали в советское воздушное пространство и специальные высотные баллоны-аэростаты, оснащенные автоматическими фотокамерами и прочей шпионской техникой, которые пилоты как СССР, так и США зачастую принимали за НЛО. В 1957 г. наши зенитчики на Курилах обнаружили такой аэростат и даже открыли огонь, но безрезультатно — цель была на слишком большой высоте.

Но всему когда-то бывает предел. И мы, наконец, «вдарили». Хотя некоторые наши авиаконструкторы, да и другие ученые мужи, не могли долго поверить, что на такой немыслимой высоте мог часами «висеть» самолет, а посему склонялись к мысли, как и летчики, что это скорее всего НЛО.

События 1 мая 1960 г. продемонстрировали, что аномальные явления или какая-либо чертовщина в данном случае были ни при чем. В этот день в районе промышленного Свердловска (ныне Екатеринбург), напичканного оборонными предприятиями, объявился на своей недосягаемой высоте самолет-шпион ВВС США «У-2», который пилотировал летчик Френсис Гарри Пауэрс. Наши зенитчики ракетой нового комплекса «С-75», наконец, без особого труда «достали» его. Самолет рухнул на землю. Пилот же, вместо того чтобы покончить с жизнью, как ему было велено по инструкции, предпочел катапультироваться и сдаться на милость победителей. Правда, наши зенитчики тогда завалили и еще один самолет. Свой. По ошибке. Летчика Сафронова посмертно наградили орденом, закрытым указом. А вдове погибшего капитана велели не распространяться о том, что случилось с мужем.

Пауэрса судили и посадили, правда, ненадолго. Вскоре его обменяли на нашего разведчика полковника Рудольфа Абеля (Фишера), схваченного в США еще в 1957 г.

А спустя два месяца, 1 июля 1960 г., над Балтикой мы сбили еще одного воздушного шпиона — самолет «РВ-47», экипаж которого не захотел подчиниться и сесть на наш аэродром. Один член экипажа при этом погиб, двое других — лейтенанты ВВС США Д. Маккоун и Ф. Олмстед — были захвачены в плен, их впоследствии вернули на родину.

Так в начале 60-х гг. было закрыто воздушное пространство нашей Родины. Пока его в мае 1987 г. не раскупорил немецкий пилот-любитель 19-летний Матиас Руст, который на День пограничника сел на своей легкомоторной «Сессне» прямо на... Красной площади Москвы. Среди военно-политического руководства СССР был шок. Это было гораздо больше, чем позор...

Последний случай противостояния в воздухе периода «холодной войны», по нашим данным, произошло в том же 1987 г. 13 сентября. НАТО проводило военно-морские учения по соседству с нашими северными границами. Понятно, что мы следили за ними, они — за нами. Обычное дело в таких случаях. Когда наш истребитель «Су-27» по приказу совершил учебный перехват норвежского патрульного самолета «Р-3» «Орион» и стал вести его над нейтральными водами Баренцева моря, норвежец попытался специальным маневром не только отделаться от советской «Сушки», но и наказать ее пилота. Но он не учел уникальные технические возможности «Су-27» и в итоге «Орион» пострадал сам, задев винтом концовку киля нашего самолета. Винт норвежца посыпался, поразив осколками крыло и фюзеляж «Ориона», который, задымив и дав сигнал бедствия, едва дотянул до своей базы...

И был дипломатический скандал. Нашего летчика обвинили в «самодеятельности» и примерно наказали в назидание другим — набирала обороты горбачевская эпоха «нового мышления», когда сдавалась одна за другой с таким трудом завоеванные позиции на милость США и резко стали меняться политические приоритеты, в результате чего потенциальный противник стал «партнером».

Вместо эпилога

Жесткое противостояние «холодной войны», казалось бы, кануло в Лету и стало достоянием истории. Нет уже ни СССР, ни социалистического военного блока «Варшавский договор». Однако, судя по событиям в мире в последние годы, американцам по-прежнему неймется. Провозглашенные же «партнерские» отношения с Россией в полной мере нельзя считать таковыми. Авиация США, как и в былые времена, висит вдоль наших границ, разве что только не вторгаясь в российское пространство, спутники-шпионы и наземные станции слежения бдят «в оба» за русскими «друзьями», а атомные субмарины периодически обнаруживаются у военно-морских баз России на Севере и на Дальнем Востоке: у берегов Камчатки, в заливе Петра Великого в районе острова Аскольд...

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Американские очевидцы вспоминают

Не так давно один из владельцев компании Coca-Cola Bottling Co. в Вашингтоне на вопрос российского журналиста: «Что вы знаете об инциденте, произошедшем в 1950 г. на аэродроме Сухая Речка? По вашему мнению, это была провокация или ошибка?» ответил: «Этот инцидент стал позорищем для США. Сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения советской границы и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.

Однако житель Владивостока Владимир Михайлов нашел такого человека. Это непосредственный участник атаки - американский летчик Олтон Квонбек, который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке и в ЦРУ, вышел на пенсию и теперь занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге. Квонбек рассказал, что другой пилот - Аллен Дифендорф, отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 г. Как рассказал Квонбек, расстрелянный русский аэродром - жертва ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолеты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (КНДР), а советский - Сухая Речка.

«Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров. На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте. «Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.

Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я». Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. «Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...».

Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому. Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

Уже на следующий день, 9 октября, министр иностранных дел СССР Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался «вероломным нарушением советских границ», «провокационным актом». СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

Неделю в Кремле ломали голову: что это - начало третьей мировой, запугивание или действительно ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «Правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы» и что Правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.

Русские очевидцы вспоминают

Летом 1950 г. началась война в Корее между Севером и Югом. Юг поддерживали силы ООН во главе с американцами, а на стороне Севера выступали русские и китайцы. В конце 1950 г. американцы заменили все свои F-51 на реактивные Локхид F-80С, ставшие основными истребителями-бомбардировщиками ВВС США в Корее. С 28 сентября по 1 октября 1950 г. F-80 перелетели из Японии на южнокорейскую авиабазу Тэгу. 49-я FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) стала первой на корейском полуострове частью, полностью вооруженной реактивными истребителями.

В ноябре эта группа воевала в составе временного 6149-го крыла тактической поддержки, которое специально было создано 5 сентября. Ее девизом было «Защищаю и мщу». 8 ноября четыре одноместных F-80, оснащенные каждый шестью 12,7 мм пулеметами и боезапасом в 1800 патронов, 2 авиабомбами и 10 ракетами, вылетели с базы Тэгу на север…

«Выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел», - вспоминал житель поселка Сухая Речка Григорий Больдусов, проживающий там до сих пор.

В конце 1950 г. в связи с войной в Корее в Приморье стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Полевой аэродром Сухая Речка принадлежал авиации ТОФ. Здесь уже находились корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130 мм флотских башенных батарей Хасанского сектора береговой обороны. По плану учений, сюда для временного размещения прибыли «Кингкобры» 821-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии. Все самолеты стояли на открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы, выстроенные в линейку, которая и подверглась штурмовой атаке американцев.

В момент атаки аэродрома командира полка полковника В.И. Савельева на аэродроме не было, он находился в наземных войсках с начальником штаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него на аэродроме оставался заместитель командира полка подполковник Н.С. Виноградов, который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной 1-й аэроэскадрилье, высадил летчиков из самолетов. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».

«После того как два американских «Метеора» прилетели и разбомбили наш полк на берегу Сухой речки, наше руководство приняло меры. Сразу же пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных «МИГах» в Подмосковье. И после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали готовиться к перевооружению, - вспоминал летчик 821-го полка Николай Забелин. - После нападения также было введено боевое дежурство в полках. Этого с окончания Второй мировой войны не было. Сидели от зари до зари в кабинах и около. Возникло ощущение близкой войны…».