Нил сорский был сторонником ереси. Значение нил сорский в краткой биографической энциклопедии. Виды иноческой жизни

Русская православная церковь с момента своего формирования отличалась необычайным единством. Периодические попытки расколоть ее на несколько религиозных течений и лагерей были безуспешными. Даже в случаях появления расхождений во взглядах на главные церковные вопросы последователи тех или иных групп не испытывали откровенной вражды. Они пытались ссылкой на церковные тексты и каноны доказать свою правоту. Причем всегда действовали только во благо христианства на Руси.

Самым серьезным религиозным спором в Средневековье являлся конфликт между двумя старцами - Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Оба они считались самыми видными православными деятелями того времени и написали множество трудов на тему христианства. Во многом их судьбы очень похожи, так же как и взгляды на место церкви в государственной системе. Однако один вопрос, в котором они категорически разошлись во мнениях, положил начало долгому противостоянию их последователей.

Если описывать ситуацию кратко, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий фактически образовали два течения - нестяжателей и иосифлян, которые часто в дальнейшем использовались княжеской властью в своих интересах. Однако данную ситуацию нужно рассматривать последовательно.

Краткая биография Нила Сорского

Несмотря на то что Нил Сорский является видным деятелем Русской православной церкви пятнадцатого-шестнадцатого веков, достоверных сведений о нем сохранилось крайне немного. Некоторые исследователи, внимательно изучавшие жизнь старца, считают, что многое было сокрыто намеренно, а запись его речений на Соборе и после него корректировалась. Доказать либо опровергнуть данную информацию мы не можем, поэтому будет ссылаться на официальные сведения.

Биография Нила Сорского кратко представляет собой всего лишь информацию о его происхождении и монашеских делах. О том, что он делал до пострига, известно немного. Историки утверждают, что родился будущий подвижник в 1433 году в достаточно богатом боярском роду. В некоторых источниках упоминается о том, что Нил долгое время занимался переписыванием книг, что свидетельствует о высоком для тех времен уровне его образованности. Церковный деятель очень быстро овладел навыком письма и слыл даже скорописцем. Это было большой редкостью в средневековой Руси.

Считается, что свое образование Нил получил в Кирилло-Белозерском монастыре, где и проживал практически с детства. Интересно, что кроме Нила Сорского и Иосиф Волоцкий провел в этой обители некоторое время. Будущие противники были знакомы и нередко проводили время вместе за религиозными беседами.

Постриг Нил принял в том же монастыре, но испытывал большую тягу к странствиям и паломничеству. Он покинул свою обитель и сумел пройти множество земель, где внимательно изучал христианские традиции. Особенно большое впечатление на этого православного деятеля произвели годы на горе Афоне. Он испытывал глубокое уважение к старцам-монахам, во многом переняв их взгляды на веру и жизнь в целом.

Вернувшись домой, он ушел из монастыря, образовав собственный скит. В "Житии Нила Сорского" этот период описывается довольно подробно. Сорская пустынь, как быстро стали называть ее монахи, была довольно суровым местом, где одновременно проживало не более двенадцати иноков.

Умер старец в 1508 году, так и не узнав, какой оборот примут его разногласия с преподобным Иосифом Волоцким. Еще перед смертью старец завещал оставить его тело в пустыни доступным для зверья и птиц. Несмотря на его заслуги перед церковью, Нил Сорский так и не был канонизирован. В старинных летописях встречаются молитвы и каноны, обращенные к нему. Однако они так и не прижились, а спустя столетия были забыты.

Биография Иосифа Волоцкого

Об этом старце сохранилось немного больше сведений, чем Сорском. Поэтому составить его жизнеописание гораздо проще.

Родился будущий просветитель Иосиф Волоцкий в дворянской семье. В его роду все были очень набожны и выбирали для себя путь спасения в довольно раннем возрасте. А дед и бабка Иосифа даже провели остаток своей жизни в статусе иноков.

Родился преподобный Иосиф Волоцкий осенью 1439 года в селе, которое принадлежало его семье на протяжении долгого времени. О детских годах православного подвижника известно мало. В летописных источниках он упоминается лишь с семилетнего возраста, когда был отдан на воспитание в Волоколамский монастырь. Там он проявил большие способности к наукам и благочестие.

С самого раннего возраста Иосиф задумывался о служении Богу, а жизнь в обители способствовала укреплению его в этом решении. В возрасте двадцати лет юноша принял постриг. Стоит отметить, что он отличался смирением, аскетизмом и испытывал тягу к написанию текстов. Это выделяло его из общего числа монашеской братии.

Свое место он нашел в Боровской обители, где провел не один десяток лет. Изначально просветитель Иосиф Волоцкий выполнял разнообразную работу, которая назначалась ему в качестве монастырского послушания. Он приобрел опыт труда в пекарне, лечебнице, на кухне. Также молодой монах пел в церковном хоре и писал православные труды. Со временем он полностью отрешился от мирской суеты.

Однако в это время тяжело занемог отец Иосифа. Он совсем обессилел и даже не мог встать с кровати. Сын, испросив благословения, забрал отца в свою келью, где тот принял иночество. В заботах о родном отце Иосиф провел долгие пятнадцать лет.

После смерти игумена Боровской обители эта должность перешла к будущему святому старцу. Однако управлял монастырем он недолго. Аскетизм Иосифа и его представления о монашеской жизни не понравились братьям и великому князю. В итоге подвижник покинул обитель вместе с семью старцами. Несколько лет они переходили из одного монастыря в другой и наконец приняли решение об основании своей обители. Так возник Иосифо-Волоколамский монастырь.

Последние годы жизни Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сильно болел. Он беспрестанно молился, но даже когда силы его оставили, посещал службу лежа. Братья приносили его в храм на специальных носилках и оставляли в предназначенной для этих целей нише.

Ушел из жизни старец осенью 1515 года.

Канонизация преподобного Иосифа

За свои заслуги перед православной церковью Иосиф Волоцкий удостоился канонизации. Она произошла через 64 года после его кончины. В основанном им монастыре по сей день хранятся мощи святого. Кроме этого, там же можно увидеть и его вериги. Около девяти лет назад около обители был открыт памятник великому подвижнику Иосифу Волоцкому.

В чем помогает этот святой? Этим вопросом часто задаются православные, читая тропарь старцу. В старинных летописях данную информацию отыскать невозможно, так как только несколько лет назад патриарх Кирилл благословил святого на помощь в определенной области.

Так в чем помогает Иосиф Волоцкий? Этому старцу необходимо молиться тем, кто ждет помощи в области православного предпринимательства. Святой покровительствует таким людям и помогает им вести свои дела.

Виды иноческой жизни

Мы уже упоминали, что судьбы Нила Сорского и Иосифа Волоцкого во многом схожи. Поэтому неудивительно, что каждый из них в свое время стал основателем православной обители. Однако по самой своей сути эти монастыри были абсолютно различны.

Дело в том, что если рассматривать монашескую жизнь согласно определенной типологии, то выяснится, что строящиеся и уже действующие обители могли быть трех видов:

  • Общежитие. Это наиболее распространенная категория монастырского устройства на Руси. Оно подразумевает наличие у обители обширного хозяйства, порой исчисляемого несколькими близлежащими селами. Подобное количество земель требовало разумного управления, но нередко вводило игуменов в искушение. Поэтому в русских монастырях нравы не всегда были подобающими для людей, посвятивших свою жизнь служению Господу.
  • Одиночество. Редкие монахи превращались в отшельников. Они выбирали абсолютное одиночество и за ним уходили в глухие места, где строили для себя очень скромное жилье. Чаще всего оно представляло собой небольшую землянку или подобие шалаша. В нем отшельник проводил все время в молитвах и служении Богу. Питался он дарами земли, но обычно подобная категория монахов жила впроголодь, смиряя тем самым свою плоть.
  • Скитское житие. Данный вид иноческой обители представляет собой нечто среднее между двумя уже описанными. Скиты строились наподобие небольших монастырей с двумя-тремя кельями. Иноки должны были добывать себе пропитание трудом, а любое свободное время посвящать молитвам. Естественными явлениями в скитах были проявления аскетизма и наложение определенных ограничений на плоть.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий имели серьезные расхождения во взглядах на организацию иноческой жизни. Поэтому при основании монастырей каждый подходил к данному процессу с точки зрения наилучшего служения Богу.

Взгляды Нила Сорского на жизнь монахов существенно отличались от принятых в Средневековье. Он считал, что монастыри не должны иметь большое хозяйство. В конечном итоге это приводит к стремлению расширять свои земельные владения, что крайне далеко от заветов Христа. Старец беспокоился о том, что игумены стараются собрать в своих руках как можно больше золота и богатств, постепенно забывая о своем истинном предназначении. Одиночество Нил Сорский тоже считал неподходящим вариантом служения Господу. Просветитель утверждал, что не каждый монах в одиночестве может не озлобиться. Обычно человек дичает, теряет свое предназначение и не может выполнять заповедь о любви к ближнему. Ведь рядом с отшельниками никогда не бывает людей, поэтому они не проявляют заботы ни о ком из живых.

Лучшим вариантом служения Богу старец считал проживание в ските. Поэтому, вернувшись к себе на родину, он поспешил удалиться в дремучие леса. Уйдя на пятнадцать верст от Кириллова монастыря, Нил нашел уединенное место над речкой Сорой, где и основал свой скит.

Последователи Нила Сорского придерживались его взглядов на монашество. Все жители скита трудились, не покладая рук, ведь только это, кроме молитв, было им позволено. Монахи не имели права заниматься мирскими делами. Считалось, что только очень больной инок мог быть освобожден от работы. Обычно старец твердил, что тот, кто не желает трудиться, не должен и питаться. Данный взгляд на монашескую жизнь был достаточно суров. Однако многие считали старца святым человеком и стремились обрести покой и мудрость на территории Сорской пустыни.

Иосифо-Волоколамская обитель

Взгляды другого православного просветителя Средневековья сложно изложить кратко. Иосиф Волоцкий воплотил их в жизнь при строительстве своего монастыря.

В 1479 году старец покинул Боровскую обитель, где провел несколько десятилетий, и с семью последователям направился в странствия. Мудрый игумен, останавливаясь в окрестных монастырях, выдавал себя за простого послушника. Однако некоторые монахи, общаясь с ним, замечали небывалый духовный опыт и глубину познаний.

Известно, что долгое время старец провел в Кирилло-Белозерской обители. Здесь и познакомились Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спустя некоторое время преподобный и семь его последователь остановились вблизи города Рузы. Старец решил, что именно здесь находится то место, где ему необходимо основать обитель. К тому же недалеко находились исконные земельные владения его отца.

Иосиф обратился к волоцкому князю за помощью. Борис был очень набожным человеком, поэтому с огромным удовольствием предложил старцу несколько людей, которые отлично знали местные леса и могли указать на лучшие места. Спустя некоторое время Иосиф Волоцкий заложил основание храма на берегу реки.

Князь Борис благоволил к старцу, поэтому сразу же пожаловал новому монастырю земли, на которых располагалось несколько сел. Чуть позже он увеличил владения обители, подарив ей еще два населенных пункта. В дальнейшем традицию поддерживать монастырь переняли и наследники князя. Они нередко помогали монахам продуктами питания, роскошное убранство храма тоже было в основном пожертвовано княжеской семьей.

Изначально послушниками и иноками монастыря были простолюдины и те монахи, которые пришли с Иосифом из Боровской обители. Однако со временем принимать постриг стали и знатные люди, являющиеся приближенными князя.

Стоит отметить, что устав в Иосифо-Волоколамской обители был очень строг. Не каждый, пришедший сюда, чтобы исполнить свой долг служения Богу, смог остаться в обители. Каждый день монахи очень тяжело трудились, а свободное время проводили за написанием религиозных книг. Настоятель считал, что только это поможет в полной мере избавиться от мирской суеты и открыть свою душу Богу. Сам Иосиф до самой старости принимал участие в общих работах наравне с остальными монахами. Он не чурался даже тяжелого труда, считая, что именно так должен поступать каждый житель обители.

Предыстория конфликта между старцами

Основные разногласия между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким в начале XVI века возникли из-за их отношения к земельным владениям. Чтобы в полной мере понять суть данного спора, нужно более обстоятельно взглянуть на православную церковь на Руси того периода.

Монастыри всегда считались той обителью мира и добра, куда человек может прийти, чтобы укрыться от мирской суеты. Изначально подобные места являли собой образец аскетизма и труда, однако со временем монастыри стали обрастать богатством и землями, которые жертвовали им князья и бояре. Нередко на их землях стояли и села, которые вместе со всеми жителями становились собственностью игуменов. Сами храмы при монастырях блистали золотом и драгоценными камнями. Все убранство в них тоже представляло собой подарки от прихожан.

Игумены, которые вели монастырское хозяйство и распоряжались настоящими богатствами, со временем переставали быть образцами кротости и смирения. Они активно вмешивались в княжескую политику, оказывали влияние на принятие тех или иных решений и все глубже погружались в мирскую жизнь.

В пятнадцатом веке обогащение монастырей приобрело массовый характер. В этот период времени бытовали представления о последних годах существования мира. Поэтому многие составляли завещания в пользу церковных обителей в надежде избежать адского огня. Многие священники получали свое очередное назначение только посредством денежного взноса, что никак не вязалось с самой идеей христианства.

Все эти перегибы очень серьезно волновали глав церкви. К тому же к началу шестнадцатого века на Руси стали массово возникать еретические течения. Их представители в первую очередь указывали священнослужителям на их стяжательство и сребролюбие. Ситуация становилась критической и требовала немедленного решения.

Собор 1504 года

Спор Нила Сорского и Иосифа Волоцкого произошел на церковном соборе, когда на повестке дня встал вопрос о монастырских владениях. Старец Нил считал, что обители должны полностью отказаться от владения землями и иными богатствами. На примере своего скита он стремился убедить собравшихся в необходимости жить только трудами своими и не брать от народа никаких пожертвований.

Естественно, что такой взгляд на монашество подходил далеко не всем служителям церкви. И в противовес Сорскому выступил Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что он придерживался строгих взглядов на монашеский устав и жизнь, преподобный был уверен в том, что обители должны иметь богатства и земли. Но вот их главным предназначением он считал помощь беднякам. В монастыре игумена Волоцкого в тяжелые времена приют могли найти до пяти сотен человек. Все они получали кров и еду.

Кроме того, старец Иосиф говорил на соборе об обителях как о центрах грамотности на Руси. Получить образование, прочитать книгу или труд священнослужителей можно было только в стенах монастырей. Поэтому лишение их богатства автоматически исключало бы возможность помогать людям и обучать их.

После выступления подвижников присутствующие разделились на два лагеря. В дальнейшем их стали называть нестяжателями и иосифлянами. О каждой группе мы расскажем немного подробнее.

Нестяжатели: суть движения

Философия Нила Сорского и его выступления на церковном соборе дали толчок к появлению такого движения, как нестяжатели. Старец в подтверждение своих суждений приводил тот факт, что при постриге монахи всегда давали клятву нестяжания. Поэтому владение любым имуществом, в том числе и в виде монастырских земель, считалось прямым нарушением обета.

Свое отношение у последователей старца было и к княжеской власти. Она автоматически ставилась выше самой церкви. Князь представлялся Нилом Сорским мудрым, справедливым и достойным человеком, который вполне мог выполнять функцию церковного управленца.

Старец считал, что все принадлежащие монастырям земли необходимо раздать князьям, дабы они могли поблагодарить своих людей за верную службу земельным наделом. В свою очередь, нестяжатели надеялись получить от государства взамен широкие возможности в плане решения религиозных вопросов. Нил Сорский был уверен, что в связи с отречением от мирских дел монахи смогут больше времени уделять своей прямой обязанности - молитве. При этом жить они могли только своим трудом и незначительными подаяниями. А вот сами монахи обязаны были подавать милостыню всем неимущим, независимо от их состояния и положения.

Иосифляне: основные идеи

Философия Иосифа Волоцкого была близка многим церковным деятелям. Иосифляне утверждали, что здоровая православная церковь должна иметь в своем распоряжении земли, села, библиотеки и богатства материального характера. Последователи Иосифа Волоцкого считали, что подобные возможности благоприятно влияют на развитие монастырского движения и самого православия.

Благодаря своим богатствам обители могли в голодные годы помогать всем нуждающимся в продовольствии и поддерживать бедняков, пришедших в монастырь за помощью. Кроме этого, церковь получала возможность подавать милостыню и выполнять миссионерскую функцию. То есть все свои богатства монастыри и другие обители должны были тратить на помощь людям, что полностью соответствует идеям христианства.

Кроме того, иосифляне категорически осуждали любую ересь. Они отстаивали позиции подавления любого инакомыслия, вплоть до физического уничтожения еретиков.

Вехи борьбы между двумя церковными течениями

Если описывать ситуацию кратко, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий впервые высказали свои взгляды на монастырские владения на соборе. Это вызвало ожесточенные споры, но служители церкви все же приняли решение в пользу иосифлян. Многие историки считают, что это произошло только потому, что они были в подавляющем большинстве.

Однако не все были довольны подобным исходом ситуации. Дело в том, что в шестнадцатом веке размеры Московской Руси были относительно невелики. А количество дворян, претендовавших на милость князя в виде земельного надела, постоянно увеличивалось. Все это заставляло главу государства с большим интересом смотреть на церковные наделы. Но все же принимать по отношению к ним какие-либо действия князья не решались.

После окончания собора открытым остался вопрос о еретиках. Нестяжатели считали, что их нельзя уничтожать, так как каждый грешник имеет шанс на раскаяние. Иосифляне же, в свою очередь, все более горячо отстаивали позицию применения физического наказания за ересь. Через несколько лет после окончания собора их влияние усилилось, поэтому церковь приняла решение о еретиках, предлагавшееся последователями старца Волоцкого.

Долгие годы борьба между двумя религиозными течениями не принимала сколько-нибудь серьезного оборота. Но вскоре поведение князя Василия III стало подвергаться осуждению нестяжателями. Причиной первого подобного выпада в адрес княжеской власти был развод Василия. Со своей законной женой он никак не мог завести детей, поэтому оформил развод и выбрал себе новую жену. Так как единственным поводом для развода, который может поддержать церковь, являлась измена, то нестяжатели во всеуслышание осудили поступок князя. Василий III не решился применить меры к представителям этого течения, он надеялся, что история со временем забудется. Но вскоре создалась еще одна неприятная для князя ситуация - он заточил в тюрьму представителей знатного рода, которых сам же и вызвал к себе и даже довольно приветливо встретил. Совершенную подлость вновь осудил нестяжатель Василий Патрикеев. Князь решил заточить его в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он вскоре и скончался.

С этого момента иосифляне находились у власти в фаворе. В дальнейшем их представители не единожды оказывали серьезное влияние на события в государстве. К примеру, именно они стали идеологами введения опричнины, сумели укрепить в умах народа мысль о божественности княжеской власти, добились введения статуса патриархии относительно Московской митрополии, а также всеми силами стремились возвеличить Русь и поднять ее авторитет на международной арене.

НИЛ СОРСКИЙ (в ми-ру Ни-ко-лай Май-ков) - русский пра-во-слав-ный по-движ-ник, ду-хов-ный пи-са-тель, бо-го-слов, свя-той.

Све-де-ния о жиз-ни Нила Сорского край-не скуд-ны, основным ис-точ-ни-ком яв-ля-ет-ся «По-весть о Ни-ло-Сор-ском ски-те», со-хра-нив-шая-ся в ру-ко-пи-си XVII века. Про-ис-хо-дил из се-мьи московских дья-ков [его брат Ан-д-рей Фё-до-ро-вич Май-ко (умер 1502/1503 годы) был дья-ком великих кня-зей мо-с-ков-ских Ва-си-лия II Ва-силь-е-ви-ча Тём-но-го и Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча ]. По-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние.

Мо-на-ше-ский по-стриг при-нял в мо-ло-до-сти в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Пос-ле 1475 года Нил Сорский от-пра-вил-ся па-лом-ни-ком в Кон-стан-ти-но-поль и на Афон; воз-мож-но, по-се-щал так-же Па-ле-сти-ну; в афон-ских мо-на-сты-рях изу-чал прак-ти-ку «ум-но-го де-ла-ния» (см. Иси-хазм). К 1489 году вер-нул-ся на Русь, в 15 вер-стах от Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мон., на р. Со-ра, ос-но-вал скит в со-от-вет-ст-вии с прин-ци-па-ми древ-не-го скит-ско-го жи-тель-ст-ва. Сор-ский скит был ос-вя-щён в честь празд-ни-ка Сре-те-ния Гос-под-ня. Ке-льи, в ко-то-рых мо-на-хи жи-ли стро-го по од-но-му, стоя-ли на не-боль-шом уда-ле-нии друг от дру-га. На служ-бу ино-ки со-би-ра-лись два-ж-ды в не-де-лю: с суб-бо-ты на вос-кре-се-нье и со сре-ды на чет-верг (ес-ли на не-де-ле слу-чал-ся дву-на-де-ся-тый празд-ник, то все-нощ-ная со сре-ды на чет-верг от-ме-ня-лась). Основное вре-мя по-свя-ща-лось мо-лит-ве, ру-ко-де-лию, чте-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния и тво-ре-ний от-цов Церк-ви; об-щих по-слу-ша-ний в ски-ту не бы-ло, т. к. ус-тав за-пре-щал мо-на-хам дол-гое пре-бы-ва-ние вне ке-льи.

В 1490 году Нил Сорский уча-ст-во-вал в цер-ков-ном со-бо-ре, осу-див-шем ересь «жи-дов-ст-вую-щих». В це-лях борь-бы с ере-сью Нил Сорский в со-труд-ни-че-ст-ве с Ни-лом По-ле-вым соз-дал па-рад-ный спи-сок Крат-кой ре-дак-ции «Кни-ги на ере-ти-ков» («Про-све-ти-те-ля») прп. Ио-си-фа Во-лоц-ко-го. Нил Сорский пе-ре-пи-сал и от-ре-дак-ти-ро-вал 3-том-ный «Со-бор-ник» жи-тий; све-ряя раз-ные спи-ски, он ис-прав-лял ошиб-ки, вос-ста-нав-ли-вал ла-ку-ны в тек-стах. В 1503 уча-ст-во-вал в цер-ков-ном со-бо-ре, на ко-то-ром Иван III Ва-силье-вич по-ста-вил во-прос о се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ных и мо-на-стыр-ских зе-мель. Со-глас-но не-ко-то-рым ис-точ-ни-кам, Нил Сорский всту-пил в по-ле-ми-ку с Ио-си-фом Во-лоц-ким , ко-то-рый от-стаи-вал пра-во мо-на-сты-рей вла-деть вот-чи-на-ми. Уче-ние и ас-ке-тическая прак-ти-ка Нила Сорского ста-ли вер-ши-ной идео-ло-гии не-стя-жа-те-лей.

Основные со-чи-не-ния Нила Сорского - «Пре-да-ние уче-ни-ком» и гла-вы «От пи-са-ний свя-тых отец о мыс-лен-ном де-ла-нии...» (из-вест-но как «Ус-тав»). «Пре-да-ние...» пред-став-ля-ет со-бой мо-на-стыр-ский ти-пи-кон и со-дер-жит осн. пра-ви-ла жиз-ни в ски-ту. В гла-вах «О мыс-лен-ном де-ла-нии…» ана-ли-зи-ру-ет-ся при-ро-да вось-ми гре-хов-ных стра-стей че-ло-ве-ка и пред-ла-га-ют-ся спо-со-бы их пре-одо-ле-ния, ос-нов-ным из ко-то-рых яв-ля-ет-ся очи-ще-ние по-мы-слов, т. е. «ум-ное де-ла-ние». Вер-ши-ной та-кой прак-ти-ки, по уче-нию Нила Сорского, счи-та-ет-ся «ум-ная мо-лит-ва», бо-го-об-ще-ние. Ас-ке-тические взгля-ды Нила Сорского не яв-ля-ют-ся ори-ги-наль-ны-ми, од-на-ко но-виз-на его со-чи-не-ния со-сто-ит в том, что в нём осу-ще-ст-в-лён син-тез свя-то-оте-че-ско-го уче-ния о вось-ми стра-стях с тво-ре-ния-ми св. Гри-го-рия Си-наи-та об «ум-ной мо-лит-ве». Нилу Сорскому при-над-ле-жат так-же 4 по-сла-ния о ду-хов-ной жиз-ни мо-на-ха (од-но из них ад-ре-со-ва-но Вас-сиа-ну Пат-ри-кее-ву). Вы-ше всех доб-ро-де-те-лей Нил Сорский ста-вил сми-ре-ние. В сво-ём «За-ве-ща-нии» он про-сил бра-тию ски-та бро-сить его те-ло в ров или по-хо-ро-нить без вся-кой чес-ти. Нил Сорский был по-гре-бён в ос-но-ван-ном им ски-ту ря-дом с церковью Сре-те-ния Гос-под-ня.

Ка-но-ни-зи-ро-ван в 1650-х годах; день па-мя-ти по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 7(20) мая.

Сочинения:

Пре-да-ние и Ус-тав. СПб., 1912;

Со-бор-ник Ни-ла Сор-ско-го / Сост. Т. П. Лен-нг-рен. М., 2000-2004. Ч. 1-3;

Пре-по-доб-ные Нил Сор-ский, Ин-но-кен-тий Ко-мель-ский. Соч. / Под-гот. Г. М. Про-хо-ров. СПб., 2005.

В день кончины, в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев

Происходил из боярского рода Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского , где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова) , впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам и, прожив долгое время в Афонских , Константинопольских и Палестинских монастырях, возвратился в Кириллов монастырь на Белоозеро.

Удалясь оттуда на реку Сору в Вологодской земле, он поставил там келлию и часовню, а вскоре вокруг них выросла пустынножительная обитель где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России . По завету преподобного Нила, в его знаменитом уставе составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь.

В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный Нил являлся основоположником движения нестяжателей . Он участвовал на Соборе 1490 года , а также на Соборе 1503 года , где первый подал голос за то чтобы у монастырей не было сел, а жили бы монахи трудами рук своих.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая года .

Почитание

Мощи святого Нила, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

В преданиях Нилосорского скита хранится сказание, что во время посещения Белоезерских монастырей, царь Иоанн Грозный был в году в Нилосорской обители и повелел вместо деревянной, преподобным Нилом устроенной церкви, основать каменную. Но, явившись Иоанну в сонном видении, святой Нил воспретил это делать. Взамен неисполненного предприятия государь пожаловал скиту, за собственноручным подписанием, грамоту об отпуске монашествующим денежного жалованья и хлебного оклада. Грамота сия утеряна.

Труды

Составленный святым Нилом устав и "Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне" являются основополагающими текстами русского скитского монашества, устав - одним из первых монашеских уставов составленных на Руси. В нем преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания.

На русском языке издано:

  • Устав - в Истории Российской Иерархии .
  • Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском , изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 (Житие и писания святых отцев , т. I).
  • Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей , Санкт-Петербург, 1864.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Удалився бегая Давидски мира, / и вся яже в нем яко уметы вменив, / и в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: / и Единому Богу изволив служити, / процвел еси яко финикс, / и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. / Темже благодарственно вопием: / слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, / слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающему .

Ин тропарь, глас 1

Мiрскаго жития отвергся и мятежа житейскаго бегая, преподобне и богоносне отче наш Ниле, не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих, и в пустыню вселився, процвел еси, яко крин сельный, отнюдуже прешел еси и в небесныя обители. Научи и нас, честно почитающих тя, твоим царским путем шествовати и молися о душах наших .

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной воеводе)

Любве ради Христовы удалився мiрских смущений, радостною душею вселился еси в пустыни, в нейже подвизався добре, яко ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. Еяже ныне сподобився, во свете неизреченыя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, моли, молимтися, припадающе, чада твоя, сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг и спастися душам нашым .

Ин кондак, глас 3

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи и мiрския нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався, ученьми твоими правыя стези указал еси нам шествовати ко Господу. Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Молитва

О, преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мiрских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и яко ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати. Возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мiра сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мiре живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей своих, сохранит от лести мiра сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу, да в пустыни и в мiре жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности, и Того усты и сердцем прославим купно со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества; протоиерей Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками, - "заволжскими старцами", с Нилом Сорским во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением. По возвращении на родину (между 1473 и 1489 годами) Нил основывает скит, собирая около себя немногочисленных последователей, "которые его были нрава", и, предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями. Несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимает участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым "новгородским еретикам" и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший "учитель" Паисий Ярославов, держались, по-видимому, более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. новгородский архиепископ Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хотел "поговорить" с ними и приглашал их к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия; кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем оба старца не относятся к ереси безучастно. Оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора: первоначально все иерархи "стали крепко" и единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоить" - в конце же собор ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию... Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев. Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; но на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца". Литературные произведения Нила Сорского - ряд посланий, небольшое Предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский устав, покаянная молитва, напоминающая несколько великий канон Андрея Критского, и предсмертное Завещание. Важнейшие из них - послания и устав: первые служат как бы дополнением к последнему. Общее направление мыслей Нила Сорского - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "упокоивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви; церковь должна иметь только необходимое, "повсюду обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим... Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету - "божественных писаний". "Испытание" божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех "заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних, как, например, Иосифа Волоцкого - всякая вообще "книга", "писание" - являлись чем-то непререкаемым и боговдохновенным. В этом отношении чрезвычайно характерны те приемы, которых Нил держится, продолжая заниматься перепиской книг: он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", и делает свод наиболее верного; сличая списки и находя в них "много неисправленна", - старается исправить, "елико неисправленна", - старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место ему кажется "неправым", а исправить не почему, Нил оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: "от зде в списках не право", или: "аще где, в ином переводе, обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы! Вообще он списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...". Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на "писание" от обычных, господствовавших в его время, конечно, не могли пройти для него даром; такие люди, как Иосиф Волоцкий, чуть не обвиняют его прямо в ереси. Иосиф укоряет Нила Сорского и его учеников, что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в древние лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, - чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их". Из общего взгляда Нила Сорского на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал и энергический протест его против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от ире и всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря... К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Эта терпимость в глазах большинства опять делала Нила чуть не "еретиком"... Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Афоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Исаака Сирина. Ни одному из них Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, например, он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита. Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале "Предания учеником", первоначально издан был Оптиной пустынью в книге: "Преподобного Нила Сорского Предание учеником своим о жительстве скитском" (М., 1849; без всякой научной критики); в последнее время он издан М.С. Майковой в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1912). Послания напечатаны в приложении к книжке: "Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его Устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей" (Санкт-Петербург, 1864; 2-е изд. М., 1869). За исключением "приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения. Молитва, найденная в рукописях профессором И.К. Никольским, издана им в "Известиях II отдела Академии Наук", т. II (1897). - Литература о Ниле Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А.С. Архангельского: "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1882). См. также: Гречева (в "Богословском Вестнике", 1907 и 1908 годов), К.В. Покровского ("Древности" Материалы Археологического Общества, т. V), М.С. Майковой ("Памятники древних писем", 1911, ¦ CLXXVII) и ее же вступительную статью к "Уставу" (ib., ¦ CLXXIX, 1912). А. Архангельский.