Как организовать литературный вечер. Идея на выходные: Литературный вечер Как провести литературный вечер сценарий

25 Мар

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в Интернете, на автобусной остановке. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели. И 23 марта в нашей школе прошел экологический литературный вечер: «И живет Земля в надежде…».

Цель мероприятия заключалась в том, чтобы продолжить работу по формированию у учащихся представлений о взаимосвязи человека и природы, воспитать любовь и бережное отношение к природе через литературные произведения.

Руководителем экологического литературного вечера – Сафроновой Ириной Станиславовной, учителем – Марининой Ниной Васильевной, библиотекарем – Кульковой Натальей Николаевной и многими участниками и конкурсантами вечера была проведена трудоемкая работа, которая не оставила равнодушным никого из присутствующих. Звучали выученные отрывки прозы, стихотворения, представлены авторские работы художников – оформителей экологической сказки «Жила-была речка», автором которой является ученица 7 «Б» класса – Яшева Екатерина. Учащиеся 5-х классов подготовили театрализацию этой сказки, учащиеся 8-11 классов оформили столики для литературного салона на экологическую тему, 9-10 классы подготовили поэтические образы МУЗ (Осень, Весна, Зима, Лето).

На вечер была приглашена Кудряшова Наталия Александровна – сотрудник библиотеки п. Дубрава, она представила ребятам книги, в которых также затронуты экологические проблемы.

Жюри: Директор школы – Шевченко Ольга Дмитриевна;

Заместитель директора по УВР – Димитрюк Людмила Николаевна

Заместитель председателя Калужской областной организации профессиональных литераторов, писатель, краевед – Гущина Наталья Викторовна

Учитель английского языка – Захарова Екатерина Александровна

Совет старшеклассников школы – Кленин Андрей

По итогам вечера были выявлены победители:

В номинации «Идеи оформления столиков для литературного салона»

1 место – Семенова Дарья (11 «А») на тему: «Природа – это мощь и сила»

2 место – Барабанова Анна (9 «А») на тему: «Природа – это целительная сила»

3 место – Мастерихина Анастасия (10 «А») на тему: «Природа – это хрупкая красота»

Дикарева Ирина (8 «Б») на тему: «Природа – это вдохновение»

В номинации «Поэтические образы МУЗ»:

1 место – Цоголова Валерия (10 «А») – Лето – «Просто колдовство» (по Ф.И. Тютчеву)

2 место – Романович Александра (9 «А») – Весна – «Странница» (по С.А. Есенину)

3 место – Боровкова Елизавета (10 «А») – Осень – «Унылая пора! Очей очарованье!» (по А.С. Пушкину)

Фролова Екатерина (9 «А») – Зима – «Волшебница» (по А.С. Пушкину)

В номинации «Художественное чтение»:

1 место – Мастерихина Анастасия, 10 «А» – отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

2 место – Игнатьева Дарья, 11 «А» – отрывок из повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»

3 место – Левин Александр, 5 «А» – стихотворение М. Алдонина «Прогулка»

В номинации «Работа художников-оформителей экологической сказки «Жила-была речка» Е.Яшевой:

1 место – Романова Маргарита, 9 «А»

2 место – Амелин Глеб, 9 «А»

3 место – Митрофанова Анна, 7 «А»

В номинации «Создание литературного плаката «Экология жизни»:

1 место – Пышечкина Ольга, 7 «Б»

2 место – Чувилова Виктория, 7 «Б»

3 место – Моисеева Екатерина, 7 «А»

В номинации «Театрализация экологической сказки-были «Жила-была речка» благодарственными письмами отмечены: Зубкова Ольга (5 «А»), Кузнецова Мария (5 «А»), Симонова Светлана (5 «А»), Макарова Анастасия (5 «Б»), Лобова Карина (5 «Б»).

Спасибо всем участникам и гостям экологического литературного вечера!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же- живая!

Сценарий литературного вечера

«Значит, родственны мы по душе»,

посвящённого презентации поэтического сборника «Родники»

Цель:

Литература :

Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

Угличские поэты (брошюры).

Оборудование:

портреты поэтов

свеча

грамота, жетоны, призы

приглашения

биографии поэтов сборника «Родники».

План мероприятия:

Орг. момент

Вступит. слово ведущего

Слово о гостях

Слово о поэтах сборника

Беседа с гостями вечера (чаепитие) + Викторина «Лучший знаток поэзии»

Подведение итогов мероприятия.

Сценарий:

Ведущая:

***(Поэзии не время быть свечой…)
…Поэзия не факел, а свеча…
(Забыла, чьи слова, но вроде бы Городецкий)

Поэзии не время быть свечой,
Едва мерцающей, совсем не время.
Ну, разве что, когда за упокой…
Оплакивая молодое племя…

Которому б учиться да расти,
Вкушая этот дивный мир на пробу,
А не бросок землицы из горстИ
Родительской, в слезах, на крышку гроба.

Поэзия не огоньком свечи,
Должна быть ныне, зла ветрам покорным,
А путеводным маяком в ночи,
Сжигающим сталеплавильным горном.
Драудэ.А

Ведущая: Добрый вечер, друзья! У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого - с путеводным маяком - не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён презентации поэтического сборника «Родники», авторы которого учащиеся в(с)ош. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя. Но порой хватает и такого, чтобы осветить души близких, друзей, знакомых, да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами в определённое отрезок времени. Поэзия - это стремление делиться своим светом с окружающими. Очень точно подметил этот факт поэт-ярославец К.Васильев:

«Поэзия, бушующая только в душе поэта, ещё не поэзия - так как о ней никто не ведает. Она «сама в себе». То же, что и - ничто. Она - вне действия. Вне жизни. Поэт, таящий про себя свои стихи - лишает свою жизнь смысла. Потребность предавать свои стихи гласности - непременная потребность поэта. Ибо лишь это придаёт смысл его занятиям и - шире - его жизни».

Эти слова станут эпиграфом нашего вечера.

Поэзия давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Поэты бывают в большей или меньшей степени наделены талантом, иногда среди них являются гении, подобные Пушкину. Но мировая поэзия бережно хранит имена и тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова - иногда бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты - всегда живые свидетели времени. Выбор поэта-собеседника всегда останется за читателем, в отсутствие которого исчезает и сам поэт.

В нашем зале нет людей равнодушных, каждый пришёл сюда по велению своей души и сердца. Кто-то из вас сам пишет стихи, кто-то является их благодарным слушателем. Я хочу представить гостей нашего праздника:

Очкина Л.М., Зяблова Н.А., Чистякова Л.П., Будников А., т.д.

Позвольте представить ещё одного полноправного участника нашего вечера - поэтический сборник «Родники». Его авторы - выпускники и сегодняшние учащиеся нашей школы. Выбор названия также не случаен. Родники - это источники с чистой водой, бьющие свои струи из родной земли; стихи юных поэтов поражают искренностью, добротой, любовью к нашему краю, его природе, миру. Главная черта стихотворений не отточенность мастерства, а чистота и открытость их душ. А откровенный разговор с восторженной юностью никого не сможет оставить равнодушным.

Расторгуева Елена.

Рано повзрослевшая Елена всегда поражала глубиной и богатством внутреннего мира, обострённым чувством настоящего. Её поэзия - это не обычный девичий лирический дневник, а зрелые, осмысленные, прочувствованные вещи. Их основная тема - любовь-страсть, не знающая меры и границ; чувство, окрашенное почти всегда в трагические тона. Как у Тютчева - «любовь как поединок роковой…».

Белкина Ирина.

Весёлая, добрая, отзывчивая … Ирина живёт в атмосфере постоянного праздника и бескорыстно делится своей радостью с окружающими. Эта лёгкость, в какой-то мере, беззаботность присуща и её лирике. Её стихи просты и откровенны. Ирина всегда говорит о самой себе. Но! Когда, например, она восхищается красотой нашей столицы, это восхищение передаётся и нам, читателям. А откровенно говорить о том, что любишь, поистине смелый поступок не только для поэта, но и для любого человека

Топорищева Любовь.

Любовь! Её имя - ответ на все вопросы. Искренность в чувствах, зачастую непростых, неизменна. Не случаен и образ летящей птицы … Любовь, рвущаяся наружу; ведь в плену это чувство умирает. Простота слов! Но лишь лесть и неправда всегда многословны, потому и мертвы их речи.

Мягкова Юлия.

Юлия - удивительная девушка с «лучистыми» глазами толстовской княжны, в которых цветёт русское разнотравье. В них доброта соседствует с нежностью, милосердие с мужеством. Так и её стихи - это отражение её глаз. С одинаковым усердием и вниманием она пишет о русской природе, о любви, жизни. Живое участие и откровенность во всём - её жизненное и творческое кредо.

Тушнова Анна.

Только с первого взгляда Анна скромная и хрупкая, потому как она девушка волевая, с характером. Боец по натуре, она преображается в поэзии. Каждое её стихотворение - эмоциональный диалог с читателем. Чаще это желание погрустить осенью, наблюдая умирающую природу, или прокатиться зимой на быстрой тройке. Но всегда, даже в самых мажорных стихотворениях, чувствуется лёгкая грусть.

Галактионов Артём.

Роман - спокойный и выдержанный, ответственный, но немного застенчивый молодой человек. Он из тех, на кого всегда можно положиться. Так и его стихи открыты и просты.

Гагиева Мария.

Мария, гордая и независимая девушка, не подчиняющаяся ни одному закону и правилу. Она страстна во всём: и в жизни, и в поэзии, и потому ненавидит полутона и получувства, во всём доходя до самой сути. И, несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.

Сборник состоит из трёх разделов: «О природе», «О любви», «О жизни». В жизни каждого человека - это самые важные и дорогие темы.

Особую роль при создании сборника сыграла Сироткина Любовь Ивановна, директор нашей школы, мудрая женщина, интересный собеседник. Поэтому начинается сборник со стихотворения-эпиграфа И.Белкиной, посвящённого Любовь Ивановне. В настоящее время Ирина проживает в другом городе.

Чтец: ***

Я в этой школе уже три года,

И мне так нравится она.

У нас директор очень строгий,

Но помогает всем она.

Бывает, покричит немного,

Без трудностей ведь жизни нет.

Бывает, и похвалит тоже,

Пусть счастья будет больше бед.

Спасибо, Вам за пониманье,

Терпенье, честность, доброту!

И никогда не забывайте

Ирину Белкину свою!

2004 г.

Ведущая: Каждый поэт - это целая эпоха, целый мир. Кого-то привлекают картины природы; кто-то передаёт в своих строках бурю страстей, чувств;

кто-то откровенничает с читателем, кто-то философствует; кто-то говорит о дружбе, любви; а кто-то обо всём этом вместе. Безусловно, лирические описания родной угличской природы никого не смогут оставить равнодушными. А рассказ о поздней осени Анны Тушновой ещё и на редкость точен. Она сравнивает холодный дождь с плачущим небом. А, впрочем, слово поэту …

А.Тушнова:

***

Все деревья стали золотыми:

Ведь пришла осенняя пора.

Грустно на душе немного стало,

Кажется, не кончится она.

Утром встанешь, и холодный дождик

Бьёт по крышам, будто бы назло,

Кажется, что это слёзы неба,

Потому что умерло оно.

Солнышко его уже не греет

И уже неярко так блестит.

Небо всё окутано вуалью,

Кажется, что небо, небо спит.

15.10.2004.

Ведущая: Любовь земная… Любовь человеческая… Вечная, бессмертная тема. Каждый из поэтов по-своему неповторимо пытался выразить, передать это чувство. Саади и Омар Хаям, Данте и Петрарка, Байрон и Гёте. А наш великий Пушкин! Другие великие поэты России: Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Блок …. Каждый в этой теме новатор, ибо пишет и говорит, о чём болит его сердце, его душа. Наш век наложил свой отпечаток на сферу личных, семейных отношений, огрубил, растоптал интимный мир человека, породил цинично-торгашеский взгляд на святая святых - любовь, женскую красоту, материнство. Тем радостней встреча с произведениями, каждое из которых неповторимо, в каждом из которых - тончайшие прекрасные порывы человеческой души, её любовь и верность. Интересно наблюдать за перипетиями юной души, описывающей опыт первой любви, первых разлук и измен. Стихотворения Е.Расторгуевой не по-детски серьёзны и до боли чувственны.

Расторгуева:

Две свечи.

Две свечи, как две жизни, пылают,

Разжигая в душах огонь,

Две свечи, как два грешника,

молча страдают,

Ты кладёшь мою руку себе на ладонь.

Ты пленил меня пламенем ярким,

Я ответное пламя зажгла,

От любви нашей было так тепло,

Что расплавились свечи, и любовь ушла.

Мы теперь с тобою, словно чужие,

Мы теперь ни друзья, ни враги,

Да и мысли теперь уж иные,

Им не хочется больше любви.

Моё сердце теперь, словно льдинка,

словно вечная глыбина льда,

не роняю теперь я слезинки,

и сильней я сейчас, чем тогда.

2003

Ведущая: Жизнь - сложная штука. Огромное количество народных пословиц доказывает это. «Жизнь прожить - не поле перейти». Рассказать другим о том, что волнует тебя, с чем не может мириться твоё сердце - уже подвиг. Слёзы уважения вызывает стихотворение Ю.Мягковой «Девятое мая».

Мягкова:

***

Давай постоим у святого огня,

Преклоним колени к граниту.

Мы вспомним о павших и о живых,

О судьбах, войною разбитых.

Смотри, подошёл седовласый солдат,

Положил цветы к балюстраде.

Смотри, как на солнце медали горят,

И выправка, как на параде.

Они были точно такие, как мы:

Любили, работали, жили,

Шутили, смеялись, ходили в кино,

Рожали детей и растили.

Но трауром страшное слово «Война»

Вмешалось в их судьбы и жизни.

Они защищали родные дома,

Страну и народ от фашизма.

Смотри, сколько их пред тобою в строю,

Не счесть километры фамилий,

Погибших в неравном смертельном бою,

Чтоб мы с вами счастливы были.

2005.

Ведущая: Зажигаем свечу на нашем именинном пироге. Свеча одна, на презентации второго сборника зажжём их уже две.

Слово гостям.

Ведущая: Где, когда и при каких обстоятельствах научились люди слагать стихи? Ответить на этот вопрос невозможно, ибо учились этому всегда и везде.

Не случайно выбрано и название нашего вечера «Значит, родственны мы по душе!». На всех объединило пламя этой свечи.. . Пусть её огонь освещает вашу душу и спасает от мрака равнодушия и пошлости. А родные люди должны помогать друг другу. Поделитесь искоркой тепла, и она вернётся к вам сторицей. До новых встреч.

Беседа.

Музыкально-поэтическая гостиная "Все начинается с любви"

На сцене полумрак. Звучит музыка Е. Доги “Мой ласковый и нежный зверь”. Луч высвечивает двух ангелов (танцующих). Они появляются с разных сторон, выполняют несколько танцевальных движений. Спускаются в зал, зажигая свечи на столах. “Голос” за кулисами читает:

1-й ведущий: Как мир поживает?

2-й ведущий:

А что с ним случится
История тащит его колесницу

1-й ведущий: Как жизнь протекает?

2-й ведущий:

Да, в общем, все то же,
Но сердце страдает,
И морщины на коже.

1-й ведущий: А как же с любовью?

2-й ведущий:

От частых дождей
Пути к ней размыты,
Покончено с ней.

Мигание света. Танец??. Выход ведущих.

1-й ведущий:

Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?

2-й ведущий:

Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?

1-й ведущий:

Как объяснить бедняге,
Рожденному с холодной кровью,
Тайну земного чуда,
Названному любовью.

Т.Е: Добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем всех присутствующих у нас в гостях, в нашей гостиной.

Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем извечной теме – Теме любви. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце. О любви написано множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, кому-то – Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией Пушкина, а кому-то нравятся стихи Маяковского.
Поэты всех времён и народов писали о любви. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Ученик:

Все начинается с любви...

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

Песня _____________ переходят в зал за стол.

1-й ведущий: Любовь…! Трудно установить, когда она появилась на Земле! Очевидно, вместе с человеком. Это самое древнее и самое великое чувство.

2-й ведущий: А все-таки, как же зародилась любовь на земле?

1-й ведущий: А вот как считает поэт серебряного века Константин Бальмонт в своем стихотворении «Рождение Любви»

Звучит стихотворение

К. Бальмонта « Рождение любви» в исполнении ученика.

Любить - живых учила красногрудка.

Вся серая была она в Раю.

Сидела на утёсе, на краю.

А мир кругом был смех, и всклик, и шутка.

И думала крылатая малютка:

« О чём они? О чём и я пою?

Любить не нужно всё. А лишь мою».

И в этот миг у ней зарделась грудка.

И птичка полетела по кустам.

Тогда впервые заалели розы,

Гвоздики, маки, целый алый храм.

И кровь любовью брызнула к сердцам.

И молния, узор небесной грёзы,

Велела быть грозе и лить дождям.

2-й ведущий: Любовь – самое поэтическое, возвышенное, чистое и прекрасное чувство.

1-й ведущий: Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается это чувство.… В душе все ликует потому, что из окружающих людей, как–то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек.

2-й ведущий: Как точно описала пробуждающуюся любовь поэтесса Анна Ахматова: “Здесь все – ожидание, трепетное волнение, тайна, а главное – музыка еще неведомого чувства”.

Ученик:

То змейкой, свернувшись клубком
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дремли левкоя,
Но верно и тайно ведет
От радости и покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

(“Ноктюрн” – музыкальный фон).

1-й ведущий: Любовь самое благородное и созидательное чувство. В порыве любви люди совершают благородные поступки, создают великие творения. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве.

2-й ведущий: Любовь подарила нам великие произведения искусства, бессчетное множество сказок, песен, баллад, сонетов, од, поэм, драм, трагедий, легенд и, конечно же, имен: Елена Прекрасная, Беатриче, Татьяна Ларина, Джульетта, Шагане, Наталья Ростова, Анна Снегина, Ассоль, А вместе с ними появились замечательные стихи, созданные в их честь:

Эти строки звучат так, словно сказаны сегодня. В них выражено уважение к любимой ее чувствам. Эти строки – воплощение глубокой человечности, высшего благородства

Чтец 1:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений Чистой красоты

(А.С. Пушкин)

Чтец 2:

Исполнились мои желанья,
Творец, тебя мне ниспослал, тебя,
Моя Мадонна.
Чистейший прелести – чистейший образец.

(А.С. Пушкин)

Чтец3:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Чтец4:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Ведущий: Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

Инсценировка из третьей главы романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Ведущий: Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
(Появляются на сцене Татьяна и няня.Сцена оформлена в стиле того времени: лавка, стол, свеча на столе, чернильница, бумага, кувшин с водой). Ведущий: Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:

Татьяна: Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Няня: Что, Таня, что с тобой?

Татьяна: Мне скучно,
Поговорим о старине.
Няня: О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти немало
Старинных былей, небылиц.

Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...

Татьяна: Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?

Няня: И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня: Дитя мое, ты не здорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...
(Няня брызгает на Татьяну водой )

Татьяна: Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена.
Няня: Дитя мое, господь с тобою!
Ведущий: И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

…………………………..

Вдруг мысль в уме ее родилась...
Татьяна: Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости.

Ведущий: И вот она одна.
Все тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет
…(Татьяна, сидя за столом, пишет письмо Онегину. Затем встаёт, ходит по сцене и читает часть письма)
Татьяна: Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя …(Татьяна вновь садится за стол, продолжает писать и говорит ) Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю...

Ведущий: Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке…. Вот утро: встали все давно, Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает, Сидит с поникшею главой… Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. Няня: Пора, дитя мое, вставай: Да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я! Да, слава богу, ты здорова! Тоски ночной и следу нет, Лицо твое как маков цвет. (Артисты кланяются и уходят).

1-й ведущий: Великий гений Федор Иванович Шаляпин сказал: “Все лучшее, что я сделал – во имя любви к женщине!”

2-й ведущий: Окрыленный великим чувством любви Михаил Глинка сочинил одно из ярких своих произведений “Вальс-фантазия”

П.И. Чайковский – “Вальс цветов”. Стихотворения Сергея Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству

На фоне музыки читают стихи.

Стихотворение Есенина «Не гляди на меня ты с упреком»

Не гляди на меня с упреком,

Я презренья к тебе не таю,

Но люблю я твой взор с поволокой

И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,

И, пожалуй, увидеть я рад,

Как лиса, притворившись мертвой,

Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.

Только как бы твой пыл не погас?

На мою охладевшую душу

Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,

Ты лишь отзвук, лишь только тень.

Мне в лице твоем снится другая,

У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой

И, пожалуй, на вид холодна,

Но она величавой походкой

Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,

И не хочешь пойти, да пойдешь,

Ну, а ты даже в сердце не вранишь

Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,

Я смущенно откроюсь навек:

Если б не было ада и рая,

Их бы выдумал сам человек

Или

Я спросил сегодня у менялы

Я спросил сегодня у менялы,

Что даёт за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы,

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи рдеют,

Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

"Ты - моя" сказать лишь могут руки,

Что срывали чёрную чадру.

2-й ведущий: Истинная любовь облагораживает человека, делает его лучше, обостряет в нем чувство ответственности за свои поступки и действия. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит:

Чтец: Девочка была как дикая роза, черные глаза в половину нежного лица, душа гордой птицы. Она жила в прошлом веке в Грузии и носила звучную фамилию Чавчавадзе, она была дочерью поэта, просветителя, общественного деятеля Грузии, Александра Чавчавадзе.
Нине Чавчавадзе было 16 , когда ее назвали женой Грибоедова, в 18 она стала вдовой великого поэта России, а в 50 внезапная болезнь прервала ее жизнь. Но не было ни одного дня, чтобы она не думала об Александре Грибоедове, живя в Тифлисе, она каждый день приходила на могилу, разлука с которым, была нестерпимой. Нина не совершала военных подвигов, не прославилась на театральных подмостках, не сочиняла стихов: она осталась в памяти народной потому, что у нее был великий дар – умение любить.

2-й ведущий: Как сохранить любовь, пронести ее через всю жизнь, через жизненные трудности. Есть люди, которые сумели это сделать и сохранили это самое великое чувство на Земле.

Чтец: Примером преданности любимому человеку являются жены декабристов. Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни и отправились в далекую суровую Сибирь на каторгу, куда были сосланы их мужья – декабристы, чтобы делить с ними изгнание, своей любовью поддерживать в них мужество и волю к борьбе.

Песня “Ты меня на рассвете…”???.

Чтец: Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Благодаря стихотворению «Жди меня» Константин Симонов стал известен всей стране. Миллионы людей в войну твердили его строки как заклинание: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...» Именно так хотели бы выразить свои чувства к возлюбленным уходившие на фронт солдаты второй мировой, именно таких слов ждали от них оставшиеся в тылу невесты и жены. Симонов нашел «эти слова» не потому, что поставил перед собой задачу написать стихи для миллионов, а потому, что сам уходил на войну и покидал женщину, которую любил. И написал «Жди меня» К. Симонов не для миллионов, а для одной, Единственной. Звали ее Валентина Серова, и была она известной актрисой.

Ученики в военной форме читает стихотворение К. Симонова « Жди меня».

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет - повезло!

Не понять не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2-й ведущий: Так что же такое любовь? Тайна, чудо, нежность, верность, самопожертвование, ответственность, творчество, сострадание, радость…

Чтец : Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались порядочными людьми. Следующее стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова было написано в 1932 году. Появлению этих строк предшествовала удивительная история: отсрочив свою поездку в Москву ради любимой, уже на следующий день поэт узнаёт о крушении того самого поезда, в котором он должен был следовать, и гибели всех пассажиров.

Стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова читают парень и девушка.

Он: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями -

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

Она: Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы, -

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду,

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Он: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Она: За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

Он: Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым?

Она: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне,

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали...

Она: С любимыми не расставайтесь,

Он: С любимыми не расставайтесь,

Всей кровью прорастайте в них, -

Он: И каждый раз навек прощайтесь,

Она: И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!

Ведущий: Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков. Любовь обостряет чувство ответственности за свои действия и поступки. Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей, большой любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо учиться беречь любовь и умению любить.

Ученик читает стихотворение С. Щипачёва « Любовью дорожить умейте».

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.

Любовь - не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить

1-й ведущий:

Любовь настолько велика,
Настолько неземно ее отличье.
Что нам, земным, не подобрать слова,
Чтоб стало ясно все ее величье.
Её нельзя открыть, нельзя принять,
Нельзя купить и прочь нельзя прогнать.
Любовь – образованье неземное.
Любовью невозможно обладать.
И ей противны плотские влеченья.
Её носитель – только сильный дух.
Она не может всколыхнуть озареньем.
Любовь рождается не сразу и не вдруг.

2-й ведущий:

Что любовь – божий дар,
Знает каждый из нас.
Так храните ее, чтоб огонь не угас,
От морозов и вьюг, от жестоких ветров,
От напрасных обид, необдуманных слов.

Т.Е.:О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ - значит сказать „Ты не умрешь“». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство.

Песня “________”. В конце песни все ангелы, танцуя, выходят и выполняют танцевальные движения. На фоне проигрыша песни, выходят ведущие и завершают программу.

1-й ведущий: Как мир поживает?

2-й ведущий:

Ты знаешь, живет.
Уже повстречал он
Двухтысячно четырнадцатый год.

1-й ведущий: Как жизнь протекает?

2-й ведущий:

Она быстротечна,
Порою строга,
А порою бесконечна.

1-й ведущий: А как же с любовью?

2-й ведущий:

Воскресла она!
Родилась из пепла
И снова жива
О ней вновь мечтают.
Ее снова ждут, её воспевают
И ею живут.

Литературный вечер является одной из самых распространённых форм внеклассной работы в школьной практике и популярной как среди учителей, так и среди учеников.

Данная форма работы требует как от учителя, так и от учеников тщательной подготовки для успешной её реализации.

Учёные-методисты и практики утверждают, что не одно другое внеклассное мероприятие не может сравниться с литературным вечером по силе влияния на личность ученика во время реализации образовательных, воспитательных и эстетических задач. Он направлен на: «углубление и распространение полученных на уроках литературы знаний и закрепления навыков, способствует повышению общекультурного уровня развития учащихся и обогащения их литературного восприятия, влияет на мысли и чувства школьников, побуждает задуматься над собственным поведением, отношением к людям и мыслям, развивает творческие возможности детей и их организаторские способности, совершенствует овладение родным, а по возможности, и другими языками» .

В процессе подготовки литературного вечера осуществляется закрепления множества навыков, таких как, самостоятельная работа учащихся с книгой и другими литературными источниками, подготовка докладов, выступлений, выразительного чтения и инсценировки и др.

При организации литературного вечера учителю следует учитывать некоторые принципы.

Принцип массовости предусматривает ориентацию на класс в целом, а не на отдельных учениках.

Принцип коллективизма реализуется при разделении заданий между динамическими группами, а также в их сплоченной работе.

Урочные и внеклассные мероприятия должны быть объединены и дополнять друг друга.

Важную роль играет учёт возрастных особенностей учеников, что помогает подобрать наиболее приемлемые формы работы.

Принцип добровольности участия и заинтересованности также очень важен, так как в таком случае учащиеся ещё с большей силой стараются проявить себя в различных направлениях, показать, на что они способны.

Подготовка данного мероприятия должна занимать достаточное количество времени, за которое будут рассмотрены даже самые мелкие детали вечера.

При подготовке литературного вечера учителю следует учитывать их классификацию. В зависимости от характера материала и заданий они подразделяются на:

Юбилейные, посвящённые памятным и юбилейным датам;

Тематические, посвящённые творчеству отдельных писателей или рассмотрению определённой темы в литературе;

Историко-литературные, посвящённые знаменательным историческим событиям;

Жанровые, направленные на рассмотрение развития отдельных жанров .

В подготовке литературного вечера следует выделить несколько этапов: определение темы и целей проведения литературного вечера, создание динамических творческих групп и распределение поручений, отбор материала и разработка программы вечера.

Определение темы и целей литературного вечера считается самым важным этапом, так как именно от него зависит, насколько удачным будет вечер. Думая над темой будущего мероприятия учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, возможности, творческие способности.

Создание динамических творческих групп и распределение поручений также очень важно. На данном этапе учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает отдельные задания, которые распределяются между её участниками. Учитель контролирует выполнение заданий, корректирует работу учащихся для организованного проведения вечера.

Ответственным является этап отбора материала и разработки программы вечера. Тема и цели данного мероприятия помогут подобрать соответственный материал, а класс, с которым работает учитель, поможет определить, какие формы работы будут более уместными на данном вечере. Наиболее интересными формами работы могут стать выставки, литературные игры и конкурсы, прослушивание аудиозаписей, просмотр фрагментов кинофильмов и др.

Успех вечера зависит также и от оформления помещения, где он проводится. Целесообразным будет выпуск стенгазет к данному вечеру, выставка книг, иллюстраций к произведениям, портретов писателя и др.

Литературный вечер - это результат огромной работы, проделанной учителем и учениками. Он должен носить торжественный характер, стать праздником не только для участников, но и для зрителей.

Примером данной формы внеклассной работы станет тематический вечер в 11 классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина.

План-конспект тематического вечера

Тема: «В этом мире я только прохожий…»

Образовательно-воспитательная цель: обогащать знания учащихся о жизни и творчестве известного поэта С.А. Есенина; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, воображение; воспитывать у школьников интерес к творчеству поэта, эстетический вкус, любовь к художественному слову.

Наглядность и ТСО: портреты С.А. Есенина в разные периоды его творчества, стенгазеты со статьями о жизни и творчестве поэта, выставка книг, презентация, симфония №6 В.А. Моцарта, песня В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», романс «Письмо матери», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», плакаты со строчками из стихотворений поэта, ноутбук, проектор, CD-диск, доска, ваза с цветами, столик.

Предварительное задание для учащихся: подготовить выразительное чтение стихотворений С. Есенина, исполнение песни В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».

Ход литературного вечера

(На доске висят портреты писателя и плакаты со строчками его стихотворений. Около доски стоит столик, на котором расположена ваза с цветами и сборник стихотворений С. Есенина. На проекторе - презентация о жизни и творчестве писателя, которая будет показываться на протяжении всего вечера. В классе также проходит выставка книг поэта и выпущены стенгазеты к литературному вечеру)

Играет музыка (симфония №6 В.А. Моцарта)

Ученик: (читает стихотворение «В этом мире я только прохожий…» под музыку)

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь,

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Учитель: Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 - путешествовать и 30-писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», ? признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, ? это очень много, это целый мир, который живет, переливаясь всеми цветами радуги. Это задушевная песня. Это лирический роман в стихах о себе.

Что хотел о себе рассказать Есенин-человек, можно прочитать в его автобиографии. «Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах», ? признавался Есенин-поэт.

Давайте же все вместе с вами окунёмся в мир поэзии С. Есенина, который тесно связан с миром его жизни, судьбы.

Ученик: (читает поэзию «Гой ты, Русь, моя родная…»)

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ведущий І: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. Талант Есенина, темы его творчества, эстетические пристрастия - все это корнями уходило в детство. Сергей Александрович родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. Бабушка водила внука в монастырь за сорок верст! По субботам и воскресениям дед, Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Но по природе своей Есенин был «забиякой и сорванцом». Семейные традиции были дополнены образованием. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем была страсть к чтению. К тому же он рано открыл в себе поэтический дар - писать стихи начал еще в земском училище. «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 - 17 годам»

Ученик: (читает стихотворение «Вот уж вечер…»)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Ведущий ІІ: В 1912 году Есенин приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он поэт! Стихи его прокормят!

Ведущий І: Самым ярким впечатлением этих лет стала встреча с Александром Блоком. Как вспоминал потом сам Есенин, с него пот капал, потому что он первый раз видел живого поэта. А. Блок в своем дневнике записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…».

Ведущий ІІ: В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Ведущий І: Любое из стихотворений поэта - это иллюстрация его влюбленности в красоту родной природы, и любое из них этой любовью заразит. Лирика Есенина - тонкое объяснение в этом чувстве всему, что окружает его. С раннего детства входит в его душу не проходящее с годами чувство восхищения и преклонения перед ни с чем не сравнимой красотой родного края. Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского поэта, очеловечивал ее.

Ученик: (читает стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»)

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Ведущий ІІ: Летом 1917 года опьяненный свободой Есенин, всегда мечтавший о земном рае, создает небольшую религиозно-революционную поэму «Отчарь», за которой последует целый цикл произведений такого содержания. Поэт как будто предпринимает попытку создать свой Новый Третий Завет. Под его пером рождается образ идеальной Руси, той, что жила в его воображении, в его мечтах. Потому что настоящая Русь, реальная, его, есенинская, деревня кипит и корчится, но он этого словно не замечает, витая в облаках земного рая.

Ведущий І: Одни из самых замечательных стихотворений Сергей Александрович посвящает своей матери Татьяне Федоровне Титовой. В юности она считалась лучшей песенницей на деревне.

Звучит романс «Письмо матери»

Ведущий ІІ: Есенин знал многих, со многими расстался. Но сам он говорил, что по-настоящему любил только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих детей и Айседору Дункан.

Айседора Дункан, прославленная американская танцовщица, приехала в Россию в 1921 году для создания в голодной и разрушенной стране школы, где дети смогут обучаться танцу будущего. Айседора не признавала технику классического балета. Истинно прекрасны лишь естественные движения, красоту которых знали древние греки.

Ведущий І: Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921 года. Ему - 26, ей - за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни - что-то скандально-трагическое. В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре, много отчаяния и грусти.

Звучит романс «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

Ведущий ІІ: Они расстались. Исидора ненадолго пережила Сергея Есенина, нелепо погибла в 1927 году во время поездки в открытом автомобиле: ее задушил длинный шарф, обмотавшийся вокруг колеса.

Ведущий І: В 1922 ? 1923 гг., находясь с Айседорой Дункан в Америке и Европе, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них - тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Ведущий ІІ: Возвращение на родину не спасло от одиночества: Русь стала для Есенина «бесприютной», Москва - «кабацкой», а сам поэт казался себе «опавшим кленом».

Ученик: (читает стихотворение «Клён ты мой опавший»)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

Ведущий І: Сергей Есенин был тяжело болен. Пришла последняя осень поэта…

Ведущий ІІ: А в конце декабря 1925 года Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице «Англетер». Встречался с Клюевым, читал «Черного человека». Очень боялся оставаться в номере один - ему мерещились преследователи.

Ведущий І: 27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку). Оно стало предсмертным, последним.

Ученик: (читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий І: Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и родному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Ученики все вместе исполняют песню В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».

Учитель: Сегодня мы все вместе ещё раз прошлись по страничкам биографии известного русского поэта, прочитали его замечательные стихотворения. Надеюсь его творчество заинтересовало всех присутствующих и мы обязательно ещё не раз вернёмся к нему.

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

  • - театр игрушки;
  • - театр картинок;
  • - теневой театр;
  • - пальчиковый театр;
  • - театр перчаточных кукол;
  • - ширма;
  • - стол;
  • - компьютер;
  • - мультимедийное оборудование;
  • - «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;
  • - звуковое оборудование;
  • - костюмы;
  • - декорации;
  • - сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

  • 1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.
  • 2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.
  • 3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.
  • 4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.
  • 5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.