Герой ссср карасев а н. Карасев Александр Никитович. Биография. Служба. Военные действия. Боевые ранения. Фото. Кузнецов Михаил Васильевич

Камозин встретил войну в частях Киевского особого военного округа. 23 июня на И-16 совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. В составе своей части был направлен на переучивание на «лагги», и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором. На фронт ему довелось вернуться через год. В первом же боевом вылете в составе 246-го иап он одержал победу, сбив в районе Туапсе Ме-109. За первый месяц боев он сбил 4 неприятельских самолета, среди них такую грозную машину, как До-217, вооруженную четырьмя пушками и шестью пулеметами. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с Каралашем - в довоенное время известным летчиком-испытателем, отважным воином, виртуозным истребителем в годы войны. В ноябре 1942 г., вскоре после гибели Каралаша, Камозин на своем «лагге» сумел сбить в одном бою 2 Ме-109 и Ме-110, после чего был назначен заместителем комэска в 296-м иап… В мае 1943 г., когда ст. лейтенант Камозин был назначен комэском в 66-й иап (329 иад, 4 ВА), на его счету было более 100 боевых вылетов на ЛаГГ-3, 17 личных воздушных побед - второй результат, показанный на машине этого типа (первый - у А. Кулагина). В первом боевом вылете в новом полку на новой для себя «Аэрокобре» Камозин сбивает «раму», висевшую над передним краем, при этом и его самолет был серьезно поврежден яростным огнем зенитной артиллерии, и летчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов своего боевого охранения… В конце 1943 г., в тяжелом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолет был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолет, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 января 1944 г. в двух вылетах ему удалось уничтожить 2 «юнкерса», доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30.

Немало воздушных боев Камозин провел в составе 101-го гиап в паре с мл. лейтенантом В. Масловым (115 боевых вылетов, 5 лично сбитых). 20 января 1945 г. при выполнении боевого вылета из-за обрыва шатуна двигателя мотор камозинской «Аэрокобры» заглох, и машина упала на землю, скапотировав и развалившись на части… Он нашел в себе силы выбраться из обломков кабины, знаками запретить посадку ведомому на неровной, сильно пересеченной местности… От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале.

За войну провел около 200 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 13 самолетов противника.

После войны Камозин демобилизовался. Работал в ГВФ. Вел общественную работу. Умер в Брянске 24 ноября 1983 г.

Дважды Герой Советского Союза (1.5.43; 1.7.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., медалями.

Карасев Александр Никитович

Родился во Владикавказе 30 августа 1916 г. После семилетки и ФЗУ окончил Нахичеваньскую, а перед самой войной Батайскую военную авиационную школу.

Свои первые боевые вылеты он провел в июне 1941 г. на Южном фронте, будучи пилотом 282-го иап. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в июле 1942 г. принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го иап. 6 августа одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив два Ю-87. В сентябре 1942 г. лейтенант Карасев был переведен в 9-й гиап. В боях под Сталинградом он провел 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. 17 декабря, находясь в группе прикрытия, он принял бой с восьмеркой Ме-109 и, мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.

С особенным вдохновением Карасев вел воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром им. М. В. Фрунзе, летчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую «эмку» и помчался по еще дымящимся улицам за любимой… Как в сказке, нашел ее, худую, но счастливую, и, как в сказке, в полку сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

10 мая 1943 г. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза: «… Карасев показал себя бесстрашным и волевым летчиком, отлично знающим свой самолет и вооружение… имеет на своем счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23 самолета противника, из них лично - 14».

Когда полк получил «Аэрокобры», Карасев был уже признанным асом, одержавшим 30 побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив Хе-111, Ю-87 и Ме-109. 1 февраля 1944 г. он был назначен помощником командира полка по ВСС, а 25 февраля ему было присвоено звание майора.

…7 апреля в бою под Джанкоем с пятеркой Ме-109 самолет Карасева загорелся, летчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов потерял сознание. «Кобра» упала на землю, чудом оставшийся живым ас попал в плен. К тому времени гвардии майор А. Карасев провел более 380 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 30 самолетов противника и 11 уничтожил в группе.

Несмотря на ранения, несколько раз он бежал, однажды, уже в 1945 г., в составе группы из четырех человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 мая 1945 г.

После войны продолжал службу в ВВС. Летал на истребителях нового поколения. Во время конфликта в Корее командовал полком, затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович был результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. На его счету 7 личных побед, одержанных на МиГ-15 бис - Б-29, Ф-86, 4 Ф-84. Ф-81. Окончил Высшие академические курсы, а в сентябре 1959 г. - Военную академию Генштаба. 18 февраля 1958 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища. Жил в Чернигове. Умер 14 марта 1991 г.

Герои Советского Союза (24.8.43). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Карпов Александр Терентьевич

Воинская деятельность большинства героев этой книги, или, как они чаще называли ее, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности личности, которая, в широком смысле, соответствовала критериям высокого искусства. Овладеть искусством летчика-истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника. Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил, а в моральном плане - преобладания сознания необходимости выполнения задачи не только над желанием, а порой и над возможностью. Судьба А. Карпова, результативнейшего летчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.

Он родился под Калугой, в деревне Феленево, 14 октября 1917 г. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, работал в инструментальном цехе Калужского машиностроительного завода. В школьные годы занимался в кружке Дома-музея им. К. Циолковского, позднее сбылась его мечта, и он был принят в Калужский аэроклуб, а в 1939 г. пилот запаса А. Карпов был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. В 1940 г. мл. лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей, дислоцированных на Украине. Его летный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких летчиков он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения - Як-1.

Жаркий Июньский день в горде Орджоникидзе. Почтальон остановился у дома № 5 по Трубецкой улице. На его стук вышел худощавый мужчина лет 60. — Письмо от Саши?...

Жаркий Июньский день в горде Орджоникидзе. Почтальон остановился у дома № 5 по Трубецкой улице. На его стук вышел худощавый мужчина лет 60.

— Письмо от Саши? — обрадовался старик.

— К сожалению, нет, Никита Дмитриевич, — виновато ответил почтальон, — повестка тебе, приглашают в военкомат.

Никита Дмитриевич, отец Александра, не сразу понял, почему его приглашают в военкомат. Старик взял бумажку и, ничего не сказав дома, поспешил в военкомат.

— А! Здравствуйте, здравствуйте, Никита Дмитриевич, присаживайтесь, — приветливо, но полуофициально встретил старика офицер, указав на свободный стул.

Карасёв сел, выжидающе, с тревогой смотрел на военкома. А тот, словно сейчас решил навести порядок на своем рабочем столе, начал поправлять карандаши, ручки, бумаги.

«Ну, как сообщить ему эту печальную весть?» — думал он. Офицер хорошо знал отца Карасёва, старого каменщика, десятки лет непрерывно проработавшего на заводе «Кавцинк» и ушедшего на пенсию по состоянию здоровья.

— Никита Дмитриевич, к сожалению, ничем тебя обрадовать не могу. Хотя особых оснований нет для тревоги, может быть твой сын и жив, но в настоящее время с ним нет связи. Вот прочти.

И он протянул старику полученное военкоматом извещение.

Старик дрожащей рукой взял письмо:

«Райвоенкому г. Орджоникидзе. Помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Гвардии майор Карасёв Александр Никитович, уроженец города Орджоникидзе, Трубецкая, дом 5, находясь на фронте, пропал без вести 7 Апреля 1944 года во время воздушного боя в Крыму… Приказом Главного Управления кадров Министерства обороны от 18 Мая А. Н. Карасёв исключен из списков как без вести пропавший… 14 Июня 1944 г.»

— Мужайся, Никита Дмитриевич, может быть Саша найдётся, — успокаивал старика офицер.

Никита Дмитриевич не слушал его. Он никак не хотел примириться с тем, чтобы его сын, помощник командира полка, Герой Советского Союза мог пропасть без вести.

Из военкомата он вышел с тяжёлым сердцем. Надо было идти домой, но ноги не слушались. Саша был его гордостью, надеждой всей семьи. Отец вспоминал, как Саша прилежно учился, как кончил ФЗУ, а потом работал токарем на швейной фабрике имени С. М. Кирова. Как любил он небо! Всё своё свободное время проводил в Орджоникидзевском аэроклубе. А какие тёплые, хорошие письма писал он из Батайска, где учился в военной авиационной школе.

Кто теперь остался дома? На кого опереться? Сын Петя…, но он ещё учится в ремесленном училище, ему всего 16 лет, а другой — Юра, учащийся 8-го класса, ему исполнилось только 14 лет. Мать детей, Евдокия Михайловна, едва успевает ухаживать за детьми и за больным мужем, а тут на её плечи свалится такое горе!

Тяжело переживали Карасёвы весть о сыне, но ждали, надеялись, что он жив.

И вдруг… — в Мае 1945 года в дом Карасёвых ворвалась радость. Письмо… А в нём: «…Я жив, здоров, подробности сообщу потом. Саша» .

Жив!.. Жив Саша! Счастью не было границ.

А что же случилось?

В пятницу 7 Апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта продвинулись далеко на запад. Они вели упорные бои в районах Одессы, Раздельной, Тирасполя, а войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с Отдельной Приморской армией, Черноморским флотом, Азовской военной флотилией и при поддержке крымских партизан приступали к операции с целью окончательного освобождения Крыма от немецко — фашистских захватчиков.

Немецкие войска яростно сопротивлялись, создав глубоко эшелонированную оборону. Действия вражеских наземных войск поддерживала мощная группировка авиации. Нашему командованию удалось точно установить районы базирования вражеской авиации. Одним из таких районов была территория вблизи населённого пункта Курман — Кумельчи, в Крыму. Ранним утром, когда все вражеские бомбардировщики находились ещё на аэродроме, над ними появились советские штурмовики. Один заход, второй, третий… Вражеский аэродром превратился в море огня и дыма. Штурмовики действовали отлично, их безопасность надёжно охраняли наши истребители во главе с ведущим — Гвардии майором Карасёвым.

Вдруг на горизонте появилась большая группа Ме-109. Завязался неравный бой.

— Не допустить «Мессеров» к нашим «Илам» ! — приказал Карасёв.

Время в воздушном бою имеет особый счёт. Иногда секунда кажется целым часом. Трудно сказать, сколько длился воздушный бой. Ясно одно — штурмовики выполнили свою задачу и легли на обратный курс. Казалось, истребители тоже выполнили задачу и могут возвращаться на свой аэродром. Но враг наседал, навязывал новые схватки. Были потери с обеих сторон.

Карасёв остался один против 5 «Мессеров». Он знал, что уйти от 5 самолётов ему будет трудно, но и отступать, уклоняться от боя с численно превосходящим противником — не в его характере. И он решил продолжать борьбу. В маневрах и скорости советский ас превосходил врага. Быстро занимая нужную позицию для атаки, он стремительно набрасывался на вражеские самолёты. Одна из его атак завершилась удачей — вражеский самолёт, объятый пламенем, рухнул на землю. Другую машину он повредил, и противник вынужден был покинуть поле боя.

«Добить бы раненого зверя», — подумал Карасёв, но было уже не до него, — наседали уцелевшие истребители. Напряжение воздушного боя достигло предела. Карасёв уже упрямо рвался в лобовую атаку. Предстоял бой не на жизнь, а на смерть. Фашисты чувствовали, что перед ними опытный боец, который не даст уйти. Нырнуть вниз — излюбленный способ врага выходить из боя — оказалось невозможным: слишком близка земля; взмыть вверх, значит, подставить брюхо. В какой-то момент Карасёв почувствовал, как осколки снарядов вражеского истребителя забарабанили по его машине. Снаряд пробил маслобак. Масло брызнуло на стекло, на ноги, заливало кабину лётчика.

Александр почувствовал, что его истребитель сейчас допишет свою боевую историю. «Хорошо бы хоть одного ещё протаранить», — подумал он. Но идти на таран одного врага, значит подставить свой хвост другим. Нельзя. И он принял единственно правильное в этой обстановке решение — уйти, и если возможно довести самолёт до своего аэродрома. Карасёв на максимальной скорости стал уходить. Изнурённые боем фашисты не стали его преследовать.

До аэродрома оставалось ещё далеко, а машина явно теряла скорость. Оказалось, что пробоины на «ястребке» были слишком значительны и опасны. Самолёт оставлял за собой полосы чёрного дыма. Сам лётчик почувствовал, что силы его покидают.

«Впереди Сиваш, за ним наш передний край обороны, дотянуть бы туда», — думал Карасёв. Вот осталось 10, 5, 3 километра. Ещё бы немножко, но… на высоте 15 — 20 метров самолёт загорелся и упал на землю.

…Перед глазами сплошной туман… очертание каких-то фигур, незнакомый говор. Где он? Что с ним? Где самолёт? На все эти вопросы Карасёв мог ответить только через несколько дней, когда к нему вернулось сознание и его из Симферополя повезли в Севастополь а оттуда морским путем переправили в румынский портовый город Констанцу. Отсюда его отправили в лагерь военнопленных в городе Креме (Австрия), где он и находился до окончания Великой Отечественной войны, испытав все муки страшного режима гитлеровских концлагерей.

К тому времени Гвардии майор А. Н. Карасёв успел совершить около 500 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 25 самолётов лично и 9 в группе с товарищами (по другим источникам: выполнил 381 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 25 самолётов лично и 11 в группе).

Долгое время однополчане ничего не знали о его судьбе. Лишь после войны стало известно, что Александр несмотря на ранения, несколько раз пытался бежать. Однажды, уже в 1945 году, в составе группы из 4 человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращён в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 Мая 1945 года.

Спустя некоторое время ему были возвращены все награды, и он по — прежнему стал служить в авиации. Летал на истребителях нового поколения.

В Июне 1946 года Карасёв был назначен инспектором — лётчиком по технике и теории пилотирования истребительной авиационной дивизии, а через 3 года стал сначала командиром авиационного истребительного полка, затем — командиром дивизии. В этих должностях выполнял важные правительственные задания, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В Октябре 1950 года Подполковник А. Н. Карасёв занимал должность Старшего инспектора 303-й ИАД.

Во время конфликта в Корее командовал 523-м истребительным авиаполком (303-я истребительная авиационная дивизия), затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович стал результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершив 112 боевых вылетов на МиГ-15бис, он уничтожил лично 7 вражеских самолётов.

1) 18 Июня 1951 года в бою в районе Тейсю-Хакусен-Киодзио сбил F-86. Однако американцы не признают потерь в этот день.

2) 24 Июня 1951 года сбил F-80 №49-646 из 49-й БАГ (пилот Э. Даннинг попал в плен) в большом бою над железнодорожным узлом в районе Ансю. На перехват ушло 10 МиГ-15 из 523 ИАП под командованием Карасёва. Всего заявлено 10 побед над F-80 без потерь. США признали только 4.

3,4) 19 Сентября 1951 года засчитано 3 F-84Е из 49-й ИБАГ в ходе боя в районе Ансю. Всего же заявлено 7 побед при потере 1 МиГ-15 Капитана И. И. Тюляева (его сбил капитан К. Скин из 9-й АЭ 49-й ИБАГ). США признал потерю 1 F-84Е №51-528 (пилот катапультировался. Входит ли он в число побед А. Н. Карасёва — сказать трудно…

5) 26 Сентября 1951 года сбит F-84Е №50-1152 из 154-й АЭ 136-й ИБАГ. Пилот Поль Росс катапультировался, подобран ПСС США.

6) 27 Октября 1951 года засчитана победа над В-29 из 19-й БАГ. Однако американцы признают лишь повреждение машины, которая была позже восстановлена.

7) 5 Января 1952 года сбил F-84Е № 51-674 из 111-й АЭ 136-й ИБАГ. Пилот Рэй Гринвей погиб при вынужденной посадке на базе в Тэгу.

В Мае 1952 года А. Н. Карасёв стал командиром 303-й ИАД.

По возвращении в Советский Союз продолжил службу в ВВС. Окончил Высшие академические курсы, а в Сентябре 1959 года — Военную академию Генерального штаба. 18 Февраля 1958 года ему было присвоено звание Генерал — майор авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища, где готовил кадры для Военно — Воздушных Сил нашей армии.

В самом центре Чернигове на жилом доме, что находится на улице гетмана Полуботка, закреплена мраморная доска. На ней выбита звезда Героя Советского Союза и надпись:

«У цьому будинку
з 1968 по 1991 рік жив
Герой Радянського Союзу
учасник Великої Вітчизняної війни
Карасьов Олександр
Микитович».

В молодости мне довелось встретиться с Александром Никитовичем Карасёвым. Мой приятель Юрий Костенко был курсантом Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков. Однажды я встретил его, уже пятикурсника, в городе. Во время разговора к нам подошёл невысокого роста худощавый пожилой человек в штатском. Юрий с ним поздоровался, они оживлённо заговорили. Когда мужчина ушёл, приятель сказал мне, что это бывший начальник штаба лётного училища Герой Советского Союза генерал-майор Карасёв. Так я невольно познакомился с героем Великой Отечественной войны, человеком легендарным, прославившимся своим умением и бесстрашием в боях с лётчиками «люфтваффе».

А через много лет судьба свела меня с его сыном. Николай Карасёв одно время был главным режиссёром киевского ТЮЗа. А когда перебрался в Чернигов, стал режиссёром, а потом главным режиссёром Черниговского областного музыкально-драматического театра имени Т.Г. Шевченко. Побывав у него дома, я увидел на столе большой портрет его отца. Александра Никитовича Карасёва уже давно не было в живых, а на портрете он выглядел точно так же, как и при случайной моей встрече с ним.

Многие мои знакомые хорошо знали Александра Никитовича Карасёва и отзывались о нём как о простом компанейском человеке, который не заносился, что он генерал-майор и Герой Советского Союза. Запомнился рассказ моего товарища, как он побывал у генерала в гостях. Тот, улыбаясь, ему сказал: а ну-ка, дружок, накинь мой мундир. Мундир, весь в орденах, висел на спинке стула. Вячеслав одел, зазвенели многочисленные награды. Вячеслав восхитился: «Ого, как много их, под такой тяжестью можно упасть»! Карасёв довольно рассмеялся. А когда зашла речь о «Золотой Звезде» Героя Советского Союза, Александр Никитович рассказал, что его представляли ко второй Звезде. Это уже когда он воевал в Северной Корее и сбил семь американских самолётов. Но в Москве сказали, что, если бы он уже не был Героем, так дали бы. А так на вторую не тянет, маловато сбил американцев, нужно бы ещё пяток.

***
Родился Александр Никитович Карасёв 30 августа 1916 года во Владикавказе. После школы работал токарем на швейной фабрике. Но тянуло в небо. Хотелось быть похожим на первых Героев Советского Союза: А.В. Ляпидевского, Н.П. Каманина и других лётчиков, что сняли полярную экспедицию с затёртого льдами в Беринговом проливе парохода «Челюскин». Карасёв уходит с фабрики и поступает в Нахичеванскую военную авиационную школу пилотов, из неё переводится в Батайскую авиационную школу пилотов имени А.К. Серова. Однако начинается Великая Отечественная война. С первого дня войны сержант А.Н. Карасёв на Южном фронте и летает на советских самолётах И-16, прозванных лётчиками «ишачками». На этих уже устаревших к началу войны самолётах, успешно сражался с немецкими асами. Потом бил врага на истребителях ЯК-1 и ЛАГГ-3, американском истребителе Р-39 «Аэрокобра».

В 1943 году он уже старший лейтенант, командир звена 9-го истребительного авиационного полка (ИАП), входившего в состав 6-й Гвардейской авиационной дивизии 8-й Воздушной армии. Командир полка подполковник Морозов так характеризовал А.Н. Карасёва: «За время боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками показал себя бесстрашным и волевым лётчиком-истребителем, у которого сочетается храбрость с отличным знанием лётно-тактических данных своего самолёта и его вооружения...».

К этому времени А.Н. Карасёв совершил более 300 боевых вылетов. Участвовал в воздушных сражениях под Сталинградом. В 70-ти боях лично сбил 14 немецких самолётов, а ещё 9 в группе. За мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года был представлен к званию «Герой Советского Союза». В августе этого же года за успешные действия в районе Мелитополя старшего лейтенанта А.Н. Карасёва наградили третьим орденом Красного Знамени. Его подвиги широко освещались армейскими газетами Южного фронта, а тактика ведения боя изучалась в авиационных частях. В небе Донбасса отважный лётчик сбил ещё три вражеских самолёта. А всего за годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза майор А.Н. Карасёв сбил 25 немецких самолётов, а ещё 11 уничтожил в групповых боях.

В начале 1944 года майор А.Н. Карасёв был уже помощником командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка. В апреле этого же года был сбит в ожесточённом воздушном бою над Крымом. В полку посчитали его без вести пропавшим, извещение об этом прислали в Орджоникидзе родителям. Но в том бою герой не погиб.

Пять «Мессеров» яростно наседали на него. Один он сумел сбить, а второй повредил, но и сам был подбит. Довести свой самолёт на свою территорию не получилось. Самолёт упал в расположении немецких частей. Так А.Н. Карасёв оказался в плену. Его переправили в концлагерь в Австрию. Несколько раз пытался бежать, но неудачно. До конца Великой Отечественной войны он просидел в австрийском концлагере в городе Креме. Советские войска освободили заключённых концлагеря 8 мая 1945 года. После соответствующей проверки в органах, А.Н. Карасёву вернули все награды, и он продолжил службу в ВВС СССР.

Участвовал в военном конфликте в Северной Корее (1950-1953). Командир авиаполка, а затем зам. командира 303-й авиационной истребительной дивизии А.Н Карасёв стал одним из лучших советских асов. На истребителе МиГ-15бис в воздушных боях он сбил семь американских истребителей и бомбардировщиков.
После Кореи А.Н. Карасёв продолжил службу в авиации и стал командиром дивизии. Поступил в Военную академию Генерального штаба, окончил её в 1959 году. За образцовое выполнение своих обязанностей был представлен к званию «генерал-майор». В мирное время его ратный труд был отмечен двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. А всего на его кителе красовались три ордена Ленина, четыре ордена боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, другие ордена и медали.

После академии генерал-майор А.Н. Карасёв служил в Луганске, а уже оттуда в конце 1960 года его перевели на должность начальника штаба Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков. Несколько слов о Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Ленинского комсомола (ЧВВАУЛ). Своё начало училище ведёт со школы пилотов, открывшейся в ноябре 1940 года. Во время Великой Отечественной войны восемь курсантов и преподавателей авиационной школы стали Героями Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник В.Д. Лавриненков служил в авиационной школе лётчиком-инструктором с момента её образования, из неё ушёл на фронт. За годы своего существования, благодаря умело подобранному преподавательскому составу, училище стало одним из лучших в Советском Союзе. Показателен такой факт: семнадцать Героев Советского Союза были среди кадрового состава ЧВВАУЛ в послевоенные годы.

Потому вполне закономерно, что лётчиков, окончивших ЧВВАУЛ, забирали в отряд космонавтов. Тринадцать космонавтов (из 113 в советское время) окончили ЧВВАУЛ. Курсантами училища были космонавты Николаев А.Г., Кизим Л.Д., Климук П.И. Романенко Ю.В. Первый космонавт независимой Украины Каденюк Л.К. тоже выпускник Черниговского авиационного училища. Некоторые выпускники ЧВВАУЛ стали героями России, а выпускник училища 1964 года А.М. Корнуков стал генералом армии и главнокомандующим ВВС России (1998-2002).

ЧВВАУЛ расформировали в 1995 году. Сегодня в учебных зданиях разместились различные коммерческие структуры и институт экономики и управления. Позже на базе училища открыли двухгодичный лицей с усиленной военной и физической подготовкой.В лицее арендует площадь Союз ветеранов ЧВВАУЛ. При Союзе действует музей училища. Содержится он на членские взносы ветеранов, а также при поддержке городского совета. Но денег явно не хватает, некоторые экспонаты нуждаются в реставрации, а многие находятся в запасниках, потому что нет места для их размещения.

Своей главной задачей Союз ветеранов считает сохранение исторического наследия: памяти о славном прошлом училища и его выпускниках. Ветераны постоянно проводят в музее экскурсии на патриотическую тематику для дошкольников, школьников и студентов города, чтобы подрастающее поколение знало и гордилось подвигами лётчиков училища в Великую Отечественную войну и в послевоенное время. В прошлом году таких экскурсий состоялось 120. А с лицеистами ещё проводятся и уроки мужества. Также на базе музея в 3-е воскресенье августа проходят ежегодные встречи выпускников училища.

Александр Никитович Карасёв прослужил в училище более семи лет, передавая свой богатейший боевой опыт черниговским курсантам. В марте 1968 года он ушёл в запас и остался жить в Чернигове. Ушёл из жизни Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.Н. Карасёв 14 марта 1991 года, похоронили его на черниговском кладбище в Яцево.

P.S. Статью с фотографиями можно посмотреть на интернет-сайте "Одна

, Украинская ССР

Сражения/войны Приграничные сражения в Молдавии , Тираспольско-Мелитопольская оборонительная операция (1941), Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция , Ростовская наступательная операция (1941) , оборонительные сражения на Дону (1942), Сталинградская битва (1942), Ростовская наступательная операция (1943), Миусская, Донбасская и Мелитопольская наступательные операции; Корейская война

Александр Никитович Карасёв - советский военный деятель, лётчик-истребитель, участник и ветеран Великой Отечественной войны (старший лейтенант в начале войны, к концу своего боевого участия в войне - майор и помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка). Позже - командир 523-го истребительного авиполка 303-й истребительной авиационной дивизии 54-й воздушной армии, значимый участник Корейской войны в 1951-1952 годах; с октября 1952 года - командир 303-й истребительной авиационной дивизии. В 1959-1968 годах - военный педагог, начальник и зам. начальника нескольких военных авиационных училищ лётчиков.

Биография

Родился 30 августа 1916 года в городе Владикавказе Терской области , ныне столице Республики Северная Осетия - Алания , в семье каменщика. Русский . Окончил 7 классов и школу ФЗУ по профессии «токарь по металлу», работал токарем на швейной фабрике имени С. М. Кирова. Проживал на улице Трубецкого , дом 5 , который сегодня является объектом культурного наследия Российской Федерации. В Красной Армии с декабря 1937 года. Был призван на срочную службу, служил мотористом в ВВС Северо-Кавказского военного округа . В апреле 1940 года направлен на учёбу. В декабре 1940 года окончил Нахичеванскую военно-авиационную школу, в 1941 году - Батайскую военно-авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

10 мая 1943 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии старший лейтенант Карасёв А. Н. был представлен к званию Героя Советского Союза . «За время боевых действий с немецкими захватчиками, - указывалось в представлении командиром полка Л. Л. Шестаковым, - Карасёв показал себя бесстрашным и волевым лётчиком-истребителем, отлично знающим свой самолёт и вооружение… Имеет на своём счету 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил 23 самолёта противника, из них лично - 14».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Карасёву Александру Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1138).

5 ноября 1943 года Карасёву было присвоено очередное воинское звание капитана, а 25 февраля 1944 года он стал майором.

7 апреля 1944 года майор Карасёв А. Н. с боевого задания не вернулся… Ему пришлось вступить в бой с пятью «мессершмиттами». Искусно маневрируя, он уничтожил один самолёт, а другой подбил. Но и сам был сбит. Объятый пламенем, его самолёт упал на занятой врагом территории в Крыму …

К этому времени на боевом счету А. Н. Карасёва было более 380 боевых вылетов и 112 воздушных боёв, в которых он сбил 23 самолёта врага лично и 9 - в группе. Участник оборонительных сражений в Молдавии и Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции летом 1941 года, Донбасской и Ростовской оборонительных операций 1941 года, 1941 года, в оборонительных сражениях на Дону летом 1942 года, в Сталинградской битве , Ростовской наступательной операции зимой 1943 года, в Миусской, Донбасской , Мелитопольской наступательных операциях.

Отважный лётчик остался жив. В бессознательном состоянии он был взят в плен. Содержался в Севастопольской тюрьме, затем прошёл ряд концлагерей. Несколько раз бежал, но безуспешно. 8 мая 1945 года лагерь Маутхаузен , в котором находился А. Н. Карасёв, освободили советские войска. Лётчик узнал, что его 6-я гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии . Он написал туда письмо. Вскоре в лагерь за ним прилетел самолёт По-2 и перебросил в дивизию.

Находился на спецпроверке в офицерском фильтрационном лагере при 12-й запасной стрелковой бригаде Южно-Уральского военного округа . В ноябре 1945 года проверка была завершена, ему были возвращены все награды, и он остался служить в Военно-воздушных силах. В январе 1946 года вернулся в свой родной 9-й гвардейский истребительный авиаполк (входил в 1-ю воздушную армию Белорусского военного округа). С июня 1946 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 303-й истребительной авиационной дивизии в Белорусском военном округе, которая в июне 1950 года в полном составе переброшена в Приморский военный округ и передана в состав 54-й воздушной армии . В январе 1951 года назначен командиром 523-го истребительного авиаполка в этой дивизии. Освоил реактивные истребители.

В марте 1951 года полк переброшен в северный Китай , началась правительственная командировка. С июня 1951 года - участник Корейской войны 1950-1953 годов. На этой войне вновь проявил себя не только лично отважным воздушным бойцом (первым открыл боевой счёт своего полка в воздушном бою 18 июня 1951 года), но и умелым и грамотным командиром. Там же на войне в октябре 1951 года был назначен заместителем командира 303-й истребительной авиационной дивизии и затем в боевых вылетах почти не участвовал, оставаясь в Корее до февраля 1952 года. Полковник А. Н. Карасёв стал самым результативным из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершил 112 боевых вылетов на «МиГ-15бис », в воздушных боях уничтожил лично 7 самолётов (1 бомбардировщик и 6 истребителей США). Был представлен к званию дважды Героя Советского Союза, но в Москве награда заменена на орден Ленина.

По возвращении в СССР, в октябре 1952 года назначен командиром 303-й истребительной авиационной дивизии. С декабря 1957 года - на учёбе, окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в сентябре 1958 года, а в сентябре 1959 года он окончил основной курс Военной академии Генерального штаба.

С сентября 1959 года - начальник Ворошиловградского военно-авиационного училища лётчиков. После его закрытия в декабре 1960 году переведен начальником штаба - заместителем начальника Черниговского военного авиационного училища лётчиков . С августа 1968 года генерал-майор авиации Карасёв А. Н. - в запасе.

  • кавалер ордена Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
  • кавалер ордена Красной Звезды (30.12.1956);
  • медаль «За боевые заслуги» (24.06.1948);
  • другие медали.
  • Память

    В Чернигове, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

    Часть

    К этому времени на боевом счету А. Н. Карасёва было более 380 боевых вылетов и 112 воздушных боёв, в которых он сбил 23 самолёта врага лично и 9 - в группе. Участник оборонительных сражений в Молдавии и Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции летом 1941 года, Донбасской и Ростовской оборонительных операций 1941 года, 1941 года, в оборонительных сражениях на Дону летом 1942 года, в Сталинградской битве , Ростовской наступательной операции зимой 1943 года, в Миусской, Донбасской , Мелитопольской наступательных операциях.

    Отважный лётчик остался жив. В бессознательном состоянии он был взят в плен. Содержался в Севастопольской тюрьме, затем прошёл ряд концлагерей. Несколько раз бежал, но безуспешно. 8 мая 1945 года лагерь Маутхаузен , в котором находился А. Н. Карасёв, освободили советские войска. Лётчик узнал, что его 6-я гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии . Он написал туда письмо. Вскоре в лагерь за ним прилетел самолёт По-2 и перебросил в дивизию.

    Находился на спецпроверке в офицерском фильтрационном лагере при 12-й запасной стрелковой бригаде Южно-Уральского военного округа . В ноябре 1945 года проверка была завершена, ему были возвращены все награды, и он остался служить в Военно-воздушных силах. В январе 1946 года вернулся в свой родной 9-й гвардейский истребительный авиаполк (входил в 1-ю воздушную армию Белорусского военного округа). С июня 1946 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 303-й истребительной авиационной дивизии в Белорусском военном округе, которая в июне 1950 года в полном составе переброшена в Приморский военный округ и передана в состав 54-й воздушной армии . В январе 1951 года назначен командиром 523-го истребительного авиаполка в этой дивизии. Освоил реактивные истребители.

    В марте 1951 года полк переброшен в северный Китай , началась правительственная командировка. С июня 1951 года - участник Корейской войны 1950-1953 годов. На этой войне вновь проявил себя не только лично отважным воздушным бойцом (первым открыл боевой счёт своего полка в воздушном бою 18 июня 1951 года), но и умелым и грамотным командиром. Там же на войне в октябре 1951 года был назначен заместителем командира 303-й истребительной авиационной дивизии и затем в боевых вылетах почти не участвовал, оставаясь в Корее до февраля 1952 года. Полковник А. Н. Карасёв стал самым результативным из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершил 112 боевых вылетов на «МиГ-15бис », в воздушных боях уничтожил лично 7 самолётов (1 бомбардировщик и 6 истребителей США). Был представлен к званию дважды Героя Советского Союза, но в Москве награда заменена на орден Ленина.

    По возвращении в СССР, в октябре 1952 года назначен командиром 303-й истребительной авиационной дивизии. С декабря 1957 года - на учёбе, окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в сентябре 1958 года, а в сентябре 1959 года он окончил основной курс Военной академии Генерального штаба.

    С сентября 1959 года - начальник Ворошиловградского военно-авиационного училища лётчиков. После его закрытия в декабре 1960 году переведен начальником штаба - заместителем начальника Черниговского военного авиационного училища лётчиков . С августа 1968 года генерал-майор авиации Карасёв А. Н. - в запасе.

    Отрывок, характеризующий Карасёв, Александр Никитович

    – А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
    – Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
    Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
    Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
    – Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
    – Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
    Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
    Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
    – Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
    Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
    – Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
    – Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

    Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

    – ?!.
    – Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
    – Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
    – Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
    И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...
    Да, история и правда повторялась... И становилось от этого горько и грустно. Было ли хоть что-нибудь настоящим из всего того, что мы знали?.. Вдруг я почувствовала, будто на меня требовательно смотрят сотни незнакомых мне людей. Я поняла – это были те, кто ЗНАЛИ... Те, которые погибали, защищая правду... Они будто завещали мне донести ИСТИНУ до незнающих. Но я не могла. Я уходила... Так же, как ушли когда-то они сами.
    Вдруг дверь с шумом распахнулась – в комнату ураганом ворвалась улыбающаяся, радостная Анна. Моё сердце высоко подскочило, а затем ухнуло в пропасть... Я не могла поверить, что вижу свою милую девочку!.. А она как ни в чём не бывало широко улыбалась, будто всё у неё было великолепно, и будто не висела над нашими жизнями страшная беда. – Мамочка, милая, а я чуть ли тебя нашла! О, Север!.. Ты пришёл нам помочь?.. Скажи, ты ведь поможешь нам, правда? – Заглядывая ему в глаза, уверенно спросила Анна.
    Север лишь ласково и очень грустно ей улыбался...
    * * *
    Пояснение
    После кропотливых и тщательных тринадцатилетних (1964-1976) раскопок Монтсегюра и его окрестностей, Французская Группа Археологических Исследований Монтсегюра и окрестностей (GRAME), обьявила в 1981 году своё окончательное заключение: Никакого следа руин от Первого Монтсегюра, заброшенного хозяевами в XII веке, не найдено. Так же, как не найдено и руин Второй крепости Монтсегюр, построенной её тогдашним хозяином, Раймондом де Перейль, в 1210 году.
    (See: Groupe de Recherches Archeologiques de Montsegur et Environs (GRAME), Montsegur: 13 ans de rechreche archeologique, Lavelanet: 1981. pg. 76.: "Il ne reste aucune trace dan les ruines actuelles ni du premier chateau que etait a l"abandon au debut du XII siecle (Montsegur I), ni de celui que construisit Raimon de Pereilles vers 1210 (Montsegur II)...")
    Соответственно показаниям, данным Священной Инквизиции на 30 марта 1244 года совладельцем Монтсегюра, арестованным сеньором Раймондом де Перейль, фортифицированный замок Монтсегюр был «восстановлен» в 1204 году по требованию Совершенных – Раймонда де Миропуа и Раймонда Бласко.
    (According to a deposition given to the Inquisition on March 30, 1244 by the captured co-seigneur of Montsegur, Raymond de Pereille (b.1190-1244?), the fortress was "restored" in 1204 at the request of Cather perfecti Raymond de Mirepoix and Raymond Blasco.)
    Однако, кое-что всё же осталось, чтобы напоминать нам о трагедии, развернувшейся на этом малом, насквозь пропитанном человеческой кровью клочке горы... Всё ещё крепко цепляясь за основание Монтсегюра, буквально «висят» над обрывами фундаменты исчезнувшей деревни...

    Анна восторженно взирала на Севера, будто он в состоянии был подарить нам спасение... Но понемногу её взгляд стал угасать, так как по грустному выражению его лица она поняла: как бы он этого не желал, помощи почему-то не будет.
    – Ты ведь хочешь нам помочь, правда, ведь? Ну, скажи, ты ведь желаешь помочь, Север?..
    Анна поочерёдно внимательно всматривалась в наши глаза, будто желая удостовериться, что мы её правильно понимаем. В её чистой и честной душе не укладывалось понимание, что кто-то мог, но не хотел спасти нас от ужасающей смерти...
    – Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
    – Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
    – Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
    Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
    – А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
    Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.
    – Это знает Владыко, милая. Только он может помочь вам.
    – Но если это так, то как же он не помог до сих пор?! Мама ведь уже была там, правда? Почему же он не помог?
    – Прости меня, Анна, я не могу тебе ответить. Я не ведаю...
    Тут уже и я не смогла далее смолчать!
    – Но ты ведь объяснял мне, Север! Что же с тех пор изменилось?..
    – Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
    Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...