Понятие и структура экономической системы общества. Понятие экономической системы общества и ее структура. Типы экономических систем Понятие и структура

Экономика государства представлена огромной сложной системой. Охватывает она различные виды деятельности. Указанная структура может нормально существовать при условии взаимозависимости и взаимосвязи всех ее звеньев.

Понятие и типы экономических систем

В узком смысле структура представлена совокупностью связей потребителей и производителей благ. Эта совокупность имеет определенный порядок.

Экономическая система общества предусматривает организованность и скоординированность хозяйственной деятельности граждан. Для обеспечения деятельности структуры применяются особые инструменты. Главными из них считаются институты денег, собственности, правительственных и трудовых организаций. Неотъемлемой частью являются налоги в экономической системе общества. Для регулирования поступлений также создан специальный институт.

В соответствии с вышесказанным, экономическая система являет собой установленный или возникший исторически существующий в государстве комплекс конкретных принципов и правил, закрепленных законодательно. Правовые нормы при этом определяют содержание и форму отношений в соответствующей сфере государственной жизни.

Экономическая система общества в соответствии с методом ведения деятельности может представлять собой товарное или

Существует разделение по Экономическая система общества, таким образом, может быть частной, государственной или (в традиционных структурах) общинной.

В качестве критерия классификации применяют также и формы, в соответствии с которыми осуществляют координирование хозяйственной жизни. К этим формам относят рынок, централизованное планирование и традиции. В соответствии с этим, выделяют такие экономические системы, как традиционная структура, командная система, чистый капитализм.

Последнее понятие предусматривает концентрацию материальных ресурсов в частной собственности. В условиях этой экономической системы цены и рынки являются механизмами, при помощи которых осуществляется координация и направление деятельности.

Командная структура является особым методом регулирования. Для этой структуры характерен высокий уровень централизации функции управления экономикой. В таких условиях используются директивные методы. Основные виды ресурсов при этом сосредоточены в собственности государства.

При сочетаются признаки командной и рыночной структуры.

При традиционной структуре большое значение придается традициям и обычаям. В условиях этой системы экономическая роль гражданина регулируется наследственностью и принадлежностью к определенному классу, касте. В связи с тем, что преобладают исторически сформированные традиции и обычаи, внедрение технических новшеств крайне ограничено. Это обуславливается вероятностью развития конфликта между "новым" и "старым", что, в свою очередь, может угрожать стабильности традиционного строя.

Следует отметить, что в условиях современности государства не могут развиваться изолированно. В связи с этим перед руководством любой державы стоит вопрос об адаптации государственной системы экономики к системам прочих стран.

Безусловно, внесение изменений в хозяйственную структуру являет собой процесс достаточно сложный, состоящий из нескольких этапов. Эксперты выделяют стадию реформирования, трансформации и последующего развития. Весь процесс, таким образом, предстает в виде постепенного изменения социальных и в прежней структуре, формирование и развитие новой системы.

Определение экономической системы. Существуют раз­ные подходы к определению экономической системы. Марк­систский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства -единства и взаимодей­ствия двух составляющих: производительных сил, находя­щихся на определенном уровне развития, и соответствующе­го им типа производственных отношений. В этом единстве производственные отношения являются общественной фор­мой использования и развития производительных сил. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил лежит в основе эволюции способов производства. Последняя выступает как закономерный процесс развития человеческого общества.

Одни экономисты определяют экономическую систему как сообщность людей (социум), объединенных общим экономическим интересом, другие считают ее совокупнос­тью производственных отношений. Третьи под экономичес­кой системой понимают общие закономерности деятельнос­ти и развития человека как индивида и члена общества.

Наиболее правильным нам представляется определение экономической системы как единства человека и общест­венного производства. При таком подходе во главу угла ставится человек как индивид и член общества.

Центральное место в экономической системе занимают отношения собственности. Именно собственность обусловли­вает цель функционирования и развития экономической системы. Отношения собственности определяют, в чьих ин­тересах ведется производство, кому принадлежат средства производства и производимый продукт. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.

Каждый крупный этап общественного развития имеет свою особую, присущую ему систему отношений собствен­ности, которая и обусловливает качественное своеобразие, историческую специфику данного общества, его классовую и социальную структуру.

Технологические способы производства. В отличие от экономического способа производства, выражающего единство производительных сил и производственных отно­шений, технологический способ производства связан со сферой действия производительных сил.

Технологический способ производства представляет собой средства труда в единстве с материалами, техноло­гиями, энергией, информацией и организацией производ­ства. Именно от того, какие средства труда используются для производства, различают экономические формации.



В основе технологического способа производства лежит техника, в развитии которой выделяют три основных этапа: инструментализацию, механизацию, автоматизацию.

Первый этап основан на примитивных орудиях труда, связанных только с ручным трудом. Этот этап производ­ства и развития техники условно можно назвать инстру­ментально-ручным. Второй этап можно назвать машин­ным, механизированным, а третий - преимущественно автоматизированным.

Прогресс производительных сил общества (техничес­кая основа всего общественного прогресса) включает четы­ре этапа:

1) естественно-технический (средствами труда служи­ли только органы тела работника, которые он дополнял палкой, камнем, костью). Этот этап соответствует возник­новению и первоначальным стадиям становления перво­бытно-общинного способа производства;2) технический (связан с использованием огня и изго­товлением орудий труда из металлов - меди, бронзы, железа). Он охватывает период высшего развития и раз­ложения первобытно-общинного способа производства, ра­бовладельческий и феодальный способы производства;

3) научно-технический (возник в недрах феодализма и стал массовым при капитализме). Этот этап характеризу­ется техническим и промышленным переворотом, связан­ным с возникновением машинного производства и приме­нением науки в производстве;



4) научно-техническая революция (начало относится к 50-м гг. XX в.). На этом этапе возникло автоматизирован­ное производство, началось превращение науки в непо­средственную производительную силу общества.

Структура экономической системы общества. Основ­ными элементами экономической системы являются: соци­ально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В рамках той или иной экономической систе­мы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Поскольку эконо­мическую систему мы рассматриваем как единство челове­ка и общественного производства, ее структурными эле­ментами выступают человек и общественное производство.

Вся история общества - это прежде всего история развития человека как первого элемента структуры эконо­мической системы. [На первых этапах развития общества существовали естественные производительные силы, кото­рые сводились к природе самого человека и силам окру­жающей его природы. Второй этап развития производи­тельных сил - подчинение естественных производитель­ных сил общественным - утвердил человека в качестве главной производительной силы. На этапе всеобщих про­изводительных сил, когда господство человека над приро­дой осуществляется с помощью науки, человеческий интел­лект входит в производство.

Чуловек - воплощение совокупности общественных отношений: экономических, политических, национальных, семейных, идеологических, нравственных. Он как носи­тель рабочей силы воплощает всю гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, отношение к работе и ответственность за результаты производства.

Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребле­ния любое производство бессмысленно. Удовлетворение человеческих потребностей - всеобщее назначение произ­водства. В этом смысле человек - конечная цель любого производства.

Потребность в труде является главной формой самовы­ражения человеческой личности. Необходимым условием ее роста выступает превращение работника в хозяина производства. Благоприятная обстановка для этого созда­ется в условиях перехода к рыночной экономике, когда гарантируются равноправие всех форм собственности и хозяйствования, свобода предпринимательской деятель­ности. В этих условиях особенно важно формирование современного экономического мышления и поощрение предприимчивости и деловитости, без которых не преодо­леть социальной инертности масс, не добиться перелома в отношении к производству, труду и собственности.

Эффективной становится такая система управления, которая опирается на точное знание и умелое использова­ние интересов работников. Социально развитый человек является более сложным объектом управления.

В структуре экономической системы выделяют и такой важный элемент, как общественное производство, состоя­щее из сфер и фаз. Его сферами являются материальное, духовное и социальное производство, а также производст-во общественного человека. Разграничение четырех основ­ных сфер общественного производства относительно. Оно обусловлено спецификой объектов труда, способов его осуществления, получаемых результатов. Особенности ма­териального, духовного, социального производства, а также производства общественного человека не исключа­ют, а, наоборот, предполагают их единство и неразрывную связь. Все они направлены на конечную цель - функци­онирование экономической системы общества.

Общественное производство имеет четыре фазы непо­средственное производство, распределение, обмен и по­требление.

Исходной фазой является непосредственное производ­ство - процесс создания полезного продукта. В изменении производства - ключ ко всем изменениям в распределе­нии, обмене и потреблении. Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если ничего не создано, то нечего и распределять, обменивать и потреблять.распределение выявляет долю каждого человека в со-_зданом богатстве. Оно играет огромную роль в формиро­вании отношений между людьми, в определении матери­ального положения различных слоев общества. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность и самого производственного процесса.

Обмен- - процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Он подобно распределению, во-первых, играет огромную роль в доведении произведенной продукции до потребителя; во-вторых, оказывает сильное обратное воздействие на производство.

Потребление - использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Оно является конечной целью любого производства. Без производства не может быть потребления, так как производство создает объект для потребления, определяет его уровень и струк­туру. В свою очередь потребление, формируя потребность в новых продуктах, влияет на развитие производства.

Хозяйственный механизм и его место в экономичес­кой системе. Важное место в экономической системе об­щества принадлежит хозяйственному механизму.

Хозяйственный механизм - это совокупность форм и методов организации общественного производства. В лите­ратуре встречаются и другие определения. Хозяйственный механизм рассматривается как способ ведения хозяйства со свойственной ему системой конкретных форм и методов хозяйствования, правовых норм, форм экономических свя­зей, организационных структур управления, с помощью которых общество использует экономические законы. Структура хозяйственного механизма включает фазы воспроизводства: /(производство,;распределение, обмен и 1 fпотребление. По уровню управления различают следую­щие элементы хозяйственного механизма-Утютребптелъ, у семья, район (город), предприятие (организация), объеди­нение, отрасль, народное хозяйство.

Хозяйственный механизм непосредственно связан с экономическими отношениями. Он включает в себя такие конкретные формы этих отношений, как нормы и норма­тивы, экономические оценки ресурсов, финансы и кредит, цена, прибыль, заработная плата, премия и т.д.

Хозяйственный механизм тесно связан с социальными, политическими отношениями, способствует активизации их роли по отношению к производству.

Так как хозяйственный механизм неотделим от производительных сил, он включает в себя организационные структуры производства, которые отражают уровень раз­вития производительных сил, конкретные формы разделе­ния труда и др.

В состав хозяйственного механизма входят и надстро­ечные явления - правовые нормы, регулирующие много­образные отношения, возникающие на предприятиях и между ними, их взаимосвязи с органами управления.

Хозяйственный механизм - это прежде всего механизм использования экономических законов. В силу этого он предполагает, во-первых, их познание, во-вторых, разра­ботку четкой, научно обоснованной программы действий, в-третьих, реальное общественное действие в процессе хозяйствования.

Каждый экономический закон в механизме хозяйство­вания имеет определенное функциональное значение. На­пример, объем производства устанавливается законом спроса и предложения; структура производства - законом пропорций; качество продукции - законом возвышения потребностей; общие стимулы предпринимательства - законом прибыли; побуждения каждого работника к актив­ным действиям - законом оплаты по труду.

Важнейшая функция хозяйственного механизма - поддержание динамического соответствия между уровнем развития производительных сил и конкретными формами экономических отношений. Это достигается путем созда­ния необходимых условий для технического совершенст­вования производства и роста его эффективности.

/.Обновление отношений собственности преодоление от­чуждения трудящихся от собственности и управления?, созда­ние действенных стимулов к плодотворному труду -" это тоже функции хозяйственного механизма. Функциями хо­зяйственного механизма также являются экономическое сти­мулирование, организация производства, организация уп­равления, регулирование финансово-кредитных отношений, регулирование материально-технических связей, учет и кон­троль, правовое регулирование хозяйственной жизни, соци­ально-психологическое воздействие на хозяйствование.

К функциям хозяйственного механизма относится регу­лирование социально-экономических отношений как систе­мы. Это регулирование необходимо, с одной стороны, для сохранения определенной стабильности в экономике и нор­мальной жизнедеятельности всех членов общества. С другой стороны, в процессе регулирования не менее важно своевременно вносить в систему изменения, которые назревают под воздействием прогресса в производительных силах.

В странах СНГ осуществляются радикальные реформы хозяйственного механизма. Сущность их - переход к рыночной экономике. Цель реформ - оздоровление эко­номики стран: придание хозяйственному механизму про­тивозатратной направленности; активизация экономичес­ких стимулов научно-технического прогресса; повышение материальной заинтересованности коллективов в высоких конечных результатах хозяйствования; расширение демо­кратизма в управлении; переход трудовых коллективов на самоуправление.

Типы экономических систем

В мировой экономической литературе существуют раз­ные подходы к выделению типов экономических систем. В качестве критерия используется, как правило, доминирую­щая форма координации действий хозяйствующих субъек­тов, формы собственности, соотношение секторов нацио­нальной экономики.

Марксистская концепция типа экономической системы исходит из того, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тическую, коммунистическую. Двигателем перехода от одной формации к другой является открытый К.Марксом закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

В основе каждой формации лежит определенный спо­соб производства, представляющий единство производи­тельных сил и производственных отношений. Совокуп­ность производственных отношений образует экономичес­кий базис формации. Политические, философские, рели­гиозные и другие взгляды и соответствующие им учрежде­ния составляют надстройку формации.

Американский экономист У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста", опубликованной в 1960 г., выдви­нул теорию стадий роста и выделил пять стадий экономи­ческого развития: традиционнее общество; переходное об­щество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадия зрелости; стадия высокого уровня массового потребления. На первой стадии нет накопления, отсутствует промышленность, здесь низкий уровень развития сельского хозяйства и производительности труда. На вто­рой стадии норма накопления составляет 5 % националь­ного дохода, на третьей - 10, на четвертой - 20 % (здесь создается крупная машинная индустрия), на пятой стадии производственный потенциал нации работает на потребле­ние, ведущим сектором экономики становятся отрасли, производящие предметы длительного пользования. Для этой теории характерен технократический подход, выдви­жение на первый план состояния техники.

Американские экономисты К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю выделяют четыре модели экономических сис­тем: чистый капитализм, командная экономика, смешан­ные системы, традиционная экономика.

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для коор­динации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами. Каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивиду­ального принятия решений. Рыночная система функциони­рует в качестве механизма, посредством которого индивиду­альные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производят-ся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, озна­чает, что существует множество самостоятельно действую­щих покупателей и продавцов каждого продукта и услуги. Роль правительства ограничивается защитой частной собст­венности и установлением правовой структуры, позволяю­щей функционировать свободным рынкам.

Командная экономика, или коммунизм, характеризует­ся общественной собственностью на материальные ресур­сы. Все крупные решения, касающиеся объема используе­мых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.

Смешанные системы характеризуются наличием в эко­номике различных форм собственности на средства произ­водства и продукты труда. Здесь встречаются элементы чистого капитализма и командной экономики.

Традиционная экономика характеризуется наличием тра­диционных, основанных на обычаях экономических систем. Техника производства, обмен, распределение доходов бази-руются на освященных временем обычаях. Такая экономика характерна для многих развивающихся стран.

Некоторые экономисты выделяют рыночную экономи­ку как тип экономической системы. Современная рыночная система представляет широкое многообразие смешанных форм. В рыночной экономике сама система рынков, цен, прибылей, убытков определяет, ч то, к а к и для к о г о производить.

По сравнению со всеми предшествующими системами рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способ­на перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Необходимо различать рыночные системы эпохи сво­бодной конкуренции и современные рыночные системы. Первые строились на господстве частной собственности, т.е. собственности частных физических и юридических лиц на большинство ресурсов и результатов общественного производства. Частная собственность позволяла им по своему усмотрению приобретать, контролировать, приме­нять и продавать материальные ресурсы. Однако в различ­ные эпохи имелись определенные ограничения на произ­водство и потребление отдельных продуктов, существовала государственная собственность. Сфера же воздействия го­сударства и его регулирующее начало были крайне огра­ничены.

Современные рыночные системы находятся между двумя крайностями: с одной стороны, чистые рыночные структуре свободной конкуренции, а с другой - планово-управляемая экономика. Все это означает, что в реальной действительности существует не вообще рыночная эконо­мика, а вполне конкретные ее типы. По этому поводу К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю в "Экономикс" задают вопрос: "Функционирует ли рыночная система общего типа в аме­риканской экономике?" и отвечают: "В принципе - да, в частности - нет".

В современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, ослабляющих или вовсе ликвидирующих те тенденции, которые тормозят рост эффективности рыночной экономики. Особая роль в этом принадлежит государству. Государство в современных типах рыночной экономики выполняет важные и многооб­разные функции. Первые связаны с поддержанием и об­легчением функционирования рыночной экономики. Сюда Относятся обеспечение правовой базы реализации и защита

конкуренции. Вторые направлены на усиление и модифи­кацию функционирования рыночной экономики. Это пере­распределение дохода и богатства; корректирование и рас­пределение ресурсов с целью изменения структуры наци­онального продукта; стабилизация экономики посредством регулирования уровня занятости, инфляции и стимулиро­вания экономического роста.

Государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики во второй половине XX ст., когда широко развернулась научно-техническая рево­люция и стала особенно быстро развиваться производст­венная и социальная инфраструктура.

Модели в рамках экономических систем. В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями.

Выделяют американскую, японскую, шведскую модели экономических систем, а также социальное рыночное хо­зяйство ФРГ. Каждая из них имеет свои особенности. Например, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель характеризуется определенным отставанием уров­ня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отли­чается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перерас­пределения национальйого дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Специфику в социально-экономические преобразова­ния вносят страны СНГ. В Республике Беларусь взят ориентир на создание модели социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества совре­менного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспече­нием социальной справедливости и эффективной социаль­ной защиты граждан.

В процессе формирования новой экономической моде­ли в республике предусматривается:

создать правовое обеспечение всего комплекса рыноч­ных преобразований, личных прав и свобод граждан;

29осуществить поэтапную либерализацию всех форм эко­номической деятельности, гарантировать свободу предпри­нимательства;

преобразовать систему распределительных отношений, поощрять приоритетное стремление человека к приумно­жению личного благосостояния своим трудом;

создать систему сильной социальной защиты;

осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

создать конкурентную среду и не допускать недобросо­вестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

сформировать сильную финансовую кредитно-денеж­ную систему, способную обеспечить социально-экономи­ческую эффективность функционирования и развития на­родного хозяйства;

создать предпосылки ускоренного технического разви­тия производства;

обеспечить экономическую безопасность страны и т.д.

Стратегической целью социально-экономических пре­образований является повышение жизненного уровня бе­лорусского народа. Эта цель может быть достигнута путем построения высокоэффективной экономической системы, обладающей современными стимулами к высокопроизво­дительному труду, восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем история страны, традиции народа, его менталитет с обостренным чувством социальной спра­ведливости требуют придания экономической системе сильной социальной направленности.

Для нашего типа рыночной экономики особую значи­мость будет иметь проблема социальной защиты и соци­альных прав человека. Социальная защита должна стро­иться на базе социальных нормативов, представляющих научно обоснованные показатели уровня потребления важ­нейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Основные формы социальной поддержки - денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов про­дуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, .льготы при покупке лекарств.

Государство должно всячески поддерживать отечест­венное предпринимательство. Последнее может развивать­ся на основе различных форм собственности и хозяйствования. Государственное регулирование развития предпри­нимательства возможно при оказании соответствующей консультационной, информационной помощи, проведении льготной налоговой политики, предоставлении кредита, целевого государственного финансирования, обеспечении материально-техническими ресурсами.

Государство должно поощрять иностранные инвести­ции, внедрение иностранного капитала в экономику. Ино­странное инвестирование позволяет не только развивать производство, но и приобщаться к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту. Некоторые молодые государства развивающегося мира успешно использовали научно-технический и финан­совый уровень стран-экспортеров капитала для развития промышленности, повышения наукоемкое™ производства. Именно прямые частные инвестиции позволили так назы­ваемым новым индустриальным странам - Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и др. - на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности.

В обозримом будущем в экономике Беларуси сохранится государственный сектор, поэтому в политике по отношению к нему важно создать условия, при которых государственные предприятия могли бы влиться в рыночную сферу. Кроме того, необходимо создать условия для ускоренного форми­рования частного сектора, который бы выступил реальным конкурентом государственным предприятиям.


Любая система означает сложную и взаимосвязанную совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Экономика функционирует и развивается по экономическим законам , отличным от тех, которые обеспечивают развитие других форм общественной деятельности - политики, культуры, права и пр. Известны несколько подходов к трактовке понятия экономической системы:

  • технологический - при этом подходе под экономической системой понимается совокупность всех технологически связанных отраслей хозяйства, олицетворяющих общественное разделение труда. Главная задача экономической системы при технологическом подходе - нахождение более оптимальной комбинации факторов производства, а главные отношения между людьми - технико-организационные;
  • базисный - подход, при котором под экономической системой понимают совокупность общественных процессов, способов и форм присвоения благ на основе определенной собственности . Такой подход обращает особое внимание на зависимость принципов и способов присвоения созданных благ от господствующих форм собственности , от отношений между субъектами собственности и их материальных интересов;
  • подход, отождествляющий экономическую систему со способом производства, под ним понимается исторически сложившийся способ создания материальных благ на основе взаимодействия конкретных производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Определяющим в такой системе становится тот способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, на основе которого осуществляется производство и складываются все производственные отношения - и присвоение, и распределение, и обмен благ;
  • подход, характерный для современной западной экономической мысли, приравнивающий понятие «экономическая система» к понятию «экономический поря док». Под экономическим порядком обычно понимается совокупность норм, правил и институтов, определяющих взаимоотношения основных субъектов экономики: предприятий , домашних хозяйств, государства ;
  • комплексный, согласно такому подходу под экономической системой общества понимается устойчивая совокупность экономических компонентов, которая под воздействием своих движущих сил и механизма координации обеспечивает материальную жизнеспособность общества.

Общесистемная функция экономической системы, не зависящая от ее конкретных характеристик и особенностей, состоит в создании и совершенствовании экономических условий для обеспечения материальной жизнеспособности общества и его субъектов.

Эта функция логично дополняется рядом других функций экономических систем.

Важнейшие из них:

  • создание и развитие сферы производства материальных благ, обеспечивающих жизнеспособность общества;
  • возможное согласование интересов субъектов экономик;
  • повышение уровня жизни людей;
  • обеспечение более полной занятости населения;
  • обеспечение роста экономической эффективности деятельности;
  • обеспечение условий для социального прогресса.

Выделяются два условия, общие для любых экономических систем. Это неограниченное развитие потребностей и ограниченность ресурсов для реального удовлетворения определенных потребностей.

Понятие «система» означает сложную и взаимосвязанную совокупность определенных элементов, а поскольку элементы экономической системы сами являются сложными, их называют подсистемами. Чтобы жить, нужно производить, а для производства нужны определенные силы. Производительные силы и есть первая, одна из основных подсистем экономической системы. Производительные силы - это совокупность личностных и вещественных факторов, используемых для производства материальных условий жизни общества - благ и услуг.

В состав производительных сил входят:

  • работники, люди с присущими им способностями и квалификацией;
  • средства производства, включающие предметы труда и средства труда;
  • наука и все знания, которые воплощаются в технике, технологии и организации производства.

Создавая в сфере производства различные блага на основе тех или иных производительных сил, люди при этом не могут не взаимодействовать между собой. Совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества -это и есть экономические отношения - еще одна подсистема экономической системы.

В структуре экономических отношений заметно выделяются три основные составные части. Во-первых, это производственные отношения - отношения между людьми по поводу непосредственного производства и присвоения создаваемых ими благ. Во-вторых, организационно-экономические отношения, которые представляют собой отношения, связывающие и организующие экономику в единое целое через управление . В-третьих, технико-экономические отношения, под которыми понимаются отношения между людьми по поводу более рационального и эффективного использования имеющихся технико-экономических ресурсов.

Кроме рассмотренных выше подсистем «производительные силы» и «экономические отношения» в структуру экономической системы входит и подсистема «движущих сил». Под движущими силами экономической системы понимается совокупность тех сил и факторов, которые, взаимодействуя, выступают возбудителями становления и двигателями развития.

Основными элементами этой подсистемы выступают потребности, интересы и соперничество (конкуренция).

Субъектами экономической системы являются участники, которые функционируют в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются. Но основными субъектными группами в современной теории считают предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство.

Человечеству в своей непростой истории довелось пережить уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации.

Одна из классификаций связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются: экономическая система с натуральной формой хозяйствования; экономическая система с товарной формой хозяйствования.

По критерию основная форма собственности различаются экономические системы: общинного типа; частнособственнического типа; кооперативно-общественного типа; смешанные.

Согласно критерию механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов можно выделить следующие типы экономических систем: традиционный; рыночный; плановый.

Превалирующий способ распределения доходов как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы: общинно-уравнительный; с распределением доходов по земле; с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу , по труду); с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада.

Граница и тип государственного вмешательства в экономику как критерий выделяет следующие типы экономических систем: свободный, либеральный; административно-командный; экономически регулируемый; смешанный.

По критерию степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения экономические системы делят на: закрытые; открытые.

По критерию степени зрелости экономические системы можно подразделять на: формирующиеся; зрелые, развитые; деградирующие.

В современной экономической литературе Запада, особенно в популярных учебниках К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю, классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем:

  • традиционная экономическая система;
  • рыночная экономика;
  • командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях , зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как тип экономики, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики - смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, только один рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известному разрегулированию экономики (кризисы, безработица , инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов - рыночного и государственного.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А эти все свойства присущи и всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это виды смешанной экономики.

Еще одним видом рыночного типа экономики называют теперь социальную рыночную экономику - это вид экономической системы, в которой рыночные экономические отношения и механизм координации сочетаются с активным решением задач социального партнерства.

Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются и различаются современные модели экономических систем.

Появление моделей обусловлено скорее всего разной «почвой» - той историко-географической средой, на которой модель экономики произрастает и развивается. Иначе говоря, модели в экономике - проявление разных вариантов экономического развития данного вида системы.

Основные понятия темы

Движущие силы экономической системы. Индустриальное и постиндустриальное общество. Классический капитализм. Критерии типологии экономических систем. Модели экономических систем. Общественно-экономическая формация. Подсистемы экономической системы. Производительные силы. Производственные отношения. Свойства экономических систем. Социально-экономическая структура. Смешанная экономика. Экономическая система. Типы экономических систем. Функции экономических систем. Экономические интересы. Экономические отношения. Экономические потребности. Экономические проблемы общества. Экономические противоречия.

Контрольные вопросы

  1. Какие основные критерии используются при делении экономических систем на типы?
  2. Что такое экономическая система?
  3. Что такое экономические модели? Какую роль они играют в экономических исследованиях?
  4. Что принято понимать под экономическими закономерностями, функциональными взаимосвязями и экономическими эффектами? Поясните различия.
  5. Как выбираются приоритеты при распределении ресурсов в различных экономических системах?
  6. Какими основными свойствами обладает экономическая система?
  7. В чем суть экономических законов и чем они отличаются от юридических и от законов природы?
  8. Означает ли понятие «производительные силы» простую численность работающих и наличие средств производства?
  9. Какие условия, причины способствуют изменению взглядов людей на социально-экономическую действительность?

Введение

Глава 1 Понятие и структура экономических систем

      Понятие и структура

Глава 2 Основные типы экономических систем

2.1 Рыночная система

2.2 Традиционная экономическая система

2.3 Смешанная экономическая система

Глава 3 Национальные модели организации хозяйства

3.1 Японская модель

3.2 Китайская модель

3.3 Шведская модель

3.4 Американская модель

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы постоянно имело судьбоносную важность.

Объективно существующие экономические системы находят своё отражение в теоретических экономических системах. В советской экономической литературе наиболее известными исследователями экономической системы общества были Герасимов Н.В., К.Маркс., Я.Корнаи., Черняков В.К. В современный срок экономической науки делается упор на системные представление об экономике. Главной проблемой современного периода формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещение универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражение сложной картины современной экономической действительности.

Как известно, одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости. В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

Глава 1 Понятие и структура экономической системы общества.

1.1 Понятие и структура

В каждой стране под воздействием многих обстоятельств складывается своя система координации, и невозможно найти совершенно одинаковые экономические системы. Если попытаться сделать некоторые обобщения и составить классификацию экономических систем, то основным отличительным признаком будет соотношение рыночного и государственного регулирования, сложившееся в экономике той или иной страны. Рынок и государство – это главные две силы, которые осуществляют регулирующие функции в экономике. В разных странах и в разные исторические периоды соотношение между ними складывалось по-разному.

Экономической системе присущи особые свойства. С одной стороны, ее можно рассматривать как открытую систему, так как в ней присутствует, например, обмен мировым опытом, общие закономерности развития производства, происходит смена моделей; а с другой стороны, экономическая система представляет собой замкнутую систему, так как она ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации, использовать модель, выработанную в одной экономической системе, для другой экономической системы очень сложно 1 .

Экономическая система имеет определенным образом сложившуюся структуру, что можно также отнести к ее особому свойству.

Экономическая система общества включает в себя малые экономические системы, такие как домохозяйства и предприятия.

Кроме этого в экономической системе общества могут присутствовать элементы, как социально-экономических систем, так и технико-экономических систем. Все системы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, имеют единую структуру общественной организации и управления, находятся в процессе постоянного взаимодействия.

К функциям, которые выполняет экономическая система можно отнести такие:

– создание материальных средств для общества;

– осуществление взаимодействия общества с природой;

– выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

Разносторонность экономической системы дает возможность определить ее: экономическая система – совокупность механизмов и институтов, которые касаются производства, доходов; это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг; совокупность экономических явлений и процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Таким образом, экономическая система – это неотъемлемая часть общества, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.

Глава 2 Основные типы экономических систем

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику. Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы достичь такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций. В реальной реальности экономические системы располагаются где-то между рыночной и командной экономикой. Чтобы лучше понять, как сложилась современная экономика, как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации. В зависимости от способа решения первостепенных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) смешанная.

2.1 Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система. Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно совершать то же самое. Вопросы типа: Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации производства более рационален? - в этом месте просто не приходят никому в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень продолжительно. В РФ, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера. Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине. Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более действенно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства РФ пришлось лишь на начало XX в., когда реорганизации П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю "общенародной собственностью". Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. достичь продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную "Продовольственную программу", которая, хотя вообще-то, тоже не была выполнена, хотя денежки на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, Соединенные (ых) Штаты (ах) Америки и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства, жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное важность. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

2.2 Рыночная экономическая система

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять. Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Экономическая (хозяйственная) система – это упорядоченная особым образом система связей между производителями и потребителями благ, т.е. совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

В исследовании экономических систем наблюдаются два подхода:

1) исторический, системодинамический – характерен для марксизма и институционализма;

2) внеисторичекий, системостатический – присущ методологии неоклассицизма, неолиберализма.

Первый подход к анализу экономических процессов и явлений во второй половине XIX в. и первой половине XX в. осуществлялся на основе методологии К. Маркса. Его концепция о формационном подходе использовалась многими экономическими школами.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества с органическими взаимосвязями, закономерностями и законами самообразования и развития.

В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а ее сущность образуют производственные отношения. Формация охватывает также соответствующую политическую надстройку. Формации присущи культура, нравственность, религия, которые более зависимы от традиций, менталитета. Структуру общественно-экономической формации можно проследить на рис.3.2.

Рис.3.2. Структура общественно-экономической формации

Критериями различных общественно-экономических формаций являются:

1) формы собственности;

2) степень эксплуатации в обществе;

3) взаимоотношения классов;

4) состояние земледельческой общины.

К. Маркс объяснил, что смена формации происходит в результате саморазвития на основе разрешения противоречий, в частности антагонистических (между трудом и капиталом и ряд других).

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений как определенный способ добывания материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Производительные силы:

а) система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих отношение людей к природе;

б) совокупность средств производства и людей, овладевших этими средствами производства.

Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ. Это общественная форма производительных сил. Их сущность характеризует собственность.

Отвергая формационный подход к анализу, ряд экономистов использует при анализе экономических систем субъективные трактовки. К примеру, экономическую систему (ЭС) определяют как:

Комплекс институтов, который характерен для данной экономики;

Комплексы организаций, включающих поведение сотен миллионов единиц;

Совокупность механизмов, с помощью которых определяется предпочтительная цель экономической активности и способ ее достижения;

Институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты;

Большую систему, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других.

В совокупности свойств экономической системы основополагающую роль играет собственность в ее многочисленных формах. Она является критерием дифференциации экономической системы при определении их типов. Помимо собственности называются следующие критерии:

Уровень производства;

Характер обмена;

Техноструктура;

Причем общество переходит с одной стадии на другую эволюционным путем.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:

Чистый капитализм (свободная конкуренция);

Командная экономика (коммунизм);

Смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);

Рыночный социализм (Югославия);

Традиционная экономика (слаборазвитые страны).

Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.

В современных условиях рыночная система как спонтанный механизм развития не исключает государственное регулирование.

Под государственным регулированием экономики понимается деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленная на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества.

История развития человеческого общества непосредственно связана с различными экономическими системами, включающими множество элементов или свойств, которые можно формализовать:

ЭС = f(A 1 ... A n),

где ЭС – экономическая система,

A 1 , ... A n – определяющие свойства.

В совокупности составляющих свойств основополагающую роль играет собственность в ее многообразных формах. Свойства ЭС и прежде всего собственность являются критериями дифференциации экономических систем, определения их типов, моделей.

1. Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на менталитете системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, религии. Экономическая роль индивидуума определяется наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

2. Командно-административная система . Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы в основном составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. Командно-административная система в определенных условиях дает положительные экономические результаты. Так, за последние 20 лет в экономике Китая среднегодовой темп роста – около 8%. В России с командно-административной системой связаны успехи в решении важнейших проблем:

Индустриализации в 20–30-е годы;

Коллективизации сельского хозяйства;

Мобилизации народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны;

Развития оборонной промышленности, благодаря чему многие годы поддерживались паритет в военной области и качественное превосходство в авиации, ракетной технике, ядерном оружии;

Создании общества массового потребления в 60–70-е годы.

Однако сложившаяся в предвоенные и укрепившаяся в годы войны командно-административная система в 80-е годы стала давать сбои. Неудачные попытки реформировать экономику наводили на мысль о необходимости принципиального изменения системы, а именно: демонополизации экономики, разгосударствлении собственности, создании рыночного хозяйства.

3. Чистый капитализм . Капитализм эпохи совершенной конкуренции с «невидимой рукой» характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой по принципу «laissez faire, laissez passer» («пусть идет как идет»).

Поведение субъектов рынка мотивируется рациональным (эгоистическим) интересом. Каждая хозяйственная единица стремится к максимизации дохода на основе свободного принятия решений, когда саморегулирование рынка определяет цены, прибыль, убытки.

Что производить, решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель решает сам, за что платить деньги. Производитель стремится удовлетворить желание потребителей, готовых отдать деньги за нужный им товар.

Как производить, решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен изготовить товар с малыми издержками, что позволит продать больше товаров и по низкой цене.

Для кого производить, решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Следует заметить, что рыночной экономики, описанной в идеальном (теоретическом) варианте, никогда не существовало.

4. Социально ориентированное свободное рыночное хозяйство , чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательства, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации масс на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и преобразований на нем.

Наблюдается определенное отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национальной экономики, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов доходит до 70% валового внутреннего продукта, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многие элементы инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, эффективна экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает экономический рост, высокий жизненный уровень населения с обеспечением полной занятости.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей, стимулирование внедрения более современной техники и технологии. Важным неэкономическим аргументом выступает ставка на личную свободу.

Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов испытывают воздействие не только объективных законов и тенденций, но и влияние национальной культуры, обычаев и традиций.