Презентация "Что такое общество?" по обществознанию – проект, доклад. Что такое общество? Как возникло человеческое общество

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Источники! В пергаментах ли благо? Источники не на страницах книг, Кто жаждет знанья, тот упьется влагой, Когда из сердца прямо бьет родник. Гёте. «Фауст» Пер. Б.Пастернака

3 слайд

Описание слайда:

Общество это: В широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В узком смысле - определенный этап человеческой истории. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество - это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; по территориальному и временному; по способу производства и т. д

4 слайд

Описание слайда:

Э. Шилз выделяет следующие критерии общества: 1. Оно не является частью более крупной системы; 2. Браки заключаются между представителями данного объединения; 3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; 5. У общества есть собственное название и собственная история; 6. Оно обладает собственной системой управления; 7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

5 слайд

Описание слайда:

Признаки общества, характеризующие ОБЩЕСТВО как социальную систему: Иерархичность Саморегуляция Открытость Информационность Самодетерминированность (определяемость) Самоорганизация

6 слайд

Описание слайда:

Общество как объект исследования В антропологии: Различают общества охотников и собирателей, кочевые пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные (для первого типа характерно растениеводство, для второго - полноценное интенсивное сельское хозяйство), а также индустриальное и постиндустриальное общества (последние два нередко рассматриваются как качественно иные в сравнении с предыдущими). В политологии: В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство. Сила политической власти в этих структурах варьируется в зависимости от культурного, географического и исторического окружения.

7 слайд

Описание слайда:

Закрытое и открытое общество Закрытое общество - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены). Открытое общество - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности).

8 слайд

Описание слайда:

Социальная структура общества - это его строение, совокупность социальных общностей и групп, отношений между ними. Социальная группа – совокупность людей, имеющих какой – либо общественно значимый признак (пол, возраст, этническую принадлежность, профессию, место жительство и др.)

9 слайд

Описание слайда:

Критерии выделения социальных групп Критерий Примеры социальных групп Половозрастной (демографический) Мужчины, женщины, молодежь и др. Профессиональный Врачи, учителя, строители. Этносоциальный Русские, белорусы, немцы и др. Территориальный (поселенческий) Горожане, сельчане и др. Религиозный (конфессиональный) Христиане, мусульмане и др.

10 слайд

Описание слайда:

В приведённом ниже списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) Обязательные личные контакты между членами группы 2) Наличие у людей сходных социальных признаков 3) Наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы 4) Количество членов группы Черты сходства Черты отличия

11 слайд

Описание слайда:

Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество – это синтез таких сфер деятельности людей как экономическая, политическая, духовная и социальная. Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, а в случае, если субъект является органом власти, то выполняет свои обязанности, функции. У человека деятельность: - носит практический и преобразовательный характер; - целесообразна и имеет - целеполагание; - характеризуется исторически сложившимися программами; - зачастую коллективна; - в ходе деятельности возникают - общественные отношения.

12 слайд

Описание слайда:

Общество и культура Культура – это наглядный показатель духовного и практического развития любого человеческого общества. В основном, под культурой понимают - человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культуру делят на: - материальную (здания, предметы быта, приборы); - духовную (язык, знания, правила поведения) !Культурные универсалии - это типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

Презентация к уроку обществознания. ФГОС. УМК: Боголюбов.

Данная презентация содержит материал по теме: "Человек в группе". После изучения материала предлагаются задания на закрепление данной темы.

Презентация к уроку обществознание по теме «Человек познает мир» позволяет учителю сопровождать материал, который он преподает на уроке.

Интерактивное приложение к уроку позволяет обучающимся воспринимать информацию одновременно зрением и слухом, что повышает шансы усвоения материала.

Предлагаемая презентации подталкивает к диалогу, активному поведению, что стимулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глубоким знаниям.

Целевая аудитория: для 6 класса

Презентация предназначена для мультимедийного сопровождения урока обществоведения по теме «Социальная ориентация личности». Презентация поможет более глубокому усвоению материала. Материал, который содержится в презентации, освещает не только теоретические стороны темы, но и дает возможность практически закрепить полученные знания.

Презентация предназначена для мультимедийного сопровождения урока обществознания в 5 классе по теме «Семья и семейные отношения» (программа Л.Н.Боголюбова). Презентация составлена в полном соответствии с ФГОС ООО и направлена на развитие различных УУД.
В презентации 49 слайдов. 47 из них предлагают самую разнообразную информацию по уроку - ход урока, задания, определения, термины, функции семьи, самооценка учащихся, рефлексия, пример домашнего задания. Творческие задания продуманы на всем протяжении урока.
Презентацию можно использовать на 1-3 уроках темы.

Презентация к уроку обществознания в 5 классе /УМК Л. Боголюбова/, по теме "Семья и семейные отношения".

Презентация позволяет учителю интересно организовать работу обучающихся для определения типов семей, раскрытия значений счастливая семья.

Задания презентации позволяют школьникам самостоятельно выяснить отношение государства к семье и в чем состоят семейные ценности.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация представляет собой материал по теме "Семейное право". Данная разработка может быть использована в качестве сопровождения к урокам обществознания, права. Так же материал удобно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация к уроку по обществознанию в 5 классе ФГОС, по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Н. Ивановой.

Цель презентации Формирование целостных представлений учащихся, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.

Презентация позволяет учителю в ходе урока применить различные активные методы обучения на уроке: ассоциации, технологию ТРКМ, и др. В результате работы у обучающихся развиваются как предметные, так и метапредметные и личностные УУД

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация к вводному уроку по обществознанию в 5 классе ФГОС, по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Н. Ивановой.

Презентация позволяет педагогу создать условия для определения значимости изучения предмета обществознание, через формирование суждений о возможности применения знаний об обществе.

В результате работы учитель формирует у обучающихся понимание значения понятий: «общество», «обществознание», развивает навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, формирует готовность к саморазвитию. Таким образом, у обучающихся развиваются как предметные, так и метапредметные и личностные УУД

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация "Правовое государство" предназначена для урока обществознания в 9 классе. Цель презентации:сформировать у обучающихся представления о сущности правового государства, и соотношении власть-право в государстве.

Основной для данной презентации послужил учебно-методический комплекс из учебника Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвее.; под ред. Л. Н. Боголюбова. Введение в обществознание.- М.: Просвещение, 2005 и поурочных планов к учебнику Л. Н. Боголюбова./автор-составитель С. Н. Степанько. Обществознания.9 класс: - Волгоград.: Издательство «Учитель», 2007.

Благодаря включению в презентацию высказываний зарубежных философ учащиеся на уроке являются активными участниками образовательного процесса.

Целевая аудитория: для 9 класса

  • Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом.
  • внимательно рассмотрите предложенную схему и попробуйте в ней разобраться.

Следующий круг

Следующий круг общения

Б Б


Родные и близкие,

одноклассники, учителя,

соседи и другие люди

Ближайший круг общения

Следующий круг общения

Незнакомые вам люди,

организации,

учреждения

Граждане

Российской Федерации

Самый большой круг

общения

В каком же мире людей мы с вами живем? Как можно

назвать единым словом

этот многоликий, разносторонний,

но очень интересный мир?

ОБЩЕСТВО


Уроки № 1-2. Тема : «Что такое общество?»


  • Познакомимся с понятиями «общество», «страна», «государство» ;
  • Охарактеризуем и проанализируем общество как человеческий организм;
  • Дадим характеристику сферам общества : экономической, политической, духовной и социальной;
  • Постараемся выяснить роль и значение общества в жизни людей ;

  • Понятие «общество».
  • Страна, государство, общество.
  • Структура общества.

  • Что же такое общество?
  • авторы рабочей тетради представили общество в виде следующих образов: часов, муравейника, человеческого организма.
  • Давайте сыграем в игру «Ассоциация».
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «общество»?

  • «Общество» произошло от слова «общий» в значении
  • «совместный»,
  • «коллективный»,
  • «сплоченный».
  • Оно обозначает прежде всего формы объединения людей, их совместной жизни и деятельности.

  • Вспомните и приведите примеры тех случаев, в которых употребляется слово «общество».

  • Понятие «общество» имеет много значений. Оно может обозначать объединение (группу) людей по интересам (спортивное общество),
  • по происхождению (дворянское общество, высшее общество).
  • Обществом в истории называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, рабовладельческое общество).

  • Перед нами поставлена следующая задача: исследовать историю формирования человеческого общества и познакомиться с представлениями ученых древности о нем. Поможет нам успешно справиться с задачей материал учебника на страницах 7–9.

  • 1. Какие общества выделяют ученые?
  • 2. Дайте характеристику первобытного общества.
  • 3. Что подразумевали под понятием «общество» в античности?
  • 4. Какую главную черту в обществе выделял ученый древности Аристотель? Почему?
  • 5. Как объясняли понятие «общество» древние греки?
  • 6. Каково было представление об обществе у древних римлян? Отличается ли оно от мнения греков? Чем? С кем вы больше согласны? Почему? Свой ответ аргументируйте.
  • 7. Сделайте общий вывод о представлениях древнейших ученых относительно сущности зарождающегося общества.

  • Общество складывалось в процессе взаимодействия людей друг с другом.
  • ♦ Общество возникло на основе согласия, свободной воли и устанавливаемой совместно цели.

  • Вася Веснушкин получил задание: приготовить сообщение на тему: «Страна, государство, общество». Но он был очень занят – участвовал в соревнованиях по футболу. Мальчик попросил маму помочь. Мама согласилась и выписала на листочках характерные черты этих трех понятий. Она отдала листочки сыну и уехала в командировку. Но произошло несчастье: ветер разнес по комнате приготовленные и разложенные по темам листочки. Вася растерялся – ведь он не знал, где страна, а где общество и государство.
  • Давайте поможем Васе.




  • Страна - территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, Китай).
  • Государство - политическая организация общества, характеризующаяся формой правления: монархия (например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) и республика (например, Российская Федерация, Французская Республика, США).
  • Общество - социальная организация государства, нации, народности (например, российское общество, американское общество).

  • объясните, как вы понимаете выражение: «Общество похоже на человеческий организм»?

  • Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.

Четвертый этаж

Социальная жизнь общества

Третий этаж

Духовная жизнь общества

Политическая жизнь общества

Второй этаж

Экономическая жизнь общества

Первый этаж



Сферы (стороны)

Функции

Экономическая

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми.

Политическая

Связанна с государством и органами государственной власти: президент, аппарат президента, парламент, правительство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы.

Социальная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения. Повседневные отношения простых граждан.

Духовная

Относят культуру, науку. Образование, религию.

Составные части: университеты, школа, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры, национальные художественные сокровища, церковь.


  • Согласны ли вы с подобной последовательностью расположения сфер общества?
  • Возможно, вы расположите указанные сферы в другой последовательности?
  • Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему?

  • Все сферы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Нельзя выделить какую-либо из них.


  • С какими новыми понятиями мы познакомились?
  • проверим, насколько хорошо вы их усвоили. Перед вами предложение с пропущенными словами. Вставьте в данное предложение одно из понятий: страна, государство, общество.

  • ____________________ Германия располагается в центре Европы. Первые _____________ возникли на Древнем Востоке. _________________ строго следит за исполнением законов. _________________ можно разделить на экономическую, политическую, духовную и социальную сферы.


Общество в узком смысле:

  • Круг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество);
  • Регион (российское общество, приморцы);
  • По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора);
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство;
  • Исторический этап в развитии человечества

(феодальное общество, капиталистическое общество);

  • Человечество в целом .

Общество в широком смысле:

  • Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  • Прошлое, настоящее и будущее человечества.



Важным условием жизни человека является

КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!


  • Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
  • Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью

Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!


Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей.

Общество – это всегда совокупность людей

Общество – это совокупность общественных отношений , складывающиеся между людьми

Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)

Материальные отношения (производственная сила общества)


ОБЩЕСТВО

В чем состоит обособление общества от природы?


ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение .

ОБЩЕСТВО

Сознание, воля.

ПРИРОДА

стихия

К чему привела такая установка сегодня?

Субъективные законы развития

Создает культуру – вторую природу

И.В. Мичурин: « Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача».


ПРИРОДА

Оказывает воздействие на развитие стран и народов

Влияет на естественную среду обитания человека

«+» или «

ОБЩЕСТВО

Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.


  • Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения
  • Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д.


Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни


● традиционное (доиндустриальное, аграрное)

● индустриальное

● постиндустриальное

(информационное)


Черты сравнения

Традиционное

Время возникнове-

Индустриальное

10 тыс. лет

в результате аграрной революции

Основной фактор производства

Основной продукт производства

Постиндустриальное

промышленная революция

(главное богатство)

Основные черты производства

70-80 гг. XX в.

промышленная продукция

ручной труд

(соха, плуг)

применение техники

автоматизация производства, компьютеризация общества


Характер труда

индивидуальный труд

Занятость

населения

стандартная

деятельность

основа – с/х

Основной вид

экспорта

Социальная

структура

творческое

начало в труде

основа –

промышлен-ность (85%)

Продолжи-

тельность жизни

сословия,

замкнутость

соц. структур

продукция

производства

основа –

информация

(70% - услуги)

подвижность и открытость соц. структур

дифференциация в зависи-мости от

уровня образования и квалифика-ции

более 70 лет


Воздействие человека на

природу

локальное,

неконтроли-руемое

Взаимодей-

ствие с другими странами

глобальное,

неконтроли-

руемое

несуществен-

ное, закрытость

Политическая

жизнь

глобальное,

контролируемое

монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод

Духовная жизнь

открытость

общества

Парламен-

таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод

мало образован-ных людей, религиозные ценности

гражданское

общество, политический плюрализм

вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов

особая роль науки, образования


Обществознание это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук .

Политология

Социология

Эстетика

Науки, которые изучают общество и человека в нем

Этнология

Этика

Экономика (экономическая теория)

Юриспруденция (правоведение)

Культурология


Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

I. Определения понятия «общество» 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников). 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников).


II. Общество как система 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические. 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические.


II. Общество как система 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на экон омич еская поли тичес кая социал ьная духовна я


II. Общество как система 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы. 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы.


III. Подсистемы общества 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. ЭкономическаяСоциальнаяполитическая Духовная Сферы общественной жизни


III. Подсистемы общества 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи. 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи.


IV. Элементы общества Общество – это одно из самых сложных систем т.к. даже самый мелкий ее элемент – человек является биологической системой. Элементами общества являются: социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты. Элементы общества Люди Соц. Общности (группы) Соц. организации Соц. Институты.


IV. Элементы общества Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11 Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11


Взаимодействие элементов в обществе Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Виды социального взаимодействия Кооперация Конкуренция Конфликт


Общественные институты 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами). 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами).


Общественные институты 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. СфераИнституты (главный институт) Экономическая Деньги, капитал, обмен, заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы, собственность, производство Социальная Семья, брак, наследование, материнство, образование, общение, коммунальные службы, здравоохранение, социальное обеспечение, предприятия связи, предприятия досуга Политическая Власть, разделение властей, суд, армия, государство, парламент, правительство, политические партии ДуховнаяЦерковь, школа, наука, театр, музеи, образование, общественное мнение, СМИ, религия


Общественные институты Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли). Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли).


Понятие общественного прогресса I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция. I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция.


Понятие общественного прогресса В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте. В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте.


Понятие общественного прогресса 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др. 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др.


Понятие общественного прогресса В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни. В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни.


Многовариантность общественного развития Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Эволюция Реформа Революция Пути развития общества


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации (IV тыс. до н.э.) Переход от средневековья к новому времени XVI век Переход к истории современности конец XX века Способ переходаНеолитическая революцияПромышленная революция НТР Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнание Основной продукт производства пищаПромышленные изделия услуги Характерные черты производства Ручной трудШирокое применение машин, механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества Занятость населенияСельское хозяйство -75%Сельское хозяйство - 10% Промышленность – 85% Сельскоехозяйство – 3 % промышленность - 33% Услуги – 66%


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Доминирующая форма собственности ОбщиннаяЧастнаяАкционерная ТоварностьНатуральное хозяйствоМассовое производствоМелкосерийное производство Социальная структураСословия, классы, замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Коллективизм Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Индивидуализм Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация, в зависимости от уровня знаний, квалификации Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Политическая жизньПреобладание монархических форм правления; Политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй. Провозглашение политических свобод, равенство перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование право на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса», глобализация Духовная жизньГосподствует традиционные религиозные ценности; Однородный характер культуры; Преобладает устная передача информации; мало образованных людей. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, вера в науку; возникает массовая культура; подготовка специалистов Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование


Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического. 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического.


Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. Виды глобальных проблем общепланетарные общечеловеческие общемировые


Задания стр. 116 Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.) Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.)