Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Подписи к слайдам:
- Трушко Г.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия»
- Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
- С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
- Современному обществу нужны люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
- «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
- Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация;
- целеполагание;
- осознание недостаточности имеющихся знаний;
- коммуникация;
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия.
- Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
- Регулятивные: организация собственной деятельности
- Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
- Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
- Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Приёмы, способствующие повышению мотивации:
- иллюстративный материал
- использование ИКТ
- игровые ситуации
- разгадывание грамматических загадок
- инсценирование
- лирическое вступление
- верю-не верю
- кластер
- рефлексивные вопросы
- создание благоприятного
- психологического климата
- Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
- Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
- 1 – й шаг. Определение нового .
- 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
- 3 – й шаг. Планирование действий.
- 4 – й шаг. Планирование решений.
- 5 – й шаг. Планирование результата.
- 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
- Деятельность ученика:
- Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
- Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
- Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
- Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
- Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
- – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
- – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
- – Все слова смогли проверить? (нет)
- – Почему? (правило не подошло)
- – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
- –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
- Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
- Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
- - Что общего в правописании существительных и прилагательных?
- - Прочитайте правило на стр. 38-39.
- - Какая информация для вас оказалась новой?
- В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
- Тема: «Имя существительное как часть речи»
- Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
- О. Молоткова из упр 272.
- - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
- - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
- - Назовите часть речи, к которой они относятся.
- В чём необычность этого стихотворения?
- - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
- - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
- - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
- - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
- существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
- Предъявить противоречивые теории, факты
- Обнажить житейское представление и представить научный факт
- Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
- 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?
- 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
- Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:
- Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
- Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсн ицей обожаемой тетушки .
- Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
- 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
- Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
- 1)Пролага ть, излага ть, прилага ть, отложить.
- 2)Доложить, выложить, слага ть, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
- Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
- Ситуация «выбор».
- (до)ехал (до)б...рёзы
- (по)бежал (по)д...ревне
- (про)читал (про) город
- (на)кричал (на)с...баку
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
- 1) слова из словарика и не из него;
- 2) слова с приставками и предлогами;
- 3) глаголы и прилагательные
- У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
- Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация «неопределенность».
- Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
- Ситуация «неожиданность».
- Сидят на ветке воробьи,
- Болтают про дела свои,
- Вспорхнули с ветки воробьи!
- Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
- - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский .
- -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
- - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
- - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
- вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
- могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
- часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
- способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
- Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
- Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
- раскрепощает ребят
- создает условия психологического комфорта
- учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
- Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
- На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
- Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
- отгадки. Обозначьте окончания.
- А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
- Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
- Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
- признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
- 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
- 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
- не с умом, а с леностью своею.
- Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
- признаки существительного.
- Например: Меч, ночь, камыш, друг
- Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
- - Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
- Для первой группы : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
- Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
- Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
- Для четвёртой группы : «Лишние слова»
- Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г
- - От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
- - Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
- - А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
- А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
- -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
- Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
- Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
- а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
- б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
- 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
- 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
- 5. Графически обозначьте орфограмму.
- 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
- Водопад.
- Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
- Работа в парах дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
- Использование игровых приёмов на уроках русского языка – важное условие эффективной организации учебного процесса.
- Игровые приёмы:
- «Зоркий глаз»
- «Орфографическая эстафета»
- «Вырасти дерево»
- «Лексическое лото»
- «Собери фразеологизм/пословицу»
- «Составь слово»
- «Мозговой штурм»
- Кроссворды
- Заключительный этап урока – рефлексия …Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята, с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.
- Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
- - Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
- Приёмы итоговой рефлексии:
- Четвёртое лишнее
- Незаконченное предложение
- Плюс-минус-интересно
- Светофор
- Перфокарта
- Кластер
- Синквейн
- Самооценка
- Взаимооценка
- Рецензирование
- Цель - овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
- Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам .
- Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
- Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
- Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
- Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
- Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
- Недостаточно разработана система оценивания.
- Увеличение документации.
- "Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
- Б. Шоу
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица: Третье: 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.- 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.
Слайд 8
Описание слайда:
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое: Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Седьмое: Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.» Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
Слайд 15
Описание слайда:
Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. ФГОС
Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока ФГОС
Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.
1.Определение типа урока? : Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок Вводный урок Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности Урок по закреплению знаний и способов деятельности Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
2. Постановка цели урока?: Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику Результаты личностные метапредметные предметные Результаты личностные метапредметные предметные Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие
Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Исследовательский, продуктивный, творческий «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Цель: развитие личности
3.Представление целей системой задач?:Какие знания, умения и навыки приобретёт каждый ученик в течение урока. Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться; Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания; Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика
Классификация методов обучения по виду передачи и восприятия учебной информации по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока по логике изложения и усвоения учебного материала по характеру учебно-познавательной деятельности 5
Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
Нетрадиционные формы урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно- музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль
8. Разработка структуры урока 1.Организация 2. Проверка выполнения д/з 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация) 4. Усвоение новых знаний и способов деятельности 5. Первичная проверка понимания изученного 6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 7. Применение знаний и способов деятельности 8. Обобщение и систематизация знаний 9. Контроль и самоконтроль 10. Коррекция знаний и способов деятельности 11. Информация о Д/З 12. Подведение итогов 13. Рефлексия
Современные образовательные технологии Технология деятельностного метода обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология развивающего обучения Технология проектной деятельности Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Здоровьесберегающие технологии ИКТ Игровые технологии
Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
9. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ФГОС
Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
33
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Фаттахова Светлана Владимировна, заведующий кафедрой общей и коррекционной(специальной) психологии и педагогики, кандидат педагогических наук
ПРОЛОГ Урок – основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. М. И. Махмутов
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Первый шаг: мотивационно-ценностный анализ деятельности Второй шаг: целевой план Третий шаг: операционально-технологический Четвертый шаг: ресурсный план анализа
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки планируемых результатов Содержательный раздел § § Программа развития УУД Рабочие программы учебных предметов, курсов Организационный раздел Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственнообщественный характер управления образовательным учреждением.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
ТРЕБУЕТ ЛИ ЖИЗНЬ НОВОЙ РАБОТЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Требуется умение отбирать главное в море информации Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т. д. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ОТВЕТЫ БЕЗ ВОПРОСОВ» - ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ЯНОМ АМОСОМ КОМЕНСКИМ три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения авторитарные формы общения
ЧТО МЕШАЕТ УЧИТЕЛЮ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Разн учеб остиль ники ные и дик о Мет ения ч обу Приемы воспитания
БИ ОЛ ОГ ГЕО ХИ М ИК ЧТО МЕШАЕТ ВСЕЙ ШКОЛЕ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ГРА Ф ИК Р О СТ И ОГ ОЛ ИЛ Ф «В началке учили не тому, что я хочу!» АТ М ИК АТ ЕМ
ФГОС: КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: прогресс в личностном развитии способность к самоорганизации в решении учебных задач. умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Алгоритм действий учителя по определению целей урока Определите тему урока по тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий. Определите, на какие планируемые результаты ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель(и) урока. Определите, какие действия необходимо включить в содержание урока для формирования общего умения и обозначьте их в качестве планируемых результатов. Выделите из программы формирования УУД действия, формируемые на этом этапе обучения, и введите их в качестве планируемых достижений; определите, какие еще УУД можно формировать в ходе этого урока, включите их в перечень планируемых достижений. Зафиксируйте выделенную цель и планируемые достижения в проекте урока.
Схема целеполагания урока Цель урока (за основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится» , скорректированные с темой урока). Планируемые достижения: предметные (перечисляются формируемые умения. Но могут быть упомянуты и знания, и отношения); Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке)
Диагностика целеполагания Что оценивается Критерии оценки Баллы Обозначение в проекте урока целей, планируемых достижений Обозначены лишь предметные знания 0 Отражены предметные знания и умения, но в форме, 1 неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены предметные знания и умения, но в форме, 2 удобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены и предметные знания и умения, и УУД, но в форме, неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока 3 Отражены и предметные знания и умения, и УУД в 4 форме, позволяющей их оценить и проверить в конце урока
Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Цели и содержание урока Усвоение и изолированное изучение ЗУНов. Стихийность учебной деятельности ученика. Развитие личности ученика через формирование опыта его самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, целенаправленная организация деятельности. Создание индивидуальных образовательных траекторий.
Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Функции учителя Формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться. Информирует учащихся о содержании урока. Осуществляет коррекцию. Осуществляет оценивание. Цели урока задает с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Четко и точно формулирует задания (не повторяет несколько раз). Использует формы, приемы и методы обучения, повышающие активность учащихся. Создает и организует условия, инициирующие учебную деятельность.
Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Ведущий тип деятельности учащегося Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту. Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, реже парная и групповая Учебное сотрудничество в достижении целей обучения.
Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Типы уроков Урок изучения нового материала. Урок комплексного применения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации. Урок контроля и коррекции ЗУН Урок открытия нового знания. Урок отработки умений и рефлексии. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля
ДЖОН КИЙОСАКИ Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения 90% того что. говорим и Реальная работа делаем Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Степень включённости в учёбный процесс Активная Проведение бесед Участие дискуссиях Наблюдение за реальным процессом 50% того, что видим и слышим Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Пассивная
Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
Базовые технологии ФГОС ООО Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом
Критерии оценки задания: ИКТ-компетентность учащихся ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетентностей Задание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ
Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. , частично – запоминают, рефлексируют результаты преобразования. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые компетентности.
УСЛОВИЯ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Эти условия могут задаваться и описываться с помощью: различных дидактических средств (подбора «правильных заданий» ….), особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: Условие (информационная часть) Вопрос (командная часть) Инструкция по выполнению (ответная часть) образец / описание ответа критерии оценки время выполнения задания методический комментарий (организационная часть)
Базовые образовательные технологии Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т. д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.