Проектирование современного урока соответствии фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос. Коммуникативное взаимодействие на уроке

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Трушко Г.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия»
  • С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
  • Современному обществу нужны люди, которые могут:
  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
  • Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
  • мобилизация;
  • целеполагание;
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация;
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия.
  • Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
Универсальные Учебные Действия - совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • Регулятивные: организация собственной деятельности
  • Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
  • Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Приёмы, способствующие повышению мотивации:
  • иллюстративный материал
  • использование ИКТ
  • игровые ситуации
  • разгадывание грамматических загадок
  • инсценирование
  • лирическое вступление
  • верю-не верю
  • кластер
  • рефлексивные вопросы
  • создание благоприятного
  • психологического климата
  • Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
  • Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
  • 1 – й шаг. Определение нового .
  • 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
  • 3 – й шаг. Планирование действий.
  • 4 – й шаг. Планирование решений.
  • 5 – й шаг. Планирование результата.
  • 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Этап мобилизации
  • Деятельность ученика:
  • Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
  • Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
  • Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
  • – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
  • – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
  • – Все слова смогли проверить? (нет)
  • – Почему? (правило не подошло)
  • – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
  • –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
  • Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
  • Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
  • - Что общего в правописании существительных и прилагательных?
  • - Прочитайте правило на стр. 38-39.
  • - Какая информация для вас оказалась новой?
  • В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
  • Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
  • О. Молоткова из упр 272.
  • - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
  • - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
  • - Назовите часть речи, к которой они относятся.
  • В чём необычность этого стихотворения?
  • - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
  • - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
  • - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
  • - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
  • существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
Приёмы создания учебной ситуации
  • Предъявить противоречивые теории, факты
  • Обнажить житейское представление и представить научный факт
  • Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
  • 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?
  • 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
  • Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:
  • Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
  • Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсн ицей обожаемой тетушки .
  • Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
  • Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
  • 1)Пролага ть, излага ть, прилага ть, отложить.
  • 2)Доложить, выложить, слага ть, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
  • Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «выбор».
  • (до)ехал (до)б...рёзы
  • (по)бежал (по)д...ревне
  • (про)читал (про) город
  • (на)кричал (на)с...баку
  • Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
  • 1) слова из словарика и не из него;
  • 2) слова с приставками и предлогами;
  • 3) глаголы и прилагательные
  • У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
  • Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «неопределенность».
  • Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
  • Ситуация «неожиданность».
  • Сидят на ветке воробьи,
  • Болтают про дела свои,
  • Вспорхнули с ветки воробьи!
  • Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
Приём «актуальность» на уроке русского языка по теме: «Ударение».
  • - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский .
  • -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
  • - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
  • - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
  • Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
  • «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Опорный конспект- один из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
  • вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
  • могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
  • часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
  • способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
  • Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
  • Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
Работа в группах
  • раскрепощает ребят
  • создает условия психологического комфорта
  • учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
  • Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
Работа в группах Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
  • Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
  • отгадки. Обозначьте окончания.
  • А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
  • Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
  • признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
  • 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
  • 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
  • не с умом, а с леностью своею.
  • Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
  • признаки существительного.
  • Например: Меч, ночь, камыш, друг
Работа в группах Тема: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
  • Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
  • - Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
  • Для первой группы : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
  • Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
  • Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
  • Для четвёртой группы : «Лишние слова»
  • Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г
  • - От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
  • - Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
  • - А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
  • А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
  • -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
Работа в группах Тема: «Буквы з-с на конце приставок»
  • Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
  • Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
  • а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
  • б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
  • 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
  • 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
  • 5. Графически обозначьте орфограмму.
  • 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
  • Водопад.
  • Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
  • Работа в парах дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
  • Игровые приёмы:
  • «Зоркий глаз»
  • «Орфографическая эстафета»
  • «Вырасти дерево»
  • «Лексическое лото»
  • «Собери фразеологизм/пословицу»
  • «Составь слово»
  • «Мозговой штурм»
  • Кроссворды
  • Заключительный этап урока – рефлексия …Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята, с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.
  • Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
  • - Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?
  • Приёмы итоговой рефлексии:
  • Четвёртое лишнее
  • Незаконченное предложение
  • Плюс-минус-интересно
  • Светофор
  • Перфокарта
  • Кластер
  • Синквейн
Развитие оценочной самостоятельности - ключевое условие решения многих задач реформы образования.
  • Самооценка
  • Взаимооценка
  • Рецензирование
  • Цель - овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
  • Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам .
  • Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Проблемы:
  • Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
  • Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
  • Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
  • Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
  • Недостаточно разработана система оценивания.
  • Увеличение документации.
  • "Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
  • Б. Шоу

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица: Третье: 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.- 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Слайд 8

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое: Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Седьмое: Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.» Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.


Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. ФГОС




Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока ФГОС


Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.




1.Определение типа урока? : Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок Вводный урок Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности Урок по закреплению знаний и способов деятельности Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности


2. Постановка цели урока?: Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику Результаты личностные метапредметные предметные Результаты личностные метапредметные предметные Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие


Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Исследовательский, продуктивный, творческий «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Цель: развитие личности




3.Представление целей системой задач?:Какие знания, умения и навыки приобретёт каждый ученик в течение урока. Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться; Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания; Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика










Классификация методов обучения по виду передачи и восприятия учебной информации по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока по логике изложения и усвоения учебного материала по характеру учебно-познавательной деятельности 5


Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика






Нетрадиционные формы урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно- музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль


8. Разработка структуры урока 1.Организация 2. Проверка выполнения д/з 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация) 4. Усвоение новых знаний и способов деятельности 5. Первичная проверка понимания изученного 6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 7. Применение знаний и способов деятельности 8. Обобщение и систематизация знаний 9. Контроль и самоконтроль 10. Коррекция знаний и способов деятельности 11. Информация о Д/З 12. Подведение итогов 13. Рефлексия


Современные образовательные технологии Технология деятельностного метода обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология развивающего обучения Технология проектной деятельности Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Здоровьесберегающие технологии ИКТ Игровые технологии




Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика


9. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ФГОС




Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
33







ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Фаттахова Светлана Владимировна, заведующий кафедрой общей и коррекционной(специальной) психологии и педагогики, кандидат педагогических наук

ПРОЛОГ Урок – основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. М. И. Махмутов

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Первый шаг: мотивационно-ценностный анализ деятельности Второй шаг: целевой план Третий шаг: операционально-технологический Четвертый шаг: ресурсный план анализа

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки планируемых результатов Содержательный раздел § § Программа развития УУД Рабочие программы учебных предметов, курсов Организационный раздел Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственнообщественный характер управления образовательным учреждением.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

ТРЕБУЕТ ЛИ ЖИЗНЬ НОВОЙ РАБОТЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Требуется умение отбирать главное в море информации Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т. д. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ОТВЕТЫ БЕЗ ВОПРОСОВ» - ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ЯНОМ АМОСОМ КОМЕНСКИМ три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения авторитарные формы общения

ЧТО МЕШАЕТ УЧИТЕЛЮ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Разн учеб остиль ники ные и дик о Мет ения ч обу Приемы воспитания

БИ ОЛ ОГ ГЕО ХИ М ИК ЧТО МЕШАЕТ ВСЕЙ ШКОЛЕ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ГРА Ф ИК Р О СТ И ОГ ОЛ ИЛ Ф «В началке учили не тому, что я хочу!» АТ М ИК АТ ЕМ

ФГОС: КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: прогресс в личностном развитии способность к самоорганизации в решении учебных задач. умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Алгоритм действий учителя по определению целей урока Определите тему урока по тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий. Определите, на какие планируемые результаты ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель(и) урока. Определите, какие действия необходимо включить в содержание урока для формирования общего умения и обозначьте их в качестве планируемых результатов. Выделите из программы формирования УУД действия, формируемые на этом этапе обучения, и введите их в качестве планируемых достижений; определите, какие еще УУД можно формировать в ходе этого урока, включите их в перечень планируемых достижений. Зафиксируйте выделенную цель и планируемые достижения в проекте урока.

Схема целеполагания урока Цель урока (за основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится» , скорректированные с темой урока). Планируемые достижения: предметные (перечисляются формируемые умения. Но могут быть упомянуты и знания, и отношения); Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке)

Диагностика целеполагания Что оценивается Критерии оценки Баллы Обозначение в проекте урока целей, планируемых достижений Обозначены лишь предметные знания 0 Отражены предметные знания и умения, но в форме, 1 неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены предметные знания и умения, но в форме, 2 удобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены и предметные знания и умения, и УУД, но в форме, неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока 3 Отражены и предметные знания и умения, и УУД в 4 форме, позволяющей их оценить и проверить в конце урока

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Цели и содержание урока Усвоение и изолированное изучение ЗУНов. Стихийность учебной деятельности ученика. Развитие личности ученика через формирование опыта его самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, целенаправленная организация деятельности. Создание индивидуальных образовательных траекторий.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Функции учителя Формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться. Информирует учащихся о содержании урока. Осуществляет коррекцию. Осуществляет оценивание. Цели урока задает с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Четко и точно формулирует задания (не повторяет несколько раз). Использует формы, приемы и методы обучения, повышающие активность учащихся. Создает и организует условия, инициирующие учебную деятельность.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Ведущий тип деятельности учащегося Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту. Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, реже парная и групповая Учебное сотрудничество в достижении целей обучения.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Типы уроков Урок изучения нового материала. Урок комплексного применения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации. Урок контроля и коррекции ЗУН Урок открытия нового знания. Урок отработки умений и рефлексии. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля

ДЖОН КИЙОСАКИ Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения 90% того что. говорим и Реальная работа делаем Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Степень включённости в учёбный процесс Активная Проведение бесед Участие дискуссиях Наблюдение за реальным процессом 50% того, что видим и слышим Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Пассивная

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

Базовые технологии ФГОС ООО Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Критерии оценки задания: ИКТ-компетентность учащихся ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетентностей Задание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ

Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. , частично – запоминают, рефлексируют результаты преобразования. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые компетентности.

УСЛОВИЯ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Эти условия могут задаваться и описываться с помощью: различных дидактических средств (подбора «правильных заданий» ….), особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: Условие (информационная часть) Вопрос (командная часть) Инструкция по выполнению (ответная часть) образец / описание ответа критерии оценки время выполнения задания методический комментарий (организационная часть)

Базовые образовательные технологии Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т. д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.