Современные технологии и методы обучения географии. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

Классификация современных педагогических технологий

По уровню применения

По ведущему фактору психического развития

По ориентации на личностную структуру

По организационным формам

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии.

Технология формирования приемов учебной работы,

изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии. Начинающему свою педагогическую деятельность учителю географии целесообразно обратить внимание на методический аппарат учебника 6 класса авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс». М., «Дрофа», 2000г., где отражена технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опор ных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, пленке кодоскопа), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала.

Технология дифференцированного обучения

также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта - правильное или кривое зеркало?», «Ветер - враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.

Модульная технология

также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

Технология проектной деятельности школьников.

Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, и т.д.

Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:

1. Углубленно изучать географию.

2. Самостоятельно ставить проблемы и решать

3. Научится общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.

Начиная работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находится в зоне ближайшего развития.

Социально-экологическое проектирование «Проблемы развития малых городов » (на примере г. Майского) появилась эта тема не случайно. Эта на первый взгляд близкая и понятная тема в процессе работы превратилась в сложную и актуальную проблему, требующая внимания, рассмотрения и поиска путей решения.

Для выполнения работы мы определили задачи:

1. Изучить историю развития города, рассмотреть функции и проблемы.

2. Сделать выводы о роли малых городов, рассмотреть периоды исторического развития.

Технология обучения - алгоритмическая последовательность дидактических процедур, гарантированно ведущих к определенной образовательной цели. Технология отличается высокой степенью инструменталыюсти, означающей проработанность конкретных действий, обеспечивающих результативность их применения. Следовательно, главным атрибутом обучающей технологии является измеримость и воспроизводимость планируемых результатов.

Технологичность педагогического процесса означает его стандартизацию в виде конструктивной схемы деятельностного функционирования в заданных условиях. К пониманию сути технологии обучения следует подходить с позиции системности. Здесь предполагается многоуровневая соотнесенность дидактических целей, средств и условий их достижения, корректировки действий и вероятный характер успешной реализации такой технологии.

Технология обучения - это система регламентированной деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе.

Технологизация обучения обеспечивает оптимизацию процесса передачи постоянно возрастающего объема научных знаний, информации о мире, предметах, способах существования человека. Технологизации обучения способствуют колоссальные возможности глобальной информатизации современного общества. Это связано с техническим обогащением образовательного процесса, его насыщенностью интерактивными средствами. В ноле технологизации оказался также механизм развития личности учащихся. Технологии, реализуемые для развития определенных индивидуально-личностных характеристик школьника, существенно обогащают современные системы обучения. В целом содержание технологизации процесса обучения многоаспектно и связано с проблемами психолого-педагогического, дидактического, информационно-технического и организационного характера.

В опыте работы современной школы используются различные виды технологий обучения. К ним относятся заданные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии и др. Они представляют собой поэтапную организацию коммуникативного обучения, насыщенного сюжетным содержанием, техническими средствами и практическими упражнениями.

Виды технологий в теории и методике обучения географии. В преподавании географии накоплен значительный опыт применения различных технологий.

  • 1. Широко известна технология «типового плана», изложенная в виде правил, образцов, планов описаний и характеристик географических объектов. Использование типовых планов позволяет дать логично выстроенную характеристику изучаемого объекта с обязательным раскрытием причинно-следственных связей и предусматривает широкую работу с картами. План можно применять также для самоконтроля за качеством усвоения изученного материала.
  • 2. Успешно реализуется технология опорных сигналов (.логических опорных конспектов , ЛОК). ЛОК - это графическое отображение учебного материала с показом структуры его изложения. Использование этой технологии позволяет создавать наглядное представление об учебном материале, выделять главные содержательные элементы и взаимосвязи между ними.

Широко применяются технологии модульного, проектного, игрового обучения и др.

3. Модульным обучением считается такая организация учебного процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модуля - тематически завершенной части учебного материала. Модуль становится самостоятельным программным блоком, в котором соединяются учебное содержание и технология овладения им. Совокупность модулей выражает тематическую целостность и структуру всей учебной дисциплины.

Система модульного обучения включает целевой, информационный, операционный и проверочный модули. Целевой модуль формирует представление о новых изучаемых объектах, явлениях или событиях. Информационный модуль представляет необходимый учебный материал, структурированный в том или ином варианте. Операционный модуль включает весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по применению и использованию усвоенной информации. Модуль проверки может быть представлен системой зачетных или экзаменационных вопросов, тестовых или творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу учащихся в режиме дозового усвоения учебной информации, зафиксированной в модулях. Следовательно, модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, при котором весь процесс обучения строится на достижении текущих (знания, умения, навыки) и перспективных (индивидуально-личностное развитие) целей.

Функционирование учебного модуля предусматривает создание ряда технологических карт для учащихся и учителя. Технологическая карта для учащихся строится на основе дифференциации учебного материала. Обучаемым представляется объем и глубина изучаемого материала, практические работы, формы отчетности. Технологическая карта учителя является вариантом тематического и поурочного планирования на модульной основе. В состав карты входят и контрольные измерительные материалы. Целесообразным является также создание дайджест-приложения - своеобразной мини-хрестоматии, позволяющей учителю оживить урок фрагментами из дополнительных источников.

4. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями применения технологии проектного обучения. Проектом считается план какого-либо замысла, мероприятия, деятельности. Дидактический смысл проектного обучения заключается в реализации личностных качеств учащихся, в формировании опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру. Технология проектного обучения предполагает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания учебного проекта.

Учебным проектом может стать разработка того или иного плана, замысел, задача, для решения которых необходимо осуществить активные целесообразные действия. Познавательная деятельность учащихся при этом сообразуется с их личными интересами в приобретении новых знаний. Таким образом, сущность проектного обучения заключается в стимулировании познавательного интереса учащихся, развитии умений и навыков практической деятельности, формировании личностных качеств.

Использование технологии проектной деятельности предполагает создание определенных условий. Прежде всего, необходимо сформулировать значимую проблему или задачу, связанную с изучаемым материалом. Результаты проекта также должны иметь познавательное значение, способствовать развитию личности. Выполнение проекта требует самостоятельной деятельности учащихся, поэтому задачи должны быть носильными для них. При выполнении проектов предполагается последовательность действий: формулировка проблемы, осмысление гипотезы решения, выбор методов исследования, анализ и обработка данных, представление проекта (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность

Подготовка проекта и планирование работы

Выступают с инициативой проекта. Обсуждают тематику и цель проекта. Определяют проблему и вытекающие из нес задачи исследования, гипотезу решения проблемы. Разрабатывают план проекта.

Определяют источники информации. Определяют способы сбора и анализа информации.

Определяют способ представления результатов.

Устанавливают процедуры и критерии оценки результатов.

Распределяют задания в группе (если проект не индивидуальный).

Получают при необходимости от учителя дополнительную информацию о проекте

Выступает с мотивированным предложением проекта. Определяет тематику проекта, его структуру и возможные результаты. Знакомит со смыслом проекта и мотивирует учащихся. Оказывает помощь учащимся в планировании работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность

Непосредственная

над проектом

Проводят творческую работу, решают промежуточные задачи.

Анализируют результаты исследования, формулируют выводы

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Презентация

результатов

Презентуют результаты работы над проектом

Принимает участие в обсуждении результатов работы над проектом

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект - определить в нем приоритетное направление, разработать цель, содержание и методику реализации.

Учебные проекты различаются по уровню интеграции учебного материала, по количеству участников, по способу деятельности учащихся. Проекты могут быть исследовательскими и игровыми, познавательными и практикоориентированными, ценностно-ориентационными и коммуникативными, художественно-эстетическими. В процессе обучения географии технология проектов может использоваться уже с начального курса (например, проект застройки территории по плану местности). Более эффективной эта технология является при использовании в старших классах.

5. Игровая технология представляет собой способ взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения через реализацию того или иного сюжета - игры, сказки, спектакля, делового общения и ир. При этом в содержание игры включаются образовательные задачи.

Специфика игрового обучения состоит в моделировании в учебном процессе различных отношений и условий реальной жизни. Учебные игры представляют собой вид активной деятельности школьников, во время которых они воспроизводят реальные ситуации. В играх проявляется потребность активного познания окружающего мира, развиваются интеллектуальные, волевые и физические качества, формирующие личность школьника. Популярность игрового обучения объясняется эмоциональной насыщенностью игр, их состязательностью, импровизационными возможностями.

В обучении географии используются познавательные, ролевые, деловые игры. В познавательных играх создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в игровой контекст. Ролевые игры характеризуются наличием учебной задачи и распределением ролей между участниками ее решения. Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных событий и явлений. Это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д.). Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

Использование игровых технологий требует предварительной подготовки учащихся. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательные игры, которые могут проводиться в качестве простейших элементов занимательности, в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, «Поле чудес» и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей (например, игры-путешествия). Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

  • 6. В условиях внедрения ФГОС нового поколения все более широкое распространение получает пришедшая из зарубежной педагогики технология развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо. Критическое мышление - эго процесс взаимодействия внешней информации с имеющимися у человека знаниями, при котором человек принимает решение, чему доверять и что делать. Несомненным плюсом данной технологии является формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, систематизировать информацию с точки зрения ее важности, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. В данной технологии выделяют три основные стадии (фазы):
    • - вызов: актуализация опорных знаний и умений; активизация интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения;
    • - осмысление содержания (реализация): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения;
    • - рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

Многие приемы ТРКМ могут быть успешно реализованы на уроках географии. Например: кластеры (выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление); «Корзина идей, понятий, имен...» (запись слов и выражений, связанных, по мнению учеников, с предложенной темой); «инсертное» чтение (знакомство с текстом с пометками на полях); таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»; «фишбоун» («рыбный скелет», голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос); «толстые» (развернутые) и «тонкие» (краткие) вопросы; синквейн - краткое выражение учебного материала в несколько строк.

Эти и другие приемы ТРКМ можно применять во всех классах, различных по уровню обучаемости и обученности. ТРКМ создает условия для самообразования учащихся и направлена на развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

  • 7. Большой потенциал в школьном географическом образовании имеют ситуационные задачи (кейс-метод ). Ключевым моментом в работе учителя над ситуационной задачей является выбор проблемной ситуации. Через ее содержание и систему разноуровневых заданий создаются условия для формирования различных УУД. Процесс поиска выхода из проблемной ситуации стимулирует учащегося на активную коммуникацию, применение знаний и умений из сопряженных дисциплин, требует планирования своей деятельности, способствует формированию эмоционально-ценностных переживаний. Все ситуационные задачи имеют типовую структуру и включают:
    • - название, привлекающее внимание и способствующее возникновению познавательного интереса (например: «География в супермаркете», «Жить до 100 лет!», «Кого ждут на рынке труда» и т.д.);
    • - описание ситуации - конкретной проблемы или истории из жизни, личностно значимого познавательного вопроса;
    • - информацию по данному вопросу в текстовом, графическом или табличном виде;
    • - вопросы или задания разного уровня сложности.

В зависимости от дидактических целей выделяют три вида ситуационных задач: обучающие (тренировочные), контролирующие и творческие. Использование ситуационных задач позволяет формировать различные уровни учебно-познавательной деятельности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии Межакова Наталия Николаевна, учитель географии МАОУ гимназии № 26 г.Томска

2 слайд

Описание слайда:

Коммуникативная компетентность Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информации. Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность- это умение вступать в общение с целью быть понятым.

3 слайд

Описание слайда:

Причины плохой коммуникации: Стереотипы – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации. Нет объективного анализа и понимания. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Плохие отношения между людьми. Отсутствие внимания и интереса собеседника (интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя). Пренебрежение фактами (вывод делается голословно). Ошибки в построении высказывания (неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и нелогичность). Неверный выбор стратегии и тактики общения.

4 слайд

Описание слайда:

Основные трудности, связанные с речевыми высказываниями Говорить перед классом Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов Отвечать у доски Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания Увлечь одноклассников своим ответом Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением Внимательно и заинтересовано слушать своих одноклассников При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить Считаться с мнением других Сообща работать в группе Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно не очень важное Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

5 слайд

Описание слайда:

Почему так происходит? На уроке педагог отдает предпочтение своей речи Потеря общения между подростками на уроке, либо коммуникативно-культурное общение становится бедным или вообще отсутствует. Задача- развивать коммуникативные умения у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения словесными методами обучения. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений. Таким образом, применяя данную технологию в обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

7 слайд

Описание слайда:

Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность ученика формируется: через обучение содержанию предмета; через развитие прикладных исследовательских умений; через развитие социально-коммуникативных умений; через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Учебная коммуникация может развиваться посредством разнообразных аспектов ученической деятельности, таких как прикладной и исследовательский аспекты, социально-коммуникативный и личностно-ориентированный. Приведу несколько примеров развития данных умений на уроках географии.

8 слайд

Описание слайда:

Прикладной аспект учебной коммуникации Понимание учебного материала. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей Оценка изучаемого материала и т. д. Исследовательский аспект учебной коммуникации Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. Умение представлять и презентировать изучаемый материал. Умение работать со справочной и дополнительной литературой и т. д. Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Развитие умений слушать. Развитие умений участвовать в беседе. Развитие умений дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему. Развитие умений интеграции и кооперации и т. д. Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации Формирование навыков общения. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы. Формирование учебной мотивации. Целеполагание и определение пути к собственным

9 слайд

Описание слайда:

Типы и формы уроков с применением технологии коммуникативно-диалоговой деятельности Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок. урок-практикум. Тип урока: комбинированный урок Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания, т. е. все формы уроков применимые к этим этапам школьного занятия.

10 слайд

Описание слайда:

Тип урока: комплексное применение знаний и умений Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д. Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний и умений Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; собеседование.

Разделы: География

Личностно-коммуникативное обучение в преподавании географического краеведения

“Недостатки традиционной педагогической технологии – это слабое внимание к личности ученика. Преодолеть этот недостаток можно, если включить индивидуальный подход и в этап постановки цели, и в этап обучения, и особенно в этап оценки результата”.

И.И.Баринова.

Личностно-коммуникативное обучение особенно актуально в наше время. Над этим вопросом работает МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска, где я являюсь преподавателем географии.

Целью моей работы является анализ личностно-коммуникативного обучения, выбор методов и приемов, приемлемых для преподавания краеведения.

Для написания своей работы я использовала следующие методы: статистический, аналитический, исследовательский, метод работы с литературой.

Задачи моей работы: изучить технологию личностно-коммуникативного обучения, определить сущность и содержание понятия личностно-коммуникативного обучения в преподавании краеведения, разработать серию уроков по этой теме.

Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности. Многие десятилетия краеведению отводилась незавидная роль. И только в наши дни “малая” география российских провинций начинает обретать достойное место. Важность изучения родного края определяется и тем, что территория, где проживает человек, побуждает его познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями (народные традиции, творчество, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьников, на его основе происходит их интекоризация. Это – реальное микро-, мезо-, и макроокружение, в котором протекает жизнь школьника, его семьи. Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям: сохранение природы края и здоровья его населения, лимитирование потребностей в ресурсах, культ предков, национальных традиций, семейного уклада жизни, готовность к трудовой деятельности и т. д.

Родной край-пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности учащихся. Школьники субъективно “вычисляют” родной край из целого своей страны, противопоставляют его ей, обозначая тем самым ограниченность края.

Границы родного края крайне динамичны и постоянно расширяются в процессе деятельности учеников. Причем деятельность понимается нами весьма широко: познавательная (прочитал, стал лично значимым); практическая (изучал определенную территорию на экскурсии, в походе); исследовательская (проведение опытов экспериментов в кружке). Однако границы родного края чаще всего имеют предел "расширения" до границ области, края, республики. Своеобразным ограничителем в этом случае является историческое формирование территории, традиции своего народа. Мы определяем Родину как единство человека и среды, единство, которому человек в ходе своей практической деятельности придал ценностное содержание и которое наделил знанием. Следует отметить, что родной край рассматривается учащимися как личностная ценность. Они наделяют его такими значениями, как "моя прекрасная Родина", “самое красивое место”.

Успешное усвоение содержания краеведческого материала осуществляется в предлагаемой технологии личностно-коммуникативного образования. Существенной в этой технологии является личность школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося за долго до влияния специально организуемого обучения в школе. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию.

Личностно-коммуникативное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик–учитель, ученик–ученик, ученик–ученический коллектив, ученик-учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик–окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемое в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный контакт, сотрудничество интимно-личностное общение, деловое общение. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик–окружающая среда, ученик–учебник опосредованно, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии. Технология личностно-коммуникативного образования, как считают ученые – педагог В. В. Сериков и психолог И. С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение. Моделируя данную педагогическую технологию с позиции учения, мы выделяем в ней компоненты.

Первый компонент – цель , ориентирующая ученика на различные действия по усвоению содержания курса географии своего края. Цель рассматривается как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие ученика. Причем образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие, лишь связываясь с мотивами. Обязательным условием целеполагания является закладывание в него субъективного опыта учащихся. В этом случае цели будут приняты учеником как собственные. В процессе целеполагания школьники выделяют предмет деятельности, осуществляется мотивация.

Вторым компонентом личностно-коммуникативного образования является мотивация как совокупность различных побудителей к совершению действия. Мотивация помогает создать у учащихся определенный настрой, направленность на учебную деятельность. Для формирования мотивации у школьников учитель моделирует учебную ситуацию. Она может быть в виде проблемной ситуации, парадокса, интересного факта и так далее. На этапе мотивации и целеполагания, образующих мотивационный компонент учения, главным является сознание того, для чего необходимо изучать этот материал и готовы ли учащиеся к его изучению.

Следующим компонентом личностно-коммуникативного образования является учебная ситуация , создаваемая в различных формах. Вхождение учителя и ученика в личностно-ориентированную ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения: то, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса), задавалось внешними социальными институтами, меняет свой источник, делается внутренним стимулом, результатом интимного согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становятся осязаемым полем межличностного общения. При создании учебной ситуации учитель опирается на социальный опыт школьников.

Особую группу занимают задачи, связанные с рефлексией, направленной на осознание, осмысление значимости собственных действий. Решение учебной задачи осуществляется в специально организованной коллективно распределенной деятельности.

Итак, способом решения учебных задач являются учебные действия – следующий компонент педагогической технологии. Знание способов действия позволяет осмысленно решать учебные задачи, поэтому учитель обращает внимание на их планирование, осознанное применение учащимися.

Необходимым компонентом данной технологии является оценка, переходящая в самооценку. В этот процесс включаются как эмоционально волевые, так и рациональные действия, связанные с предпочтением и выбором.

Личностно-коммуникативная технология исходит из особенностей ценностных отношений, построенных на условиях диалога, гармонии, сотворчества, при которых признается независимость, суверенность не только другого человека, но и природы.

Первым шагом диалогичности на уроках является стремление учителя развивать в ученике способность высказывать свое “Я”, выражать человеку свое мнение. “Я думаю...”, “Мне кажется...”, “Я считаю...” – вот формы диалогической установки, выводящей человека на диалог с другим.

Технология личностно-коммуникативного обучения, рассчитанная на потенциальных возможностях личности, осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения. Однако наиболее предпочтительными являются коммуникативные игры, дискуссии, семинары, групповая работа. Особенность их заключения в индивидуальном способе общения, в ходе которого происходит обмен ценностями, придающий изучаемому содержанию личностно значимый смысл.

Рефлексивное управление в личностно – коммуникативной технологии

Процесс усвоения содержания географического материала является объектом не только познания, но и управления. В этой связи попытаемся раскрыть особенности управления учебной деятельностью в процессе усвоения предметного содержания курса.

Итак, переориентация во взаимодействии учителя и учащихся, переход на полисубъектное

(диалогическое) общение в личностно-коммуникативной технологии требуют иного управления учебным процессом. Я считаю, что основой управления учебной деятельностью
школьников по усвоению материала курса географии Ульяновской области в 9-ом классе станет рефлексивное управление. Понятие “рефлексия” рассматривается многоаспектно. Его понимают как
концентрированное самоотражение, самоосмысление, самонаблюдение, самосознание. Рефлексия выражает осознание человеком своего собственного состояния, поведения, деятельности.

Рефлексия, как отражение самого себя, своих потребностей, интересов, мотивов включает отражение собственных действий.

Различают предметную, процессуальную, личностную рефлексию. Предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи. Процессуальная мыслительная деятельность по поводу решения учебной задачи. Личностная рефлексия – обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества. Рефлексивное управление призвано помочь в разработке комплекса мер, обеспечивающих успешное усвоение материала курса.

Основные формы личностно-ориентированного обучения

Особое место отводится уроку – главной форме обучения. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, связанные с предметной, процессуальной и личностной рефлексией. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии и амплификации. На таких уроках используются слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, обсуждаются проведенные социологические исследования. Так, на уроке по теме “Путешествие по памятникам природы Ульяновской области” учащиеся ощущают единство с природой.<Приложение 1 >.

Другим вариантом является урок-обобщение , на котором осуществляется оценка и самооценка учащихся. Как правило, вначале они оценивают себя сами, проставляя себе баллы, затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Так это происходит на уроке-зачете “Климат. Природные ресурсы Ульяновской области” <Приложение 2 >.

Лекции впервые систематически начинают вводиться с 9-го класса. Эта форма обучения имеет результативность при соблюдении учителем ряда условий: познавательная мотивация учебной деятельности, четкая формулировка целей лекции, отбор учебного материала с выделением в нем основного и второстепенного, продуманность плана с вычленением в нем ключевых вопросов лекции, четкая формулировка заданий учащимся для осуществления обратной связи, продуманность дополнительных вопросов, подбор заданий для оценки эффективности лекции.

Этот алгоритм деятельности учителя позволит подготовить качественную лекцию.

Семинар – такая форма организации обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре, в результате предварительной работы над программным материалом школьники и учитель в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления учеников решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Роль учителя здесь заключается в организации и руководстве деятельностью школьников. Необходимо четко сформулировать вопросы для семинара, обдумав их объем и сложность, задание творческой деятельности в виде рефератов, исследовательских проектов, интервьюирование местных жителей. По уровню познавательной активности школьников можно выделить традиционные и проблемные семинары.

На первом, ученики выступают с сообщениями и обсуждают их. При этом высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у выступающих учеников. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения.

Игра. Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаем, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем, обмен ценностями в диалоге. Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате в игре осуществляются два взаимодополняющих процесса – освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты. Усваивать основные правила поведения в природе и обществе. При всем многообразии ролевых игр в географическом образовании их можно объединить в две большие группы:

Игры на освоение социального опыта в конкретной деятельности: игры-экспедиции, игры по созданию и экспертизе проектов, пресс-конференции, игры-драматизации. Причем игровой сюжет может быть как реальный, так и фантастический. <Приложение 4 >. <Приложение 5 >.

Игры на освоение социального опыта, связанные с общением учащихся друг с другом на основе решения экологической проблемы. В данном случае ученики играют не конкретную роль, а роль-маску: докладчика, критика, пропагандиста, конформиста, оптимиста и т. д. <Приложение 3 >.

Дискуссии. Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения. Диалог – всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда выражается свое “Я” и отношение к чему-то. Основными особенностями диалога является проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации; интерес к содержанию, а также процессу диалога субъектам общения; незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировка в системе многообразных ценностей.

Диалог является основной формой общения в дискуссиях, например, при обсуждении какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью нахождения способа его решения, обмена ценностями. Любая дискуссия включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, познавательный, операционно-коммуникативный, эмоционально-оценочный.

Урок-диалог. Уроки-диалоги занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две три недели. Роль этих уроков значительна, так как на них формируется умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, формируется культура общения, стимулируется мышление, учащиеся овладевают знаниями в новой учебной ситуации. Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задания дается за два месяца и более; группе необходимо ознакомиться с разными источниками, отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы, подготовит иллюстрации.

Остальным учащимся учитель предлагает за одну– две недели подготовить интересующие их вопросы, сам проводит отбор наиболее интересных в географическом плане, хотя значительная часть вопросов остается неизвестна учителю (экспромт на уроке).

Удачные вопросы поощряются. Для оценки вопросов и ответов учитель выделяет “ группу учета”, “группу анализа”. Уроки-диалоги необходимо завершить не только коллективным обсуждением итогов их проведения, но и заданиями на обобщение материала.

Урок-зачет. Функции контроля самые разнообразные – обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя он важен и тем, что позволяет критически оценить свою деятельность, в случае плохих результатов, находить более рациональные пути в учебно-воспитательном процессе. Урок-зачет требует более глубокой подготовки. К нему учитель готовит учащихся в длительный срок. В помощь учителю создается группа актива. Вместе с ней определяется количество постов проверки знаний и умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания. <Приложение 2 >.

Какие бы новаторские замечательные приемы и пути работы на уроке не предлагались, сами по себе они не приведут к желаемому результату. Любое педагогическое совершенствование даст действительный результат, лишь реализовавшись в творческой энергии самого учителя, в глубине и самобытности его мышления, в умении свободно распоряжаться учебно-воспитательными средствами, в обаянии и интеллигентности его поведения и общения, в его дидактическом искусстве разжигать воображение школьников, стимулировать их умственную инициативу, в умении “эмоционально зарядить” ученика.

Когда урок заставляет сильней биться радостью сердце ученика – учитель всемогущ.

Литература

  1. Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001.
  2. Душинина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.,2004.
  3. Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М., 1997.

1. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса

1 Урок как элемент классно-урочной системы обучения

Основной формой организации процесса обучения в нашей школе является урок. И это не случайно: урок как организационная форма создает необходимые условия для соединения обучения и воспитания в единый процесс, для обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам и для развития их познавательных способностей.

Урок является элементом классно-урочной системы обучения. Классно-урочная система имеет значительные дидактические, общепедагогические, психологические, социологические и экономические преимущества перед любой другой системой обучения в общеобразовательной школе. Четкость организации учебно-воспитательной работы, знание учителем учащихся и ими друг друга, стимулирующее влияние классного коллектива, относительная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, экономическая выгодность - все это достоинства классно-урочной системы обучения.

На уроках процессы взаимодействия и коммуникации основаны на личном контакте учителя с классом и наиболее часто осуществляются в конструкции диалога, в ходе которого учитель направляет и контролирует деятельность всех без исключения учеников, а также поддерживает взаимодействие и взаимоконтроль среди самих учащихся. Следовательно, обучение на уроке можно рассматривать как систему направленных на достижение определенных целей разнообразных непосредственных и опосредствованных взаимодействий учителя и постоянной по составу группы учащихся (класса), в процессе которых учитель поддерживает контакт не только с классом в целом, но и с каждым отдельным учеником. Все это создает предпосылки для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемых знаний, формировали необходимые умения и навыки уже в ходе процесса обучения на уроке.

Таким образом, урок - это организационная форма, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников.

В данном определении следует выделить два ряда характеристик: специфические и не специфические для урока.

К специфическим относятся: постоянная на всех стадиях процесса обучения группа учащихся (класс), руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика и овладение всеми учениками основами изучаемого непосредственно на уроке. Этих характеристик не имеет ни одна другая организационная форма; они отражают не только специфику, но и сущность урока. При отсутствии хотя бы одной из них нет урока. В свою очередь названные характеристики требуют обязательного выполнения некоторых условий. Одним из таких условий, например, является соблюдение норм наполняемости класса. Изучение вопроса показало, что существует определенная норма количества одновременно обучаемых, при которой учитель в состоянии руководить познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика. Превышение этой нормы практически исключает возможность использования урока как формы организации процесса обучения.

Неспецифические характеристики представлены не только в уроке, но и в других организационных формах. Однако это не умаляет их значения, так как только сочетание специфических и неспецифических характеристик создает анализируемое явление - урок. В число последних входят: цели обучения; виды, средства и методы работы; место обучения; время обучения.

Взаимодействуя с классом, учитель в течение всего урока осуществляет функцию руководства: он должен действовать так, чтобы обеспечить благоприятные условия обучения для всех учеников.

В этих целях необходимо использовать различные виды организации работы:

а) общие, или коллективные;

б) индивидуальные;

в) групповые, или специфические (группы, звенья, бригады, пары, тройки и т. д.).

Групповые (или специфические) являются промежуточными, соединяющими коллективные и индивидуальные виды организации работы. Следовательно, на уроке используются в различных сочетаниях три ведущих элементарных группировки учащихся: действующий класс, действующие группы и действующие индивидуумы.

Существуют различные виды классификации уроков.

Классификация И. Н. Казанцева по способу проведения учебных занятий включает такие типы, как уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

Второй подход к классификации уроков основан на анализе особенностей процесса обучения, его составных частей. Так, С. В. Иванов выделяет следующие типы уроков:

) вводный;

) урок первичного ознакомления с материалом;

) усвоения новых знаний;

) применения полученных знаний на практике;

) урок навыков;

) закрепления, повторения и обобщения;

) контрольный;

) смешанный, или комбинированный.

Третий подход к классификации уроков, который очень близко примыкает ко второму,- классификация по основной дидактической цели урока и месту его в системе уроков (И. Н. Казанцев, Б. П. Есипов).

Наиболее разработанной здесь является классификация, предложенная Б. П. Есиповым, который выделяет:

) комбинированные, или смешанные, уроки;

) уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

) уроки закрепления знаний;

) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;

) имеющие основной целью проверку знаний.

Одна из задач урока - обеспечение высокой производительности труда учащихся и учителя, т. е. получение высоких результатов при безусловно необходимых затратах времени и сил. В данном случае речь идет о повышении коэффициента полезного действия в работе учащихся и учителей.

В учебно-воспитательном процессе возможны три основных соотношения результатов и затрат времени и сил:

) получение желаемых результатов при затратах времени и сил учащихся и учителей сверх нормы (перегрузка учителей и учащихся);

) достижение намеченных целей при минимальных затратах времени и сил учащихся и учителей (в таких случаях обычно реализуются не все требования к учебному процессу на уроке, результаты не всегда достигаются наиболее целесообразными путями и уровень их в значительной мере снижается);

) достижение результатов при оптимальных, - безусловно необходимых затратах сил и времени учителей и учащихся. Последнее соотношение результатов и затрат времени и сил учителей и учащихся является наиболее целесообразным.

Общим элементом большинства современных теорий обучения и учения является положение о том, что учение должно быть процессом целенаправленным, активным и осознанным. Хотя все перечисленные характеристики близки по содержанию, каждая из них имеет определенную специфику. Целенаправленность учения означает, что учащиеся должны ясно понимать цели всех выполняемых ими в учебном процессе действий; активность - что учащиеся не просто следуют указаниям и требованиям учителя, а сами являются инициативными участниками учебного процесса; осознанность - что все изучаемое на уроках должно быть глубоко осмыслено каждым учеником. Значительные предпосылки к стимулированию такого учения заложены в новых учебных программах, однако не меньшее значение имеет и организация обучения.

В учебном процессе на уроке нельзя не учитывать общей зависимости обучения от обучаемости, от предпосылок, лежащих в самих учащихся. Указанная зависимость вполне закономерна, поскольку учебный материал усваивается конкретными учащимися, обладающими определенными склонностями, способностями, интересами. Последнее объясняет отсутствие однозначных связей между обучением и усвоением. Практика работы школ и результаты исследований показывают, что одни и те же приемы и методы обучения по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Учителя знают, что если проводят урок в параллельных классах по одному плану и с охранением одинаковых условий, то никогда не получают тождественных результатов из-за различий в составе классов. Аналогичные различия в результатах усвоения наблюдаются среди учащихся одного класса, хотя все они находятся в относительно одинаковых условиях обучения. Следовательно, эффективная организация учебного процесса на уроке, его рационализация немыслимы без четкого знания учителем индивидуальных особенностей учащихся, специфики классов и учета этих особенностей в повседневной работе.

Урок состоит из частей - неоднородных и однородных учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке. Последовательность и внутренняя связь учебных ситуаций составляют структуру урока.

Части урока должны выступать в такой последовательности и в таком сочетании, чтобы отвечали логике учебного процесса и помогали более эффективному достижению целей .

2 Средства обучения как один из главных компонентов дидактической системы

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы, это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.

Средства обучения - материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для педагога, а лабораторное - для ученика; а вот мел и доска или локальная компьютерная сеть могут использоваться ими совместно.

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенною в ее основу признака. Например, выделяют:

по составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной) средства обучения;

по отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии) средства обучения,

по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети) средства обучения;

по способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы) средства обучения;

по особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы) средства обучения;

по характеру воздействия - визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы) средства обучения;

по носителю информации - «бумажные» (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, DVD) средства обучения;

по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовой материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

по отношению к технологическому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, мобильные телекоммуникации, системы распределенного образования) средства обучения.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются:

Компенсаторность - т. е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

Информативность - передача необходимой для обучения информации;

Интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или яв -ления по частям и в целом;

Инструментсигьность - безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

В современной школе существует система средств обучения - совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. А естественно-научные курсы предполагают значительный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и эксперимента .

2. Информационно-коммуникативные технологии

2.1 Общие сведения об ИКТ, используемых в учебном процессе

Современной направляющей идеей учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющих элементов. В качестве взаимодействующего интегрирующего явления выступает информатизация и компьютеризация учебного процесса по предметам естественного цикла. Такое соединение, т.е. использование компьютерных технологий, по сравнению с традиционным обучением, обладает рядом достоинств:

1. Компьютер - это связующее звено, налаживающее естественное взаимодействие всех форм учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Компьютерные технологии способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности обучаемых.

Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний .

Что же такое информационно-коммуникативные технологии?

Информационно-коммуникативные технологии - это такие технологии, которые используют компьютерные технологии (информационные процессы) и средства коммуникации (средства связи - Интернет).

Компьютерные технологии включают в себя программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам информационных компьютерных технологий относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) .

С помощью ИКТ эффективно реализовываются основные принципы преподавания:

· принцип научности;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип активности;

· принцип доступности;

· связь теории с практикой;

· учет индивидуальных особенностей учащихся;

· наглядность.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать работу преподавателя, несколько облегчить его функции:

1. Контроль. Учитель освобождается от рутинной работы по опросу учеников. Кроме того, положение учителя становится более привлекательным, т.к. функции контроля передаются машине, а это способствует бесконфликтному общению.

2. Обратная связь. Применение компьютера позволяет оценивать каждый этап работы ученика: компьютер исправляет ошибки, при необходимости комментирует, предоставляя нужную информацию. Тем самым ученик получает возможность вовремя исправлять свои ошибки .

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение нового учебного материала, но и предоставляет возможности для развития творческих способностей учащихся:

повышает мотивацию учащихся к учению;

активизирует познавательную деятельность;

развивает мышление и творческие способности ребёнка;

формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии можно применять на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

При изучении нового материала чаще всего используется демонстративная программа - электронный учебник или электронная презентация, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал.

Образованные программы, т.е. электронные учебники, имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора .

На уроке закрепления учебного материала можно использовать программу-тестер или тестирующие устройства Activote, позволяющие осуществить контроль за усвоением изученного материала.

Существуют различные виды компьютерных программ, которые преподаватель может использовать в своей деятельности:

Учебные программы, ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

Программы-тренажеры, предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

Контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

Демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентацийные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

Имитационные и моделирующие программы, предназначенные для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

Информационно-справочные программы, предназначенные для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ .

Мультимедиа-учебники, или как их еще называют - электронные учебники, выполняются в формате, в котором допускаются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех: своих учеников.

Электронные учебники практически вечны, они не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму (изменить цвет фона, текста, размер шрифта); при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника, оформив ее по своему усмотрению.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строится таким образом, чтобы сохранялись логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, добавлять к нему материалы или задания без существенных затрат на переиздание. «Бумажные» учебники не дают такой возможности, и при их использовании конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Самое большее, что может сделать ученик, - это делать на полях «бумажного» учебника свои пометки .

Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы. Рассмотрим более подробно различные аспекты использования компьютера на уроках географии.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты - это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Звуковые фрагменты - дикторский текст, музыкальные или иные записи, (голоса птиц, зверей и т.п.), сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе - понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т. д.

Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.

Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик.

Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и анимации рассматриваются как форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. Как и всякая модель, видеоролики и анимации раскрывают не все элементы изучаемого явления или процесса, а лишь основные, наиболее существенные, обнажающие суть объекта, подлежащего изучению. Такое упрощение облегчает поиск существенных черт, выделение его особенностей, своеобразия и оригинальности объекта.

Необходимо обратить внимание на особую категорию медиаобъектов, содержащихся в библиотеке - интерактивные карты и карты-схемы. Интерактивные карты - новый тип интерактивных средств обучения географии. Интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков, в то же время, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам - возможность изменения содержания карты .

Кроме всего указанного выше, специфика географии как учебного предмета такова, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и Интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения .

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным и продуктивным. А работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. Использование компьютерных технологий и Интернета создает возможности доступа к большим массам современной и свежей информации. А взаимосвязь мультипликации, музыки, звука и интерактивных моделей расширяет возможности представления учебной информации.

2.2 Современное интерактивное оборудование

На современном этапе развития общества и информационных технологий происходит масштабное внедрение интерактивного оборудования в учебный процесс школ нашей республики с целью повышения конкурентоспособности казахстанского образования. Рассмотрим основные виды интерактивного оборудования, которое может использовать учитель в своей деятельности.

Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала .

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

· презентационное программное обеспечение;

· текстовые редакторы;

· Интернет;

· изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана);

· видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения);

· звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями).

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов .

Существуют следующие основные способы использования интерактивных досок, которые предлагают коллеги-преподаватели из Великобритании:

· пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

· демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям;

· использование групповых форм работы;

· совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

· управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);

· использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

· изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

· изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

· сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет;

· сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

· демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

· демонстрация учебных видеороликов;

· создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

· создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

· при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика .

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования?

· Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

· Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

· Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из Интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.

· Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

· Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

· Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

· Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

· Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь "ученик-учитель”.

· При полной интеграции интерактивных досок в образование, создание единой базы данных методических и демонстрационных материалов <#"884915.files/image001.gif">

Как проходят верхняя и нижняя границы биосферы?

А теперь посмотрим, что нам говорит учебник о таком понятии как биосфера (проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала).

Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.

Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?

Какова главная особенность живых организмов?

Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

Первичное закрепление материала: задание «Установи соответствие».

А - Биосфера.

Б - Растения, животные и микроорганизмы

В - Ультрафиолетовые лучи и температура

Г - В.И. Вернадский.

Д - Размножение и приспособляемость

Е - Сферы, составляющие биосферу

Оболочка Земли, населённая живыми организмами.

Академик, основоположник биогеохимии.

Естественные факторы, влияющие на организм

Виды живых организмов

Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы

Свойства живых организмов

Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5

Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.

Давайте определим, используя предложенную таблицу, как насыщены жизнью слои биосферы.

Величины, характеризующие главный слой жизни (по В.А. Успенскому)

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы надает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.

А как вы думаете, без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

… растения

А теперь, используя материал учебника, составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные питаются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скапливаются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.


Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» - жизнь, «ценоз» - общий).

Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями.

… болота, озера, луга, леса, пустыни.

Первичное закрепление материала: выполнение задания «Допиши слово».

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием … выделяют необходимые для жизни вещества и кислород.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называют … Например, биоценозом являются болота, …

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

Ключ: 1. суши 2. воды 3. неразрывной связи 4. зеленые растения

Солнечных лучей 6. биоценозом 7. озера, луга, леса, пустыни