Цель современного образования по закону. Понятие, сущность и цель современного образования. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Цели и задачи современного образования

Перед любым человеком рано или поздно встает вопрос об образовании: что понимать под образованием; какова его общественная и личностная ценность; что лучше получить – образование или профессию и так далее. Очевидно, что от самого человека, от его внутренних ресурсов, от его нравственных ценностей и установок зависит настоящее и будущее человечества.

Это побуждает философов, психологов, педагогов и людей других профессий углубляться в изучение проблем человека: взаимодействия его с самим собой, с окружающей его культурной средой, поиски оптимальных путей самореализации .

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем Средневековье и соотносятся с понятием «образ», «образ Божий». В религиозной модели мира человек рассматривается как созданный, но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценностей и установок. Образование становится способом создания своего образа, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель современного образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев.

Образование в современном обществе - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса - структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, принятыми в обществе в данный момент времени. Эти структурные элементы определяют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необходимо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества .

Что же касается системы современного образования Российской Федерации, оно является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Так как российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в том числе социальных, культурных, моральных и духовных ценностях, выработанных цивилизацией, каждый гражданин РФ имеет право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Воспитательная функция заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной. Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими сферами и подсистемами жизни общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология, демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная политика .

Задачи современного российского образования включают:

  • реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
  • приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;
  • подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
  • социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;
  • обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;
  • формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

  • демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  • гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  • мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  • непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  • преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  • автономность образовательных учреждений;
  • адресность и доступность образовательных услуг;
  • единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях .

В итоге образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности .

Список использованных источников

  1. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с.
  2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 368 с.


Тема 8. Современная система отечественного образования: стратегия развития .
1)В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и кор-ригирования. Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления".
2.Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно- педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.
Педагогические факторы, такие, как, например, раннее воспитание детей и создание для этой цели дошкольных воспитательных учреждений; целесообразность развития специальных учебных заведений, обеспечивающих профессионально-техническое обучение.
Продолжение реформы образования вызвано количественными характеристиками подчеркивающими кризисное состояние высшей школы в России: наблюдается устойчивая тенденция сокращение численности студентов; существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах; отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1992 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподавателей). В настоящее время идет постепенное сокращение педагогических кадров – уменьшается число высших учебных заведений, снижается уровень финансирования, ухудшается их материально-учебная база
3.ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н.З. Торгай, г. Челябинск Л.А. Ястребкова, г. Челябинск
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции. Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов. Соответственно, информационные технологии и образование - это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Согласно распоряжению премьер-министра В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
постоянное обеспечение новой научно- технической и научно-методической информации;
создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования. Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях. Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.
3.О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Найденко, В.Н. Бобылев, А.Н. Анисимов (ННГАСУ)
Высшее образование, история непрерывного развития которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою стабильность, способность к адаптации, к изменениям, содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Бурным развитием высшего образования характеризуется вторая половина XX в.: с 1960 по 1995 г. численность студентов в мире возросла более чем в шесть раз (с 13 до 82 млн чел). На пороге XXI в. мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития стран и народов. Принципы эффективного функционирования системы высшего образования в новом веке были сформулированы на состоявшемся в 1988 г. в Пекине международном семинаре ЮНЕСКО «Современная политика в области реформ высшего образования». Среди них принципы: опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования. Возрастание скорости смены технологий (в первую очередь, наукоемких) выводит на первый план необходимость реализации принципа опережающего обучения. То есть, задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными (и, возможно, в период обучения пока еще не существующими) профессиями.
Характерной особенностью современной системы высшего образования является ее ориентация на выполнение заказа не только общества и предприятия, но и прежде всего личности студента в отношении качества и сроков обучения. Таким образом, современное высшее образование должно отвечать принципу гуманизации (индивидуализации, демократизации форм обучения). Важным представляется развитие вариативности системы образования, в частности, предоставление образовательных услуг в различных формах на продолжении всей жизни (принцип непрерывного образования). В материалах Пекинского семинара подчеркивалось, что на новом этапе развития цивилизации конкуренция между государствами переходит из экономической области в интеллектуальную. При этом отмечалось значение реформирования высшего образования. Последующие шаги по конкретизации основных направлений развития высшего образования в XXI в. рассматривались в ряде международных документов и конференций. В 1995 г. ЮНЕСКО издан программный документ «Реформа и развитие образования». Впоследствии проведен ряд региональных конференций: Гавана, ноябрь 1996 г.; Дакар, апрель 1997 г.; Токио, июль 1997 г.; Бейрут, март 1998г.; пятая международная конференция по образованию взрослых (Гамбург, 1997 г.). Как отклик на эту конференцию у нас в Н. Новгороде на базе ННГАСУ в 1999 г. проведена Международная конференция ЮНЕСКО «Образование взрослых - шаг России в XXI в. (импульс V Гамбургской конференции по образованию взрослых)» Всемирной конференцией по высшему образованию в XXI в., организованной по инициативе ЮНЕСКО в Париже (октябрь 1998 г.), принята «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры». Декларация включает 17 статей, в которых ставятся задачи развития образования на основе упомянутых принципов, провозглашаются: равноправный доступ к высшему образованию, укрепление связей с миром, новаторские подходы в сфере образования, совершенствование управления и финансирования в сфере высшего образования. Особое место уделено вопросам развития партнерских связей и объединений. Российская система высшего образования имеет свои традиции, уникальные черты, признанные в мире достижения. Сравнение по ряду показателей различных систем образования, в частности проводившееся Российской академией педагогических наук, показывает, что по уровню знаний и репродуктивных навыков выпускников результативность отечественного высшего образования никак не уступает зарубежным параметрам. (Некоторое отставание в формировании творческих навыков может быть устранено при повышении гибкости системы образования, позволяющей более интенсивно учитывать индивидуальные особенности студентов.) Наряду с достоинствами традиционной отечественной системы образования, в ней имеется ряд недостатков: ориентация на выполнение жесткого государственного заказа, недостаточная гибкость общеобразовательных и профессиональных программ, слабая направленность на удовлетворение образовательных запросов личности обучающегося. Общий недостаток реформ прошлых десятилетий – односторонняя направленность решений, стремление к достижению результата через решение той или иной задачи, что, как правило, приводило к перекосам результативности всей системы.
При формировании основных направлений развития отечественной системы высшего образования следует, по-видимому, учитывать как общие тенденции развития цивилизации, так и необходимость устранения недостатков действующей системы, а также сохранения лучших отечественных традиций. Реформа российского высшего образования, активно и широкомасштабно реализуемая с начала 90-х годов XX в., отражает общие для цивилизации тенденции развития образования в XXI в., а также специфику отечественных традиций. Положения реформы закреплены рядом документов, в том числе законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственными образовательными стандартами (ГОС) 1-го и 2-го поколений, «Национальной доктриной образования Российской Федерации». Опыт вузов позволяет говорить о ряде показателей, характеризующих в целом позитивное развитие реформы. Однако имеется ряд недостаточно проработанных вопросов, требующих последующей корректировки. Эффективным механизмом реализации принципов опережающего обучения и гуманизации представляется многоуровневая (или многоступенчатая) система высшего образования. В Нижегородском государственном архитектурно строительном университете эта система успешно реализуется с 1992 г. и согласуется с требованиями ГОС 1994 г. При этом студент последовательно выбирает направление бакалавриата (при поступлении в вуз), через два года (по окончании I уровня) выбирает ориентацию на специальность, которую осваивает в рамках цикла специальных дисциплин, продолжая обучение на II уровне, затем по окончании бакалавриата может продолжить обучение по программе специалиста (с выбором специализации) или в магистратуре. Предусмотренная взаимная адаптация в учебных планах ННГАСУ программ бакалавриата и специальности (а также частично - специальности и магистратуры) согласуется с учитываемой в ГОС второго поколения задачей выделения «общего ядра» в однопрофильных образовательных программах. При этом упрощается возможность освоения различных по уровню и ориентации образовательных программ. Возможность поэтапного выбора направления, специальности, специализации позволяет повысить учет индивидуальных способностей студентов в учебном процессе. Обобщенная базовая подготовка по направлению дает возможность формировать на ее основе ускоренное обучение по новым актуальным специальностям. Вместе с тем, необходимо отметить, что в многоуровневой системе сохраняется ряд нерешенных вопросов, затрудняющих ее широкое развитие в отечественных вузах, в частности, остаются недостаточно конкретизированными статус бакалавра, должности, на которые может претендовать бакалавр на производстве. Вызывает сомнение и наметившаяся в ряде вузов практика раздельной реализации программ бакалавриата и магистратуры от программ подготовки специалистов. В этом случае либо ориентация на научную подготовку в магистратуре предусматривается при поступлении в бакалавриат, что явно преждевременно, либо значительная часть выпускников бакалавриата должна быть направлена на производство, что в современных условиях вряд ли оправданно. При этом варианте затрудняется и возможность научной ориентации для обучающихся по программам специалиста. Действенным механизмом повышения гибкости образования, наряду с многоуровневой системой, следует признать развитие индивидуальной или частично индивидуальной организации учебного процесса. (Речь идет не о персональных занятиях с преподавателем, а о предоставлении права студенту формировать индивидуальный учебный план и изучать дисциплины в различных группах и потоках). В настоящее время в отечественной практике этот механизм если и используется, то пока, как правило, в весьма незначительных объемах. Новое (второе) поколение Государственных образовательных стандартов, разработка которых в настоящее время практически завершена и начинается введение их в практику, имеет ряд преимуществ по сравнению с прошлыми вариантами. Например, предусматривается выделение общего ядра программ бакалавра и специалистов, вводится региональная (вузовская) компонента обязательных дисциплин. Вместе с тем, проекты ГОС сохраняют ряд традиционных недостатков формирования подобных документов. Нуждается в конкретизации принцип формирования блоков дисциплин. Представляется целесообразным в качестве параметра распределения блоков принять степень общности дисциплин. При этом, в частности, целесообразно гуманитарный (ГСЭ) и естественно-научный (ЕН) блоки объединить в единый «общекультурный» (ОК) блок. Обращает на себя внимание недостаточная концептуальность в формировании содержания блока ГСЭ. Желательно сформировать минимально необходимый перечень дисциплин. В качестве примера может быть использован подход к формированию блока ЕН, содержащего «Математику», «Информатику» и «Основы концепции современного естествознания». Сохраняется диспропорция (между различными направлениями и специальностями) в распределении объемов учебных часов между блоками дисциплин. В действующих ГОС по реализуемым в ННГАСУ специальностям общекультурная составляющая (блоки ГСЭ и ЕН) колеблется в пределах от 21 до 45% от общего объема подготовки специалиста, что ведет к неодинаковым условиям реализации профессиональной компоненты. Было бы целесообразно ограничить общекультурную (ГСЭ и ЕН) составляющую объемом в 3000 ч. (35%) вне зависимости от направления и специальности. Следует упорядочить и механизм распределения объема часов по блокам и по дисциплинам на основе комплексности учета различных факторов. В перспективе, возможно, будет обоснованным использование методов оптимизации и компьютерных технологий к разработке ГОС. Одним из важных направлений развития образования в XXI в. должна явиться реализация принципа непрерывного образования. Здесь, в частности, необходимо обратить внимание на согласование ГОС различных уровней образования, в том числе ПТУ, колледжа, вуза. Нуждается в структурировании отечественная система послевузовской поуровневой доподготовки специалистов, пока ограничивающаяся формами повышения квалификации. В целом следует сформировать систему образования в течение всей жизни. Реализация важнейшего и перспективного направления в деятельности высших учебных заведений - интеграции образования, науки и производства, как правило, с большой эффективностью осуществляется при их активном участии в разработке и практической реализации федеральных целевых программ, государственных научно-техических, отраслевых и территориальных программ. От коллектива вуза при выполнении программ требуется большая отдача иответственность, высокий научный уровень и строгая практическая направленность исследований, подключение к выполнению работ научно-педагогических кадров, тесное сотрудничество с министерствами и ведомствами, с научными, учебными и производственными организациями. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет участвует в выполнении различных программ. В разработке и реализации федеральной целевой программы «Возрождение Волги» вуз является головной организацией. Волжский бассейн объединяет территории 39 субъектов Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Возрождение Волги» (ФЦП) является комплексной, социально-экономической и экологической программой и направлена на оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна. В научных исследованиях и практических работах по реализации Программы участвуют 12 кафедр ННГАСУ. Участие в выполнении ФЦП «Возрождение Волги» позволяет проводить вузу большие объемы научных исследований, обеспечивать подготовку и повышение квалификации кадров, участвовать в выполнении инновационных проектов, развивать материальную базу. Важным для расширения спектра образовательных услуг представляется развитие форм международного сотрудничества вузов. Международное сотрудничество значительно обогащает деятельность вуза, расширяет сферу интересов и практических результатов в науке, методической работе, подготовке кадров, способствует приобщению коллектива к мировой культуре. Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом за последние 10 лет значительно расширены формы международного сотрудничества. Совместно с вузами Германии и Нидерландов (высшие школы в г. Кельн, Аахен, Ситтард) при поддержке Министерства образования России, Министерства образования и науки Германии, Министерства образования и науки Нидерландов, Администрации Нижегородской области создан Международный институт экономики права и менеджмента (МИЭПМ), финансируемый Европейским Сообществом и Правительством Российской Федерации. Подготовка кадров проводится педагогами трех стран по интегрированному учебному плану. В декабре 1999 г. Международным институтом экономики, права и менеджмента проведен первый выпуск специалистов, получивших три диплома о высшем образовании - диплом Российской Федерации, диплом Германии и диплом Нидерландов. С 1993 г. выполняются международные проекты России и Германии «Ока-Эльба», «Волга-Рейн», направленные на решение актуальных экологических проблем бассейнов этих рек. По итогам проекта «Ока-Эльба» группа германских и российских специалистов, в том числе ученых ННГАСУ, стали Лауреатами Премии Российской Федерации. На базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета выполняется проект по программе «Темпус-Тасис» «Повышение квалификации кадров по обеспечению экологически безопасного развития Волжского бассейна». Важнейшими представляются работы, направленные на развитие новых технологий обучения. Здесь, в частности, нуждаются в распространении методы, стимулирующие формирование навыков активного самостоятельного освоения материала, творческих навыков. Активно развивающиеся компьютерные технологии, в частности, связанные с дистанционным обучением, нуждаются в более глубоком анализе вариантов их предпочтительного применения. Внедрение в учебную практику упомянутых выше, а также ряда других принципов и механизмов высшего образования позволяет рассчитывать на результативность реформирования системы образования в XXI в. При этом важным представляется необходимость комплексного учета различных факторов, определяющих содержание реформы, а также развитие механизмов мониторинга качества образования. Практическое задание .
4. Понятие о профессиональной компетентности учителя
Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения;
законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она - основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико- практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.
Наконец, данное понимание сущности педагогического умения позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умения) как относительно самостоятельных частных умений. Это в свою очередь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного их разложения в практических целях. Например, умение "провести беседу" может быть разложено на части: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; составить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разложить любое другое умение.
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:
создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
и т.д.................

Понятие образование – это сложное и многоаспектное понятие. Образование это - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений, навыков, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Н.Г. Чернышевский считал, что образованного человека отличают три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Образование - это общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В современной отечественной педагогике существуют разные концепции содержания образования.

Принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны:

Теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим материалом);

Практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях);

Мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи заключенные в знаниях).

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Термин "образование" отсутствовал в отечественных педагогических сочинениях и официальных документах вплоть до второй четверти XVIII века. Впервые "образование" упомянуто в педагогических статьях Н.И. Новикова (термины образование и воспитание в то время были тождественны). Так, в указах Петра I об основании школы математических и навигаторских наук, об учреждении Морской академии и Академии наук в "Духовном регламенте" употреблялось только слово "учение". В трактате "Разговоре о пользе наук и училищ", где речь идет о значении знаний для дворян и народа, В.Н. Татищев также обходился без терминов "воспитание" и "образование". Потребность в широком употреблении этих понятий возникла не из-за "удобства рассуждений", а тогда, когда изменилось содержание школьной работы, когда на ряду с навыками чтения и письма важное значение приобрели воспитательные задачи. Они становились главенствующими, и в качестве самого широкого педагогического понятия стало употребляться не "учение", а "воспитание".

Это отразилось в документах "Генеральный план Московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). Авторы этих документов понимали под воспитанием учением и соответственно воспитание. Термин "воспитание" фиксировал внешнюю сторону поведения, сближаясь с понятием "этикет".

В XVIII-XIX веках под влиянием просветителей широко стал применяться термин "просвещение" как эквивалент термина "образование" с акцентом на целостности и определенной оценке явлений окружающей жизни.

Цели образования - один из определяющих компонентов дидактической системы. Они зависят от социального заказа, особенностей образовательной системы, задач конкретного учебного заведения, общих целей совокупности учебных программ и конкретного курса.

В истории дидактики традиционно выделяют два взгляда на цели обучения: во-первых, целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности ("формальное образование"); во-вторых, целью является усвоение основ наук, формирование конкретных, необходимых в жизни знаний ("материальное образование").

М.В. Кларин отмечал, что цели обучения формируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся. Построение четкой системы целей, внутри которой выделяются категории и последовательные уровни (иерархия), получили название педагогических таксономий. Наиболее распространенной в мире является таксономия американского ученого Б. Блума, в основу которой положены области деятельности: когнитивная, аффективная, психомоторная.

Использование такого рода классификации позволяет педагогу концентрировать усилия на главном, вносить ясность и гласность в совместной работе обучаемого и обучающихся, создавать эталоны оценки результатов обучения. Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе одного или нескольких уроков, аффективные имеют глубокий личностный и долгосрочный характер.

Таблица 3

Перечень целей в познавательной и аффективных сферах

Познавательная сфера

Запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостных причин

Понимание

Преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую (из словесной в математическую), интерпретация или выдвижение предположений

Применение

Использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях

Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого

Комбинирование элементов с целью получения нового целого (сообщение, план действий, совокупность обобщенных связей)

Аффективная сфера

Восприятие

Готовность и способность воспринимать явления и стимулы

Реагирование

Отклик, активные проявления, исходящие от самого обучаемого

Усвоение ценностных ориентаций

Принятие, предпочтение или приверженность определенным ценностным ориентациям

Организация ценностных ориентаций

Осмысление, соединение, разрешение противоречий и формирование значимой и устойчивой системы ценностей

Распространение ценностных ориентаций на деятельность

Ценности определяют поведение

Выписка из Закона «Об образовании»

Образование принято разделять на общее и профессиональное. Общее образование должно быть областью деятельности общеобразовательной школы, а профессиональное - различных профессиональных учебных заведений.

Факторами формирования содержания образования выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые ставит общество перед учебными заведениями; реальные возможности процесса обучения, средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Принципы построения содержания образования. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали десять принципов, каждый из них означает, что содержание образования должно быть насыщенно таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед учебным учреждением. Однако это только общие направления, а потому далее авторы формируют частные основания:

    в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

    сознательность усвоения и развитие научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытие процесса и истории познания, движение идей;

    необходимо реализовать межпредметные связи.

Б.Т. Лихачев выделил две группы принципов:

Общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, труда, физического развития.

Ю.К. Бабанским и И.Л. Лернером была разработана общедидактическая система критериев отбора содержания образования.

Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

Интеграцию личности в системе мировой и национальных культур;

Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В свою очередь профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за границами определяющих его статус образовательных программ.

Система образования

Система образования РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично - даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Педагогический аспект

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению пособий и программ.

ФГОС

Позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.

Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам. Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Задачи

Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.

Главная из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.

Помимо перечисленного, образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.

О принципах

Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.

Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.

Кроме этого, важен уровень мобильности вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.

Функции образования

Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.

Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.

Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.

Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций. Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию. В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.

И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.

Результат образования

Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.

Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе - цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.

Процесс обучения

Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.

В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное. Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету - слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий. Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.

Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.

Важные особенности

Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности. Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность. Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.

И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.