Что такое коммуникация в русском языке. Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие коммуникации, её виды

Коммуникация – это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания. Понятие коммуникации включает в себя:

    Средства связи любых объектов материального или духовного мира;

    Общение, передачу информации от человека человеку;

    Общение и обмен информацией в обществе.

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Таким образом, коммуникация, являющаяся предметом изучения теории коммуникаций – это феномен, который обусловливает прогресс общества и проявляется во всех его сферах.

Основная цель теории коммуникаций состоит в том, чтобы исследовать механизмы посредством которых информация, информационные потоки распространяются в обществе, между индивидами, группами, государствами, нациями, культурами и континентами.

Субъектами могут выступать социальные институты, индивиды, социальные группы, общественные движения, международные сообщества, географически обозначенные регионы, государства.

Социальные коммуникации – процесс взаимодействия, когда сторонами, включенными в нее, является либо индивид, либо какая-либо организация или группа; способы общения людей, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности – и в первую очередь выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений между людьми, стремление к власти над людьми, объединение организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего места в нем и т. д.

Одним из важных факторов социального контекста, влияющим на коммуникации, является коммуникативная ситуация. Коммуникативная ситуация – это совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается коммуникативный процесс. Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы.

Виды коммуникации по составу коммуникантов

Интраперсональная, когда человек диалогизирует сам с собой, формулируя свой внутренний диалог. Иногда интраперсональную коммуникацию определяют как автокоммуникацию.

Автокоммуникация – форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения, она сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в специфической форме (монолог, дневник, записи, не предназначенные другим). Автокоммуникация имеет важное значение в формировании внутреннего мира личности. Такая коммуникация основополагающую роль имеет в процессе художественного творчества и восприятии искусства, в этом случае субъектом может быть не только личность, но и социальная группа.

Межличностная коммуникация, в которой, как правило, участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей в аудитории, театре, кафе и т. п.).

Групповая коммуникация, коммуникация внутри группы, между группами, в ситуации – индивид-группа, естественно, что в разновидностях групповой коммуникации существуют разные цели в больших и малых группах.

Массовая коммуникация осуществляется в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, различающихся по своим интересам, групповому коммуникативному опыту.

1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это - .связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

1) адресант - субъект коммуникации;

2) адресат - кому направлено сообщение;

3) сообщение - передаваемое содержание;

4) код - средства передачи сообщения;

5) канал связи;

6) результат - то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:

1) средства оптико - кинетические - жесты, мимика, пантомимика;

2) средства паралингвистические - качество голоса, его диапазон, тональность;

3) средства экстралингвистические - паузы, плач, смех, темп речи;

4) средства пространственно - временные - взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит - наряду с физическим - коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них - генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:

1) сообщения побудительные - убеждение, внушение, приказ, просьба;

2) сообщения информативные - передача реальных или вымышленных сведений;

3) сообщения экспрессивные - возбуждение эмоционального переживания;

4) сообщения фатические - установление и поддержание контакта. Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, различаются:

1) по типу отношений между участниками - коммуникация межличностная, публичная, массовая;

2) по средствам - коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно - знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.). Разновидностью коммуникации вещественно - знаковой является коммуникация художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние ее может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения; равнодушие, раздражение или агрессию - вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов - в несовпадении "душевной организации" художника и реципиента, в различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и пр.

Коммуникация

акт общения, имеющий целью обмен информацией. К. рассматривается как обмен информацией между людьми с целью опре¬деления проблем и поиска решений, регуляции противоречивых взаимо¬действий их интересов. В коммуникационном процессе выделяются обычно четыре основных элемента-, отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение - собственно сама информация, закодированная с помощью знаков и символов; какал - сред¬ство передачи информации; получатель - лицо, которому предназначена информация и которое воспринимает и интерпретирует ее.

Коммуникация

1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организаций на основе обмена информацией между ее членами.

КОММУНИКАЦИЯ

communication) Как убедительно показал Szasz (1961), психоаналитическая теория может и должна быть вновь сформулирована скорее на языке коммуникаций и неудач коммуникаций, чем на языке функций и нарушения функций отдельных индивидов. Однако эта критика имеет непосредственное отношение скорее к ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ,чем к ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, поскольку то особое значение, которое придается здесь ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ, содержит в себе идею о том, что индивид ищет коммуникаций и что неврозы являются результатом неудач этого поиска. См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ; СМЫСЛ; СЕМАНТИКА; ПРИЧИНА; ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ПЕРСОНОЛОГИЯ; КОНВЕРСИЯ.

КОММУНИКАЦИЯ

сообщение, передача информационных сигналов, знаков, как вербального, так и невербального общения. Обычно под К. понимают обмен "сухой", деловой информацией, оставляя в стороне чувства и эмоции.

КОММУНИКАЦИЯ

смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

КОММУНИКАЦИЯ

от англ. communicate -сообщать, передавать) Вербальная К. - целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К. Существует и невербальная К., которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную К., с др. - обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). См. Массовая коммуникация, Общение.

КОММУНИКАЦИЯ

1. В широком смысле – перемещение чего-то с одного места на другое. Перемещаться могут сообщения, сигналы, значения и т.д. У передающего и принимающего устройств должен быть общий код, чтобы интерпретировать значение информации, содержащейся в сообщении без ошибки. С этих очень общих позиций теория коммуникации объясняет полезные для психологии развивающиеся модели взаимодействия, процессы памяти, физиологические функции, язык и т.д. См. канал, код, теория информации. 2. Сообщение или фактическая информация, которые передаются. Здесь отражается тенденция некоторых авторов использовать понятие коммуникации как синоним языка. Это – ошибка. Причины, по которым следует различать эти термины, приведены в словарной статье этого термина.

Коммуникация

лат. communico - делать общим] - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания), фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая К.; по средствам К. - речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая К. (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Разновидностью вещественно-знаковой К. является художественная К., связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние художественной К. при этом может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения, равнодушие, раздражение или агрессию - вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов кроются в несовпадении "душевной организации" художника и реципиента, в различии их ценностных ориентаций, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и т.п. А.П. Назаретян

КОММУНИКАЦИЯ

от лат. communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с др. людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие др. людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информационная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информационные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). По типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая К. По средствам К.: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая К. (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.). К. играет решающую роль в процессе возникновения, особенно развития и завершения социальных конфликтов. Различные нарушения в процессе К. могут не только способствовать более деструктивному развитию конфликтов, но и быть их непосредственной причиной.

КОММУНИКАЦИЯ

лат. communication, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь] - акт общения; одна из функций общения с целью обмена мыслями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной, трудовой и иной деятельности

КОММУНИКАЦИЯ

ОТ англ. communicate - сообщать, передавать) - различные формы сообщения и связи в технике, кибернетике, психологии. В социальной психологии понятие К. используется для характеристики структур деловых и межличностных связей между людьми. Примером этого являются К. в производственном коллективе (см. Коммуникативные возможности). В инженерной психологии изучаются визуальные К., которые представляют собой визуальные связи между зрительным анализатором человека и информационной моделью и остальной предметной обстановкой, окружающей человека. Большое значение уделяется также проблеме К. при организации групповой деятельности, где они зачастую носят опосредствованный характер. Для осуществления К. образуются каналы К., которые могут быть односторонними (информация передается в одном направлении) или двухсторонними (информация передается в обоих направлениях), открытыми или закрытыми с точки зрения пропускания производственной информации. Открытость - закрытость каналов К. является тем параметром, который испытывает особенно сильное воздействие со стороны существующей в коллективе системы межличностных отношений. На помехоустойчивость операционных К. существенное влияние оказывает психологическая совместимость людей по таким параметрам, как сила -слабость нервной системы, время реакции, уровень притязаний и т. п. Совокупность существующих каналов К. называется сетью внутригрупповых К. Выделяются следующие типичные виды сетей К. 1. Полная (каждый участник группы может свободно общаться с любым другим). 2. Централизованная (все участники могут общаться друг с другом через единый центр). 3. Цепь (каждый участник может общаться только с двумя другими, находящимися рядом с ним, напр, работа на конвейере). 4. Круг (замкнутая цепь).

Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, которое соткано из образов, имиджей, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «человек информационный»; для него умение получать, обрабатывать и передавать информацию безотносительно к ее содержанию является основным ценностным ориентиром.

Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация -- это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств.

Обыденное понимание коммуникации означает чаще всего «пути сообщения, дороги, средства связи мест». Психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. У современного читателя иронию или недоумение вызывает определение коммуникации, которое было дано в «Философском словаре», многократно переиздававшемся: это «категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива».

Коммуникация (от лат. communicatio -- сообщение, передача; communicare -- делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:

  • 1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
  • 2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
  • 3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
  • 4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
  • 5) массовая коммуникация -- процесс сообщения информации с помощью технических средств -- средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) --- это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных -- это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет).

Научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к нему. Оно коррелируется с такими понятиями, как связь между различными объектами (способы, средства и механизмы связи, т.е. каналы связи между объектами), пути и средства сообщения между пространственно разделенными объектами, как движение, как различные формы общения между людьми, как взаимодействие, как обмен сигналами между животными, как передача и обмен информацией между людьми, как информационное взаимодействие и даже как «субстанция идеальной природы, суть которой составляют информационные образования», информационные продукты деятельности.

В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как:

  • 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира;
  • 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
  • 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).

Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ,

второй -- межличностных коммуникаций ,

третий -- на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Под коммуникацией в широком смысле понимают и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию».

«Вебстеровский» словарь определяет коммуникацию в трех основных значениях :

  • 1) как акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия;
  • 2) как пути или средства связи, сообщения;
  • 3) как собственно сообщение, послание.

Можно привести еще ряд определений коммуникации, но по существу в широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах. В этом смысле существуют инженерно-транспортные коммуникации, био- и зоокоммуникации, а также различные уровни и виды социальной коммуникации.

Таким образом, в самом широком смысле понятие коммуникации включает технические (инженерно-транспортные коммуникации), биологические (обмен сигналами между животными, связь растений с энергией солнца и с почвой) аспекты, а также социальные, социокультурные и психологические аспекты ее понимания (различные формы общения, ритуалы этикета, деловое совещание, презентация нового продукта, чувство симпатии, улыбка, рукопожатие, приказы в армии, манипулирование, интерпретация символов картин Иероима Босха или Уильяма Блейка ).

Универсальное понятие «коммуникации», включающее и техническое, и биологическое, и социальное ее понимание, соотносится с такими понятиями, как связь, движение, обмен информацией, информационное взаимодействие, контакт, общение, каналы связи между объектами, сообщение, информация, пути и средства сообщения, взаимодействие, символические посредники.

Коммуникация --- это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы. Транспортные коммуникации, телеграфная связь, охота львов, брачные игры животных, молитва верующих, песни, приветствия, улыбка, чтение газетных статей и книг, дуэль, учебная лекция, публичная презентация новой книги, просмотр фильмов, объяснение в любви, общение по мобильному телефону, съемка рекламного киноролика и его трансляция, ссоры и примирения, переговоры лидеров государств, электронная почта, создание социальных мифов, формирование имиджа политического лидера, государства или корпоративного имиджа, восприятие рекламного сообщения, создание бренда Одессы и оценка его экспертами и разными целевыми аудиториями -- все это примеры различных коммуникаций.

Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули (1864--1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс», после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени».

Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация -- это то, что связывает любой организм воедино».

В широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». В качестве идеальной коммуникационной субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействий от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов». Термины «коммуникация» (ед. число) и «коммуникации» (мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены. Под коммуникацией (communication, ед. число) понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация -- понятие неисчесляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации. Под коммуникациями (communications, мн. число) понимаются прежде всего технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать).

По мнению В.П. Конецкой коммуникация -- это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)». По сути, это понятие социокоммуникации. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения.

Общение -- социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А. В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т.е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве».

И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Под гуманитарно-социальной коммуникацией он понимает информационное взаимодействие между личностями, группами людей, организациями и средствами массовой информации. Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях».

Презентационные каналы коммуникации -- это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы -- книги, картины; электронно-механические носители -- телефон, радио, телевидение.

СВ. Бориснёв определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, которая занимает ведущее место в сфере социальных процессов.

Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т.е. на истинность, правильность и правдивость.

Основатель кибернетики Норберт Винер (1884--1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Он отмечал, что «понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи, и в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем, включая общество, организацию, организм.

Обратная связь это реакция на получаемое сообщение:

  • o в технических системах она означает хорошее качество связи;
  • o в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации;
  • o в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги.

Коммуникатор-источник , адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. По мнению английского психолога Ф. Фэринга, коммуникатор -- это лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала.

Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).

Каналы коммуникации -- это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т.е. созданные, например газеты, электронные каналы -- радио, телевидение).

Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.

Понятие «контекст » не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкректном социокультурном контексте. Так, в цветовом каноне VI в. белый цвет в Византии символизировал чистоту, отрешенность от мирского, божественное начало; черный цвет был знаком скорби; золото (как застывший солнечный свет) всегда означало богатство и власть.

Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.

Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.

Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.

  • o Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?
  • o Почему осуществляется коммуникация (функции, цели и намерения, отправителя сообщения)?
  • o Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?
  • o В чем состоит содержание коммуникации (контент, содержание сообщения и ею смысл, знаки и значения)?
  • o Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?

Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916--2001) выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:

  • 1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);
  • 2) уровень В: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);
  • 3) уровень С: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении).

Междисциплинарный характер коммуникативного знания.

Как уже говорилось, исследования проблем коммуникации не ограничиваются только областью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин -- гуманитарных, естественных, технических. В этой связи одна из главных задач, которые предопределили структуру и логику настоящего учебника, заключается в том, чтобы показать, что теория коммуникации, во-первых, является относительно самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет, свой категориальный аппарат, свои законы, наконец, свою историю, во-вторых, она выступает как комплексная область современного научного знания, органически сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук, а также различные уровни освоения коммуникативной реальности: общетеоретический, технологический, научный и эмпирический. Лишь опираясь на комплексный подход к изучению коммуникативных явлений, теория коммуникации может рассчитывать на получение желаемых результатов -- адекватно отражать все многообразие и сложность коммуникативной реальности, успешно развиваться, совершенствоваться и постоянно обогащаться новым знанием.

Обращение к проблеме коммуникации многочисленных научных дисциплин -- философии, социологии, психологии, политологии, культурологии, лингвистики, экономики и многих других дисциплин социогуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов -- объясняется тем, что коммуникация представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление, пронизывающее не только общество в любой, даже самой элементарной клеточке общественного организма, но которое мы без труда обнаруживаем и за пределами социума как такового, т.е. в природе. Каждая из перечисленных наук изучает коммуникацию под своим углом зрения.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т.д.

Социология , изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов -- отдельных личностей, малых и больших социальных групп -- классовых, национальных, этнических, демографических и др. В последнее время социальная коммуникация активно изучается общей социологической теорией. Важно, что коммуникация -- не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации -- возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

С 1960-х гг. после публикации работы К. Дойча «Нервы управления. Модели политической коммуникации и контроля» (1963) коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в область политологии. Возникло целое научное направление (коммуникативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания -- от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов.

Таким образом, поле коммуникации распространяется не только на социальный, но и на природный мир.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Собственно и сама теория коммуникации в XX в. во многом «выросла» из математической теории связи (коммуникации), фундамент которой был заложен в области техники электрической связи.

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество - не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной.

Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество, если не сказать - как окружающий нас мир.

Если для российской системы образования теория коммуникации - сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникативная революция. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.

Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными.

К началу 1960-х гг. только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что сегодня таких определений существует на порядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеоретического и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации.

Приведем лишь некоторые определения, встречающиеся в литературе:

Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (*/. Кули).

Коммуникация - обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация - в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Чер\т).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация - это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация - это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация - это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) -это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гпуэр).

Коммуникация - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Приведенные определения (а это лишь малая их часть) свидетельствуют о многоаспектное™ понятия «коммуникация», в котором можно условно выделить следующие основные значения:

Универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации);

Биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации - коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.