Тема: Безопасность ребенка в школе.
Образовательное учреждение несет ответственность за создание в школе безопасных условий для ребенка, его жизни и здоровья. Для этого в школе выделяется ряд направлений деятельности, направленных на обеспечение безопасности учащихся.
Это, во-первых, осуществление деятельности школы в строгом соответствии с нормами САНПиНа, касающихся различных сторон школьной среды:
- режиму образовательного процесса;
Организации медицинского обслуживания обучающихся;
Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
Организации питания учащихся.
Работа классного руководителя в данном направлении должна складываться из изучения индивидуальных особенностей здоровья ребенка с целью осуществления дифференцированного подхода
При определении места ребенка за учебным столом в кабинете,
По организации горячего питания,
По соблюдению ребенком режимных моментов в школе,
За нормированностью объема домашнего задания,
За состоянием здоровья ребенка.
Во-вторых, школа должна быть пространством, защищающим ребенка от любых проявлений жестокости и насилия. Родителям и педагогам, безусловно, хочется, чтобы каждый день пребывания в школе запомнился ребенку только радостными событиями. К сожалению, это далеко не так. Часто присутствие ребенка в образовательном учреждении омрачается не только плохими оценками и замечаниями педагогов по поводу плохо выученных уроков, но и теми взаимоотношениями, тем микроклиматом, в котором ребенок находится в течение дня на протяжении всего учебного года. Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И вся психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и агрессии, которые, увы, имеют место и в наших учебных заведениях. К сожалению, тема насилия в последнее время приобретает все большую актуальность в нашей жизни. В 2009 г. зафиксировано свыше 600 нарушений прав несовершеннолетних, от насилия родителей пострадало 4 тысячи детей. За год в России совершено 100 тысяч преступлений против детей. Насилие становится фактом нашего бытия. И, как следствие этого, насилие среди детей и подростков, тема, которая не может не волновать.
Школа должна быть местом, где детям комфортно и безопасно. В реальной жизни мы все чаще становимся свидетелями обратной ситуации.
Остро стоит такая проблема, как школьная травля, - сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. К сожалению, опыт и статистика свидетельствуют, что в школе ребенок не застрахован от проявлений агрессии и насилия. Тем более прискорбно признавать тот факт, что ребенок в силу обстоятельств вынужден иногда длительно находиться в роли жертвы и испытывать травмирующую для него ситуацию. Не всегда взрослые способны оградить ребенка от сложных жизненных обстоятельств и тогда ребенок вынужден находиться в кризисной для него ситуации один. Какой будет исход, сможет ли ребенок справиться со своими насильниками в одиночку, какой ущерб будет нанесен его физическому и психическому здоровью - непредсказуемо.
Невозможно решить данную проблему за счет каких -то одномоментных воздействий (ужесточение дисциплины, отстранение обидчика или насильника от учебы, организация психологической поддержки или сопровождения жертвы). Любая стратегия вмешательства при возникшей проблеме должна быть направлена на процесс и ситуацию насилия в целом.
Как правило, необходимая помощь от взрослых приходит с большим опозданием. К сожалению, чаще всего, взрослые (педагоги, психологи, администрация, правоохранительные органы и т.д.) которые призваны по долгу своей деятельности защитить ребенка от насилия, предупредить его, сталкиваются с последствиями ситуаций насилия, когда ребенку уже нанесена травма. И тогда очень трудно бывает оказать своевременную помощь, защиту и поддержку, и очень много времени требуется на восстановление, на реабилитацию, на полноценное возвращение к жизни. Можно ли в условиях образовательного учреждения предупредить насилие и избежать его пагубные последствия на развитие личности ребенка? Делать это, безусловно, можно и нужно! Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде должен и может вносить каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Тренинги общения, тренинги личностного роста, тренинги уверенного поведения, тренинги по профилактике зависимого поведения, а также организация досуга детей и вовлечение их в клубы по интересам, тот не полный перечень профилактических мероприятий, которые безусловно должны изменить среду, в которой находятся дети и сформировать модель поведения, где не будет места насилию и агрессии. Особое место в профилактической работе занимают дети, у которых, по тем или иным причинам (воспитание, длительная травмирующая ситуация, хронические заболевания, ситуации домашнего и сексуального насилия и т.д.), уже сформирована модель поведения «жертвы». Именно такой ребенок, как правило, и попадает в ситуацию насилия, которую принимает как знакомую и привычную, а значит терпимую и «нормальную» для него. Нужно ли вмешиваться в таких случаях социальным и правовым институтам (образовательные учреждения, органы опеки, социальные и правовые общественные организации, структуры МВД и т.д.) когда нет запроса ни от родителей, ни от ребенка, ни от окружающих его детей и взрослых, и менять ситуацию? Это не обсуждаемый вопрос!
Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.
Среди всего многообразия действий, нарушающих права человека, можно выделить несколько видов: насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное. Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды. Внешними источниками насилия для детей и подростков в школе являются сверстники, старшеклассники, а так же, как это ни парадоксально, педагоги. Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?
На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и вполне гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.
Факторы, провоцирующие насилие и жестокость
Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;
предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;
В) особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;
е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Лишь некоторые из этих факторов можно изменить в условиях российского образования. В первую очередь речь должна идти об изменении характеристик школьной среды.
Педагогические действия могут провоцировать или нейтрализовать проявления агрессивности детей и взрослых. Преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Чем жестче система контроля и ограничения свободы школьников, тем чаще они проявляют агрессивность к более слабым ребятам, а подчас даже и к педагогам. Если система взаимоотношений «взрослый - подросток» строится на авторитарных принципах жесткого регламентирования поведения детей, то резко возрастает среди учащихся чувство дискомфорта и тревожности. Каждый четвертый подросток в условиях подавления проявляет агрессию как по отношению к учителям, так и к сверстникам или младшим. Жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности, обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, позволяет обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в образовательном учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним. Подросток, временно лишенный родительской «крыши», оказывается без защиты и поддержки со стороны взрослых и вынужден либо защищаться сам всеми доступными ему способами (в основном агрессивными), либо покориться и принять роль «жертвы», что, в свою очередь, провоцирует новый виток агрессии. Так возникает цепная реакция проявления жестокости не только во взаимоотношениях между подростками и взрослыми, но и в общении детей друг с другом.
Изменить ситуацию может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества.
Основным результатом проведения классным руководителем профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Особо выделяются действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды. При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды в классе, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
В классе целесообразно возродить систему коллективно-творческой деятельности, ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
Одновременно классному руководителю в практику необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
Особенно эффективны в этом плане ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.
Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных учащихся и классного коллектива в целом.
В результате происходит резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.
Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках нашей школы, - это задача, которая под силу только нам, педагогам.
В-третьих, школа обязана научить ребенка безопасному поведению как в социуме, так и в быту, в повседневной жизни. Поэтому первостепенную важность имеют классные часы, беседы, лекции, различной тематики инструктажи (по безопасности дорожного движения, по технике безопасности во время каникул и др.). Также одной из задач, стоящих перед классным руководителем в плане обеспечения безопасности детей, является задача формирования у школьников установки на ведение здорового образа жизни и профилактика вредных зависимостей.
Список разрешенных и запрещенных сайтов
Комплексная безопасность в МБОУ СОШ с. Семенкино
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения – первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.
Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:
- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
- за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
- за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:
1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.
Опираясь на эти документы, в учреждении разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:
- Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
- План профилактической работы по предотвращению террористических актов;
- Инструкции, памятки.
2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения
Охрану школы осуществляют собственные сотрудники.
На оборудованном месте имеются:
- Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
- Кнопка тревожной сигнализации.
- Телефон (стационарный, мобильный).
- Система оповещения.
- Медицинская аптечка.
- Фонарь.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.
3. Пожарная безопасность
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
- Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
- План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
- Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
- Памятка «Порядок действий при пожаре»
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, проверки знаний пожарно-технического минимума, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
4. Электробезопасность
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».
5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Руководитель учебного учреждения, заместитель директора по обеспечению безопасности, руководители нештатных аварийных формирований периодически проходят обучение.
6. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности
Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках«Окружающий мир» , во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
- учебные занятия;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий мир, экология, здоровье);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности.
Культура безопасности – это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.
7. Наглядные пособия
В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература. Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.
Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев, имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.
Главная задача – научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Все столичные школы, вузы и детсады к новому учебному году проверены на антитеррористическую защищенность, а 1 и 2 сентября будут взяты милицией под особую охрану, сообщил РИА Новости начальник управления информации столичного ГУВД полковник милиции Виктор Бирюков.
Основными видами мер безопасности, применяемыми в школах , согласно программе Минобразования «Безопасность образовательного учреждения» и действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» являются противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, защита от преступлений против личности и имущества, поддержание общественного порядка на территории образовательного учреждения, экологическая безопасность, безопасность труда и обучения (охрана труда и учебы).
Согласно действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры:
1. Приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.);
2. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара;
3. Обеспечение учреждения телефоном;
4. Приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации;
устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).
Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя:
1. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);
2. Обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;
3. Охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право
4. Осуществления данной деятельности, на основании договора;
формирование и содержание в учреждении собственной службы безопасности (может быть использована в качестве подразделения по борьбе с пожарами).
5. Ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях;
6. Ограничение прохода на территорию школы;
7. Обеспечение сохранности применяемых в обучении дорогостоящих технических средств и опасных веществ;
За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения .
Согласно этим документам здания школ стали оснащаться системами наружного и внутреннего видеонаблюдения и так называемыми «тревожными» кнопками (по сигналу с которых сотрудники милиции обязаны прибыть на место происшествия в течение трех минут).
21 августа 2009 года министр образования Андрей Фурсенко сообщил журналистам, что вопрос безопасности школ 1 сентября решается на уровне каждого региона, при этом он «очень жестко» контролируется и на федеральном уровне и «находится под постоянным и пристальным вниманием президента» .
Так, в Воронеже в 2005 году в ряде школ было опробовано нововведение - пейджеры, настроенные на волну МЧС РФ. Устройство в случае возникновения опасности принимает поступающую для администрации школы информацию.
Также в 2005 году в Кабардино-Балкарском государственном университете и школе №1 г. Баксана был проведен эксперимент по внедрению идентификационных карточек для учащихся и преподавателей . На такую карточку может быть занесена практически любая информация о ее владельце (например, данные студенческого билета с фотографией и прочими атрибутами). Временный пропуск в здание осуществлялся по снабженному штрих-кодом бумажному пропуску.
По состоянию на август 2009 года практически все московские школы взяты под охрану милиции , в обязательном порядке установлена «тревожная кнопка», во многих школах уже появились многофункциональные системы наблюдения и оповещения; деньги на это были выделены из городского бюджета.
В сахалинских школах в 2009 году также появились «тревожные кнопки» , были выполнены основные мероприятия программы пожарной безопасности объектов по установке пожарной сигнализации, систем оповещения о необходимости эвакуации. За счет федерального бюджета во всех государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, установлены системы видеонаблюдения.
«Тревожными кнопками» были оборудованы школы в Белгородской области и в республике Карелия .
Однако по состоянию на август 2009 года только 6-8% российских школ располагают антитеррористическим и 75% - противопожарным оборудованием . Об этом сообщил начальник управления федерального имущества и капстроительства Рособразования Сергей Лобанов.
«К сожалению, у нас не хватает денег для масштабного решения этих проблем, особенно в республиках Северного Кавказа», - посетовал представитель Рособразования. По его словам, в 2009 году из всех источников финансирования на противопожарную и антитеррористическую безопасность школ, училищ, техникумов и вузов будет выделено около 12 млрд. рублей. Примерно половину этой суммы составят средства субъектов Федерации и муниципальных образований.
Директор департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко сообщил, что сотрудники министерства перед началом учебного года выезжают в регионы, в том числе на Кавказ, и наблюдают за тем, как школы выполняют рекомендации Минобрнауки по антитеррористической безопасности . По его словам, там прописано, как обследовать отдельные школьные помещения, например, чердак и подвал, какие меры безопасности следует принять, чтобы провести школьную «линейку». «У регионов есть четкий план. Надеемся, все пройдет благополучно», - сказал Реморенко.
Согласно совместному письму Минобрнауки России, МЧС и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 года № АФ-102/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» все школы РФ до 25 августа 2009 года должны пройти проверку на соблюдение необходимых мер безопасности , иначе учебное учреждение не сможет открыть свои двери для учеников в новом учебном году.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Предполагает формирование условий сохранения здоровья и жизни всех участников образовательного процесса, а также материальных ценностей, принадлежащих ОУ от пожаров, несчастных случаев, аварий и прочих нестандартных ситуаций с учетом техногенной и криминальной обстановки, технического и фактического состояния школы, природной территории и условий организации учебно-воспитательного процесса.
"Безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства"
Согласно ст. 1 Закона РФ «О безопасности»
В школе под безопасностью подразумеваются все ее виды:
- пожарная;
- электротехническая;
- антитеррористическая;
- экологическая;
- радиационная;
- информационная;
- безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Безопасность в школе: направления работы
Обеспечением безопасности детей в школе занимаются представители администрации и ответственные за это сотрудники, реализуя целостную систему мер и направлений работы с использованием современных технических средств. Совокупность мероприятий по созданию безопасной среды возможна при сотрудничестве с частными охранными структурами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также при условии готовности школьников и педработников к оперативным и рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Главная задача организации безопасности в школе заключается в реализации государственной политики и предписаний нормативных актов по защите учащихся и сотрудников во время реализации учебно-воспитательного процесса.
Принципы обеспечения безопасности образовательной среды
Обеспечение безопасности в школах опирается на ряд принципов, следовать которым должны и взрослые, и дети:
- Любое насилие, направленное против педагога или ученика, строго порицается. Если кому-либо в школе причиняют психологический или физический ущерб, свидетель насилия должен принять меры. При этом важно помнить, что бездействие, как и физическое вмешательство, тоже является насилием.
- Каждый имеет право на защиту себя и других для предотвращения опасности. Вмешиваясь с целью защиты, следует оценивать риски, делая участие пропорциональным опасности. Законным считается минимально необходимое для устранения опасной ситуации вмешательство.
- Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен знать свои права:
- Руководитель ОУ отвечает за обеспечение безопасности для сотрудников школы и учащихся, формирование в учреждении безопасной и комфортной учебной среды.
- Педагоги ответственны за поддержание безопасности учебной среды и профессиональное проведение учебного процесса, предотвращение насилия и содействие в случае опасности.
- Родители несут ответственность за воспитание детей, открытое сотрудничество со школой.
Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность
Комплексная безопасность школы обеспечивается согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», регулирующим необходимость защиты жизни и здоровья учеников во время пребывания в образовательном учреждении.
Технические и организационные меры используются для обеспечения безопасности от террористических и криминальных угроз, для чего к образовательным учреждениям выдвигается ряд требований:
- лицензированные частные охранные предприятия, вневедомственная охрана или служба безопасности, привлеченные на платной договорной основе, должны обеспечивать охрану территории и помещений;
- по периметру здания должно быть ограждение, а на территории - достаточное освещение;
- в школе должны быть системы контроля и видеонаблюдения, тревожная сигнализация и прочие инженерно-технические средства;
- входные двери должны защищать здание и находящихся в нем от несанкционированного доступа;
- должна быть разработана служебная документация, регламентирующая внутриобъектовый и пропускной режимы, действия учеников и педагогов в чрезвычайных ситуациях, должностные инструкции для персонала;
- название лица, ответственного за меры по защите образовательного учреждения от криминальных или террористических угроз;
- все дороги на пути к школе должны быть оснащены пешеходными переходами, светофорами и лежачими полицейскими;
- на первых этажах здания устанавливаются металлические решетки.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно!
За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Стандартом безопасности в образовательном учреждении является пропускной режим, который регулирует вход и выход из школы посетителей и школьников:
- Учащиеся проходят в здание после визуального контроля, а выходят только после окончания учебных занятий, что контролируют учителя, руководители секций и кружков. Без разрешения заместителя директора ученики не вправе покидать стены школы до окончания учебных занятий.
- Родители учеников и другие посетители допускаются в помещения школы по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по согласованию времени после занятий или на переменах при условии, что их сопровождает педагог или представитель администрации, к которому пришли посетители (информация о них вносится в журнал регистрации). Если посетитель отказывается или не может предъявить документы, ему отказывают во входе в школу.
Экологическая безопасность в школе
Среди всех аспектов безопасности образования в школе особое место занимает экологическая, которая подразумевает соответствие ОУ экологическим требованиям и принципам здоровьесбережения. Нормы СанПина являются стандартами безопасности окружающей детей среды, предотвращая негативное воздействие на детские организмы условий и вредных факторов.
Экологическая безопасность подразумевает:
- корректную утилизацию пищевых, химических и древесных отходов при условии их разделения;
- своевременный вывоз мусора;
- благоустройство хозяйственных зон и озеленение пришкольной территории.
Экологическая безопасность школьников в школе опирается на международное и государственное экологическое право. Для достижения экологической безопасности в образовательных учреждениях учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности приобщают к экологической культуре, поскольку предупреждая разрушение окружающей среды и экологические риски можно предотвратить опасные последствия для здоровья учащихся.
Для предотвращения негативных последствий для окружающей среды важно своевременно влиять на подростков, учить их любить и защищать природу, достигать гармонии с окружающим миром и самим собой. Педагогам важно не просто передать учащимся информацию, но и помочь сформировать определенные алгоритмы поведения, взгляды, чувства и убеждения.
Помимо непосредственно учебно-воспитательной деятельности в школьный план работы включают мероприятия, касающиеся защиты окружающей среды:
- на встречи, беседы, школьные конференции или круглые столы приглашают работников Роспотребнадзора и представителей экологической полиции;
- проводятся экологические субботники, уборка территории школы и вырубка засохших и старых зеленых насаждений с последующей высадкой новых;
- сооружение скворечников и мероприятия в рамках акции «Помоги пернатому другу»;
- организуются День экологической культуры и тематические экологические классные часы;
- чтят память погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся круглые столы на тему рационной безопасности.
Пожарная безопасность в образовательном учреждении
«Правила противопожарного режима в РФ» и ФЗ «О пожарной безопасности» регулируют вопросы безопасности в школе в случае пожара, определяя меры профилактики, основные понятия и алгоритм действий при возгорании. Чаще всего возгорания происходят по причине халатного обращения с оборудованием и техническими средствами, потому пожарная безопасность в ОУ должна включать:
- строгое соблюдение нормативных и законодательных актов, включая предписания пожарных служб;
- обеспечение учреждения первичными средствами устранения возгорания и своевременная их замена в случае выхода из строя (пожарные водоемы, огнетушители и пожарные щиты);
- оснащение помещений сигналами тревоги и автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудование эвакуационных выходов, доступов пожарным бригадам и размещение табличек на кабинетах с номерами пожарной охраны;
- оперативное устранение обнаруженных недостатков.
Помимо этого пожарная безопасность в общеобразовательной школе опирается на комплекс профилактических мер, проведение эвакуационных мероприятий (тренировка обучающихся по реагированию в чрезвычайных ситуациях, разработка инструкций). Ответственные за пожарную безопасность лица контролируют проведение массовых мероприятий и регулярно проверяют состояние отопительных приборов.
Наряду с внутренними особого внимания заслуживает обеспечение безопасности на внешнем периметре и территории школы, для чего размещают соответствующие информационные щиты и таблички, проверяют состояние оконных проемов, наружных пожарных лестниц и источников противопожарного водоснабжения.
Важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности обучающихся является пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, овладение навыками безопасного поведения при пожаре. Поскольку эффективность обучения опирается на материально-техническую базу и кадровое оснащение, в повседневной работе по обучению и воспитанию у учащихся принципов пожарной безопасности школе следует тесно сотрудничать с соответствующими органами власти в сфере пожарной охраны, социальной защиты и здравоохранения.
К сожалению, до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания к обучению пожарной безопасности детей в семье, а потому взрослые в рамках системы «Техника безопасности» на предприятиях должны освоить пожаробезопасный образ жизни, чтобы впоследствии привить его своим детям. Потребность в непрерывной подготовке школьников к пожаробезопасной жизни продиктована невысоким общим уровнем пожарной безопасности населения в быту и возникновением новых и развитием существующих социо-технических и социо-энергетических систем. Следовательно, согласно требованиям к безопасности в школе , модель беспрерывного обучения школьников принципам пожарной безопасности способствует решению таких задач:
- подготовка учащихся к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения, оказания помощи и действий при пожаре;
- формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей среды и предотвращения пожароопасных ситуаций, а в случае возникновения их - умения выйти из них с наименьшими последствиями для их жизни и здоровья;
- воспитание дисциплинированности и осознанного выполнения «Правил пожарной безопасности».
В школе организация обучения пожарной безопасности должна включать:
- педагогов, владеющих знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения детей данному предмету;
- учебно-методическую базу - специальную литературу, учебные пособия, программы, иллюстративные и другие материалы;
- учебно-техническую базу - технические средства обучения (макеты, модели, компьютеры, видеотехнику и проекционной оборудование;
- специально оборудованные классы и тренировочные площадки.
Антитеррористическая безопасность в школах
В последнее время в связи с повышением террористической угрозы одним из критериев безопасности образовательных школ является антитеррористическая безопасность. Педагогам и администрации следует принять соответствующие меры, а также ознакомить детей с памяткой поведения в случае террористического акта.
За антитеррористическую безопасность в школе отвечает директор, который координирует и организует совместный с правоохранительными органами контроль за обеспечением безопасности. Приказом директора формируется школьная антитеррористическая комиссия, в которую входят механики, электрики, начальными штаба ГО и заместитель директора школы, а также другие сотрудники, назначенные директором. Члены комиссии:
- разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
- проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
- осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
- контролируют процесс подбора кадров, проводят инструктаж по антитеррористической безопасности.
Согласно нормативным документам, безопасность в школах обеспечивается благодаря комплексу организационных и технических мер.
Мера | Описание |
Охрана школы |
Благодаря привлечению лицензированных частных охранных предприятий или вневедомственной охраны обеспечивается:
|
Укрепление инженерно-технической сферы | Для соблюдения требований по безопасности в школах все двери в учреждении должны быть заменены на металлические, оснащенные запорами, а окна - оснащены решетками. |
Техническая защита |
|
Паспорт антитеррористической защищенности | Школы как объекты массового посещения должны разработать Паспорт антитеррористической защищенности - документ, который отражает характер антитеррористической безопасности учреждения, содержит возможные сценарии кризисных ситуаций, слабые и сильные стороны защищенности объекта. |
Противопожарная и электробезопасность |
Разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва или пожара, с которым ознакамливают учащихся и сотрудников, проводятся обучающие мероприятия по гражданской обороне, систематически улучшается материально-техническая база учреждения. |
Согласовывая концепцию о мерах безопасности в школе , администрация образовательного учреждения должна:
- Сформировать и реализовать план антитеррористической деятельности.
- Ознакомить всех участников образовательного процесса с алгоритмом действий в случае возникновении угрозы терроризма.
- Вести систематическую работу по предупреждению, выявлению и предотвращению террористических угроз.
- Выявлять и ликвидировать условия осуществления террористической деятельности.
Обязательной является работа со школьниками, которых учат действовать в экстремальных ситуациях, оперативно эвакуироваться из здания школы, освоить сознательное отношение к собственной безопасности. Учащиеся должны понимать, что главная цель террористов - захватить или убить как можно больше людей, потому в случае террористического акта нужно быть настороже, но не бояться, поскольку милицию и армию, которые встанут на защиту детей, террористы победить не смогут. Дети должны:
- точно знать, где находятся аварийные выходы из здания, ближайшие больницы или травмпункты;
- серьезно относиться к требованиям покинуть помещение;
- никогда не принимать подарки, коробки, сумки и пакеты от посторонних людей;
- не приближаться и не трогать подозрительные вещи и объекты, оставленные в транспорте или общественных местах.
Информационная безопасность детей в школе
Необходимые меры безопасности в школе затрагивают не только защиту от проникновения или возгорания, но также понятия информационной защиты, для реализации которой педагогам и родителям важно сформировать у школьников привычку использовать интернет-пространство исключительно в образовательных целях, привить представления об интернет-культуре. Понятие информационной безопасности подразумевает защиту детей от причинения вреда их нравственному развитию, психическому, физическому или духовному здоровью информацией, которая распространяется в сети интернет.
Педагогам важно научить детей распознавать ложную информацию, защищая себя от сетевого негатива и мошенничества, чтобы пресечь участившиеся попытки злоумышленников несанкционированно получать информацию. Тот, кто обеспечивает информационную безопасность в школе , устанавливается контент-фильтры, исключая доступ учеников к сайтам, содержащим порнографию, информацию о наркотиках и суициде, следуя требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо этого школьным информационным сетям могут угрожать:
- хищение и вандализм;
- хакерские атаки и компьютерные вирусы;
- компьютерное и интернет-мошенничество;
- разглашение конфиденциальной информации.
Согласно ФГОС, по результатам обучения информационной безопасности у детей должно сформироваться умение использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения когнитивных, организационных и коммуникативных задач. В ходе углубленного изучения курса информатики целью обучения является формирование знаний принципов обеспечения информационной безопасности детей в школе , способов и средств обеспечения надежного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий.
С развитием ИКТ увеличивается количество угроз, расширяется и усложняется спектр средств обеспечения информационной безопасности, соответственно, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области информационной безопасности, поэтому целью обучения, помимо социализации, является профильное обучение школьников в области информационной безопасности. Так, осваивая принципы безопасности, дети получают необходимый багаж знаний и навыков:
- на второй ступени (основная школа) - формирование умений и навыков целесообразного и безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, соблюдение норм информационного права и этики, формирование компетенции в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая освоение основ информационной безопасности учеников ;
- на третьей ступени (старшая школа) - принятие этических аспектов информационных технологий, принятие ответственности людей, вовлеченных в распространение информации и использование информационных систем, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.
В ходе профильного изучения информатики в старшей школе дети получают навыки принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения безопасного и надежного функционирования средств ИКТ.
Электробезопасность в школах
В вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:
- входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
- ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
- по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
- ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
- на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
- в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.
В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.
Безопасность труда в школах
Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя - принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.
Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.
В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:
- безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
- разработка и функционирование системы управления охраной труда;
- разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций;
- режим труда и отдыха работников
- медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников;
- непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
- обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
- обучение навыкам оказания первой помощи;
- снабжение средствами индивидуальной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда;
- расследование несчастных случаев.
Электробезопасность в школах
Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:
входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихс я, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.
В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.
Безопасность - это состояние защищённости, которое чувствует то или иное лицо. Особую роль в современном обществе играет безопасность в школе, так как именно здесь сосредоточено наибольшее количество маленьких детей, повлиять на деятельность которых не составит ни малейшего труда.
Предпосылки и события
Техника безопасности в школе во многом обусловлена трагическими событиями, которые нередко происходят в учебных заведениях. Ярким примером тому является захват учащихся в городе Беслане. Более того, помимо существуют явления природного и техногенного характера: пожары, массовые заболевания, отравления учеников, ЧС криминального характера. Любое из вышеназванных событий порождает не только многочисленные разрушения, но и влечёт гибель людей, причинение увечий, потерю здоровья, а также тяжёлые психологические травмы. Именно поэтому техника безопасности в школе для учащихся - это важнейшей элемент деятельности в образовательном заведении.
Должностные инструкции
Прежде всего, безопасность в школе зависит от руководящего состава. Так, в должностных обязанностях одного из заместителей директора присутствует пункт о необходимости обеспечения защищённости каждого ученика.
Примерная инструкция руководства школы по обеспечению безопасности учеников выглядит следующим образом:
- Организация деятельности учебно-воспитательного плана.
- Обеспечение выполнения локальных нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность в школе. Инструкции, своевременная разработка планов, проведение профилактических мероприятий.
- Своевременное доведение оперативной информации о нововведениях, изменениях, утрате законной силы теми или иными нормами, обеспечивающими состояние защищённости.
- Внедрение положительного опыта, а также поиск инновационных решений в проблеме обеспечения безопасности на территории учебного заведения.
- Осуществление методической работы как с персоналом учреждения, так и с обучаемыми.
Представленный перечень должностных инструкций является примерным. Кроме того, каждое из полномочий должно в последующем реализоваться в виде практических, более конкретизированных мероприятий. Только путём слаженной работы и выполнения каждого пункта можно добиться высокого уровня защищённости детей.
Работа, направленная на защиту от терроризма
Безопасность учащихся в школе зависит не только от профилактических мероприятий, организованных руководством, но и теоретических знаний учеников, которые преподнесли им учителя. И первой темой, являющейся основой в мире защищённости, является раздел по противодействию терроризму и экстремизму.
Данная сфера деятельности включает в себя следующие мероприятия:
- Регулярное и своевременное проведение совещаний и планёрок относительно вышеназванных вопросов. На данных мероприятиях может проводиться инструктаж учителей по технике безопасности в школе, который в последующем доводится до учеников.
- Обеспечение надлежащего контроля за проведением профилактических мероприятий, которые изначально были заложены в плане на месяц и на год.
- Безопасность в школе также подразумевает организацию взаимодействия между правоохранительными органами и спасательными службами и родителями учеников.
Юридическим основанием для проведения всех вышеназванных мероприятий является приказ директора, который издаётся в соответствующей форме. Кроме того, в должностных инструкциях директора всегда должен присутствовать пункт, который обязывает его разработать план или поручить это дело одному из заместителей. Безопасность в школе базируется именно на этом документе, который предусматривает количество сборов, классных часов, профилактических тревог, викторин, собраний, планёрок и так далее.
Охрана образовательного учреждения
Особо уязвимым объектом является начальная школа. Безопасность здесь в обязательном порядке должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться в двух наиболее популярных формах:
- Сторожевая охрана в ночное время.
- В дневное время за оперативной обстановкой в школе наблюдает вахтёр, дежурный учитель либо иной представитель дежурной смены.
Руководство осуществляется администратором школы. Кроме того, отличным элементом безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории школы позволительно с разрешения начальника отдела образования.
Внутриобъектовый режим
Правила безопасности в школе должны реализовываться путём который контролируется дежурной сменой. На вахте школы всегда должен присутствовать пакет документов:
- Список педагогического состава, а также обслуживающий персонал на территории учреждения.
- Список должностных лиц руководящего состава школы, которые обладают правом пропуска посторонних.
- Инструкции по охране объектов школы.
- Список лиц, официально допущенных осуществлять охрану учреждения.
Стоит отметить, что список на этом не заканчивается, так как по решению руководства школы и районных образовательных учреждений перечень документов может быть дополнен.
Пожарная безопасность
Техника безопасности в школе состоит не только из профилактических мероприятий и планов по противодействию незаконным действиям, но и включает в себя пожарное состояние школы, а также необходимые правила поведения.
Основным нормативным документом является ФЗ «О пожарной безопасности», который обозначает ориентир на развитие данной сферы деятельности. В правовом документе обозначены важнейшие вопросы осуществления пожарной безопасности, понятия, меры профилактики, алгоритм действия в случае возникновения чрезвычайных происшествий и так далее.
Анализ неоднократной практики возникновения пожаров показывает, что только одна пятая часть возгораний связана с неисправностью технических средств. 70% пожаров возникает по причине халатного отношения лиц, ответственных за профилактику пожаров среди учеников и педагогического состава.
Пожарная безопасность в школе состоит из ряда следующих мероприятий:
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/43108/1455046.jpg)
Безопасность в электрообласти
Наиболее опасными в плане обеспечения безопасности в школе являются электрические и электрощитовые щиты. Здесь необходимо обеспечить соблюдение следующих мер:
![](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/43108/1455045.jpg)
Безопасность труда в школе
Техника безопасности в школе для учащихся и учителей обеспечивается удовлетворительными условиями труда. В первую очередь, при осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.
Основные требования включают в себя следующее:
- Инструктаж. Безопасность в школе невозможно обеспечить без проведения подробных объяснений. Существуют нормативно закреплённые правила, благодаря которым преподаватель может как осуществлять повседневную деятельность, так и знать алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
- Наличие законодательного регулирования. Главнейшим правовым документом является Конституция РФ, далее следует ФЗ «Об основах охраны труда» и так далее.
Данный пункт включает не только должностные инструкции, но и различные программы, соглашения между организациями (профсоюзы) и руководящими органами, а также общие локальные акты.
Начальной ступенью обеспечения данного является проведение первичного или вводного инструктажа. Кроме того, второй инструктаж по технике безопасности в школе проводится непосредственно перед началом рабочей деятельности - доведение обязанностей на месте. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.
Санитарно-эпидемиологическое состояние как элемент безопасности
Нормы СанПина в обязательном порядке должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Подобная жёсткость требований и многочисленных санитарных проверок обусловлена заботой о физическом состоянии каждого ребёнка.
Государственные учреждения - школы, ВУЗы, детские сады - обязаны выполнять все санитарные нормы. В противном случае, даже если все элементы безопасности будут в порядке (пожарная, электробезопасность), несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.
Правоохранительные органы
Немаловажное значение играет взаимодействие школы и Причём подобное слияние может представлять собой как тесно связанную деятельность, так и совместно проводимые мероприятия, например, неделя безопасности в школе, проводимая совместно с сотрудниками МВД.
Постоянное взаимодействие с властными органами может выражаться в регулярном посещении школ инспекторами ответственных учреждений, а также иными работниками государственных служб. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять свои полномочия непосредственно на территории школы, а именно проводить проверки в отношении антикоррупционной деятельности. Другой сферой исследования может являться обнаружение наркотических веществ, которые в последнее время находят широкое распространение среди школьников.
Сотрудники МВД, ФСБ в рамках профилактических мероприятий могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводить лекции, уроки и так далее. Подобная форма работы способна наиболее полным образом донести до школьников информацию:
- о наличии достаточно частых террористических актов;
- о профилактике нарушения общественного порядка на территории школы;
- об обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов;
- о выявлении лиц, способных совершить правонарушение на территории школы.
Кроме того, профилактические мероприятия совместно с представителями правоохранительных органов представляют собой следующее:
- Разработка и реализация плана по проведению классного часа относительно профилактики дорожно-транспортных происшествий и травматизма.
- Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Обеспечение взаимодействия между педагогическим коллективом и ГИБДД.
- Привлечение родителей к работе по предупреждению дорожного травматизма.
- Изучение правил дорожного движения.
- Создание упорядоченной учебно-материальной базы по обеспечению безопасности поведения на дорогах и улицах.
- Наличие методических документов по соблюдению дорожного движения.
- Анализ и формирование выводов, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий.
Гражданская оборона
Масштабы техногенной деятельности современного общества способны поставить под угрозу не только образовательные учреждения, но и целые районы, города и субъекты. Несмотря на усиленное сохранение экологического потенциала, безопасность в школах должна находиться на более высоком уровне. Действие должностных лиц важно обозначить в должностных инструкциях при гражданской обороне.
Около 80% аварий техногенного характера связано с деятельностью человека и низкой профессиональной подготовкой работников. Однако системное изучение вероятных чрезвычайных ситуаций способно помочь не только быстро мобилизоваться, но и предотвратить ситуацию.
Проведение гражданской обороны в условиях образовательного учреждения возлагается на руководителей школы. Самом частым выражением обеспечения безопасности при ГО является оформление «Уголка гражданской обороны». Он помогает разобраться в сигналах оповещения, а также определить порядок действий в условиях как мирного, так и военного времени. Здесь также могут располагаться опасные районы, где могут происходить чрезвычайные ситуации.
Любая сфера деятельности младших и средних образовательных учреждений регулируется нормативно-правовыми актами. Для того чтобы обеспечить план безопасности школы, необходимо целиком и полностью выполнять требование как федеральных правовых документов, так и