Биография. Экономическое учение Т. Мальтуса Пессимизм т г мальтуса для цивилизации

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор - будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем , в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

К сведению. Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже . При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Основные положения учения Т. Мальтуса:

1. Предмет и метод изучения.

Т. Мальтус , как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении богатства, благодаря , прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.

    Теория народонаселения.

Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. В ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие «острые углы» своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения «в арифметической пропорции». Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия «болезней и бедности» - старых сдерживающих факторов - можно будет не до­пускать».

В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

Как видим, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса.

Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не смотря на совершенно невероятный успех, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».

    Теория стоимости и доходов.

Выше уже отмечалось, что теория трех факторов Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических воззрениях экономистов классиков XIX столетия. Это особенно очевидно из теории стоимости и доходов Т.Мальтуса. В частности, в основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита и Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.

Что касается теории доходов Т.Мальтуса, то и здесь его суждения созвучны с положениями Ж.Б.Сэя и даже Д. Рикардо. Так, в экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым (законом) зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

    Теория воспроизводства.

Личный вклад Т.Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это - его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, вo внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расши­рения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступ­ничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

Значительное внимание проблемам стоимости и реализации уделил представитель английской экономической мысли Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Имея сан священнослужителя, он одновременно преподавал в колледже Кембриджского университета, а с 1805 г. и до конца жизни занимал должность профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Мальтус получил всемирную известность своей работой «Опыт о законе народонаселения» (1798). Свои идеи в области политэкономии он изложил в работах «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815) и «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение» (1820).

Мальтус, в отличие от Сэя, не игнорировал социально-экономические противоречия, а пытался раскрыть их причину и условия. Это проявилось в его формулировке закона народонаселения, который он трактует как вечный.

Концепция народонаселения состоит из трех положений:

  1. биологическая способность человека к продолжению рода превосходит его физическую способность увеличивать свои продовольственные ресурсы
  2. любые ограничения роста населения – принудительные или предупредительные – действуют всегда
  3. конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам

Эти теоретические положения Мальтус подтверждает с помощью прогрессий: геометрической – для прироста населения и арифметической – для прироста продовольствия. Увеличение продовольствия, по его мнению, невозможно, так как ресурсы земли ограничены, а техническое усовершенствование в сельском хозяйстве идет слишком медленно. Для доказательства данного положения он приводит закон убывающего плодородия почвы. Этот закон действует всегда, но ему препятствуют, по мнению Мальтуса, некоторые условия, сдерживающие рост народонаселения (предупредительные и разрушительные). Бедность – явление естественное, а в своих страданиях люди виноваты сами. Однако именно перенаселение порождает конкуренцию, ведет к росту земледелия, росту производительности труда – таков вывод Мальтуса.

Однако статистические выкладки Мальтуса опираются на данные о росте населения США в XVI – XVIII вв., что не может быть основанием для общей закономерности роста населения Земли. Что касается закона убывающего плодородия, то позже были доказаны его полная неубедительность и ограниченность.

В понимании стоимости Мальтус опирался на труды А.Смита. У него можно встретить определение стоимости товаров трудом и определение стоимости соотношением спроса и предложения. Но измерение стоимости он осуществляет трудом покупаемым, тем количеством времени, на которое можно нанять рабочего.

Предложенная концепция измерения стоимости послужила обоснованием того, что труд является источником только одной части стоимости товаров – части, соответствующей заработной плате, т.е. отделил прибыль от труда, считая ее надбавкой к стоимости товара.

Мальтус разработал оригинальную концепцию реализации, которая принципиально отличается от теории Ж.Б.Сэя и Д.Рикардо. Суть ее в следующем: в обществе, состоящем из капиталистов и рабочих, прибыль не может быть реализована, и это приводит к общему и постоянному перепроизводству и кризисам. Большинство потребителей составляют рабочие, которые не могут выкупить произведенную ими же продукцию, так как ее ценность превосходит ценность выплаченной заработной платы (исходя из его теории стоимости). Разница между заработной платой и стоимостью продукции не может быть покрыта спросом, предъявляемым капиталистами, так как они обрекли себя на бережливость, чтобы путем лишения привычных удобств и удовольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши. Следовательно, перепроизводство товаров будет существовать, пока покупательная способность сдерживается дополнительным непроизводительным потреблением со стороны части общества, не принадлежащего к классам капиталистов и рабочих. Что касается заработной платы рабочих, то, по рассуждениям Мальтуса, ее рост привел бы не к росту их потребления, а к праздности.

Поэтому для производства необходимы расходы из прибыли и ренты. Эти расходы должны направляться на предметы роскоши и услуги непроизводственного характера (в частности, потребление лэндлордов).

Для смягчения последствий кризисов и безработицы Мальтус предлагал программу общественных работ, например, дорожного строительства, считая, что они не потребуют никаких дополнительных ассигнований.

В дальнейшем положения и выводы Мальтуса подвергались весьма серьезной критике, однако следует признать, что основное значение состояло в постановке самой проблемы роли сбережений в экономике и опровержений закона рынков Сэя.

МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ (Malthus, Thomas Robert) (1766–1834), английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее 15 или 17 февраля 1766. Получил начальное образование дома, под наблюдением отца, друга Дэвида Юма и почитателя Ж.Ж.Руссо , окончил Джизас-колледж Кембриджского университета (1788). Был избран членом совета Джизас-колледжа в 1793 и посвящен в духовный сан в 1797, приняв приход в Олбери (графство Суррей). В 1798 анонимно опубликовал труд Опыт о законе народонаселения (полное название – Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей (An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers ), который сразу же сделал его автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей маркиза де Кондорсе и У.Годвина . В 1803 вышло второе, дополненное издание этого труда (последнее шестое, также дополненное, издание вышло в 1826). После женитьбы в 1804 Мальтус занял должность профессора истории и политической экономии колледжа Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где работал до конца жизни, отклонив приглашение стать викарием Эффингема в Суррее. К 1811 относится начало его дружбы с Давидом Рикардо . К этому же периоду относится публикация целого ряда трактатов Мальтуса по экономике, в частности Исследования природы и возрастания ренты, а также регулирующих ее принципов (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated , 1815); Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба (Grounds of an Opinion on the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn , 1815).

В 1819 Мальтус был избран членом Королевского общества, в 1833 – членом Французской Академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, а в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества. В 1820 был опубликован его второй значительный труд – Принципы политической экономии с точки зрения их практического применения (Principles of Political Economy Considered with a View to Their Practical Application ).

Идеи Мальтуса . В эпоху Мальтуса был принят «оптимистический» взгляд на развитие общества, и многие экономисты были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим мощь государства. Мальтус предложил диаметрально противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, и рост этот идет быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием. В первоначальной формулировке Мальтуса, численность населения увеличивается в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.), а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.). По Мальтусу, именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед – бедности, голода, эпидемий, войн. В дальнейшем Мальтус предложил несколько другое видение ситуации: рост населения постоянно приближается к пределу, на котором оно все же может существовать, и удерживается на этом уровне, т.к. начинаются голод, войны и болезни.

Во втором издании Опыта Мальтус предложил практические меры, позволяющие бороться с последствиями «естественного закона народонаселения» (отказ от вступления в брак малообеспеченных людей, соблюдение строгих норм морали до вступления в брак, отказ от программ социальной помощи бедным), однако выступал против контроля над рождаемостью, полагая, что, если бы супружеские пары имели возможность легко ограничивать число детей, первичный стимул к социально-экономическому прогрессу оказался бы утраченным: люди стали бы вести праздный образ жизни и в обществе наступил бы застой. По той же причине Мальтус считал неприемлемыми правовые ограничения на вступление в брак. Неэффективна, по Мальтусу, и политика поощрения эмиграции, которая может принести пользу лишь в том случае, если люди будут практиковать воздержание; в противном случае отток населения будет быстро восполнен высоким уровнем рождаемости. (В дальнейшем идея контроля над рождаемостью как средства борьбы с непропорциональным увеличением количества населения стала играть главную роль в концепции т.н. неомальтузианства.)

Второй идеей, получившей развитие в 20 в. в трудах выдающегося экономиста Дж.М.Кейнса , стала концепция т.н. «эффективного спроса», согласно которой бережливость или отсутствие средств к существованию сами по себе являются барьером на пути экономического роста, лишая стимулов производство, а наилучшим способом развития экономики является установление правильного баланса между производством и потреблением; последнее должно, как и производство, регулироваться средствами, создающими сильные мотивы для повышения уровня потребительского спроса (прежде всего тех слоев населения, которые сегодня можно было бы назвать средним классом).

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт ( . 1766 – . 1834) – англ, священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; рус. пер. т. 1-2, 1868) сформулировал народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в указывают на то, что «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на обратной связи между природой и человеком.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МА́ЛЬТУС

(Malthus), Томас Роберт (17 февр. 1766 – 23 дек. 1834) – англ. экономист, идеолог землевладельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, священник англиканской церкви. Род. в семье помещика. С 1805 до конца жизни – проф. истории и политич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда.

Осн. работа М. "Опыт о законе народонаселения..." ("An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society", 1798, первое издание – анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремившийся оправдать бурж. строй и доказать, что бедствий народа заключается не в социальных отношениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. "естественному закону", население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования – в арифметической, в результате чего неизбежно наступает " перенаселение". Причины бедствий трудящихся М. видел в "легкомысленных привычках" рабочего класса, якобы "неразумно" размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал "позитивными факторами", оказывающими благотворное влияние на , поскольку они сокращают население. Пытаясь "обосновать" о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссылался на т.н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". М. выступал против правительств. помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему "перенаселения". Учение М. оказало значит. влияние на принятие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение.

Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же подверглась резкой критике со стороны прогрессивных мыслителей различных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. "Мальтус и его противники", в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. "Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой теории", в кн.: Избр. эконом. произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. "Очерки из истории труда", в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20, 1950, с. 562–77), К. Тимирязев (см. "Точно человечеству грозит близкая гибель", в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283–317) и др.

Антинауч. реакц. теории М. был разоблачен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ. строю свойственны особые, имеющие историч. характер, законы населения. Маркс указывал на эпигонский характер теории М. (см. "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о "глубокой низости ", о "плагиаторстве" М. и считал, что " английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; верным инстинктом почувствовал, что против него выступает здесь не ч е л о в е к н а у к и, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыдный сикофант" (там же, с. 110, 113).

Соч.: An investigation of the cause of the present high price of provisions, L., 1800; Observations on the effects of the corn laws, L., 1814; Principles of political economy considered with a view to their practical application, L., 1820; Definitions in political economy, L., 1827; A summary view of the principle of population, L., 1830.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, M., 1955; его же, Теория прибавочной стоимости, ч. 2, М., 1957; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Рабочий и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Водовозов Н. В., Р. М., его и научная , СПБ, 1895; Бибиков П. Α., Жизнь и труды М. (предисловие к кн.: Мальтус , Опыт о законе народонаселения..., т. 1, СПБ, 1868); Попов А. Я., Совр. – человеконенавистнич. империалистов, [М. ], 1953; Рикардо Д., Статьи по аграрному вопросу и критические замечания к книге М., Соч., т. 3, М., 1955; Кастро Ж. де, География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать?, М., 1959; Bonar J., Malthus and his work, , L., ; Vogt W., Road to survival, Ν. Υ., 1948; Stassart J., Malthus et la population, , 1957; Würgler H., Malthus als Kritiker der Klassik, Winterthur, 1957 (Diss.).

Л. Баграмов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей - 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) - английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери. Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в “политическую философию” (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение “влияния реформации и революций” на , мораль и религию, определяющие “характер нации” и т. д.). Научное и философское Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17-18 вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах “прав человека”, “достижения всеобщего благоденствия”, научного и общественного прогресса - вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д. Юма, А. Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э. Бёрка (идеи, идеалы и раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования “закона народонаселения” (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: . Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж. Стюарта, Дж. Таунсенда и др. Однако суть, направленность и первой анонимной публикации Мальтуса (“Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей”, Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу - неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, чтопервое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе - в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях о формах (разрушительные, т. е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т. е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, география человека, популяционная , социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: “Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое ; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют”.

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта “наука обнаруживает большую близость к наукам о морали и политике, чем к математике”. Его “Принципы политической экономии” (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д. Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж. М. Кейнсом, который включил Мальтуса в самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж. Милль и Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, “попом”, продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. “Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек” (Маркс К. Капитал, т. 1. - Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).

Соч.: Maibmyc Т. Опыт о законе народонаселения. - В кн.: Антология экологической классики. М., 1993. с. 3-134; The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by E. A. Wrigley, D. Souden. L., 1986, ν. 1-8.

Лит.: РикардоД. Примечания к книге г-на Мальтуса “Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения”. - В кн.: РикардоД. Соч.. т. 3. M., 1955, с. 95-291; Туган-Барановский M. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит , Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62-75; Winch D. Malthus. Oxf..N. Y„ 1987.

Π. Μ. Кожин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "МАЛЬТУС" в других словарях:

    Мальтус, Томас Роберт Томас Роберт Мальтус Thomas Robert Malthus английский ученый Дата р … Википедия

    - (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда, 23.12.1834, близ Бата) английский экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии, священник англиканской церкви; был профессором… … Энциклопедия социологии

    МАЛЬТУС - (Malthus) Томас Роберт (1766 1834), англ. экономист, священник, основоположник антинауч. концепции мальтузианства, получившей широкое распространение в реакц. бурж. социологии и демографии. Окончил Кембриджский ун т (1788). Получил богословскую… … Демографический энциклопедический словарь

    Мальтус - ■ «Подлый Мальтус!» … Лексикон прописных истин

    - (Malthus) Томас Роберт (1766 1834) английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус колледже Кембриджского университета (1784 1788). Магистр (1791), помощник священника в… … Новейший философский словарь

    Томас Роберт Мальтус Thomas Robert Malthus английский ученый Дата рождения: 13 февраля 1766(… Википедия

    - (Томас Роберт Malthus, 1766 1834) известный английский экономист; окончил курс в Кембридже, некоторое время был приходским священником. В 1797 г. написал первое сочинение, оставшееся неизданным: The crisis политический памфлет, направленный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в.,норезультаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика.

Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834) становятся известными в экономической литературе после выхода в свет его работы "Опыт о законе народонаселения" (1798). В 1798 г. книга появилась анонимно. Для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду госу­дарств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

В 1820 году Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии», рассматриваемые в расчете на их практическое применение, который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитые «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары.

Эта работа является реакцией на зарождение и широкое распространение социалистических идей. Мальтус в своей работе ставил две задачи:

1. Объяснить развитие капитализма;

2. Объяснить невозможность изменения жизненных условий людей с помощью революций и социальных реформ.

Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря, прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Основные положения теории:

1. Закон убывающего плодородия почв. Продукт земли может увеличиваться в арифметической прогрессии, а население - в геометрической, и плодородие земли убывает с каждым годом и поколением. И единственное средство для улучшения жизни населения заключается в уменьшении работников (снижение рождаемости), но потомство может быть в том случае, если отец может его прокормить, т.е. нужно как можно позже вступать в брак и запретить браки неимущих.

Одной из главных причин войн Т. Мальтус считал "недостаток места и продовольствия". Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Критики Мальтуса обязательно упоминают о некорректности его статистических исследований. Дело в том, что данные о плодородии почв Мальтус приводит по Англии, а данные по увеличению народонаселения - по Америке, где население увеличивалось не только в связи с естественным приростом, но и благодаря эмиграции. Также некорректно сравнение законов природы (Мальтус имел в виду животный и растительный мир, где без естественных врагов популяция увеличивается до тех пор, пока существуют свободные территории или средства питания). Люди не просто пользуются плодами земли, но и сами их создают.

2. Мальтус согласен со Смитом в вопросе определения стоимости товара как суммы прибыли, ренты и заработной платы, но саму прибыль он трактует по-своему: по его мнению, она получается лишь в процессе обращения, когда цена выше стоимости и невелика. Для того, чтобы она существовала, а капиталист был заинтересован в развитии и расширении производства, давая тем самым занятость рабочим, нужно обеспечить ему получение достаточной прибыли, а, следовательно, возможность продавать товар выше затрат на его создание. Чтобы товар по завышенной цене нашел своего покупателя нужны "третьи люди", не участвующие в процессе производства и доходы которых не зависят от производства, которые должны были быть только потребителями. К "третьему классу", от которого зависит бескризисность экономики, Мальтус относит земельных собственников, и призывает к сохранению их как класса и сохранению в неприкосновенности их частной собственности на землю.

В своей теории стоимости Мальтус опирался на "догму Смита".

3. Теория воспроизводства.Важный аспект, в кото­ром Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры, это - его исследование проблем реализации совокуп­ного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «класси­ческой школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не при­нимались и оценивались как незначительное явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и без­работица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как изатрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным».

4 . По Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

Таким образом, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, не всегда реальными.