Отделение умных. Новая компетенция: как научные роты используют интеллектуальный ресурс страны Чем занимаются в научной роте

Моя служба в 10-й научной роте ВА МТО

Всем привет!

Сейчас начинается пора, когда у многих выпускников российских вузов волнует вопрос прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед ними встают вопросы, как наиболее продуктивно пройти службу и не потерять навыки и знания, полученные во время обучения в своём университете. Для граждан, получивших документ о высшем образовании со средним баллом успеваемости не ниже 4,3, имеющих различные научные достижения с 2014 года появилась возможность пройти службу в научных ротах.

На сегодняшний день функционируют 14 научных и научно-производственных рот, в которых могут пройти службу молодые люди, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым со стороны Министерства обороны.

В июне 2016 года я получил степень магистра по направлению "Информационные системы и технология " в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС.

1 июля по традиции прошел замечательный концерт "День выпускника", а уже 7 июля я был призван в ряды Вооруженных Сил России.

Весенний призыв...

Еще в начале 2016 года я принял решение пройти службу в армии. На тот момент я писал выпускную квалификационную работу магистра, проходил стажировку в консалтинговой компании и подумывал о поиске новой работы. Как-то проходя по одному из корпусов своего университета, я заметил объявление о начале приема документов в одну из московских научных рот, к этому предложению отнесся скептически, но немного обдумав, через неделю уже присутствовал на встрече с представителями научной роты ВКС. Тогда я узнал, что научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России. По окончании прохождения военной службы по призыву в научной роте с лицом, изъявившим желание продолжить научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Министерства обороны, заключается первый контракт о прохождении военной службы, при этом присваивается первое офицерское воинское звание «лейтенант» . Это встреча меня сильно вдохновила, и я стал искать больше информации об этих ротах подготовки младших офицеров.

Для того, чтобы пройти отбор в научную роту нужно подать заявку и комплект документов до начала призыва, крайним сроком считается конец февраля и сентября соответствующие весеннему и осеннему призывам.

Всего рот существует больше десяти, каждая из которых по-своему уникальна и ориентирована на определенный род и вид войск, так есть рота ВКС (ВВС) в г. Воронеже, РХБЗ в г. Костроме, сухопутных войск в Москве, МЧС в г. Химках, войск связи, тыла, военно-медицинской службы в Санкт-Петербурге и др.

Я успел подать заявку в середине февраля и уже в апреле месяце получил подтверждение об успешном отборе в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева . В конце мая мне позвонил лично военный комиссар и пригласил на медицинскую комиссию, проходил я его относительно быстро, ибо меня, как добровольца, главврач велела пропускать без очередей.

Мой однокурсник выбрал научную роту воздушно-космических сил, расположенную в пригороде Москвы, я не стал конкурировать с ним, потому выбрал и ни капли не жалею академию тыла и транспорта (сейчас называется ВА МТО), которая расположена в историческом центре г. Санкт-Петербург рядом с Таврическим дворцом, в котором ровно 100 лет назад проходили важнейшие исторические события.

Как-будто это было вчера....

Повестка в военкомат была в 7-00, ранним поездом приехал в Москву и потопал в свой Даниловский военкомат, а далее в городской сборный пункт, где ожидали своей отправки больше ста призывников.

Мой однокурсник Саня Резов оператор научной роты ВКС, который докладывал в национальном центре обороны о своих разработках министру обороны

За нами с Санкт-Петербурга специально приехал офицер с научно-исследовательского института, а как позже выяснится с моего отдела. В тот день я познакомился со моим первым сослуживцем, с другом и товарищем, а ныне лейтенантом ЖДВ с Болдыревым Романом Сергеевичем.

с будущим лейтенантом Ромой Болдыревым

Ночевали мы в призывном пункте, где будущим операторам научных рот выделили лучшие места. На следующий день нас в торжественной обстановке проводили с московского военкомата с вручением памятных подарков, с наказом от ветеранов и общественных организаций.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Курс молодого бойца проходил в учебной базе нашей академии территория, которой простилается вдоль Финского залива. Раньше там находился Форт-Ино одно из основных фортификационных сооружений, защищавших Санкт-Петербург с моря и суши. Вместе с нами проходили курс начальной военной подготовки абитуриенты различных институтов академии.

Каждую неделю проходили военные эстафеты, спортивные соревнования, конкурсы смотра строя и песни. Проводили концерты и КВН.

наш видеоролик для КВН

Соревновались с 18-летними парнями, хоть и в наших рядах не было кандидатов и мастеров спорта, мы в упорной борьбе занимали первые и призовые места. Если пели мы еще неплохо, занимали места, то эстафета нам давалась нелегко. Нас всего 32 бойца, из них 4 в наряде, примерно у 3-4 освобождение с сан.части, нас спасал сержант, зам.ком.взвода который наравне с нами участвовал в эстафете. Помнится выдался дождливый день, с утра песню спели плохо, торжественным маршем прошли с косяком – у замыкающего оторвался каблук берец. Следовательно, пирогов которые вручают за победу мы не получили, оставалось одно – это победа в военной эстафете, приуроченной ко дню военного строителя, профессионального праздника курсантов Военного института инженерно-технического. В тот момент каждый из нас выложился на все 100%, даже погода помогла нам той борьбе, когда пришла пора нашего старта небо над полигоном стало светлым, тучи рассеялись и выглянуло солнце как раз на 10 минут, нам большего было и не нужно. Мы победили в схватке и по результатам заняли второе место, что для нас, конечно, достижение, ведь мы одолели 18-20 летних абитуриентов, часть из которых прошла срочную службу, а вторая часть усердно готовилась к поступлению.

Учились в военной науке, ходили на лекции и практические семинары по тактике, РХБЗ, военно-медицинской подготовке и др. Занятий было так много, что мне стало казаться, будто я поступил на третье высшее, но в военное, ибо всегда строем и автоматом на плече.

Научная рота не курит....
На территории учебных заведений по закону нельзя курить,данный закон распространяется и на военные учреждения. Нам нельзя было не только курить, но ходить в чипок за сладким, не говоря уже о магазине в военном городке. Одиночное хождение или группой без разрешения было категорически запрещено.Тогда мы действительно боялись попасться сержанту или офицеру. Сейчас вспоминая это, появляется улыбка. Где мы только не хранили продукты, как пытались спрятать телефоны, как вечером подзывал меня здоровенный Марат возле сушилки и вручал казинак со словами: "Тема, ешь, быстрей". Как мы устраивали пир во время родительского дня, как "теряли" сменный фонд после стирки, как собирали голубику и искали яблони, как копали окопы и брали высоту.

Под конец начальной военной подготовки у нас прошел полевой выход и стрельбы. Конечно, эти полтора месяца запомнится нам на всю жизнь и только с положительной стороны.

Почему в плащах? Нет не РХБЗ тренаж, просто пошел сильный дождь и мы надели плащ в рукава

Этот период нас сильно сплотил, именно тогда мы стали настоящим коллективом и в конце августа были приведены к Военной присяге. Приводить к присяге и лично вручать отличительные значки операторов научной роты прибыли начальник Военной академии МТО генерал-лейтенант Топоров А.В. и начальник Научно-исследовательского института.

Небольшой видеоролик с участием операторов призыва осень 2015 и весна 2016

География призывников нашей научной роты обширна, начиная с Владивостока заканчивая Калининградом. И это не шутки. Выпускники технических и экономических ВУЗов России с Иркутска, Омска, Новосибирска, Пензы, Уфы, Ульяновска, Краснодара, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Всех не вспомнить. Нас в роте 60 человек. И мне очень хочется, чтобы выпускники якутского СВФУ стали служить в научных ротах.

Стоит отметить, что наше поколение попало под реформу бывшего министра обороны Сердюкова, который закрыл военные кафедры ведущих университетов, провел масштабные сокращения военных ВУЗов, так с 2010 по 2012 год практически не было набора в военные вузы. 2010 год был объявлен годом "закрытых дверей", набор был уменьшен в десятки раз, например, в 2011 году на первый курс поступило всего 1500 курсантов, а это на всю Россию. Воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов не смогли поступить в военные вузы, но, благодаря, созданию научных рот, вчерашние кадеты смогли стать офицерами.

Нашему призыву выдали абсолютно новый всесезонный комплект полевого обмундирования.

Перед построением на тактическом поле

На базе обеспечения учебного процесса в г. Луга, где проходил мини-кмб у призыва осень.

Пока молодое пополнение училось ходить строевым шагом, мы чистили оружие, ставили палатки, готовили стрельбище.

Наша рота расположена в большом современном курсантском общежитии, территориально мы относимся к Военному институту инженерно-техническому там же столовая, сан.часть и дом культуры.

Отличительной особенностью научной роты является разделение деятельности на общевойсковую и научно-исследовательскую. Четыре дня в неделю уделено научной деятельности, в пятницу день боевой и специальной подготовки. С понедельника по четверг проходят тренажи и информирования. Во время специальной подготовки с нами проводят занятия по тематике материально-технического обеспечения войск (сил) научные сотрудники НИИ, доктора и кандидаты наук.

Боевая подготовка операторов научной роты включает тактико-специальную, строевую, физическую и другие предметы общевойсковой подготовки.

Спортивно-массовая работа проводится, либо в курсантском спортивном зале или в Таврическом парке.

Мне больше всего нравилось бегать по набережной и вокруг сада, маршрут проходит через Парламентскую ассамблею СНГ, музей воды, Смольный собор, администрацию губернатора, ленинград-центр и доходные дома. В общем, если будете в этих местах и увидите парней с футболкой Армия России, то будьте уверены это бегут военнослужащие академии МТО.

В субботу часть дня уделено самостоятельной подготовке и парко-хозяйственному дню. Раз в месяц проводят единый день информирования в академии, где выступают с актуальными докладами, а в июне месяце слушатели, то бишь высшие офицеры поставили спектакль по пьесе "концлагерь", данное мероприятия прошло в преддверии дня памяти и скорби.

В выходные дни мы посещаем культурно-образовательные центры, музеи, соборы, кинотеатры, игры КВН, концерты в Доме офицеров ЗВО и хоккейные матчи.

С недавних пор стали привлекаться к торжественным посвящениям в "Юнармейцы". В основном это хоккейные команды, в отличие от курсантов мы остаемся до конца игры, где накал страстей бывает и повыше, чем во взрослом хоккее. В общем, поддерживаем молодых спортсменов, чтобы зрителями были не только их родители, но и сторонние лица.

Доступная среда...

Мы участвуем в социальной помощи граждан, конкретно детям-инвалидам при проведении культурно-массовых мероприятий. Наши операторы не только ездят к ним с интересными номерами, так нашей роте Академия поручила шефство над социальным проектом Адмиралтейское танго – фестиваль танцев на колясках, которое проводится два раза в год с целью пропаганды культуры и красоты, гармонии и совершенства личности, а так же содействия самореализации личностного потенциала и развития творческих качеств участников.

К сожалению, пока во многих учреждениях культуры не организована доступная среда для колясочников. Не всегда есть возможность вызова специального такси. Мы на руках носили детей, помогали подросткам и взрослым.

Иногда, нам могут обратиться за помощью напрямую с отдела социальной защиты управы, например, чтобы помощь инвалиду подняться на свою квартиру, я один раз так ездил.

Посещение морского собора в г. Кронштадт.

Часть из ребят участвовала в проведении реконструкции праздничного салюта, посвященного 73 годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашисткой блокады.

На "Дороге жизни" на берегу Ладожского озера

"Вы должны быть наголову выше курсантов по дисциплине и по культуре. Они учатся, чтобы стать офицерами 5 лет, вы 1 год" , – старшина научной роты

Мы наблюдали, как начинается рассос у первого курса, у нас так такого не было. Без нарушения ношения военной формы одежды, все передвижения в строю не нарушая дисциплину строя. Благо не было никаких нареканий со стороны патруля.

Одно из значимых событий в нашей роте случилось накануне Дня защитника Отечества, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил нашу роту для вручения памятных подарков и благодарственных писем научным сотрудникам и операторам научной роты. Мы к этому приезду старательно готовились.

Основное место нашей службы – научно-исследовательский институт военно-системных исследований, который выполняет военно-прикладные задачи по заказу Штаба МТО и других подразделений ВС РФ.

Каждый оператор закреплен за определенным научно-исследовательским отделом, который решает определенные задачи так, например, я занимаюсь проблемами функционирования системы материального обеспечения войск. Туда входят такие службы как продовольственная, вещевая и служба горючего. Также мы занимаемся логистическими процессами в системе МТО. У каждого оператора свой научный руководитель, с которым он решает эти задачи, рабочий ноутбук, доступ к информационно-справочными фондам.

Так за время службы в научной роте опубликовал 13 научных статей, получил 10 удостоверений о рационализаторском предложении, подал 2 заявки на получения патента на полезную модель, выполнял оперативные задачи в отделе. Часть наших парней участвовала и победила в конкурсе "Темп" от госкорпорации Росатом, они два раза съездили в Москву, где представили свои проекты.

Научная рота МТО участвует и в международных олимпиадах среди курсантов. Из операторов выбираются самые способные по таким предметам, как математика, иностранный язык, информатика и история. Им помогают готовиться научные сотрудники, преподаватели с академии. В целом в этом году показали хороший результат, а сама Академия заняла в общекомандном зачете первое место.

Здесь следят за тем, куда выпускники, да да именно выпускники научной роты устраиваются после окончания службы. Начальство института предлагает гражданские должности младших научных сотрудников. Это весьма удобно для тех, кто желает продолжить заниматься наукой, поступить в аспирантуру и параллельно работать.

Военнослужащие участвуют в различных конференциях и выставках с демонстрацией разработанных проектов. Лучшие разработки операторов принимают участие в международном военно-техническом форуме «Армия». В прошлом году один из наших операторов получил диплом второй степени и получил номинацию «Открытие года». Часть военных разработок, в которых принимали участие операторы начали поступать на вооружение и внедряться в систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России. Такие высокие результаты дают стимул усерднее заниматься наукой, решать актуальные задачи способствующие к повышению обороноспособности нашего государства.

https://youtu.be/2Yqu_OvifCQ

Репортаж с научной роты

В заключении, хотелось бы сказать, что год проведенный в научной роте Академии МТО позволил мне овладеть не только новыми исследовательскими навыками, но и военными. Часть времени уходило на выполнение оперативных задач в отделе и в управлении, помогали адъюнктам. Если бы у меня заново был выбор куда пойти служить, я без раздумий снова бы выбрал научную роту при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Почему я не стал лейтенантом?

Мне 24 года к этому возрасту курсанты уже имеют воинское звание "старший лейтенант". Готов ли я ехать в войска в разные округа и гарнизоны? Нет, мне Якутия ближе и жалко, что у нас воинские части расположены далеко в арктической зоне.

Избранное

Научные роты являются мощным и очень эффективным кадровым механизмом. Они созданы для того, чтобы модернизировать российскую армию. Как правило, главная цель на службе – оборона страны, совершенствование промышленного комплекса.

Развитие этого проекта связано с кадрами. Поэтому главной задачей является привлечение большого количества талантливых и квалифицированных инженеров, которые будут заниматься сферой производства и разрабатывать нововведения в оборонно-промышленном комплексе.

Что такое научная рота?

На данные момент вооруженные конфликты проходят с применением информационных технологий.

Ключевую и связующую роль занимает оборона страны.

Участвует не только отдельные вооруженные силы, но и политические блоки, виды разведок, оружие.

Научно-исследовательские проекты на данный момент очень актуальны, так как от разработки оборонительного оружия будет зависеть мощь и сила российской армии.

Какие задачи решает научная рота?

  • Проводит научные исследования в интересах Министерства обороны страны.
  • Привлекает компетентные кадры, которые занимаются разработками оружия, военных проектов.

Главная цель создать самые лучшие Вооруженные силы. В работе предполагается максимальная прозрачность, участие с военными сообществами. Ранее Министерство обороны предполагало образование отдельных научных исследований. Предметом служит разработка, улучшение эффективности установок авиации, защита информации, создание военной техники.

Как попасть в научную роту?

На данные момент насчитывается всего восемь научных рот. Самые крупные расположены в Воронежской области и в Подмосковье.

Для того чтобы попасть в научную роту нужно заполнить резюме, отправить его по электронной почте представителям ВВС. Так же можно связаться по телефону.

Научная рота имеет существенные различия между прохождением срочной службы. Кандидат сам ищет, где проходит отбор военных, отправляет резюме, проходит дополнительный конкурс. В случае, если все этапе он прошел успешно, ему приходит документ по месту призыва. После этого солдат должен миновать обычные процедуры для срочников.

По призыву

Служба в научной роте приравнена в счет к срочной службе. Для того чтобы пройти там службу нужно подать заявление и пройти конкурсный отбор. Предпочтение будет отдано кандидатам, которые имеют определенные достижения в научно-технической работе.

Желающих служить очень много, поэтому прежде чем попасть в научную роту необходимо пройти конкурс. Кандидат должен постараться заинтересовать начальство.

Принимаются только выпускники вуза, подлежащие службе в армии, студенты старших курсов.

По контракту

Постоянный состав роты состоит из военных, которые служба по контракту. Эти люди так же соблюдают дисциплину, распорядок дня. Один из плюсов прохождения службы в научной роте является продолжение работы по контракту.

Отбираются кандидаты на должность младших научных сотрудников. В научную роту попадают самые талантливые и умные молодые люди. Конкурс составляет от десяти человек на место. Работа производится за компьютерами и за приборами.

Министерство обороны предлагает заключение контракта на срок в три года. Призывник может подписать контракт после прохождения службы, иные лица проходят конкурс.

Особенности службы в научной роте

Научные роты не являются обычными воинскими подразделениями.

Проживание солдат не в казармах, а в общежитии. В каждой комнате есть телевизор, так же имеется компьютерный класс, библиотека, душевая, тренажерный зал.

На территории общежития всегда чисто.

Лица, проходящие службу в научной роте, проходят курс молодого бойца и принимают присягу. Солдат обучают обращению с оружием и учат вести бои. Параллельно с военными дисциплинами студенты проводят исследовательскую работу совместно с научными руководителями.

Военные занимаются:

  1. Развитием авиационных двигателей;
  2. Оснащение навигации;
  3. Управление беспилотных летательных аппаратов;
  4. Разрабатывают технологии для мобильной связи;
  5. Создают средства для радиоэлектронной борьбы.

Требования к кандидатам

Попасть в научную роту на самом деле довольно сложно. Требования к кандидатам высокие.

  • Лица, мужского пола возраст от 18 до 27 лет, которые еще не служили.
  • Категория годности не ниже Б4.
  • Наличие мотивации проходить службу по призыву.
  • Соответствие профиля, то есть математики, инженеры, физики, программисты, электротехники.
  • Склонность и желание вести и заниматься научной деятельность.
  • Большим плюсом является участие в конкурсах, олимпиадах, наличие трудов.
  • Средний балл по диплому – не менее 4,5.

Для того чтобы работа проводилась более эффективно к каждому военному закрепляют научного руководителя. Все служащие имеют свой конкретный план работ, который обычно составляется на год.

В нем отражены основные виды деятельности, установлены ключевые показатели, выраженные в количественной и качественной форме. Производится публикация исследовательских работ и докладов на конференциях.

Физические

В программе подготовки научной роты есть сбалансированные нагрузки. Постепенно солдат сможет подтягиваться, как минимум десять раз. На этапе отбора определенных физических требований нет.

Образование

Обучение проводится для лиц, учащихся в технических вузах.

Основные специальности:

  1. Физико-математические;
  2. Программирование;
  3. Мехатроника;
  4. Теплоэнергетика.

Так же направление связано с космическими отраслями и средствами вооружения, которые определены на дежурства.

Минимальный порог – это студент третьего курса , но если человек с выдающимися способностями и он находится на том же уровне по сравнению с выпускниками университетов

Медкомиссия

Что касается лиц с ограничением здоровьем, то есть исключение. Основное требование – категория годности Б4.

Задачи научной роты

Цели и задачи научной роты сейчас очень актуальный и они соответствуют вызовам вооруженных сил других стран.

Выпускники вуза, квалифицированные специалисты могут повысить оборону России.

Операторы разрабатывают:

  • Детали космического аппарата;
  • Составляют образцы;
  • Делают заказы;
  • Собирают блоки в лабораториях.

Операторы во время службы проводят от трех конференций, так же военные участвуют в выставках. На них зачитываются доклады и создаются целевые проекты. Большинство ребят имеют отдельные задачи от оборонных компаний. Они проявляются интерес как в будущих специалистах.

Если после прохождения срочной службы кандидат захочет остаться, то он продолжает вести научную работу в Министерствах обороны и получает звание лейтенанты.

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования.

Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

А я тогда присягу принимать не буду!
- Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил.

Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно.

Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. Научные роты не нужны армии

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

Учитывая особенности современных вооруженных конфликтов, одной из которых является повсеместное применение информационных технологий, а также принимая во внимание государственные военные доктрины развитых стран, в первую очередь, стран-членов Организации Североатлантического договора, основанные на концепции сетецентрических войн, можно сделать вывод, что ключевую роль в эффективности применения вооруженных сил и обеспечения обороноспособности как отдельно взятого государства, так и военно-политических блоков в целом, будут играть автоматизированные системы управления, различные виды разведки и высокоточное оружие.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. В научных ротах служит исключительно «золотая молодежь»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. Служба по призыву и научные исследования несовместимы

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт» .

Во-первых , операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых , в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих , распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой.

В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. Дедовщина и неадекватные командиры

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. В научные роты набирают «ботаников»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода :

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. Служба в армии – это «потеря года жизни»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании.

Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30% . Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

/Денис Столяров, выпускник научной роты ВВС России, награжден
медалью МО РФ «За достижения в области развития инновационных технологий», topwar.ru /

Среди 135 тысяч новобранцев, которых по указу президента в ближайшие три с половиной месяца отправят в военный строй, будет несколько сотен особо привилегированных солдат. Этих, отобранных по конкурсу призывников-добровольцев распределят в специальные подразделения Вооруженных сил - научные, производственные и спортивные роты.

Попасть туда большая удача. Ведь отбор в научные роты начинается задолго до призывного указа президента. Для этого офицеров командируют в ведущие технические вузы страны и военкоматы, где те подбирают наиболее одаренных студентов, а после изучения их анкет и личной беседы предлагают выпускникам "научную" службу. Многие соглашаются - все лучше, чем ползать на брюхе по полигону или с утра до вечера мести строевой плац.

За шесть лет, что в Российской армии существуют научные роты, службу там прошли более 2 тысяч молодых людей. Каждый пятый после срочной предпочел остаться в строю - но уже в статусе офицера. Примерно столько же бывших ученых солдат сейчас работают в оборонке гражданскими специалистами.

Шанс устроить свою судьбу этой весной и летом получат еще более трехсот выпускников вузов. Их ждут в 16 научных ротах, в том числе в военном инновационном технополисе "ЭРА", расположившемся в Анапе, - там новичками доукомплектуют четыре подразделения.

Служба на курорте, да еще и по профессии - об этом большинство призывников могут только мечтать. Новобранцев научных рот (они еще именуются операторами) разместят в "ЭРЕ" по два человека в комнате. Каждое помещение оснащено рабочими и спальными местами, санузлом.

В военном технополисе помимо проектных подразделений, центра обработки данных со сверхмощными компьютерами и открытых площадок для экспериментальных исследований имеются спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном и тренажерный зал. Словом, есть все условия не только для полноценной работы и службы, но и отдыха.

Операторы научных рот, прошедшие отбор на эту весну, - стипендиаты президента РФ за отличие в учебе и вклад в научную деятельность, авторы научных публикаций и обладатели интеллектуальной собственности. А вообще служить в "ЭРЕ" может практически каждый молодой человек призывного возраста, выдержавший конкурсный отбор и имеющий средний балл по профильным предметам не ниже 4,5. По данным Генштаба, в июне 2019-го количество научных рот технополиса "ЭРА" увеличится до пяти.

В прошлом году впервые отобрали призывников для научно-производственных рот. Возможность служить, что называется, без отрыва от производства, в том числе получили два десятка толковых парней с дипломом инженера из Тулы. Базироваться и три дня в неделю проходить военную подготовку им разрешили в местной 106-й воздушно-десантной дивизии. А остальное время они работали на тульских оборонных предприятиях, в том числе в Конструкторском бюро приборостроения имени академика Шипунова и Научно-производственном объединении "Сплав". Кто не знает, - там разрабатывают и выпускают современные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С" и реактивные системы залпового огня "Град", "Ураган" и "Смерч".

Минувшей осенью в четыре научно-производственные роты распределили 109 призывников. Причем два подразделения комплектовали впервые - в интересах "Севмаша" в Северодвинске и "Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде. Набирать в эти подразделения новобранцев будут и в нынешнем году. Так что, молодые кулибины, дерзайте!

Что касается спортивных рот, то их в Вооруженных силах тоже четыре, сейчас там служат 370 солдат. До декабря планируют сформировать пятую роту. В апреле - июле в эти подразделения призовут более 190 человек. Минимальное требование, предъявляемое к претендентам, - нужно быть кандидатом в сборную команду России по олимпийским видам спорта.

Руководство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» получило благодарность за активное содействие в области военно-профессионального ориентирования и отбора кандидатов для прохождения службы в научной роте Военной академии связи.

19.02.2018 2926

В благодарственном письме ВрИО начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник С.Л. Ишимов отметил заслуги выпускника ЛЭТИ Александра Терехова , показавшего высокий уровень теоретической и практической подготовки, компетентность и ориентированность на результат при решении актуальных научно-прикладных задач.

Первые научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы в соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № Пр-864 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 315/4/1781. Их главная цель - решение конкретных научно-прикладных задач для укрепления обороноспособности страны. Научные роты формируются на базе научно-исследовательских учреждений и высших военно-учебных заведений Минобороны России и состоят из наиболее одаренных выпускников вузов, которые проходят военную службу по призыву.

За прошедшее время в обществе появилось большое количество мифов о научных ротах, которые искажают реальную картину военно-научной службы.

Правда ли, что в научных ротах служит только «золотая молодежь» и «ботаники»? Можно ли за год достичь каких-либо значимых результатов в науке? Чем отличается служба в научной роте от привычной всем армейской службы? Об этом рассказывает выпускник ЛЭТИ Александр Терехов .

Александр, считается, что научная рота - это элитное подразделение, куда набирают исключительно «ботаников» и «золотую молодежь», и рядовому выпускнику попасть практически невозможно. Так ли это на самом деле?

В 2010 году я поступил в ЛЭТИ на факультет электроники. Окончив бакалавриат по направлению «Электроника и микроэлектроника», я продолжил обучение в магистратуре на кафедре физической электроники и технологии. Пока учился в университете, пробовал попасть на военную кафедру ЛЭТИ, но безуспешно: по среднему баллу проходил, нормативы по физподготовке сдал, а вот состояние здоровья подвело. Как известно, для службы в ВМФ необходимо иметь категорию «А», а у меня была категория «Б».

Вернувшись по окончании обучения в родной город Салават (Республика Башкортостан), я решил отслужить в армии. В районном военкомате мне предложили отправить документы в научную роту, так как у меня было высшее техническое образование. Я подумал: «А почему бы и нет?», и отправил документы в три военных вуза, в которых проводился набор в научные роты на близкие мне специальности: Военно-медицинскую Академию имени С.М. Кирова, Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Раньше всех ответ пришел из Военной академии связи. Несмотря на то, что мой средний балл по профильным предметам был 4,33, то есть меньше необходимых 4,5 баллов, мне удалось достойно показать себя на собеседовании и добиться права служить в научной роте. Я считаю, что одним из положительных факторов стало прохождение практики на ОАО «Завод Магнетон» в Санкт-Петербурге в сфере, близкой направлению научной роты. Могу сказать, что средний балл не является определяющим критерием. Отборочная комиссия учитывает опыт работы по специальности и наличие военных среди родственников. Поэтому бояться не нужно! Попасть в научную роту - вполне по силам многим выпускникам.

- Армейский быт - это казармы, наряды, караулы… А каков быт военнослужащих научной роты?

Обычно воинские части размещаются за городом, а на занятия по боевой и тактической подготовке солдаты выезжают в лес или в поле. Бытовые условия научной роты кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть в армии. Для нас был выделен этаж в отремонтированном общежитии курсантов Военной академии связи, расположенном в черте города. Мы жили в кубриках по 10 человек, у нас была своя чайная и кладовая комнаты, а также душевые и туалеты. А еще каждому выдавался личный ноутбук для научной работы. Здесь условия были даже лучше, чем в студенческих общежитиях!

А какой в научной роте распорядок дня? Как удается совмещать войсковую подготовку с научными исследованиями?

Сначала мы изучали устав, проходили курс общевойсковой подготовки. Три недели провели в военном городке, где нас обучали азам военного дела. Потом мы вернулись в академию и приняли присягу.

Затем прошло собеседование, по итогам которого нас распределили по трем взводам - «антеннщики», «сетевики» и программисты. Я попал в первый взвод, основу которого составляли ребята, обучавшиеся или имеющие опыт работы в сферах электроники, энергетики и антенн.

Утро было такое же, как и в обычных войсках: подъем в шесть часов утра, зарядка, завтрак. А затем после развода каждый занимался со своим научным руководителем из состава научно-исследовательского центра или кафедр академии. После обеда нам давали один час свободного времени, затем был еще один час учебных занятий, после которого было время на самостоятельную подготовку и работу над научным проектом.

В целом, все организационные процессы были отработаны, поэтому проблем не возникало. Офицеры относились к нам как к младшим научным сотрудникам, поэтому за время службы я ни разу не столкнулся с рукоприкладством или хамством. Отношения с сослуживцами строились на уважении и профессионализме.

Бытует мнение, что за год службы невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке. Можете доказать, что это не так?

В рамках направления «Исследование вариантов применения виртуальных приборов при организации автоматизированного рабочего места (АРМ) начальника лаборатории» я занимался созданием АРМ, которое позволяет проводить измерения при помощи персонального компьютера с подключенными к нему устройствами. Проект я выполнял в среде графического программирования LabView. Из всего состава роты я был единственным, кто имел навыки работы в данной среде.

Отдельно стоит сказать про научную инфраструктуру. В лабораториях Военной академии связи установлено новейшее оборудование для исследований. Я работал с анализатором спектра фирмы Rohde & Schwarz, измерителями мощности и датчиком поглощаемой мощности. Также я принимал участие в настройке аппаратных различных радиостанций.

Каждый месяц мы представляли научному руководителю отчет о проделанной работе, а в конце срока службы мы защищали итоговый отчет перед аттестационной комиссией, состоявшей из сотрудников научно-исследовательского центра и преподавателей кафедр. За время службы я опубликовал шесть статей по тематике моего проекта. Кроме того, мы регулярно участвовали в научно-технических конференциях, проходивших в военных вузах, и посетили Петербургский Международный Инновационный Форум.