Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Сыктывкара Комиссарова Ирина Александровна
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко
Взаимодействие школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: Единым объектом (субъектом) воспитания; Общими целями и задачами воспитания детей; Возможностью всестороннего изучения детей и координация влияний на их развитие; Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; Возможностью объединений усилий школы и семьи в решении проблем ребенка; Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для обучения, воспитания и социального становления личности. Обеспечение качественного образования; формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; формирование потребности в здоровом образе жизни. Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
Частные задачи: С детьми: Воспитание уважительного, заботливого, отношения к родителям; Формирование ответственности за свои поступки перед семьёй; Воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
Задачи в работе с родителями: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в составлении планирования и участие в учебно-воспитательном процессе школы и класса; формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Задачи в работе с педагогами: формирование понимания значимости сотрудничества с семьёй, роли педагогов в формировании гуманных уважительных отношений между родителями и детьми; формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребёнка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями; освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Коллективные Классификация форм работы с родителями Индивидуальные
Коллективные формы Родительские конференции День открытых дверей Классные родительские собрания Общешкольные родительские собрания Педагогический лекторий Педагогический всеобуч
Индивидуальные формы Дни консультаций для родителей в школе Беседа с родителями в школе Посещение семей учащихся на дому
Группы форм работы с родителями Государственно-общественная
Попечитель- ские советы Городские и районные советы родителей Советы отцов и матерей Советы школ Государственно-общественные формы
Государственно-общественная Группы форм работы с родителями Просветительская
Просветительские формы Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей Организация родительского всеобуча Выпуск информационных листов, стендов и уголков для родителей
Группы форм работы с родителями Государственно-общественная Просветительская Интерактивная
Интерактивные формы Вечера вопросов и ответов Анкетирование Диагностика Дискуссии Консультации специалистов
Группы форм работы с родителями Интерактивная Просветительская Государственно-общественная Традиционная
Традиционные формы Тематические классные часы Родительские собрания Вечера отдыха Семейные, спортивные и интеллектуальные состязания Творческие конкурсы
Виды родительских собраний: установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе); аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях); консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей); чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации); совместные (с учениками и родителями); информационно- просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Собрание в письменной форме
Формы родительских собраний: Собрание – беседа. Собрание – дискуссия. Круглый стол. Собрание – конференция. Собрание – семинар. Собрание – тренинг. Собрание – организационно-деятельностная игра. Педагогическая мастерская. Собрание – конкурс. Собрание – презентация. Устный журнал. Вечер вопросов и ответов. Родительский ринг. Интеллектуальный марафон. Ток-шоу. Гостиная. Собрание с домашним заданием. Собрание на дому. Собрание в письменной форме. Комбинированная форма собрания.
Технология подготовки и проведения родительских собраний Положение о классном родительском собрании: общее положение о классном родительском собрании; правила проведения собраний; принципы проведения собраний. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: время и продолжительность собраний; анкетирование; оформление классной комнаты; форма приглашения; способы расположения родителей к разговору; формы проведения собрания; правила составления выступления классного руководителя; структура родительского собрания.
Советы психолога: как учителю организовать беседу с родителями; подготовка собрания; правила поведения классного руководителя на собрании; некоторые секреты успешности родительского собрания; необходимость родительских собраний; учителю на заметку; примерная тематика родительских собраний.
Совместное планирование родителей и педагогов Технология совместного планирования предполагает соблюдение нескольких условий: между родителями, педагогами, администрацией и ЦДО должны сложиться доверительные, уважительные отношения; необходимо выработать цели воспитания, роль и место всех и каждого в учебно-воспитательном процессе; провести диагностику интересов, пристрастий, семейных ценностей, возможностей и пожеланий родителей; предложения родителей и педагогов должны носить ресурсно-определённый характер, то есть точно определять кто, что, как и когда будет делать и что для этого нужно.
Процедура совместного планирования: Постановка целей и задач, знакомство с различными формами и содержанием совместной деятельности; обдумывание и осмысление предложений родителями вне собрания; обсуждение на родительском комитете; принятие решений на классном собрании; назначение ответственных и их помощников; использование возможностей второй половины дня в школе и возможности социума; вовлечение детей в процедуру совместного планирования; рефлексия проведённого мероприятия.
Результаты анкетирования: учитель – ученик – родитель. Вопросы да Родители имели возможность участвовать в планировании и проведений мероприятий. 100% Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку 100% Мы испытываем чувства взаимопонимания в контактах с классным руководителем 97% В классе, где учится наш ребёнок, хороший классный руководитель 100% Классный руководитель создаёт условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка 99% Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребёнка 100% Классный руководитель проводит мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку 100% Классный руководитель проводит работу по посещению кружков и секций с нашими детьми 100% Классный руководитель проводит работу по формированию достойного поведения нашего ребёнка 98% Учитель справедливо оценивает достижения в учёбе нашего ребёнка. 98%
Оконченность и совершенство в педагогическом труде «…недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны…» Л. Н. Толстой
Спасибо за внимание!
Cлайд 1
Cлайд 2
Нормативно – правовая база Закон РФ «Об образовании» Методические рекомендации Минобразования Росси о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. №90/30-16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002г №51-547/16
Cлайд 3
Цель деятельности школы по педагогическому сопровождению семьи Повысить воспитательную функцию семьи; Вовлекать родителей в процесс организации воспитывающей деятельности; Оказать семье психолого – педагогическую помощь; Содействовать возрождению лучших традиций семейного воспитания.
Cлайд 4
Направления деятельности Педагогический коллектив, социально – педагогическая служба школы. Индивиду альная работа с проблемной семьей Индивиду альная работа кл руководителей с родителями Служба доверия. Работа психолога. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс Педагогическое просвещение родителей Родитель ские собрания Совместная деятельность родителей и учащихся. Участие родителей в управлении школой.
Cлайд 5
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс Помощь в укреплении материально – технической базы; Совместные творческие дела. Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками;
Cлайд 6
Участие родителей в управлении школой. Общешкольный родительский комитет; Классные родительские комитеты; Совет профилактики.
Cлайд 7
Индивидуальная работа с проблемной семьей. Посещения семьи; Беседы администрации, классных руководителей; Консультации школьного психолога; Классные родительские комитеты; Совет профилактики (с участием родительской общественности); Общешкольный родительский комитет.
Cлайд 8
Педагогическое просвещение родителей Педвсеобуч; Общешкольные родительские конференции; Лекции; Открытые классные мероприятия; Индивидуальные тематические консультации. Лекции-консультирования: «Трудности адаптации первоклассников к школе» «Проблемы адаптации ребенка к обучению в 5 классе» «Личностно – ориентированное обучение. Интересы детей» «Создание ситуации и условий успеха» «Трудный возраст. Проблема взаимопонимания детей и родителей»
Cлайд 9
Советы родителям Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом. Помните. Что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть. Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично. Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом. Ставьте перед ребенком достижимые цели. Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты. При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать. За что и почему его наказывают. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.
1 слайд
![](https://i0.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img1.jpg)
2 слайд
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img2.jpg)
3 слайд
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» Макаренко
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img3.jpg)
4 слайд
Главные задачи: Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка. Изучение воспитательных возможностей семей. Повышение педагогической культуры родителей. Оказание воспитательной помощи семье. Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка. Умение координировать усилия семьи и школы.
![](https://i0.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img4.jpg)
5 слайд
“Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”. В.А. Сухомлинский
![](https://i2.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img5.jpg)
6 слайд
![](https://i2.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img6.jpg)
7 слайд
Схема анализа ситуаций: Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими. Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img7.jpg)
8 слайд
Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей: Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Ориентация на успешное развитие личности.
![](https://i0.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img8.jpg)
9 слайд
![](https://i2.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img9.jpg)
10 слайд
![](https://i2.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img10.jpg)
11 слайд
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img11.jpg)
12 слайд
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img12.jpg)
13 слайд
![](https://i2.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img13.jpg)
14 слайд
Рефлексия Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения?
![](https://i0.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img15.jpg)
16 слайд
Памятка педагогу: Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
![](https://i1.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img16.jpg)
17 слайд
Решение педагогического совета Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе ориентироваться на “Правила педагогической этики работы с родителями”; в просветительской работе с семьей и консультировании руководствоваться “Памяткой педагогу”. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.). Возобновить работу родительского всеобуча Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям (младшая школа, среднее звено, старшая школа Классным руководителям на родительских собраниях распространить практические советы и идеи, оформленные памяткой родителям “Мы вместе”. Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью.
![](https://i0.wp.com/uslide.ru/images/17/23845/389/img19.jpg)
Взаимодействие школы и семьи – залог успешности ребенка.
Подготовила: Тухватуллина Н. М.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №8» городского округа
город Салават Республики Башкортостан.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома…»
Л. Н. Толстой.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладывается основа будущей личности.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладывается основа будущей личности.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Цель сотрудничества школы и семьи – создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника.
Цель сотрудничества школы и семьи – создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей в работе Совета школы;
- участие родителей в работе родительского комитета.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй является
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй является
индивидуальная
и
групповая формы работы.
Индивидуальные
Индивидуальные Беседа Посещение консультации на дому
Групповые
Родительские Конференции Вечера
собрания вопросов
и
ответов
К нетрадиционным формам
К нетрадиционным формам
работы с родителями относятся:
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- родительские тренинги.
При работе с родителями важно соблюдение правил:
- Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
- Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.
- Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).
- Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
- В общении с родителями стараться быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.
- Помнить правило: ребёнок – главная цель общения.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остаётся открытым. Но самое главное, чтобы всем от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами.
Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остаётся открытым. Но самое главное, чтобы всем от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами.
Спасибо за внимание!!!
Статья «Взаимодействие с семьёй».
Статья «Взаимодействие с семьёй».
Научно-практический журнал «Завуч
начальной школы» №5, 2008 год.
Статья «Единство семьи и школы в воспитании учащихся».
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2007 год.
Статья «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе».
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2006 год.
Cлайд 1
Cлайд 2
«Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей» А.С. Макаренко Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.
Cлайд 3
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Cлайд 4
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Cлайд 5
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Cлайд 6
Формы взаимодействия педагогов и родителей Родительское собрание Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации Вечера вопросов и ответов Диспут, дискуссия Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия Родительский актив Родительский клуб
Cлайд 7
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы -одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению","Психологический климат в коллективе" и др.
Cлайд 8
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Cлайд 9
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности). III тип – внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями. IV тип – конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. V тип – неблагополучные семьи. Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).
Cлайд 10
Считают ли родители свои знания о воспитании детей достаточными? 52% ответили, что все же не вполне 60% получают необходимую информацию о воспитании из СМИ 45% считают полезными беседы с учителями 35,5% предпочитают обращаться за информацией, читая специальные книги 50% самой важной проблемой в воспитании считают взаимное непонимание детей и взрослых, 25,5 % опрашиваемых говорят о том, что именно лень детей мешает им поддаваться воспитанию родителей 24,5% видят проблему в успеваемости детей 51 % считают, что в их отношениях с ребенком нет необходимости что-либо менять 12 % сообщают о недостаточном взаимопонимании 6 % осознанно понимают, что их детям необходимо больше любви и нежности, однако не всегда хватает времени уделить ребенку внимание 91,5 % родителей возникшие проблемы в воспитании ребенка предпочитают решать внутри семьи 27,5 % остро нуждаются в помощи психолога 19,5 % обращаются к нему 39,5% нуждаются в помощи педагога 19,5% обращаются за советом к учителям школы 10% просят помощи знакомых 4,5 % обращаются к специалистам социально-психологической службы
Cлайд 11
Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. С этим полностью согласны 57,5 % опрашиваемых родителей. Существует и тот факт, что 7,5 % считают, что школа и улица оказывают большое влияние на ребенка, 3,5 % считают, что именно школа, так как там ребенок проводит много времени. Тогда как 15,5 % респондентов уверены, что безусловно - семья, и 22% говорят: в большей мере - семья. 54% родителей считают, что обязанностью семьи является прежде всего воспитание. 33% опрашиваемых хотели бы получать от школы информацию об особенностях развития ребенка, 25% считают, что школа может помочь в разрешении проблем учеников проведением специальных практических занятий, 20 % опрашиваемых полезны лекции о воспитании в стенах школы. А на вопрос: как Вы думаете, в какой помощи больше всего от Вас нуждается школа? 54% родителей ответили: в - материальной, 36% в организационной, 11,5% в информационной.
Cлайд 12
Организация совместной деятельности родителей и детей Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Cлайд 13
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки: «Ничего не нужно. Только Терпение. И скромность. Мир в сердце. Тишина. Немного понимания, внимания к «Другому»… Нужна любовь. Спросите у своей совести. Должно быть, в Вас остались нервозность,
плохое настроение, злость. Ребенок не ошибается, он возвращает Вам ваше изображение.» Ф. Лебойе