Проектная работа ученическое самоуправление в школе. Ученическое самоуправление. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района

Инновационные технологии в современной образовательной организации

ПРОЕКТ «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ»

МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей

Пуровского района ЯНАО

I . Актуальность, проблема, цель и задачи.

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Сегодня школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа в развитии России.

Решая задачу развития воспитательного пространства нашей школы, педагоги нашего общеобразовательного учреждения исходит из того, что воспитание ребенка должно решать следующие задачи:

    повышение социальной компетенции детей, подростков и молодежи;

    формирование гражданской позиции;

    формирование ценностного отношения к себе, к человеку, к миру.

Решение этих задач возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям :

    обеспечение получения нормативных знаний;

    создание развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала и формирования готовности к социальным действиям обучающихся.

Второе направление подчеркивает важную роль ученического самоуправления. Участие в работе органов самоуправления – это способ научить детей жить в социальном пространстве прав и обязанностей. Иными словами смысл ученического самоуправления с одной стороны состоит в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений, с другой, чтобы они приобрели личный опыт демократических взаимоотношений и форм его осознания.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Целевой аудиторией проекта являются подростки. Именно в этом возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, а именно в этом возрасте важно самореализоваться. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечет интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей, а также разнообразить формы работы с детьми внутри школы, таким образом, чтобы эта деятельность вызывала живой интерес для учащихся. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, и будут способствовать социальной адаптации.

Новизна разработки:

Предлагаемый проект представляет собой принципиально новое направление в работе с обучающимися, они не просто будут привлекаться к управлению школой, а пройдут специальную подготовку и обучение, приобретут навыки управленческой деятельности и смогут по-новому осуществлять взаимодействие со школой, что поспособствует их самореализации.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Социологические опросы, анкетирование, проводимые в школе, показали:

    педагоги видят актуальность проекта в повышении общей культуры подрастающего поколения, формировании чувства патриотизма, активной гражданской позиции;

    для родителей важна возможность включения детей в активную деятельность, направленную на социализацию, воспитание чувства ответственности, уважения к старшему поколению и приобщение к общегосударственным ценностям;

    для учащихся значимость проекта – в возможности самовыражения, переоценка собственных способностей и возможностей, повышение личного статуса среди сверстников, приобретение социального опыта и осознание значимости своей деятельности для школы и общества в целом.

После тщательного анализа опроса была выявлена приоритетные проблемы:

    недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности;

    негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

    формальный, эпизодический характер самоуправление учащихся;

    учебная занятость учащихся.

Сформулирована цель данного проекта: способствовать развитию системы самоуправления как воспитывающей среды, обеспечивающей формирование социально активной личности каждого ребенка.

Задачи:

    создать условия для развития ученического самоуправления на всех ступенях школы;

    формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия;

    создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

    поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

    формирование позитивной мотивации педагогического коллектива на развитие и поддержку детской инициативы;

    формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    передача и сохранение традиций.

Ожидаемые результаты:

    Повышение гражданской позиции школьников;

    Повышение заинтересованности в развитии школы;

    Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

    Увеличение занятости детей во внеурочное время;

    Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

    Активизация творческой деятельности учащихся;

    Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

    Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Проект долгосрочный, направлен на разработку модели по улучшению и консолидации сотрудничества и взаимодействия ученик-педагог-родитель.

Риски:

    формальный подход к деятельности ученического самоуправления;

    несформированность гражданской позиции некоторых учащихся, нежелание принимать участие в общественной жизни школы.

Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:

    создание рабочей группы;

    разработка Устава Ученического государства, Положения Ученического государства, Программы деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных» .

    составление схемы модели ученического самоуправления детской организации «Союз неравнодушных»

2. Аналитический:

    принятие Положения ученического государства;

    проведение выборов Главы ученического государства;

    составление плана работыученического самоуправления;

    проведение апробации предложенной модели ученического самоуправления.

    Реализационный:

    деятельность комитетов ученического самоуправления;

    активизация работы классных секторов;

    реализация проекта «Добрые дела» классными коллективами;

Проведение анализ путем:

    мониторинга участия обучающихся в творческих конкурсах различных уровней;

    диагностики общественного мнения о школе;

    мониторинга результатов внеурочной деятельности ОУ;

    создание стенда по освежению деятельности ученического самоуправления.

4. Заключительный

    Подведение итогов проекта

Анализ работы провести в виде круглого стола

Реализация плана проекта

    Разработана модель Управляющего Совета в школе

Школьное самоуправление :

    глава ученического государства (выбирается учащимися на 1 год из числа старшеклассников). Осуществляет основные направления внутренней и внешней политики школьного государства, является главой государства, гарантом Конституции (Приложение 3)

    заместитель главы ученического государства ;

    комитеты ( Правительство – призвано претворять законы в жизнь):

комитет образования и воспитания - ответственный за учебу и посещаемость; организует и проводит совместно с научными обществами учащихся познавательные дела ученического государства; ответственный за номинацию «Ученик года», за номинацию «Лучший класс» проекта «Звездопад» конкурса «Школьный олимп»(проект Звездопад), организует и проводит дни самоуправления в школе;

комитет безопасности и труда - ответственный по вопросам опозданий учащихся на занятия, за дежурство на этажах школы; ответственный за номинацию «Восхождение к вершинам» конкурса «Школьный олимп»;

комитет по туризму и спорту - ответственный за организацию проведения спортивных мероприятий, ответственный за номинацию «Спортсмен года» проекта «Звездопад»; ответственный за оформление к различным школьным мероприятиям.

комитет по культуре – ответственный за организацию и проведение совместно с педагогами и НОУ предметных олимпиад, интеллектуальных игр.; ответственный за номинации «Активист года», «Мир увлечений» проекта «Звездопад»; ответственный за проведение КТД торжественных мероприятий.

комитет по связям с общественностью – ответственный за организацию выставок, концертов и других культурных мероприятий в общеобразовательном учреждении и в поселке; ответственный за организацию культпоходов (музей, библиотека); организует «опросы общественного мнения», ответственный за выпуск объявлений по работе ученического государства; ведет подготовку информации на школьный сайт.

Заседания Совета ученического государства проходят 1 раз в месяц (запланированные) и по возникновения проблемы, требующей принятия решения (незапланированные), определяются планы на будущее. Заранее составляется план работы на учебный год. (Он может корректироваться по мере необходимости).

В каждом классе в систему школьного самоуправления входят и уполномоченные органов самоуправления , это – мэры городов. Все они и составляют вторую ступень в схеме самоуправления школы. Все представители этих объединений наделены определенными правами и действуют от имени тех органов, которые они представляют.

Классное ученическое собрание обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

В структуре самоуправления определены взаимосвязи школьного самоуправления по уровням:

1-й уровень: классные коллективы и активы классов во главе с мэрами;

2-й уровень: ученическое самоуправление во главе с Главой Ученического государства;

3-й уровень – школьное самоуправление – выход на педсовет, родительскую общественность, Управляющий совет школы.

В структуре первого уровня выделяются ведущие виды деятельности, такие как познавательная, самообслуживание, спортивная, информационная, досуговая.
Каждый вид деятельности имеет свои рабочие органы самоуправления - секторы. Из ответственных за сектора формируется совет класса. На совет класса возложены функции: подготовка и проведение классных собраний, анализ деятельности секторов, осуществляет связь с вышестоящими органами Ученического государства.
Второй уровень – Государство, в которое входят комитеты: образования и воспитания, культуры, безопасности и труда, по связям с общественностью, спорта и туризма.

Третий уровень – школьное самоуправление. Данный уровень представлен и педагогическим советом школы, и Управляющим советом школы.
Сфера деятельности
– организация функционирования системы внутришкольной жизни.
Как видно из структуры, система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности ее органов. Содержательная сторона обеспечивается общим планированием, в котором четко
формулируется цель деятельности для каждого органа.

    Разработаны: Устав Ученического государства, Положение Ученического государства, Программа деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных», План работы Правительства ученического государства «Союз неравнодушных».

    Члены детской организации получают:

    интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

    возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

    выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

    участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

    возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

    Наличие жизнеспособной, апробированной и мобильной системы координационной работы органов самоуправления, выполняющей задачи школы, Устав ученического государства, Положение ученического государства;

    Выполнение лидерами и учащимися функций управления.

    Повышение уровня воспитанности учащихся; социальная адаптация детей в современных условиях.

    Сотрудничество ученического государства, педагогов, родительской общественности в общеобразовательном учреждении

Мы хотим сформировать постоянно действующие органы самоуправления, повысить статус актива в жизни школы, хотим, чтобы в школе появились твердо установившиеся традиции. Хотим воспитать у обучающихся уважения к самому себе, добиться уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности и обеспечить взаимодействие учеников и учителей. Самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении базируется на следующих принципиальных позициях:

    Равноправие. Все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения

    Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.

    Откровенность и гласность . Работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    Законность . Неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    Целесообразность. Деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся и педагогов.

    Гуманность. Действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

    Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

    Ежегодно в сентябре проходит конференция , где заслушивается отчёт Главы ученического государства, лидеры выступают с отчётами о работе своих комитетов, даётся оценка их работы и работы всей организации, выбирается новый состав ученического самоуправления. Глава ученического государства выбирается путем проведения выборов.

Выборы Главы ученического самоуправления проходят в форме ролевойигры по этапам:

    выдвижение кандидатов от класса;

    выступление кандидатов с предвыборными программами на общем собрании;

    создание избирательной комиссии;

    инаугурация вновь выбранного Главы ученического государства.


    В общеобразовательном учреждении по инициативе обучающихся проходят Дни самоуправления.

Старшеклассники берут на себя роль дублеров членов администрации и педагогов школы. В этот день педагоги выступают в роли учеников. Ведется тщательная подготовка учителей – дублёров к проведению уроков. План - конспект урока прорабатывают сами учителя-дублеры, после чего согласовывают с учителем-предметником. День самоуправления проходит на достойном уровне. Многие старшеклассники, выступающие в роли педагога-дублёра, по-иному оценивают профессию педагога. После проведения дня самоуправления проводится педсовет педагогов-дублеров, где подводятся итоги работы.

Так день самоуправления проходит в нашей школе:





После проведения Дня самоуправления проводится анализ (некоторые вопросы опроса):

    Определены основные мероприятия, с учетом новых форм внеурочной деятельности.

    познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация;

    трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

    спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, Дней здоровья;

    художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

    шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

    информационная деятельность – информация о деятельности общеобразовательного учреждения.

Основным видом работы в общеобразовательном учреждении является организация КТД (коллективно – творческих дел), обеспечивающих каждому воспитаннику возможность применять свои знания и умения, раскрытие своих способностей.

При подготовке КТД обязанности распределяются с учетом особенностей детей, их интересов, склонностей. Организуется Совет дела, в который включаются учителя, ученики, родители, сотрудники объектов социума. Все это способствует тому, что каждый ученик может найти себе дело по душе, при этом испытывает ответственность за результат своей работы.

Традиционные КТД:

    День Знаний, Последний звонок;

    Новогодние праздники;

    Выставки творчества;

    Ежегодный фестиваль детского творчества «Все краски Ямала»;

    Мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;

    Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества (месячник оборонно-массовой работы);

    Акции: «Забота», «Посылка ямальскому солдату»;

    Мероприятия, посвященные Дню Победы;

    Участие в конкурсах, фестивалях различных уровней;

    Волонтерское движение;

    Участие в работе ежегодных конференций, в работе детского парламента;

    Поисковая работа;

    Экскурсии, походы;

    День матери;

    Осенний бал, осенняя ярмарка;

    Проектная и исследовательская деятельность.

Проведение КТД способствует развитию творческого потенциала, укреплению уверенности обучающихся в свои силы, способности нести людям радость, в стремлении преодолеть любые трудности.






Ежегодно представители общеобразовательного учреждения участвуют в конкурсах лидеров детских организаций и объединений.



На заседаниях ученического самоуправления рассматриваются и принимаются решения по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, акций, успеваемости и дисциплины обучающихся, вопросам организации питания и дежурства в школе, внешнего вида обучающихся, сохранности учебников и др.

    Проводятся мониторинги, диагностики

Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашей школы показывает, что мы находимся на этапе становления. В диагностике используется методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(некоторые результаты диагностики)

Сравнительный анализ участия

в поселковых, районных, окружных, всероссийских и международных конкурсах обучающихся

23

участников -85

Победителей и призеров-10

участников- 52

Победителей и призеров -28

участников -60

Победителей -4

лауреатов -18

участников -25

2014-2015 уч. год

Победителей и призеров-24

Лауреатов-3

Участников -86

Победителей и призеров-9

Участников-79

Победителей и призеров- 28

Участников -81

Победителей и призеров- 2

Участников -14

2015-2016 уч.год

Участников 76

Победителей и лауреатов -23

Участников 132

Победителей и лауреатов -27

Участников 47

Победителей и лауреатов -17

Участников 34

Победителей и лауреатов -8

Анализируя результативность участия в конкурсах за последние 3 года, можно отметить рост количества участников.

Общественные отношения в сфере реализации права детей на объединение регулируется комплексом нормативных и правовых актов:

    Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»;

    Федеральным законом от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

    «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761.

    Информация и деятельность ученического самоуправления отражена на стенде «Ученическое государство «Союз неравнодушных»

Самоуправление в школе необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать именно школа.

    Ресурсная база общеобразовательного учреждения.

Школа оснащена необходимым оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран.

Есть необходимые помещения в школе: для проведения праздников, мероприятий – актовый зал, спортивный зал.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.

Ученическое самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении - это организация школьников, которая не зависит от администрации. Ученики школы сами решают, чем заниматься самоуправлению. Поле его деятельности не ограничено - от учебной организации досуга до связи с учащимися различных городов (классов). Самоуправление в школе влияет на жизнь учебного заведения, принимает законы школьной жизни, поддерживает инициативу учителей и администрации общеобразовательного учреждения

Проведенная работа по реализации данного проекта способствует:

Приобретать навыки и умения:

    ставить цель и достигать её;

    организовывать свою деятельность и деятельность других;

    работать в команде;

    передавать собственный опыт;

    анализировать свою деятельность.

Литература:

    Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.

    Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

Через самоуправление решаются задачи:

    развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

    жизненное самоуправление;

    формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

    умение решать проблемы;

    общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

    умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

    повышение требовательности к себе и товарищам;

    воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

    адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным усло­виям;

    раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

    формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Глава I . Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.

Самоуправление способствует приобретению учениками знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности, знакомству подростков с деятельностью исполнительной и законодательной власти России и других стран мира. Ученическое самоуправление позволяет формировать молодежное пространство, помогает развитию гражданственности, становлению личности и демократизации общества. Молодому поколению необходимо учиться неравнодушию к различным проявлениям общественной жизни, а для этого нужны знания методов и процедур, принятых в общественно-политической деятельности, получение практических навыков участия в общественной жизни на уровне школы, микрорайона, города, страны.

Статья 1. Право учащихся на осуществление ученического самоуправления.

Учащиеся школы имеют равное право на осуществление ученического самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Права и свободы человека определяют смысл и деятельность ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому право на получение информации об их деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 2. Поддержка ученического самоуправления администрацией.

Администрация школы создает необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.

Статья 3. Деятельность ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:

    организация школьного досуга учащихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий);

    освещение событий школьной жизни;

    содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

    сотрудничество с общественными организациями, школами, клубами и другими учреждениями, чья деятельность может благотворно повлиять на жизнь учащихся.

Глава II . Органы ученического самоуправления

Статья 4. Президент школьного ученического самоуправления

Избирается голосованием учащихся 5-11 классов. Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции. Президент разрабатывает план работы ученического самоуправления школы, ведет заседания актива; назначает ответственных по секторам ученического самоуправления; осуществляет контроль реализации плана.

Статья 5. .

Актив ученического самоуправления состоит из представителей 6 - 11 классов и является органом самоуправления в школе, основанном на согласии и сотрудничестве. Деятельность Актива строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, согласия, открытости. Члены Актива старшеклассников являются связующим звеном между организаторами детского коллектива и классом. Доводят до сведения класса и классного руководителя решения Актива ученического самоуправления. Актив собирается 1 раз в месяц, участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Выборы в Актив проводятся ежегодно в начале учебного года. Членами актива могут быть выбранные классом учащиеся 6 -11 классов, имеющие желание работать в Активе, быть в центре школьной жизни. Члены Актива за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из актива.

Статья 6. Права и обязанности членов актива ученического самоуправления.

Члены Актива обязаны :

    принимать активное участие в деятельности актива;

    быть опорой администрации школы, организатора детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса;

    доводить до сведения учителей и учащихся решение актива.

Члены Актива имеют право :

    принимать активное участие в планировании воспитательной работы школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения мероприятий в школе;

    иметь свой орган печати, свою эмблему и девиз;

    слушать отчеты о работе своих секторов и принимать по ним необходимые решения.

Документация и отчётность Актива ученического самоуправления.

Заседания Актива протоколируются.

План работы Актива составляется на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы школы.

Анализ деятельности Актива представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.

Глава III . Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления.

Статья 7. Ученический референдум.

По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум.

В нем вправе участвовать все ученики 5-11 классов.

Ученический референдум назначает Актив ученического самоуправления по собственной инициативе или по требованию учащихся.

На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов касающихся деятельности директора и администрации школы.

Статья 8. Классное собрание.

Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания.

Исполнительным органом является совет класса, во главе которого избирается староста класса.

Глава IV . Члены ученического совета.

Статья 9. Статус члена совета класса

Член совета выражает волю учащихся своего класса.

Член совета класса может быть отозван одноклассниками до окончания срока полномочий.

План

реализации программы развития ученического самоуправления

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка и утверждение плана работы ученического самоуправления. Выборы в Актив ученического самоуправления

Ежегодно, в начале года

Актив ученического самоуправления

Утверждение плана работы школьной редколлегии.

Ежегодно, в начале года

Школьная редколлегия

Подготовка и проведение торжественной линейки, посвященной Дню Знаний.

Ежегодно, сентябрь

Организаторы досуга

Проведение Дня самоуправления. Организация праздника, посвященного Дню учителя.

Ежегодно, октябрь

Организаторы досуга

Проведение «Осеннего бала»

Ежегодно, ноябрь

Организаторы досуга

Участие в праздновании Дня пожилого человека

Ежегодно, октябрь

Совет Республики

Организация предновогодней ярмарки

Организация традиционного предновогоднего концерта

Организация празднования Нового года.

Ежегодно, декабрь

Советы классов организаторы досуга

Участие в месячнике оборонно-массовой работы

Ежегодно, февраль

Актив ученического самоуправления

Организация празднования мероприятия «День Земли»

Ежегодно, апрель

Организаторы досуга

Организация поздравления ветеранов ВОВ с Днем Победы (на дому)

Ежегодно, май

Совет Музея

Проведение выездных концертов по хуторам для очевидцев Великой Отечественной войны

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Участие в молодежных акциях:

    «Земля – наш общий дом»;

    «Мы против наркотиков»;

    «Молодые за здоровый образ жизни»;

Ежегодно, по плану работы школы

Актив ученического самоуправления

Проведение итогового сбора ДМОО «Парус»

Май, ежегодно

Актив ученического самоуправления

Проведение торжественной линейки «Последний звонок»

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Организация школьной практики.

Ежегодно, июнь - август

Совет дела

Проведение Выпускного бала 9-ым классам и 11-ым классам

Ежегодно, июнь

Организаторы досуга

Подготовка стенда, посвященного ученическому самоуправлению. Сбор информации о дальнейших успехах выпускников школы, принимавших участие в ученическом самоуправлении

Школьная редколлегия

Встреча активистов ученического самоуправления с администрацией школы

Ежегодно, 1 раз в четверть

Президент ученического самоуправления

Участие в ежегодных семинарах, конференциях, слетах, форумах, обмен опытом с учащимися других школ

Согласно плану районного комитета по делам молодёжи

Актив ученического самоуправления

Подведение итогов за год. Заседание всех секторов ученического самоуправления с отчетом о проведенных мероприятиях

Ежегодно, декабрь, май

Президент ученического самоуправления

Выборы президента ученического самоуправления

1 раз в года

Выборная комиссия

План

заседаний актива ученического самоуправления

I четверть

Сентябрь.

1. Утверждение плана работы ШУС «Совет Президента» на год. Выборы и.о.президента школьного ученического самоуправления.

2. Разработка мероприятия по здоровому образу жизни «Осенний поход в сосновый бор».

Октябрь.

1. О подготовке к празднованию « Дня учителя».

2. О подготовке к осенним праздникам.

II четверть.

Ноябрь.

  1. Проведение операции «Тепло и уют».

2. Подготовка к проведению традиционного предновогоднего концерта и ярмарки

Декабрь.

    План проведения Новогодних утренников и вечеров.

    О проведении зимнего месячника по ПДД

III четверть.

Январь

    Отчет о работе за I полугодие.

    Утверждение плана месячника по обороно- массовой работе учащихся.

Февраль

1. Обсуждение итогов месячника по обороно- массовой подготовке учащихся.

Март.

    Отчет старост классов о проделанной поисковой работе « Наши выпускники - наша гордость»

IV четверть

Апрель

1.Подготовка к отчетам Актива ученического самоуправления.

2. Проведение отчетов в классных коллективах

1. Проведение и подготовка итогового сбора ШУС «Совет Президента»

    Об организации летней трудовой практики учащихся 5 – 8, 10 классов

Устав

школьного (ученического) самоуправления МОУ СОШ № 11 (принят Школьным парламентом)

1. Общие положения.

1.1 Школьное (ученическое) самоуправление действует на базе школы.

1.2 Школьное (ученическое) самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Уставом школьного (ученического) самоуправления и Конституцией РФ.

1.3 Школьное (ученическое) самоуправление – общественное, самодеятельное, самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учеников.

2. Цели, задачи и предмет деятельности.

Самоуправление создано в целях:

2.1 Демократизации образовательного процесса в школе.

2.2 Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

2.3 Развития социально значимых проектов.

2.4 Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.

Основными задачами самоуправления являются:

2.5 Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.

2.6 Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.

2.7 Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.

2.8 Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.

2.9 Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.

2.10 Организация взаимодействия членов школьного (ученического) самоуправления (Школьного парламента) и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:

2.11 Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и гласности.

2.12 Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей.

2.13 Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни.

2.14 Открытости для всех учеников-членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.

2.15 Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

2.16 Коллегиальность принятия решений.

2.17 Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

2.18 Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.

2.19 Уважение мнений меньшинства и большинства.

3. Порядок управления самоуправлением.

3.1 Высшим руководящим органом ученического самоуправления (Ученического Совета актива) является Школьный парламент (выборный орган), который имеет право представлять и защищать права ученического самоуправления и всех обучающихся школы в администрации школы.

3.2 Ученический Совет актива обладает следующими полномочиями:

3.2.1 Избирает из своего состава членов различных направлений «Досуг», «Знание», Пресс-центр» «Дисциплина и порядок», «Спорт – ты жизнь!», «Память».

3.2.2 Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.

3.2.3 Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству школы, вносить предложения в администрацию школы.

3.3 Порядок работы школьного (ученического) самоуправления:

3.3.1 Руководит ученическим самоуправлением спикер Школьного парламента, который выбирается (раз в год) из числа депутатов Школьного парламента (старшей палаты) на конкурсной основе.

3.3.2 Вице-спикер Школьного парламента назначается спикером Школьного парламента сроком на год.

3.3.3 Председатели направлений ученического самоуправления избираются членами Школьного парламента из числа членов Школьного парламента.

3.4. Членами школьного (ученического) самоуправления являются ученики школы, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.

3.5. Утрата членства происходит в случае ликвидации школьного (ученического) самоуправления школы.

4. Права и обязанности членов школьного самоуправления:

4.4 Спикер имеет право:

4.4.1 Представлять интересы школьного (ученического) самоуправления в администрации школы, педагогическом совете.

4.4.2 Назначать ответственных за различные мероприятия из состава школьного (ученического) самоуправления.

4.5 Член Школьного парламента обязан:

4.5.1 Организовать работу Ученического Совета актива.

4.5.2 Следить за выполнением настоящего Устава.

4.5.3 Защищать интересы членов школьного самоуправления в управляющих органах школы.

4.5.4 Активно участвовать в жизни школы.

4.5.5 Участвовать в заседаниях Школьного парламента.

4.6 Вице-спикер имеет право:

4.6.1 Вести заседания Школьного парламента в случае отсутствия спикера.

4.6.2 Выполнять обязанности спикера в случае его отсутствия.

4.6.3 Иметь полномочия спикера при его отсутствии.

4.7 Член Ученического Совета актива обязан

4.7.1 Активно участвовать в жизни школы.

4.7.2. Выполнять обязательства, возложенные членами Школьного парламента.

4.7.3 В случае троекратного отсутствия члена Совета на заседании Совета без уважительной причины, ему выносится выговор.

4.8 Члены Школьного парламента ведут постоянную работу с Ученическим Советом актива по своему направлению, регулярно отчитываются на заседаниях Школьного парламента.

4.9 Срок полномочий Ученического Совета актива – 3 года.

5. Порядок внесения изменений в Устав школьного (ученического) самоуправления.

5.1 Изменения и дополнения в Устав школьного (ученического) самоуправления вносятся Школьным парламентом при принятии их большинством голосов на заседании Школьного парламента, либо на общем заседании школьного (ученического) самоуправления.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Собраться вместе –это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Если звёзды зажигают –

значит – это кому-то нужно?»

В.В. Маяковский

Вот уже много лет в нашей школе есть школьное самоуправление.

Вообще, известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Для нас важность создания органов ученического самоуправления была бесспорна с самого начала работы школы. Но встал вопрос о форме организации этих органов.
Нам очень хотелось с самого первого дня создать особый морально-психологический климат в нашей школьной семье, где бы складывались гуманные отношения между учениками, где бы дети могли проявить свои способности, творчество, инициативу. Мы обратились к ребятам с вопросом о самоуправлении. Так был создан Школьный Парламент

В нашей школе создаются условия, чтобы каждое организуемое дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей.

Мы очень часто сталкиваемся с проблемами, для решения которых необходимо находить рациональное решение, изучать и использовать новые методы работы

Для нашей команды подлинное самоуправление это:

Во-первых , это участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива и группы учителей.

Во-вторых , самоуправление не мыслится без поддержки педагогов, без сотрудничества со взрослыми.

Но классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

В-третьих , оно должно быть с таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть ее результат.(в школе проводятся различные мероприятия, где ребята могут попробовать свои: это и музыкальные конкурсы: «Танцы со звёздами» «Голос» и интеллектуальные «Дебаты», балы, тематические вечера.

И, наконец, в-четвертых , самоуправление не должно ограничиваться одним днем – ведь жизнь не останавливается ни до, ни после дня самоуправления.(поэтому план воспитательной работы составляется совместно с членами Школьного Парламента)

Вся деятельность Парламента основывается на следующих принципах

Принципы деятельности Школьного парламента.


Смысл ученического самоуправления средней общеобразовательной школы № 79 заключается не в правлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, развитию самостоятельности.

- Принцип равноправия . Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъекта школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения; (на собраниях Школьного Парламента все решения принимаются сообща, каждый имеет право голоса)

- Принцип выборности , в соответствии с которым органы школьного самоуправления приобретают свои полномочия в результате соответствующих выборов; (предвыборная кампания проходит в сентябре и включает в себя: предвыборную агитацию кандидатов (от каждого класса 8-11 -1 человек), пресс-конференцию, где каждый кандидат рассказывает свою программу развития школы на год) выборы, распределение обязанностей)

Выборы! Совсем недавно это была незнакомая ситуация для учащихся школы даже с точки зрения избирателя. Наверное, поэтому среди них распространялось мнение: "А зачем выбирать? За нас выберут!" Что не скажешь о сегодняшней ситуации. Сегодня наши дети активно участвуют в деловых играх «Выборы!», серьёзно задумываются над вопросами различных Референдумов.

Но! проблемы страны - они немного далеки и мы практически никогда не получаем итоговой информации (картина в районе или в области) о прошедшем Референдуме с каким-либо решением. А вот школьные проблемы рядом! Как их решить? Может ли Выбор президента школьного самоуправления помочь решить хотя бы некоторые из них?

В выборах школьного самоуправления принимают учащиеся 5-11 классов.

Кандидаты на пост Председателя Школьного Парламента подают заявление об участии в выборах в избирательную комиссию. На стенде школьного самоуправления вывешивается закон о проведении выборов, с которым избиратели могут познакомиться в течении предвыборной кампании, которая проходит за 2 недели до выборов.

Учащиеся, кандидаты в органы ученического самоуправления, выпускают газету, в свободной, творческой форме, в которой рассказывают о себе, своих интересах, увлечениях, помещают фотографии, высказывают свой личностный взгляд на проблемы школьной жизни, пути их решения. Газеты вывешиваются на 2-м этаже в фойе, где каждый ученик может познакомиться с кандидатами, и остановить свой выбор на самом достойном. Проходит агитация избирателей.

Членами ученической конференции проводится социологические опросы, которые позволяют оценить уровень вовлеченности учащихся в процесс выборов, увидеть кому из кандидатов отдается наибольшее предпочтение.

Счетная комиссия формируется из 7 человек, представителей различных классов и подводит итоги выборов, которые заносятся в протокол.

В конце сентября проходят выборы, а после проводится праздник “Содружество юных”, на котором происходит представление школьного самоуправления Избранный Президент произнес клятву и обратился к своим избирателям со словами благодарности за поддержку на выборах и оказанное доверие.

- Принцип обновляемости и преемственности требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и следующим составом того или иного органа самоуправления; В школе наравне со Школьным Парламентом действует Школьный Актив, состоящий из учащихся 5-7 классов. На заседаниях Школьного Актива ребята учатся быт самостоятельными, активными, креативными. Школьный Парламент курирует Актив и передают свой опыт.

- Принцип открытости и гласности , в соответствии с которым вся работа органов самоуправления открыта для каждого члена коллектива и обеспечивается получение каждым необходимой оперативной и достоверной информации;

- Принцип демократии , предполагающий вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников школьной жизни. При этом непосредственная демократия имеет приоритет перед демократией представительной;

- Принцип законности , под которым мы понимаем неукоснительное следование органов самоуправления Уставу школы и ее локальным нормативным документам;

В Школьном Парламенте свой Устав, принятый ребятами 4 года назад и, который корректируется из года в год; приняты положения о рейтинге, о выборах, о Школьном Парламенте. И здесь хочется заметить, что все документы самостоятельно составлялись членами Школьного Парламента

- Принцип представительства , в соответствии с которым каждый класс

(с5 – 11) должен иметь своих представителей в Ученическом активе школы;

- Принцип гуманности , ученический совет школы принимает решения и реализует их в интересах личности ученика, родителя, школьного работника. Даже меры ответственности и наказания строгие, но гуманные, не унижают достоинство ребенка;

- Принцип подотчетности , требующий регулярной отчетности органов самоуправления перед своими избирателями;

-
Принцип совета и согласия , в соответствии с которым перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органов самоуправления.

Огромное значение для школьного самоуправления играет КТД., где ребят могут проявить свою инициативу, самостоятельность. Одним из ставшим уже традиционным КТД является бал .Балы организуют сами ребята. Когда только-только балы стали организовывать в нашей школе, приглашали студентов- наших выпускников, а также инструкторов ЦВР «Крылатого». Сейчас же многие прекрасно самостоятельно организовывают бал на 30 танцев. А в этом году впервые организовали бал ля 4-5 классов.

Ещё одним традиционным праздником у нас является День открытых дверей . Проходит он в конце ноября в День матери и включат в себя:

    Представление творческих мастерских (наше допобразование, подростковые клуб)

    «Час директора» (встреча с администрацией школы)

    Дебаты (для старшеклассников)

    Спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу

    Концерт ко Дню матери.

Всю программу ребята готовят сами: разрабатывают мероприятия, устанавливают дежурства, организовывают сопровождение начальной школы Большое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Праздник 9 мая и в школе праздновался с большим размахом.

    Это и конкурс плакатов о войне.

    Конкурс Уголков Героя в каждом классе.

    Музыкально-литературные композиции «Молодая Гвардия» и «Улицы в небо»

    Бал Победы.(танцевальная программа для жителей микрорайона)

    Акция флеш-моб «День Победы»

В Школе в течении всего года ведётся рейтинг классов, а в Парламенте – рейтинг членов Парламента.

Смотр-конкурс “Лучший класс года” является основной формой внеурочной общешкольной работы и включает в различные виды деятельности 5– 11 классы на принципе состязания. В рамках этого конкурса в школе всегда проводится большое количество мероприятий: конкурс классных уголков, рейды “Сменная обувь”, “Школьная форма”, “Мой учебник”, “Школьный двор”, конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя, интеллектуальный марафон, спортивные соревнования и многое другое. Все мероприятия имеют конкурсную основу, имеется Положение о проведении и начислении баллов. Баллы заносятся в специальную рейтинговую экран-таблицу, которая отражает текущие результаты каждого класса и вывешивается на стенде. Набравший наибольшее количество баллов класс становится победителем – “Лучший класс года” и награждается грамотой на празднике «Зажги свою звезду»”.

Уже это само по себе является стимулом к участию в общешкольных делах. Кроме того, воспитывается чувство ответственности за свой класс, что усиливает мотивацию и дает установку на качество.

Выводы:

-Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

-Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

-Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

-Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

-Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

-Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

Каримова Альфия Сулеймановна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель татарского языка и литературы,

МБОУ СОШ №3, г. Бугульма

Проект

Деятельность школьного ученического самоуправления обучающихся в образовательной организации

Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

без компаса и карты

Ф. Карделл

(амер. психолог и психотерапевт)

Постановка проблемы

В современных социально-экономических условиях эффективные результаты в области воспитания школьников могут быть получены только при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами школьной самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Особое внимание должно быть уделено созданию органов ученического самоуправления, развитию и реализации форм самоуправления, представляющего собой эффективный механизм конструктивного раскрытия внутреннего потенциала школьника, реализации гармоничной социализации личности. Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

В соответствии с ФГОС нового поколения считается, что наличие в образовательном учреждении развитой системы самоуправления обучающихся свидетельствует об успешности воспитательной деятельности образовательного учреждения в целом. Это та социально-управленческая база, которая может служить лабораторией для формирования социально значимых личностных качеств и практических лидерских навыков школьников, апробации их авторских программ, творческих инициатив.

Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

В своей деятельности орган ученического самоуправления руководствуется Декларацией о правах человека, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Новым Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ, статья 26 пункт 6, ФГОС НОО, Уставом школы, положением школьного ученического самоуправления.

Цель проекта ученического самоуправления:

Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условии, для самореализации, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в коллективную деятельность, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи проекта ученического самоуправления:

    обучение всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе;

    предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;

    развитие навыков лидерского поведения, организаторских навыков;

    самостоятельно и совместно принимать решения;

    формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    воспитание чувства честного партнерства;

    формирование умения вести здоровый образ жизни;

    приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества и других стран.

Целевая группа проекта: обучающиеся школы

Срок реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год

Место реализации проекта: средняя общеобразовательная школа

Проект включает 4 модуля: 1 модуль – аналитический, 2 модуль – организационный, 3 модуль – реализация и развитие системы УС, 4 модуль – мониторинг реализации и развития проекта

1 модуль - аналитический:

    анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.

2 модуль – организационный:

    формирование общественного мнения о значимости и необходимости УС путем конкретизации функции и содержания деятельности всех органов УС;

    разработка содержания проекта;

    формулировка целей, задач;

    изучение нормативно –правовых документов, воспитательных программ;

    организация учебы педагогов.

3 модуль – реализация и развитие системы УС:

    Выбор школьного ученического самоуправления, президента ученического самоуправления;

    Отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношении системы «Ученическое самоуправление – педагогический коллектив»;

    Проведение Ученической конференций, где рассматриваются вопросы:

    Разработка положения об ученическом самоуправлении:

    Цели, задачи; структура ученического самоуправления; права и обязанности, круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления; функции ученического самоуправления; деятельность ученического самоуправления

    План работы органов школьного ученического самоуправления

    План работы общешкольных творческих дел по направлениям воспитательной работы.

    План заседаний органа Ученического самоуправления

    Участие органов ученического самоуправления в запланированных мероприятиях коллективно-творческих дел.

    Работа с ученическими, педагогическими коллективами и родительской общественностью.

    Отчеты органов самоуправления Ученического совета.

4 модуль – мониторинг реализации и развития проекта:

    оценка личностного роста обучающихся;

    Диагностика уровня психологического климата в коллективе;

    анализ результатов;

    подготовка аналитических материалов.

    награждение активных участников проекта на церемонии «Любимец муз»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

    развитие и сплочение ученического коллектива школы;

    приобретение опыта управленческой деятельности;

    раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей обучающихся;

    ощущение значимости и причастности к решению вопросов и проблем школы;

    формирование умения конструктивно решат возникающие проблемы;

    умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками на основе общих взглядов, ценностей и интересов;

    строить доверительные и уважительные отношения в коллективе;

    приобретение опыта самоорганизации;

    приобретение знаний проектной деятельности. Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Список литературы:

1. Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.

2. Прутченков, А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.

3. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод. пособие / М.И. Рожков. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.

4. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.

5. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.

6. Всеобщая декларация прав человека.

7. Конвенция о правах ребенка.

8. Конституция Российской Федерации.

9. Новый Закон РФ «Об образовании».

10. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Проект развития ученического самоуправления «Солнечный круг»

Здравствуйте! Вас приветствуют ученики средней школы №7. В нашей школе учатся 230 мальчиков и 254 девочки.

Энергичные, дружные, заботливые, жизнерадостные, любознательные, спортивные, гостеприимные, озорные, неунывающие - и в то же время такие разные по своим интересам, увлечениям, способностям ребята.

Странички этой презентации расскажут о коллективе школы №7 и его традициях, достижениях, интересных делах, новых идеях и наших проектах.

Сколько у солнца ярких лучей,

Столько у нас идей и затей.

Главное - вместе,

Главное – дружно,

Главное – с сердцем горящим в груди.

Нам равнодушных не нужно,

Скуку и лень прочь ты гони!

С октября в нашей школе стартовал проект развития школьного самоуправления под названием «Солнечный круг », который был разработан группой учащихся 8-11 классов.

Актуальность данного проекта:

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается, что нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, мы провели социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что помогает учащимся раскрыть и реализовать свой организаторский и творческий потенциал, развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность (терпимость к чужому мнению, поведению), почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.

Почему?

· самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию,

· учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав,

· коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.

В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации социального проекта.

На осенних каникулах в лагере открывает двери для активных и инициативных ребят Школа лидера «Успех».

Проведение конкурса « Лучший отряд школы».

Ожидаемые результаты проекта:

повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности школьного самоуправления;

приобретенные навыки и умения:

Ставить цель и достигать её

Организовывать свою деятельность и деятельность других

Работать в команде

Передавать собственный опыт

Анализировать свою деятельность

Закончить презентацию нашего проекта хотелось бы словами:

Собраться вместе –это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Начало положено - появились замыслы, проекты.

А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.