Что входит в понятие социальная деятельность. Деятельность социальная. Уровни и критерии

Жизнь современного человека невозможна вне социума .

Взаимодействуя с обществом в целом и отдельными его звеньями в частности, мы обеспечиваем свой быт, удовлетворяем потребность в общении, личном развитии и самореализации.

Так в чём же кроется суть социальной активности человека, и каким именно законам она подчиняется?

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности :

  • удовлетворение жизненных , получение материальных или идеальных (не вещественных) ;
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления;
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его ;
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер , результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах :

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.

Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия : практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют :

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования , имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная — направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира;
  • научно-познавательная — заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания;
  • художественно-эстетическая — удовлетворяет как субъекта деятельности, так и других людей;
  • ценностная — приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей;
  • коммуникативная — отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и , модернизации социума;
  • здравоохранительная — направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая , чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным , то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного;
  • консервативным , то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия;
  • разрушительным , то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Социальный опыт

Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта . В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.

Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:


Вопреки расхожему мнению, социальный опыт — это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.

Деятельность — не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.

Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей , здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.

Что такое социальная активность и почему она важна:


Природа живого по определению рациональна. Это главное условие развития жизни на Земле, хода ее эволюции. Не будем вслед за многими авторами, в частности Питиримом Сорокиным, подробно анализировать соотношение мотивов
человека и животных - это предмет самостоятельного исследования. Остановимся на том, что выделило человека из животного мира и стало причиной возникновения социальной организации общества. Мотивы животных (по крайней мере высших) - самосохранение, достижение наиболее высокого уровня физиологического потребления (потребление пищи, необходимый для комфортного существования размер контролируемой территории и т. д.), минимизация физических затрат, продолжение рода, достижение доминирующего положения в стае - очень напоминают мотивы людей.
При этом так же, как люди, звери конкурируют за эти ценности, применяют силу, чтобы обеспечить себе приоритетный доступ к ним, иногда создают в ходе этой борьбы достаточно сложные системы власти-подчинения. Тем не менее неизмеримо более сложная социальная организация человеческого общества очевидна. Причиной возникновения сложного, высокоразвитого социального мира являются принципиально новые способы удовлетворения потребностей человека.
Способы реализации мотивов животными детерминированы их инстинктами. Это относится и к социальной организации животных. Новое может появиться в основном в процессе изменения окружающей среды и естественного отбора. Освоение разными видами животных новых навыков ограничено только первыми годами жизни (причем к инновациям способны только отдельные виды) и носит очень примитивный характер. Взрослые животные в основном перестают быть способными не только к инновациям, но и к обучению.
Существует очень интересная, хотя и не бесспорная теория происхождения человека, выделения его из животного мира, принадлежащая покойному профессору Поршневу , . Основное ее положение заключается в том, что Homo sapiens произошел в результате не естественного, а искусственного отбора в среде палеантропов, то есть в процессе взаимодействия и борьбы разных вариантов видов проточеловека, промежуточных между обезьяной и Homo sapiens. Автор, не будучи профессиональным антропологом, не берется обсуждать тео
рию Поршнева в целом, но обращает внимание на ту ее часть, которая кажется наиболее интересной.
По Поршневу, человек отделился от животного мира, встал на качественно более высокий уровень развития в результате появления речи, которая изначально служила прежде всего инструментом манипулятивного подчинения одних особей другими (здесь мы опускаем спорные рассуждения Поршнева о каннибализме как цели этого использования).
Продолжая рассуждения Поршнева, нетрудно заметить, что помимо манипуляции речь послужила человеку и для другой цели, тоже не имеющей аналогов в животном мире. Она создала основу для появления специфической способности человека совершенствовать свои знания о реальности и передавать их будущим поколениям.
Согласно теории творческой эволюции Карла Поппера , в противоположность животным, которые, приспосабливаются к окружающему миру через механизм естественного отбора, человек адаптируется к среде обитания путем эволюции, совершенствования знаний, создания более адекватной картины реальности. Развивая рассуждения Поппера, можно констатировать, что человек приспосабливает к себе окружающий мир (таким образом приспосабливаясь к нему), воздействуя на него с помощью творческой деятельности. Человек самостоятельно получает новые знания о реальности, на основе этого создает более совершенные методы удовлетворения своих внутренних потребностей, а затем передает эти знания и методы будущим поколениям. Новые поколения индивидов в свою очередь на основе полученной информации приобретают еще более полные знания и создают более совершенные инструменты для реализации своих мотивов. Так с каждым поколением знания расширяются, а методы совершенствуются.
Это явление, назовем его всемирным творческим процессом, является основой повышения уровня удовлетворения материальных, интеллектуальных и эстетических потребностей людей и взаимосвязанного с этим совершенствования создаваемой ими социальной организации.

Однако очевидно, что история человечества идет не так гладко и поступательно, как было бы в случае бесперебойного творческого процесса. Это связано с тем, что творческий процесс дуален и инициирует два вида социальной деятельности, находящихся в динамическом противоречии.
Человек способен самостоятельно создавать новые инструменты удовлетворения своих потребностей, находить и передавать потомкам новые способы достижения целей - все это интеллектуальная деятельность. Ее можно разделить по результату на два вида - манипуляцию и творческую деятельность. Язык как средство коммуникации, хранения и передачи информации - необходимый инструмент и того, и другого рода деятельности.
Творческая деятельность двигает процесс вперед, манипу- лятивная - препятствует этому движению. Этим объясняются нелинейность и флуктуации творческого процесса.
В процессе творческой деятельности человек преобразует и обогащает окружающий мир, создавая новые и новые ценности и инструменты, обеспечивающие их преумножение. Важнейшее направление творческой деятельности в сфере социальной организации общества - рационализация социальных инструментов, она обеспечивает увеличение темпов развития творческого процесса.
Параллельно с этим человек в ходе манипулятивной деятельности с помощью изобретения новых инструментов принуждения и обмана пытается удовлетворять свои потребностей за счет интересов других индивидов, использовать для этого их жизненные ресурсы. Манипуляция приводит к нарушению естественной рациональности индивидов, к неэквивалентному, нерациональному для участников процесса перераспределению первичных ценностей, то есть к использованию одними индивидами жизненных ресурсов других вопреки рациональным интересам используемых.
Манипулятивная деятельность заставляет индивида расходовать интеллектуальные ресурсы, которые в результате этого пропадают для творчества. Индивиды, подвергающие
ся манипуляции, также зачастую отторгаются от возможностей творческой деятельности, так как манипуляторы, исходя из собственных социальных интересов, ограничивают их свободное творческое самовыражение. Таким образом, манипуляция вытесняет творчество из деятельности как манипуляторов, так и манипулируемых. В результате этого затрудняется творческая самореализация индивидов, высвобождение творческого потенциала общества, развитие творческого процесса.
У манипуляции и творческой деятельности как действий высшего порядка есть подчиненные простые действия по обеспечению реализации заложенных в них программ. В первом случае это механическая манипуляция (воспроизводство созданных манипулятивных схем) и насилие, во втором - механический труд, результат которого - простое воспроизводство материальных ценностей.
Общество, давая социальные преференции за различные виды деятельности, стимулирует в разной степени и творческую, и манипулятивную деятельность, и механическое воспроизводство. Рационализация общества неизбежно приводит к изменению оценки в пользу более высокого признания творческой деятельности.
При обозначении деятельности как творческой или мани- пулятивной имеется в виду только ее фактический результат, а не замысел или оценка окружающих. Если результат - создание новых ценностей или рационализация их перераспределения, деятельность может быть определена как творческая. Если результат - использование других индивидов, перераспределение, не ведущее к рационализации, деятельность может быть определена как манипулятивная. Причем имеются в виду конкретные действия, а не деятели, ведь за время социальной жизни человек зачастую совершает различные социальные действия, выполняет различные функции. Кроме того, оценка действий возможна только в контексте уровня развития общества. Ведь одни и те же действия в обществах с разным уровнем развития могут вести к совершенно разным результатам - двигать творческий процесс
или служить инструментом манипуляции, то есть препятствовать его развитию.
Творческая деятельность всегда наиболее продуктивна в долгосрочной перспективе. Она является причиной прогресса, нелинейного роста количества и качества первичных ценностей. Успешная творческая деятельность одних людей дает основу для еще более успешной аналогичной деятельности новых поколений в будущем и поэтому представляет ценность для членов общества еще и с точки зрения инстинкта наследования.
В реальной социальной деятельности индивид при разных обстоятельствах или одновременно руководствуется и социальной, и, хотя в меньшей степени, творческой мотивацией. Творческая деятельность осуществляется под воздействием и социальной, и творческой мотиваций. Манйпулятивная деятельность, так же как и механический труд, как не способная привести к творческой самореализации, осуществляется только под воздействием социальной мотивации.
При этом надо учитывать, что такова мотивация деятельности рационального индивида, не подверженного манипуляции. Под влиянием внешней манипуляции индивид может совершать любые перечисленные действия, в том числе и сам манипулировать другими индивидами.
При манипулятивной функциональной, в том числе профессиональной, деятельности уровень материального благосостояния индивида повышается за счет его понижения у других индивидов (происходит перераспределение при сохранении или снижении общего объема благ). При соответствующей деятельности по творческой (идеальной) мотивации материальное благосостояние индивида улучшается без ухудшения положения других индивидов (в экономической науке это называется «улучшение по Парето») за счет роста материального благосостояния общества в целом.
Чем ближе в обществе векторы социальной и творческой реализации, то есть чем больше стимулируется в обществе творческая деятельность, тем выше динамика роста совокупного общественного благосостояния.

Виды СОЦИАЛЬНОЙ деятельности, их мотивация
И РЕЗУЛЬТАТЫ


Вид
деятельности

Мотивация
деятельности

Результат (функция) деятельности в статике

Результат (функция) деятельности в динамике

Творческая
деятельность

Творческая (идеальная) мотивация. Социальная мотивация

Создание новых ценностей и инструментов их воспроизводства

Развитие творческого процесса, рост общественного благосостояния

Рационализация
перераспределения
ценностей

Механический труд

Социальная
мотивация

Механическое
воспроизводство
ценностей

Поддержание
общественного
благосостояния

Манипулятивная
деятельность

Социальная
мотивация

Манипулятивное
перераспределение
ценностей

Торможение
творческого
процесса

Творчество, механический труд и самореализация

Отсутствие возможностей для полноценной реализации творческого потенциала делает социальную жизнь человека ущербной независимо от его статусных успехов.
Известный филолог и писатель, один из прозорливейших людей своего времени, Лидия Гинзбург писала в дневниках: «Человеку может надоесть все, кроме творчества. Человеку надоедает любовь, слава, богатство, почести, роскошь, искусство, путешествия, друзья - решительно все. То есть все это при известных условиях может перестать быть целеустремлением, - но только не собственное творчество. Этого не бывает, как не бывает, чтобы человеку надоело спать или утолять голод и жажду... Творчество есть совершено органическая, неотъемлемая воля к личному действию, связанная с самой сущностью жизненного процесса» ( к разд. 1).
Противопоставление творчества как акта свободного волеизъявления и труда как действия, определенного социальными обстоятельствами, достаточно часто встречается в современной науке. На первый взгляд такое противопоставление помогает разделить свободную творческую реализацию и поденный интеллектуальный труд ради куска хлеба. Однако свободное творчество и принудительный труд существуют не в разных взаимно непро
ницаемых сферах. Творчество растворено в труде и может проявляться в той или иной степени практически в любой трудовой деятельности. При этом возможности для проявления творческой активности различаются в зависимости от вида труда. От минимальных, которые дает качественная работа рабочего на конвейере, больших возможностей, имеющихся у талантливого плотника или столяра, и до высоких, например, у программиста или очень высоких в труде ученого и писателя.
Индивиды склонны привносить элементы свободного творчества даже в самую однообразную работу. Так, Н. В. Гоголь в «Шинели» описывает, как Акакий Акакиевич Башмачкин сумел превратить в творческий процесс простую переписку документов. Кстати, образ Башмачкина - творческой личности, практически не замеченный критиками, очень ярко демонстрирует силу творческого инстинкта, проявляющегося даже в самых неожиданных обстоятельствах. «Он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его... Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» - так описывает Гоголь жизнь своего героя. И пусть кто-то скажет, что этот человек не достиг творческой самореализации, конечно, на скромном уровне, соответствующем его способностям и виду деятельности!
Любая творческая работа подвержена влиянию социальных обстоятельств. Если они заставляют индивида заниматься деятельностью в творческом плане менее перспективной, чем позволяют его способности, индивид воспринимает эту работу как принудительный труд, затрудняющий его полноценную творческую самореализацию. Зная или чувствуя, что он способен, но лишен возможности заниматься более творчески насыщенным видом деятельности, индивид будет воспринимать этот свой труд как насилие над собственным интеллектом. Однако и в этом случае индивид чаще всего вносит в поденный труд свой талант, элементы творчества.

Отдельно можно сказать о соотношении интеллектуальной и творческой деятельности. В случае если интеллектуальный труд не носит характера манипуляции, он всегда имеет творческий характер. Результаты даже не соответствующей уровню таланта индивида интеллектуальной (но не манипулятивной) работы ради социальных преференций всегда являются творческим продуктом (к примеру, фельетоны М. Булгакова). Однако подобная деятельность, как показывает практика, в отличие от свободного творческого труда не может приносить индивидам полноценное творческое удовлетворение.

Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.

1. Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности включает четыре вида отношений:

Отношение человека к предмету - ко всей сово­купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;

Его отношение к другому человеку - к людям, их группам, общест­ву в целом;

Его отношение к природе;

Его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает четы­ре основных компонента:I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

2. Типы социальной деятельности.

В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности :

1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­ем художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа:репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами.Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия - актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют дей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человече­ская деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зави­симости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

3. Социальные движения и институты.

Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспече­нием групповых или общественных интересов и потребностей и на­правленные на социальные изменения или противление им в кон­фликтном противодействии с другими общностями.

Следует отличать социальные движения от социальных ин­ститутов.

Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных от­ношений и взаимодействий в определенных циклах.

В отличие от это­го социальные движения высоко динамичны, изменчивы и имеют не­определенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Особенности общих движений сводятся к следующему.

1) Общие социальные движения проявляются в стремлении людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и наде­ждах.

2) Становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений дея­тельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых попыток достичь желаемых изменений.

3) Такие движения направляют деятельность на различ­ные сферы общественной жизни.

4) Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально.

Наряду с общими, в современном обществе широко распро­странены специфические социальные движения. Нередко они более кон­кретны в своих целях и действиях и сосредоточены на каких-либо специфических целях.

Отличительные особенности специфических социальных движений таковы:

1) Наличие четко определенной цели.

2) Наличие у движения организованного оформления, определенной, нередко четко иерархизированной и раз­ветвленной структуры.

3) В процессе развития специфические социальные дви­жения формируют у своих поборников определенное мировоззрение и связанные с ним системы ценностей.

4) Внутри специального социального движения складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами.

5) У специфического социального движения су­ществует стратегия социальной деятельности и тактики ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам.

В тех случаях, когда массовые дей­ствия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, специ­фические социальные движения приобретают характер политических.

Экспрессивные движения - более или менее массовые дви­жения, которые отчетливо понимают непривлекательность и пороч­ность существующей социальной действительности, но стремятся изменить не ее, а свое отношение к ней посредством ритуалов, мечта­ний; иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии.

Революционные движения - массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов - государства, системы образования и т.п. Они стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственные ей политический режим и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних.

Реформистские движения - массовые действия, ориентиро­ванные не на революционное ниспровержение существующих соци­ально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей политической и экономической системы посредством проведения реформ.

Оппозиционные движения - более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, неудовлетворенные тем, что соци­альные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, на­оборот, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформи­стскими движениями и представляют собой оппозицию по отноше­нию к ним.

Экологические движения - массовые действия, направлен­ные на сохранение и защиту природной среды, против чрезмерного истощения природных ресурсов.

Национально-освободительные движения - массовые дей­ствия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию националь­но-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства.

Культурные движения . В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабо­ченные кризисными явлениями в развитии культуры на рубежеXX- .XXIисков. Эти движения очень разнородны.

Молодежные движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, об­раза и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение для юношества политических прав и свобод, за формирование собственной молодежной субкультуры.

Феминистские (женские ) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.

Широко распространены в современном обществе религиозные социальные движения. Некоторые из них существуют длитель­ное время (например, Католическое действие), другие возникли не­давно. Все более активной и разнообразной деятельностью занимаются поборники нетрадиционных религиозных культов, которые являются новыми религиозными движениями, возникшими второй половинеXXвека. Наиболее влиятельными из них стали кришнаитское движение, движение мунитов и сиентологов.

Движения в защиту мира, против войны представляют со­бой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами.

Факторы, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений.

1) социокультурные изменения;

2) обострение социальной несправедливости;

3) нарастание социальной дезорганизации;

4) обострение социально-экономического кризиса;

5) социальная неудовлетворенность широких масс населения существующей системой распределения материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий;

6) нарушение основных прав и свобод человека.

Деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности.

Социология акцентирует внимание не на любых видах деятельности, ее интересует только деятельность социальная.

Классик немецкой социологии. Макс. Вебер считал, что предметом изучения социологии как науки выступает социальная действие по своему содержанию ориентированное на других людей. Например, столкновение велосипедистов не является социальным действием, но брань, потасовка, возникшая при этом, - это уже социальная дия.

Понятие социальной деятельности

Итак, социальную деятельность можно определить как целенаправленные действия, основанные на учете потребностей, интересов и действий других людей, а также существующих в обществе социальных норм.

Совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы, реакцию на его социальный статус, составляют поведение.

Определяющей основой социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизнедеятельности, которые порождают определенные потребности и интересы.

Потребность как основа социальной деятельности

Потребность в социологи определяют как потребность в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные. Естественные потребности - это потребности человека как биологического существа, например, потребность в пище, жилье, одежде и т п. Социальные потребности создаются обществом и за алежать от уровня его развития, а также от специфических условий деятельности социальных субъектов (личности, социальной группы и т д). Примерами социальных потребностей могут быть потребности в общении, в тр вдова деятельности и т і т. д.

Осознанные потребности выступают уже как интересы.

Интерес, мотив, стимул

Интерес - это форма проявления потребности, направляет субъект на осознание цели деятельности, это способ отношения социального субъекта к необходимым условиям существования, выражающаяся в стремлении создавать и использовать эти условия.

Для того, чтобы человек совершил конкретные действия, она должна осознать потребности и интересы, сделав их внутренними мотивами.

Мотив - это побуждением к активной деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связано со стремлением удовлетворить определенные потребности. В социологии мотив рассматривается как осознанная пот надо субъекта в достижении определенных целоей.

Мотив является внутренним возбудителей, в отличие от стимула, т.е. влияния объективных условий.

Стимул превращается в мотив деятельности личности тогда, когда становится субъективно значимым, отвечает потребностям субъекта. Например, когда речь идет о трудовой деятельности, то одним из главных стимулов бу уде выступать материальное поощрениея.

С потребностями и интересами тесно связаны ценности. Ценность выражает социальное отношение человека к объектам и явлениям окружающей действительности. Это положительное или отрицательное значение конкретных явлений действительности для субъекта, это то, что является существенным, важным для него. Ценности определяют ценностные ориентации личностисті.

Любая деятельность человека опирается на ценностные ориентации. Понятие ценностной ориентации личности введено в социологию в 20-е годы XX века американским социологом. Уолтом. Томасом и польским социол логом. Флорианом. Знанецкийим.

Ценностная ориентация - это избирательное отношение к совокупности социальных ценностей. Ценностные ориентации является продуктом социализации личности, т.е. усвоение социальных, нравственных, эстетических и других идет еалив и нормативных трег.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулирующие ее деятельность.

Социальная установка - это общая ориентация человека на конкретный социальный объект, который предшествует действию и выражает склонность действовать соответствующим образом.

Каждый индивид сознательно оценивает принятие или непринятие тех стереотипов, норм, ценностей, которые предлагаются ему обществом.

Если происходит дезорганизация поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, наблюдается несоответствие ожидаемого моральным и правовым требованиям общества, то речь идет о. Дэви иантну поведение.

Примером девиантного поведения может быть преступность, алкоголизм, наркомания и т пп.

Девиантное поведение подлежит социальным санкциям. В обществе существует целый ряд различных санкций. Одни из них (правовые санкции) четко регламентированы, формализованы и применяются властными структурами от дповидно нормам права. Другие санкции (моральные) являются неформальными и применяются отдельными членами общества в форме принятия или осуждения и т и. ін.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1 . Индивид - единичный представитель социальной общности.

2 . Индивидуальность - это все то специфическое и неповторимое, что характерно для конкретно взятого человека.

3 . Личность -совокупность социально усвоенных человеком общественных ценностей.

4 . Социализация - это процесс усвоения человеком общественных ценностей.

ВОПРОСЫ

1. В чем разница между понятиями"индивид","индивидуальность","личность"??

2. Какие основные стадии социализации и институты социализации на этих стадиях??

3. С чего состоит социальный статус личности??

4. В чем разница между предписанными и приобретенными социальнымии

статусами?

5. Что является определяющей основой социальной деятельности??

6. В чем заключается сущность девиантного поведениеа

ЛИТЕРАТУРА

1. Кон. ИС. Социология личности-М, 1967 1967.

2. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений /. Под ред проф. ВГГородяненка-К, 1999К., 1999.

3. Современная западная социология. Словарь-М, 19961996.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996в, 1996

5. Щекин. ГВ. Система социологического знания. Уч пособие_К 1995К. 1995

6. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 19961996.

1.Понятие, сущность и специфика социальной деятельности . Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира .

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

2.Структура и виды социальной деятельности

Понятие структуры социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:

1) субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;

2) Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)

3) Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.

4) Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности. Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:

· материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);

· познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

· ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

· коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;

· художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;

· спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;

· политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

· Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую . Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых рей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств