Особенности развития познавательных процессов и психодиагностики детей дошкольного возраста. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Развить необходимые познавательные процессы основное

Елена Чигина
Познавательные психические процессы - ведущие ориентиры в педагогике

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены определенные направления или образовательные области развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Содержание образовательной области познавательное развитие направлено : развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий ; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

АКТУАЛЬНОСТЬ

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо :

последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры,

владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов , которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Познавательные психические процессы - ощущение , восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики .

Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе.

Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий , от максимального использования ведущей деятельности возраста.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия .

Свойства восприятия

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия

Эти свойства с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Виды восприятия

Восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.

Внимание - это психический процесс , заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризуется свойствами : избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность - уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

Память - это сложный психический процесс , определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания . С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление : об основных геометрических фигурах, об основных цветах спектра; о параметрах величины, о пространстве, о времени.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами - узнавать. Узнавание - первый процесс памяти , появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру .

Развивающие игры направлены на : развитие познавательных процессов и предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок , двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь : проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания; должна быть развита крупная и мелкая моторика; должен быть способен к волевым усилиям; должен проявлять любознательность, должен быть способным к принятию собственных решений.

Дидактические игры должны способствовать развитию познавательной деятельности , интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Развитие познавательных процессов в обучении

Познавательные процессы: воображение и мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Воображение может быть четырех основных видов: пассивное, активное, репродуктивное, творческое.

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение

Произвольное или активное воображение имеет для человека гораздо большее значение: этот вид воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определённых образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Особый вид воображения - мечта . Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображение. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребёнок активно использует своё воображение, его вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребёнок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Воображение развёртывается на основе какого-либо исходного материала (слово, текст, чертежа, знака), точность и яркость образов зависит от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

В познании человека окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но изменения в восприятии, в памяти является произвольными от мышления.

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни. Дальнейшее развитие и совершенствование этой способности протекает в связи:

1. с жизненным опытом ребёнка;

2. его практической деятельностью;

3. овладением речью;

4. воспитывающим влиянием школьного обучения.

Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте, общение со взрослыми, от которого дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей. В связи с этим мышление ребёнка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности.

В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. Этому содействуют программа и методы обучения, направленные на сообщение детям определённой системы знаний, усвоение путём упражнения под руководством учителя определённых приёмов мышления (при решении задач на определённые правила и т. д.), обогащение и развитие в процессе обучения правильной речи. Ребёнок всё больше и больше степени начинает пользоваться в процессе мышления отвлечёнными понятиями, однако в целом его мышление продолжает опираться на конкретные восприятия и представления. Этим объясняется большая роль наглядного метода обучения, в начальных классах школы овладевая определёнными приёмами мышления и обучаясь их правильному обучению, дети младшего школьного возраста, однако, не осознают этих приёмов и не могут ещё объяснить своих умственных операций. Обосновывая свои действия при решении тех или иных заданий, усвоенному образцу, опираясь при этом на единичные факты и примеры. Лишь медленно и постепенно они подходят к абстрактно-логическому мышлению с его опорой на общие положения и закономерности.

Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и особенно старшем школьно возрасте. Этому содействует усвоение основных наук, т. е. основных закономерностей, характерных для изучаемых явлений природы и общества, методы обучения, направленные на осмысления для той или иной науки теоретических положений, а не на простое запоминание фактического материала, постепенное формирование цельного, основанного на строгих научных данных мировоззрения, раскрывающего самые общие основы существования и развития явлений объективного мира в их взаимосвязи. В связи с этим мышлением учащихся старших классов школы протекает уже на базе научных понятий, в которых отражаются наиболее существенные признаки, взаимосвязь явлений. Учащиеся приучаются к точному логическому определению понятий, их мышление в процессе обучения приобретает плановый, осознанный характер. Это выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и испровлять допущенные в рассуждении ошибки. Большое значение при этом приобретает речь – умение ученика точно и ясно выразить свои мысли в словах.

Психологические условия формирования знаний,

Учебных умений и навыков.

"Знания" – это "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Знания, умения и навыки целенаправленно формируются в процессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание , т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, состава осваиваемых действий, приемов работы и др.

Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний.

Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.

При формировании навыков изменяется их психологическая структура:

1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит освобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются экономные приемы выполнения движений;

2) изменяются приемы сенсорного контроля действий - замена зрительного контроля осязательным (например, печатание на машинке, управление велосипедом и др.); развитие различительной чувствительности;

3) изменяются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения.

При освоении навыка важное значение имеют следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Небывалый рост науки и техники, усложнение профессиональной деятельности усилили зависимость успеха специалиста в работе от профессионализации его познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Причиной неправильных действий специалиста может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления и т. п.
Профессиональная подготовленность специалиста формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи. Заботясь о совершенствовании у студентов ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти, можно повлиять на повышение их профессиональной подготовленности.
Значительную роль в становлении специалиста играет построение моделей сложных ситуаций своей будущей деятельности. Важно, чтобы студенты не только расширяли свои знания, но и приучались сопоставлять новые данные и уже известные факты, рассказывать об изучаемых ими практических действиях и приемах в области своей профессии, упражнялись в самостоятельном уяснении ее задач и принятии решений. Развитию познавательных процессов помогает разъяснение значения инициативного отношения к своей профессиональной деятельности, одобрение оригинальных нешаблонных решений, ответов на вопросы. Рассмотрим конкретные профессиональные требования к познавательным психическим процессам специалиста и пути их специализированного формирования.

Формирование ощущений, восприятий и внимания студентов

Направленность развития ощущений, восприятий и внимания у студентов должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним будущая профессия. Можно наметить следующие пути и определить условия развития и совершенствования ощущений, восприятий и внимания:
1. Понимание студентами значимости учебы в вузе для своей будущей профессии, интерес к ней.
2. Тренировка органов чувств и свойств внимания.
3. Выполнение задач, близких к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.
4. Использование различных приемов, улучшающих состояние всего организма, таких как физические упражнения, поддержание хороших условий обитаемости в аудиториях и др.
Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно-значимой деятельности. А. И. Богословский в годы минувшей войны изучал разностную чувствительность на длину линий, на фигуры. Если фигуре придать форму вражеского или «своего» самолета, различительная чувствительность возрастала в 20 раз.
Все преподаваемые дисциплины в вузе могут прямо или косвенно влиять на профессиональное развитие ощущений, восприятий и внимание студентов. Разъяснение значимости будущей профессии, трудовых обязанностей, накопление знаний, практика выполнения лабораторных и других работ вызывает желаемые изменения в направленности внимания и способах восприятия студентов: хорошо подмечается то, что имеет отношение к будущей профессии, смысловой анализ повышает правильность опознавания и оценок воспринимаемых объектов.
Большое влияние на профессиональное развитие ощущений и восприятий оказывают упражнения, обращенные к тем анализаторам, которые играют ведущую роль в выполнении будущих трудовых обязанностей. Например, целенаправленное восприятие развивается с помощью постановки задач на наблюдение, проверки его результатов (с учетом профиля вуза и будущих профессий выпускников). В каждой профессии существуют три категории сенсорных признаков, которые надо научиться правильно оценивать: отдельные признаки, комплексы и системы признаков, динамические системы признаков.
Для профессионального развития ощущений и восприятий у студентов необходимо знакомить их с внешним видом, признаками и т. д. объектов, явлений, которые включены в трудовую деятельность по их специальности.
Студентам полезно овладеть приемами временного повышения чувствительности органов чувств (обтирание водой, глубокое дыхание, разминка, употребление чая, кофе). Для сохранения нормального функционирования ощущений, восприятий и внимания в сложных ситуациях деятельности у студентов необходимо формировать эмоционально-волевую устойчивость.
Повышению сенсорной культуры студентов должна содействовать вся обстановка их жизни и деятельности в вузе (научно обоснованная окраска помещений, форма и вид наглядных пособий, учебников и т. д.).
При формировании внимания учитывается специфичность профессиональных требований как к вниманию в целом, так и его свойствам. Например, внимание преподавателя должно быть легко переключаемым и распределяемым (на обучаемых, предмет изложения, свое поведение и т. д.), характеризоваться достаточной устойчивостью, объемом, концентрацией. А будущему врачу нужны равномерно развитые основные свойства внимания. Он не сможет правильно поставить диагноз, провести лечение, не будучи внимательным к объективным и субъективным показателям заболевания, к состоянию и личности больного.
Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысливания ситуаций будущей работы (выделение в этих ситуациях главного и второстепенного). Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях. Для совершенствования отдельных свойств внимания применимы специальные упражнения на его переключение, распределение, устойчивость и т. д.

Профессиональное формирование памяти, представлений и воображения студентов

Память студентов развивается в процессе их деятельности. При этом наблюдается ее профессионализация. Например, математик, как правило, лучше запоминает то, что связано с числовыми величинами, их преобразованием, с выполнением определенных, связанных с использованием математики, обязанностей. У студента - будущего преподавателя развивается память на людей, он лучше помнит проявление их чувств, особенности поведения, биографические сведения. Однако было бы неправильно надеяться на стихийный результат. Можно и необходимо ставить и целеустремленно решать задачу развития и совершенствования памяти у студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии.
Следует не только хорошо запомнить и сохранить в памяти необходимые в будущем знания, но и быть всегда готовым к быстрому и точному их воспроизведению в условиях профессиональной деятельности. Готовность памяти специалиста должна быть достаточно высокой, особенно если будущая практическая деятельность отличается динамичностью и неожиданными осложнениями.
Для развития памяти в процессе обучения в высшей школе существуют определенные рекомендации:
1. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности студентов, т. е. память всегда избирательна (запоминается то, что значимо).
2. При обучении не следует сообщать весь материал в готовом виде, а раскрывать его постепенно в процессе собственных действий студентов над изучаемым материалом.
3. Память развивается наиболее успешно, если в процессе обучения на нее обращается особое внимание, ибо стихийное ее развитие, как правило, бывает неэффективным, т. е. при изложении материала нужно давать установку на запоминание, сообщать приемы лучшего запоминания, мобилизовать и привлекать внимание, вызывать интерес и т. д. Возможности же человеческой памяти очень большие. Теоретически человек в течение своей жизни способен хранить информацию примерно близкую к емкости ее в книгах библиотеки им. В. И. Ленина в Москве.
4. Содержание обучения по тому или иному предмету должно быть логически связано со всей системой знаний, получаемых студентом в высшей школе.
5. Память студентов улучшается, если у них повышается ответственность за результаты своей будущей деятельности.
Безответственность, равнодушие и забывчивость нередко соседствуют. Практика обучения в вузах показывает, что любовь и интерес к профессии - условие эффективной профессионализации и улучшения памяти студентов. Этому способствует живое изложение преподавателем изучаемого материала, насыщенность его выступлений яркими, убедительными и поучительными примерами и сравнениями, а также использование различных наглядных пособий.
Овладение приемами лучшего запоминания, постоянная установка на глубокое понимание и осмысливание материала расширяют объем и прочность запоминаемого материала.
В обучении следует учитывать конкретные требования, которые предъявляет профессия к памяти специалиста. Без хорошего функционирования памяти при напряжении сил, переживании отрицательных эмоций, которые могут возникнуть при усложнении задач деятельности, в случае конфликта невозможно успешно использовать свои знания, навыки, умения, опыт. Готовность памяти к быстрому и точному воспроизведению в сложных ситуациях профессиональной деятельности обеспечивает правильное использование знаний, умений и навыков, и следовательно, успех решения возникших проблем. Если же специалист при выполнении сложной задачи неточно или замедленно воспроизводит, «роется в своей памяти», он может допустить ошибку. Отсюда необходимость тренировки памяти студентов в условиях, близких к реальной их профессиональной деятельности.
Важное значение имеет самовоспитание памяти. Тренировка в точном запоминании и воспроизведении сначала главного, а потом и деталей в своей работе улучшает память. Полезно ставить такие задачи на запоминание, которые бы несколько превышали возможности личности. Развитию памяти помогают настойчивость, внимательность, привычка доводить начатое дело до конца, дисциплинированность и организованность в работе.
Память каждого отдельного студента имеет свои особенности. Один студент хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой - отвлеченный материал или цифры. Есть студенты, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие - услышанное (слуховой тип), а третьи - то, что явилось предметом их двигательной активности (двигательный тип). Некоторые студенты стремятся запомнить механически, другие логически. Один и тот же студент запоминает материал разных научных дисциплин неодинаково хорошо.
Некоторые профессии требуют более высокого развития отдельных видов памяти: словесно-логической, наглядно-образной, оперативной, двигательной и т. д. Целенаправленное формирование обеспечивается упражнениями. Например, для развития профессиональной оперативной памяти следует предложить решение задач в уме, проведение классификации объектов сразу после их восприятия. И наконец, следует подчеркнуть, что профессиональная память улучшается вместе с всесторонним развитием личности.
Важная роль в познании реального мира и сохранении опыта человека принадлежит представлениям. Чем ярче и богаче представления специалиста, относящиеся к его профессии, тем лучше он ориентируется в задачах деятельности, правильнее принимает и выполняет решения, направленные на достижение цели.
Представление о своей будущей работе является своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказывающей влияние на процесс обучения студентов. Эти представления служат своего рода ориентирами, которые помогают разделить знания, получаемые в институте, на «применимые» и «неприменимые» в будущем. Таким образом, эти представления оказывают воздействие на выработку профессиональных качеств, навыков, на отношение студентов ко всему учебному процессу.
Вместе с тем чем полнее у студента представления, требуемые его будущей профессией, тем успешнее он выполнит впоследствии свои обязанности. Педагогические представления способствуют успеху в работе преподавателя. Разнообразие технических представлений - залог успешного овладения техникой. Богатство исторических представлений - существенное условие конкретного и полного знания истории и т. д. Конечно, для успешной деятельности специалиста требуется высокое развитие не только одного или двух наиболее нужных ему видов представлений. Важно также, чтобы у него были достаточно живые и точные представления различных видов.
Каковы условия и пути успешного формирования у студентов нужных им как будущим специалистам представлений?
Для успешного развития полноты, правильности, ясности профессиональных представлений необходимы интерес и любовь студента к своей специальности. Поэтому очень важно ярко и убедительно разъяснять студентам социальную значимость их профессии, показывать ее эмоционально-привлекательные стороны.
Советская психология доказала, что представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет являлся объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представления о нем. Простой факт подтверждает это положение. Из 30 человек только двое смогли правильно нарисовать фасад здания, в которое они несколько лет входили почти каждый день. Для студентов, занимающихся много раз в одной и той же аудитории, задание рассказать о наглядном оформлении ее оказалось сверхтрудным. После же того, как студенты внимательно рассмотрели аудиторию, они вполне справились с заданием. Эта закономерность обязывает систематически ставить перед студентами разнообразные задачи и вопросы, которые заставляли бы их активно воспринимать объекты, относящиеся к профессиональной деятельности, и тем самым создавать нужные представления.
Для формирования у студентов системы необходимых представлений очень важное значение имеет моделирование будущей практической деятельности, стажировка, практика, встречи с выпускниками.
Незаменимыми средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений у студентов являются учебные кинофильмы, диафильмы.
На основе представлений, а также разнообразных знаний функционирует воображение. Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения.
Воображение не является врожденным и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется. Сила и направленность его зависит от идейности человека, мышления и памяти, от ранее полученных представлений и впечатлений, от трудового опыта. У студентов профессиональное воображение развивается на основе накопления знаний и представлений. Но дело не только в том, чтобы получить как можно больше нужных знаний и представлений. Это, конечно, необходимо, однако еще недостаточно для гибкого и творческого воображения. Человек может обладать знаниями, совершенствовать их, и в то же время его воображение остается бедным и пассивным.
Сильное и точное воображение формируется в процессе творческой деятельности, связанной с активностью памяти, мышления, воли. Когда психические процессы протекают активно, когда прилагаются определенные усилия к тому, чтобы применять уже накопленный опыт, тогда возникают благоприятные условия для совершенствования воображения.
Для стимулирования и развития воображения применяют разнообразные методы и средства. Так, например, создать образы воображения, отражающие динамику будущей профессиональной деятельности, помогают заранее изготовленные тематические диафильмы, вычерчивание схем и рисунков. Изображение с их помощью возможных вариантов развертывания будущих действий, а также умственное их проигрывание помогают студентам выработать оптимальные программы будущей профессиональной деятельности. На занятиях ставят перед студентами такие задачи, которые позволяют проявить самостоятельность, находчивость, творчество. Определенный результат достигается тогда, когда студент анализирует свои практические действия, оценивает полученные знания, мысленно соотносит их с будущей практической деятельностью.
Развитию воображения содействуют образные выражения, пословицы, умение сближать разнородные факты и явления, анализировать и связывать разные впечатления и представления и создавать на их основе новые образы. Несомненна польза от чтения и разбора художественной литературы, изучения жизни и деятельности выдающихся ученых в области избранной профессии.
Любое профессиональное творчество отличается своеобразием. Так, например, в процессе технического творчества инженер, исходя из общего понимания задачи, изучает техническую литературу, наблюдает работу техники в различных условиях.
Постепенно рождается образ схемы конструктивного решения задачи. Наступает новая стадия творчества - поиск конкретного технического воплощения схемы этого решения. Выдвигаются предположения, идет их проверка, составляются варианты чертежей, производятся расчеты, делаются модели. Постепенно умственное и практическое экспериментирование, комбинирование технических знаний и образов приводит к предметному оформлению изобретения.
Педагогическое творчество базируется на чувстве нового, постоянном пополнении знаний, глубоком изучении и перспективном осмысливании конкретных условий своей работы, поиске наиболее действенных методов и средств воспитания.
В научном творчестве большую роль играет гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном творчестве - наглядные образы, их яркость.
В заключение необходимо отметить, что творчество основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

Формирование профессионального мышления и речи студентов

Любая профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Повысилась роль самостоятельности мышления и предвидения, умения находить верное решение при недостатке данных.
Для формирования профессионального мышления у студентов надо прежде всего вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы. Но это вооружение должно быть особенным: простого запоминания понятий и знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений. Например, для уверенного поиска неисправности инженеру недостаточно одних знаний о том, как устроен прибор или механизм. Чтобы не проверять все узлы и детали, нужно сопоставлять, оценивать малозаметные изменения, сравнивать их и т. д. Творческий подход к поставленной задаче невозможен без широкой мобилизации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации сопоставления различных способов ее использования. Поэтому студентов необходимо упражнять в решении разнообразных задач, развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации, оценки ситуаций в области профессиональной деятельности. Целеустремленные тренировки и проигрыш основных вариантов вероятных задач повышают темп и эффективность мышления студентов (решение задач в определенные промежутки времени).
В формировании профессионального мышления учитываются профиль вуза и особенности изучаемых студентами предметов. Например, исследование показывает, что студенты технического вуза (I курс) по сравнению со студентами естественно-гуманитарного факультета психологии ЛГУ имеют более низкий уровень вербального интеллекта и меньший разрыв между уровнем вербальной и невербальной его составляющих.
Обучая усвоению существенного и характерного в профессиональной деятельности, прививая умение находить оригинальные решения при выполнении трудовых обязанностей, нельзя отрывать от формирования структуры общего интеллекта. В эту структуру входят умение сравнивать, анализировать, осуществлять операции синтеза, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации, широко мобилизовать знания, избегать шаблона, творчески учитывать конкретные данные.
Формирование профессионального мышления с учетом профиля вуза требует от преподавателя обучать студентов таким образом, чтобы они не только усваивали факты, наглядные признаки объектов, явлений, встречающихся в трудовой деятельности выпускников, но и могли систематизировать, оценивать эти факты, обобщать их. Формировать мышление - значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности.
Приведем пример, показывающий, как преподаватель математики учитывает особенности преподаваемого предмета в развитии мышления студентов.
Необходимо прежде всего знать главные закономерности мыслительных процессов студентов в процессе решения задач по высшей математике.
В психологии рассматриваются два основных аспекта мышления: продуктивное и репродуктивное. Первым называется психологический процесс решения человеком задачи, условия которой не подсказывают ему сразу способа решения. Чтобы решить ее, необходимо создать стратегию, т. е. совершить акт творчества. Деятельность, состоящую в проявлении продуктивного мышления, называют эвристической, а сами процессы этого мышления - эвристическими. Репродуктивное же мышление не вырабатывает новой стратегии, его процессы движутся по заранее известному пути.
Следовательно, производственная и научная деятельность не может осуществляться успешно без участия продуктивного мышления. Поэтому и преподавание математики следует строить так, чтобы оно наилучшим образом способствовало развитию эвристических процессов мышления студентов.
Анализ литературы привел автора статьи к следующим основным положениям:
1. Эвристические процессы адресуются образно-содержательным компонентам решения задач.
2. Нет резкой грани между продуктивным и репродуктивным мышлением.
3. При решении любой задачи процесс мышления представляет собой единое целое, компонентами которого являются эвристические, формальные и алгоритмические процессы.
4. Для достаточно большого класса задач программирование эвристических процессов в обучении как компонентов творческого мышления возможно.
Формированию эвристических процессов мышления студентов способствует применение эвристических программ - последовательности вопросов, направляющих поиск решения задачи.
Помогают развитию мышления примеры и эпизоды из практики профессиональной деятельности, анализ достижений лучших специалистов.
У студентов следует сформировать профессионально направленное творческое мышление, отличающееся оригинальностью, правильностью и гибкостью в решении задач теоретического и практического характера, особенно по своей специальности. Например, студентам технических вузов необходимо высокоразвитое техническое мышление, формирование которого происходит главным образом путем решения задач и создания проблемных ситуаций на занятиях по специальным дисциплинам. При этом важным является включение технических заданий на сравнение, обобщение, самостоятельное приведение примеров к теоретическим положениям, на отыскание неисправностей, творческого применения теоретических знаний в практике эксплуатации техники. Вопросы активизации мышления и познавательной деятельности в целом исследуются в работе Д. Н. Петрова.
Развитие самостоятельного мышления-одна из важнейших задач высшей школы. При решении ее необходимо учитывать разнообразное проявление самостоятельного мышления человека, в частности не только умение решать какие-то новые проблемы, но и способность увидеть эти проблемы самостоятельно. Неумение видеть проблемы - это результат формализма в усвоении учебной информации, состоящем в том, что студент лишь запоминает конкретное содержание проблемы различных наук, но не видит, в чем же они состоят. Если же решается проблема, обнаруженная самим студентом, то это сопряжено с высоким уровнем умственной активности, получение знаний идет творческим путем и обеспечивает более высокое их качество. При этом основу усвоения знаний составляет не восприятие, а действие - внешнее, практическое, или внутреннее, умственное.
Следовательно, познавательная деятельность при подготовке специалиста высшей квалификации должна складываться из внутренне взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых приводит к установлению качественно новой связи между отдельными фактами. Первый этап познавательной деятельности - восприятие (открытие новых знаний). В качестве приема активизации познавательной деятельности студентов на данном этапе используют создание проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций можно вести разными путями: путем самостоятельного исследования (предварительно даются задания и консультации по данному вопросу) или путем сообщения преподавателем сведений, необходимых для решения данной проблемы.
Но и в том и в другом случае поиск неизвестного в таких ситуациях совпадает с процессом усвоения новых знаний. Роль преподавателя состоит в управлении процессом поиска ответов на возникшие вопросы.
Здесь уже проявляется одна из общих закономерностей процесса усвоения - интеллектуальная активность личности. Если преподаватель показывает студентам, как решать ряд последовательно поставленных проблемных задач по определенной теме, то этим он учит будущих специалистов, как отыскивать и вести решение проблем, то есть подготавливает их к проведению научного исследования.
Другой прием активизации познавательной деятельности, как указывает Д. Н. Петров, состоит в предварительной подготовке сообщений по отдельным вопросам программы курса.
Студентам заранее дается план лекции, и по собственному желанию они выбирают отдельные вопросы и работают над ними, подбирают литературу, готовят сообщения на 9-10 минут. После консультаций с преподавателем делают эти сообщения во время лекций. Такой прием активизации деятельности студентов требует определенного напряжения со стороны преподавателя. Лекция начинается самим преподавателем, который подводит слушателей к вопросам, избранным для сообщений студентами, затем обобщает их сообщения и делает вывод или подводит к нему, а собственно вывод делают студенты.
К приемам активизации познавательной деятельности относится также использование технических средств обучения.
Второй этап познавательной деятельности - усвоение знаний. Оно протекает в форме внутренних мыслительных процессов, которые представляют собой процессы «скрытые», т. е. протекание которых нельзя непосредственно наблюдать, а поэтому об усвоении можно судить лишь по трем признакам: пониманию, умению, запоминанию. Уровень усвоения знаний определяется методом контроля. Таким образом, познавательную активность студентов стимулируют: проблемность в обучении, самостоятельный поиск ответа на вопрос, активное участие во взаимной оценке выполненных работ, соотнесение результатов собственной деятельности с образцом управления преподавателем познавательной деятельностью студентов.
Профессиональное мышление студента поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, приближенных к реальным условиям его будущей работы.
Профессиональное развитие речи помогает студенту овладевать знаниями, совершенствовать свое мышление, память и другие качества. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры,- писал А. М. Горький,- чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоноснее».
Специалист без достаточно высокого уровня профессиональной речи не сможет успешно выполнять свои обязанности. Очень важно, чтобы студенты расширяли свой общий и профессиональный словарь, вырабатывали умения и навыки свободного и правильного владения профессиональным языком, учились кратко, четко и логично излагать свои мысли на занятиях, развивали навыки быстрого чтения.
Для развития профессиональной речи следует подражать преподавателям, тренироваться в правильном произношении слов и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского языка. Самоконтроль и самооценка эмоциональной выразительности, громкости, смысловой точности и ясности профессиональной речи вырабатывается на основе указаний преподавателей и взаимооценок студентов. Использование магнитофона для записи и прослушивания выступлений может также служить средством совершенствования речи.
Студентов следует нацелить на самостоятельную работу над речью: свободно выступать на семинаре (без подробного конспекта), учиться говорить так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, встретив незнакомое слово - обращаться к словарям, запоминать яркие выражения, устранять дефекты произношения и т. д. Надо поддерживать стремление студентов к четкому речевому оформлению своих мыслей, так как действенно осмысливается и понимается то, что может быть выражено словами. Большое значение для обучения устной речи имеет создание проблемных ситуаций, вызывающих потребность и мотивы высказывания, выдвижения предположений, активного мышления.
Наполеон читал со скоростью 2000 слов в минуту, Бальзак - 4000, Джон Кеннеди просматривал прессу со скоростью 1200 слов в минуту. (Скорость чтения студента 130-160 слов в минуту.)
В вузах следует больше внимания уделять обучению речевому этикету, нужному набору фраз и т. д.
Советский специалист - высококультурный человек. Это должно чувствоваться и в его речи.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ Е АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ.. 6

1.1 Возрастные особенности игровой деятельности. 6

1.1.1 Определение игры.. 6

1.1.2 Развитие игры в младенчестве и раннем детстве. 7

1.2 Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. 11

1.2.1 Роль игры в развитии мышления. 11

1.2.2 Роль игры в развитии воображения. 13

1.2.3 Роль игры в развитии словесно – логической памяти. 15

1.2.4 Роль игры в развитии двигательной памяти. 16

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ.. 19

2.1 Изучение исследования уровней развития познавательных процессов у детей………………………………………………………………………………19

2.2 Формирующий эксперимент. 20

ВЫВОДЫ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги.

«Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни», - отмечал К.Д.Ушинский .

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» .

актуальность работы: существует очень много известных и опытных психологов, которые изучали и исследовали данную тему, поэтому, сколько психологов, столько и мнений, взглядов на роль игры в развитии познавательных процессов ребенка. И перед нами стоит задача ознакомиться с материалом по данной теме, проанализировать его, сделать определённые выводы. Данную тему необходимо исследовать, находить особенности и активно использовать их в своей деятельности.

Цель работы: определить какую роль играет игра в развитии познавательных процессов ребенка.

Объект исследования: группа детей дошкольного возраста (дети 5-ти, 6-ти лет).

Предмет исследования: игра детей.

Гипотеза исследования: данное исследование проводиться с целью определения роли игры в развитии познавательных процессов и повышения уровня развития познавательных процессов у исследуемых детей с помощью игры.

Задачи работы:

Определить сущность понятия «игра»;

Выделить особенности развития игры в раннем детстве;

Выявить роль игры в развитии мышления;

Выявить роль игры в развитии восприятия;

Выявить роль игры в развитии словесно – логической памяти;

Выявить роль игры в развитии двигательной памяти;

Провести исследование;

Определить уровень развития познавательных процессов у детей с помощью игры;

Сделать определенные выводы.

Методы исследования: описание, анализ, объяснение, метод системного наблюдения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ Е АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

1.1 Возрастные особенности игровой деятельности

1.1.1 Определение игры

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра - средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы .

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности .

Игра - средство воспитания. Игра создает коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. Я. К. Крупская и А. С. Макаренко подчеркивали значение игры как средства коммунистического воспитания, как средства всестороннего развития личности .

Ребенок начинает играть еще в раннем детском возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга. Сначала это просто манипулирование предметами, затем возникает элементарная конструктивная игра - ребенок строит дом из песка или складывает башню из кубиков. В преддошкольном возрасте уже можно наблюдать сюжетные игры - дети в игре воспроизводят те или иные жизненные ситуации, отношения между людьми. Если при этом сам ребенок принимает на себя и выполняет ту или иную роль, соответствующую определенным действиям взрослых (например, выполняет роль врача, учителя, родителей), то такая сюжетная игра называется ролевой игрой.

Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть. Правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества. У школьников изменяется содержание игры и ее направленность. Развитие детских игр идет от бытовых игр к играм с производственным содержанием и, наконец, к играм, отражающим общественно-политические события. Таким образом, развивающиеся сюжеты детских игр отражают кругозор ребенка и его жизненный опыт. Заметное место занимают интеллектуальные игры (шашки, шахматы, домино, различные настольные игры), развивающие сообразительность, смекалку, находчивость.

Итак, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать, осознать новое (игры в геологов, моряков, путешественников, космонавтов и др.).

1.1.2 Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат – не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

Факторы развития познавательных процессов - Основные обстоятельства, способствующие ускоренному развитию познавательных процессов учащегося.
Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются.

Совершенствование чувственного восприятия ребенка связано, во-первых, с умением лучше использовать свои сенсорные аппараты в результате их упражнения; во-вторых, существенную роль играет умение все более осмысленно истолковывать чувственные данные, что связано с общим умственным развитием ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Основное преобразование в функциональном развитии памяти, характеризующее первый школьный возраст, - превращение запечатления в сознательно направленный процесс заучивания. В школьном возрасте заучивание перестраивается на основе обучения. Заучивание начинает исходить из определенных задач и целей, становится волевым процессом. Иной, плановой, становится и его организация: сознательно применяются расчленение материала и его повторение. Следующим существенным моментом является дальнейшая перестройка памяти на основе развивающегося у ребенка отвлеченного мышления. Сущность перестройки памяти у школьника заключается не столько в переходе от механической памяти к смысловой, сколько в перестройке самой смысловой памяти, которая приобретает более опосредованный и логический характер.

Детское воображение также сначала проявляется и формируется в игре, а также лепке, рисовании, пении и др. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в воображении сначала не столь значительны, они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка. Первая линия в развитии воображения - возрастающая свобода по отношению к восприятию. Вторая, еще более существенная, приходит в более поздние годы. Она заключается в том, что воображение переходит от субъективных форм фантазирования к объективирующимся формам творческого воображения, воплощающегося в объективных продуктах творчества. Если фантазирование подростка отличается от детской игры тем, что оно обходится для своих построений без опорных точек в непосредственно данных, осязаемых объектах действительности, то зрелое творческое воображение отличается от юношеского фантазирования тем, что оно воплощается в объективных, осязательных для других, продуктах творческой деятельности.

Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося. Также важно ознакомление его с новыми сторонами объективной действительности, которые на основе его узкого повседневного опыта должны представляться ему необычными; надо, чтобы ребенок почувствовал, что действительным может быть и необычное, в противном случае воображение ребенка будет робким и стереотипным. Очень важно развивать у ребенка способность к критике и, в частности, критическое отношение к самому себе, к собственным мыслям, иначе его воображение будет лишь фантастикой. Следует приучать учащегося к тому, чтобы воображение его включалось в учебную работу, в реальную деятельность, а не превращалось в оторванное от жизни праздное фантазирование, создающее лишь дымовую завесу от жизни.

Мыслительные процессы первично совершаются как подчиненные компоненты какой-либо (хотя бы - у ребенка-игровой) внешней деятельности и лишь затем -мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности. По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь предметом - арифметикой, естествознанием, географией, историей, т. е. совокупностью знаний, хотя бы и элементарных, но построенных в виде системы, мышление ребенка неизбежно начинает перестраиваться. Построение системы знаний любого научного предмета предполагает расчленение того, что в восприятии сплошь и рядом слито, сращено, но существенно между собой не связано, выделение однородных свойств, существенно между собой связанных. В процессе овладения предметным содержанием знания, построенного на новых началах, у ребенка формируются и развиваются формы рассудочной деятельности, свойственные научному мышлению. Мышление овладевает новым содержанием - систематизированным и более или менее обобщенным содержанием опыта. Систематизированный и обобщенный опыт, а не единичные ситуации, становится основной опорной базой его мыслительных операций.

В первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы знаний, ребенок входит в область абстракции. Он проникает в нее и преодолевает трудности обобщения, продвигаясь одновременно с двух сторон - и от общего к частному, и от частного к общему. В процессе обучения совершается овладение научными понятиями. Усваивая в ходе обучения систему теоретического знания, ребенок на этой высшей ступени развития научается, выявляя через их взаимоотношения все более абстрактные их свойства; эмпирическое по своему содержанию, рассудочное по форме, мышление переходит в теоретическое мышление в абстрактных понятиях.