Теории мотивации в современной психологии. Теории мотивации, от основ до наших дней. Психологические теории мотивации Аткинсона и Адамса

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.
Первыми, собственно мотивационными психологическими теориями следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую поведение человека, и теорию автомата, объясняющую поведение животного.
Развитие теории автомата соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря - материализм и идеализм,- продолжалось вплоть до конца XIX в.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение,
но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Ч. Дарвин сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении человека и животных, показав, что у них имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.
Теории инстинктов. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдауголл, И. П. Павлов и др.).
Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.
Одним из первых проявлений такой крайней биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в.
Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.
Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., сводились к следующим вопросам:
Как доказать существование у человека этих инстинктов?
В какой мере к ним могут быть сведены или из них выведены те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий?
Как разделить между собой собственно инстинктивное в этих формах поведение и приобретаемое в результате научения при жизни?
Как, пользуясь только инстинктами, объяснить поступки культурного, цивилизованного человека?
В конце концов дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений.
Теория биологических потребностей. В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, объясняющая поведение человека исходя из биологических потребностей. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снятию (редукции) напряжения.
Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека. Оба понятия - «инстинкт» и «потребность» - обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, которые называются психическими.
Поведенческая теория мотивации. В начале XX в. в мотивационной психологии возникло новое направление, стимулированное открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации. Поведенческая концепция мотивации была развита Д. Уотсоном, Э. Толменом, К. Халлом и Б. Скиннером. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы.
Теория высшей нервной деятельности. Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать П.К.Анохина, предложившего модель функциональной системы, описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта; Е.Н.Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов внимания и мотивации.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются концепции мотивации, относимые только к человеку. Эти концепции разрабатывались представителями гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Оллпортом, К. Роджерсом и др.
Теории психогенных потребностей. Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения
внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания и др. (всего около двух десятков потребностей).
Иная классификация человеческих потребностей была предложена А.Маслоу. Его концепция построена по иерархическому принципу, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития. А.Маслоу выделил следующие семь классов потребностей:
Потребности физиологические (органические).
Потребности в безопасности.
Потребности в принадлежности и любви.
Потребности уважения (почитания).
Познавательные потребности.
Эстетические потребности.
Потребности в самоактуализации.
Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены мотивационными концепциями Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Общими для них являются следующие положения:
Отрицание возможности создания единой теории мотивации, объясняющей как поведение животных, так и человека.
Убежденность в том, что редукция напряжения не является для человека основным мотивационным принципом.
Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении изначально активен, что источники его мотивации находятся в нем самом, в его психологии.
Признание существенной роли сознания человека (наряду с бессознательными факторами) в детерминации его поведения.
Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей), когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).
Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. В отечественной мотивационной психологии можно назвать
теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из
которых оно складывается,- разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность,- упорядоченный набор целей.
В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей.
Когнитивные теории мотивации. В новейших психологических концепциях мотивации преобладающим является когнитивный подход к мотивации. В русле этого подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее употребимыми в этих теориях являются понятия сила мотивации, ожидание успеха, вероятность достижения цели, ценность деятельности, уровень притязаний и др.
Между этими переменными устанавливаются зависимости, выражаемые при помощи символических записей и арифметических операций.
Американский ученый Д.Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. Эта теория является примером символического представления мотивации.
Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:
М = Пду Вдц Здц
где М - сила мотивации (стремления); Пду - сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; Вдц - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц - личностное значение достижения данной цели для человека.
Если каким-то образом измерить перечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели.
Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились по меньшей мере десять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории в отдельности в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения.

Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность. Потребности - состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей. Характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Второе после потребностей - цель - непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция представляет собой процесс, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их, что является очень важным в общении и взаимодействии людей. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач. Основателями являются Макклелланд, Аткинсон, и Хекхаузен. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой расценивается как успех (они рассчитывают на успех, получение одобрения за действия, характерна полная мобилизация своих ресурсов). Люди мотивированные на избегание неудач проявляет неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения. Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе. Люди, приписывающие себе “ответственность” чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний. Другой особенностью являются требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха. Немаловажное значение имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решения задачи (в случае неудачи в деятельности меньше переживают те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты). Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность кроме мотива достижения играет тревожность (бывает личностная и ситуативная тревожность). Тревожность возникает чаще всего тогда, когда многочисленные неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности. В этом случае у человека обнаруживается явное снижение мотивации, а также ощущается нехватка знаний, а также эмоционально - положительной стимуляции деятельности. Помимо всех перечисленных мотивов человека характеризуют потребность в общении - мотив аффилиации/мотив отвергания, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Для руководителя необходима мотивация быть руководителем. У разных типов людей она проявляется по разному: карьеристы - люди с ярко выраженной мотивацией быть руководителем, с низкой мотивацией к руководящей должности (таких людей не рекомендуют ставить на руководящую должность), мотивация самореализации для занятия должности (у молодых людей), гипермотивация (тоже неприемлема). Соотношение мотивации с возможностями: оптимальное соотношение высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей и низкой мотивации, не оптимальное соотношение низкой мотивации и высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей.

Параметры мотивационной сферы: широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - потребностей и целей. Гибкость - более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта - разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы. Иерархизированность - характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Интересы - особое мотивационное состояние познавательного характера. Задача - ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия. Желания и намерения - сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.

Теории - "теория принятия решений" в 17-18в. объясняющая на рационалистической основе поведение человека, и "теория автомата" - объясняющая на иррационалистической основе поведение животного.

Эволюционная теория Дарвина - под влиянием ее в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Келер, Торндайк) и инстинктов у человека (Фрейд, Макдауголл, Павлов). Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой точки зрения стали теории инстинктов Фрейда, Макдауголла, предложенные в конце 19в. Они предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, их было три - инстинкт жизни, смерти и агрессивности.

Бихевиористическая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности – поведенческая, развивалась как логическое продолжение идей Уотсона в теории объясняющей поведение. Кроме это Халл, Скиннер пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. Исследования, начатые Павловым, были продолжены Бернштейном автором оригинальной теории психофизиологической регуляции движений Анохина, предложившего модель функциональной системы на современном уровне описывающую динамику поведенческого акта.

Маслоу - у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:

1. Потребности физиологические (голод, жажда и пр.)

2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).

3. Потребность в принадлежности и любви (находится рядом с любимым).

4. Потребность в уважении (компетентность).

5. Познавательные потребности (знать, уметь).

6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).

Леонтьев - мотивационная сфера человека, как и другие психологические способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.

Когнитивный подход - значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека.

Фестингер - теория когнитивного диссонанса - утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.

Аткинсон - общая теория мотивации, объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели.

1.1 Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.

Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющего ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространяется в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-XVIII в.в, далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе и биологии - появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявший человека и животного на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Ч.Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов и др.).

Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимум.

Человеку в качестве мотивационных факторов стали переписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX в. и разработанные в начале ХХ в.

Пытаясь понять социальное поседение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшей в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале ХХ в. ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все меньше, заменяя его такими понятиями как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений.

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало ХХ в.) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным ученым Ч. Дарвина, но также открытиями И.П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно К. Халла и Б.Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. В более современном ее варианте (эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения. Исследования, начатые И.П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта и Е.И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной душ.

Наконец, последней из теорий уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизм работы и функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов ХХ в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К.Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы вплоть до середины 60-х годов, по ложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые связаны с ними. Поведению в целом, н-р, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Т.о., между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Т.о., данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычислением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.

Влияние зарубежной литературы на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни человека. На протяжении всей жизни они сопровождают его в любых ситуациях. Через эмоции любой человек можем выразить свои чувства, свои отношения ко всему, что его окружает...

2. Существенные характеристики мотиваций учебной деятельности студентов. 3. Разработка плана исследования. 4. Анализ результатов исследования...

Особенности мотивации учебной деятельности студентов

Мотивация это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация - это движущие силы поведения, т.е...

Особенности эмоционального развития детей в начальной школе

Если не говорить о том, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, ведь мало кто знает, что в некоторый момент времени, мы реагируем так, а не иначе на то или другое событие. Рассмотрим с вами развитие психологических теорий эмоций во времени...

Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив...Разработка методики преподавания психологии

Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии...

Разработка элементов модульной технологии обучения математике в 6-ом классе

1.4.1 Деятельностная теория учения Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В...

Способы мотивации старшеклассников на уроках английского языка

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения: * мотивация, которую условно можно назвать отрицательной. Под отрицательной мотивацией принято подразумевать такие побуждения школьников...

Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста

1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте...

Во второй половине XX в. исследования в области психологии мотивации продолжились и расширялись по своей тематике. Эта тема стала одной из основных в психологии личности, и вместе с тем в ее разработке наметились следующие новые тенденции.

  • 1. Отказ ученых от попыток создания общих теорий мотивации, которые бы объясняли и поведение животных, и поведение людей. Такая тенденция связана, по-видимому, с тем, что со временем влияние теории эволюции Ч. Дарвина и естественно-научной ориентации на психологию как гуманитарную науку ослабло. Многие ученые разочаровались не только в попытках психологически отождествить людей и животных, но и в неудовлетворительности тех теорий (теория инстинктов, психоанализ, бихевиоризм и др.), в которых психология и поведение людей и животных не различались.
  • 2. Отход от объяснения поведения человека с позиций реактивности, т.е. под углом зрения того, что человек якобы представляет собой сложно устроенную биологическую машину, которая не имеет собственного источника целенаправленной активности и реагирует на внешние воздействия. На первое место вышли концепции, признающие человека изначально активным существом, субъектом своей деятельности, и не только ее, но и всей своей судьбы. Возобладала точка зрения на мотивацию человеческого поведения, в которой утверждалось, что человек, во-первых, изначально активен по природе, во-вторых, источник данной активности находится в нем самом, в-третьих, он является психологическим, а не органическим по своей природе.
  • 3. Смещение интереса ученых с изучения мотивации поведения животных на исследования мотивации деятельности человека. Эту тенденцию также можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, признанием того, что в ходе исследований мотивации поведения животных невозможно было получить достоверные знания о мотивации деятельности человека. Во-вторых, тем, что от психологии как науки ожидали прежде всего научного объяснения социального поведения человека в обществе, а не поведения животных в природной среде.
  • 4. Отрицание возможности адекватного познания мотивации социально-культурной деятельности человека с помощью тех методов, которые в лабораторных условиях применялись в исследованиях мотивации поведения животных. Речь, в частности, идет об отказе использовать по отношению к человеку так называемые «депривационные» методы, когда человек искусственно лишается возможности удовлетворять свои естественные потребности (в пище, отдыхе, безопасности и т.п.), и ученые наблюдают за тем, как он в данной ситуации себя ведет. Вместо этого ученые приступили к поиску новых методов изучения мотивов и мотивации социального поведения человека в реальных жизненных условиях.
  • 5. Повышенное внимание к мотивации таких видов социального поведения, которые отражают положение человека в современном обществе и человеческие взаимоотношения в нем. Это мотивация достижения успехов и избегания неудач, мотивация стремления к людям и избегания людей, мотивация власти и подчинения людям, мотивация оказания помощи и беспомощного поведения.

В современной психологии сложилось несколько теорий мотивации. Начнем их анализ с обсуждения общих методологических оснований (дихотомий), на которых они базируются. Их можно объединить в группы и обозначить следующими словами: биологическое или социальное, генотипическое или фенотипическое, сознательное или бессознательное. Эти понятия используются в качестве главных идей той или иной научной теории, более или менее последовательно в ней реализуются. Они могут выступать отдельно друг от друга и встречаться в различных сочетаниях друг с другом. Существуют научные теории, построенные на одной последовательно проводимой идее, а также теории, в содержании которых входят несколько методологических идей (категорий, понятий).

Биологическое основание теорий мотивации представляет собой идею о том, что главные источники поведения людей и животных являются одинаковыми и кроются в их природе как похожих друг на друга биологических организмов. В данном случае поведение животных и людей сводится в основном к удовлетворению органических потребностей или выводится из них. В основанных на данной идее теориях мотивации соответственно утверждается, что и механизмы мотивации поведения людей и животных являются одинаковыми. К числу таких теорий можно отнести теорию инстинктов, классическую поведенческую (бихевиористскую) теорию и теорию высшей нервной деятельности, а также биологическую теорию гомеостаза.

Концепция гомеостаза предполагает, что организм при нарушении состояния внутреннего биологического равновесия автоматически предпринимает определенные, генетически запрограммированные действия (реакции), направленные на то, чтобы восстановить нарушенное равновесие. У. Кеннон, который ввел в научный оборот данное понятие, описал процесс гомеостаза с точки зрения следующих биологических факторов, характеризующих состояние организма: водное содержание крови, солевой баланс, содержание сахара, белковый баланс, содержание жиров, содержание кальция, содержание кислорода, кислотно-щелочной баланс, постоянство температуры крови.

Социальное основание теорий мотивации предполагает, что поведение человека управляется процессами, происходящими в обществе. Это касается как человеческих потребностей, выделяемых в качестве главных (таковыми в этих теориях выступают социальные потребности человека), так и источников поведения человека (это разнообразные влияния, оказываемые на человека со стороны других людей и общества). Постоянство или изменчивость поведения человека в этих теориях объясняются соответственно постоянством или изменчивостью социальных условий, в которых человек находится.

Генотипическое основание представляет собой утверждение, согласно которому главные источники поведения человека заложены в его генотипе, включаются и реализуются по генетическим программам. Образцами теорий мотивации, базирующихся на этом основании, являются теории инстинктов 3. Фрейда, У. Макдугалла, К. Лоренца и др.

Фенотипическое основание альтернативно генотипическому. Здесь центральной является идея о том, что главные мотивационные образования (мотивы, потребности, цели, интересы, стимулы и т.д.) формируются и развиваются у человека прижизненно, что генотипически заданных мотивационных программ, определяющих поведение человека, за исключением программ удовлетворения органических потребностей, не существует. То же относится и к механизмам мотивации, многие из которых признаются приобретенными или фенотипически обусловленными.

Данное основание, однако, в современных теориях мотивации практически никогда не выступает как единственное и обычно сочетается с другими основаниями. Подобная ситуация характерна, например, для необихевиористских и гуманистических теорий мотивации: в них признаются и реализуются все рассмотренные выше основания - биологическое и социальное, генотипическое и фенотипическое, но в каждой из них каждое из этих оснований представлено по-разному.

Сознательное основание теорий мотивации содержит в себе идею

0 том, что по крайней мере на уровне человека мотивация поведения представляет собой разумный, сознательно регулируемый процесс. Наиболее полно данное методологическое основание представлено и реализовано в гуманистических и особенно в экзистенциальных теориях мотивации поведения.

Бессознательное основание представляет собой методологическую альтернативу сознательному. Здесь, напротив, подчеркивается, что мотивационные процессы, отвечающие за поведение людей, являются в основном подсознательными. Данное основание наиболее полно представлено в современных психоаналитических теориях мотивации, у представителей «глубинной» психологии.

Обсуждая далее частные теории мотивации, мы не будем ограничиваться только теми, которые представляют современное состояние дел в данной области знаний, но также обратимся к мотивационным теориям, которые возникли сравнительно давно, но, несмотря на это, до сих пор признаются, продолжают активно обсуждаться современными учеными-психологами и оказывают влияние на их исследования. Это прежде всего бихевиористически ориентированные теории мотивации .

Соавторами современной бихевиористской теории мотивации являются сразу несколько ученых: Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер и А. Бандура. Их взгляды объединяет идея о том, что поведение человека необходимо объяснять объективно, на основе физических, химических и других воздействий, которые исходят из внешней или внутренней среды организма. Поведение, кроме того, следует, по их мнению, рассматривать как реакцию на все эти воздействия. Предполагается, что изменения в поведении происходят не вследствие вариаций внутренних психологических факторов, которые им управляют (эти факторы бихевиористами не признавались раньше и продолжают игнорироваться сейчас), а по причине изменения системы объективных стимулов, воздействующих на организм в сложившейся ситуации, их связей с реакциями и научения. Последнему в бихевиористской теории мотивации уделяется особое внимание, поскольку механизмы и законы научения рассматриваются как законы и механизмы мотивации поведения человека и животных.

Вместе с тем в конкретных взглядах ученых, представляющих бихевиористский подход к мотивации, имеются некоторые существенные расхождения. Они касаются взглядов на мотивацию таких известных ученых-бихевиористов, как Дж. Уотсон, Э. Толмен и А. Бандура. Дж. Уотсон, например, пытался объяснить поведение людей и животных на основе сравнительно простой схемы «стимул - реакция», игнорируя все, что происходит не только в психике, но и в организме. Э. Толмен ввел в научный оборот понятие «промежуточные переменные», под которыми вслед за ним стали понимать процессы, происходящие в организме, его текущие состояния. По мнению Э. Толмена, именно этим и определяются конкретные реакции организма на оказываемые на него воздействия и, следовательно, целенаправленность поведения (необихевиоризм Э. Толмена иногда называют целенаправленным бихевиоризмом).

«Промежуточные переменные» в теории мотивации поведения самого Э. Толмена оказались заполненными в основном физиологическим содержанием, так как он, как и все «классические» бихевиористы до него, не признавал психологические явления как реальный фактор, управляющий поведением. А. Бандура в развитии своих взглядов на мотивацию поведения человека пошел дальше Э. Толмена и не только признал реальность и значимость психологических факторов в детерминации поведения, но предложил теорию социального научения, в которой широко и свободно стал использовать психологические явления в качестве возможных причин социального поведения людей. Кроме того, если Дж. Уотсон и Э. Толмен не видели принципиальных различий в мотивации поведения людей и животных, то А. Бандура не только их видел и признавал, но и акцентировал внимание на этих различиях.

Автором близкой к бихевиоризму теории мотивации по своим методологическим основаниям и содержанию в нашей стране стал известный физиолог И.П. Павлов. Хотя он не столь радикально, как это делали ортодоксальные бихевиористы, отрицал реальность и значимость психологических факторов в управлении поведением человека (когда в этом возникала необходимость, он относительно свободно пользовался и ими в своих объяснениях поведения), однако в конкретных научных исследованиях фактически следовал тем же бихевиористским принципам. Не случайно сами бихевиористы признавали его научные взгляды близкими к их собственным учениям, широко использовали его теорию и идею условно рефлекторного научения в своих научных исследованиях.

Общность взглядов И.П. Павлова и бихевиористов на мотивацию поведения людей и животных заключалась в следующем. Они одинаково выступали за обращение исключительно к объективным методам в изучении и объяснении поведения. Они полагали, что принципиальной разницы между законами и механизмами поведения людей и животных нет, и поэтому, проводя эксперименты с животными, переносили их результаты на человека. Наконец, И.П. Павлов и его последователи, как и бихевиористы, старались в своих работах как можно меньше пользоваться психологическими терминами при объяснении поведения людей и животных (известно, что И.П. Павлов категорически запрещал это делать своим сотрудникам), критиковали психологию, пренебрежительно относясь к ней, нередко даже заявляя о том, что она не является наукой, предлагали ее заменить физиологией высшей нервной деятельности, мало чем отличающейся от бихевиоризма.

Кратко рассмотренные нами теории мотивации, непосредственно возникшие под влиянием идей Ч. Дарвина, представляли собой так называемое революционное направление взглядов на мотивацию поведения людей и животных. Одновременно с ним наметилось и эволюционное направление. Его представители в создаваемых ими теориях мотивации, с одной стороны, старались сохранить все позитивное, что было накоплено в старой, философски ориентированной психологии, с другой стороны, обновить и приблизить взгляды на мотивацию поведения человека к новым научным открытиям и тенденциям своего времени. Среди таких ученых оказался К. Левин и представители гуманистического и когнитивного направлений в психологии мотивации.

Ключевым понятием в теории мотивации К. Левина стало понятие жизненного пространства. Оно содержало в себе реальные и воображаемые, актуально действующие и потенциальные, прошлые, настоящие и будущие события, которые нашли отражение в психике человека и могут оказывать влияние на его поведение. Актуальное поведение человека, т.е. его поведение в данный момент времени и в настоящей ситуации является функцией так понимаемого «жизненного пространства». В некоторых работах К. Левина «жизненное пространство» также называется «психологическим пространством», и в этом названии подчеркивается, что главной частью «жизненного пространства» являются представления человека об окружающем его мире. На рисунке 34 в виде схемы представлена репрезентация жизненного (психологического) пространства по К. Левину.

Рис. 34.

Здесь: Р - человек, или личность, вместе с присущими ему психологическими свойствами, прежде всего характерными для него потребностями; Е - непосредственное социальное окружение человека, в котором он живет. Оно представлено в его психике в виде образа и оказывает влияние на его поведение.

Формально-математическое (символическое) выражение жизненного пространства (L - life space ) следующее:

За пределами овала на рис. 34 располагается весь остальной, «непсихологический» мир, который реально существует, но не оказывает значительного влияния на актуальное поведение человека.

Поведение человека, определяемое его «жизненным пространством», объяснялось в теории поля К. Левина следующим образом. Личностная часть жизненного пространства (Р ) - это система потребностей человека, которые в зависимости от их силы и значимости для человека создают различные «напряжения» в личности, требующие разрядки. Эта разрядка, т.е. удовлетворение потребностей, осуществляется в конкретной жизненной обстановке (Е ), которая представляет собой вторую важнейшую составляющую жизненного пространства человека.

Действие данного пространства на поведение человека К. Левин описывал следующим образом. Оказавшись в той или иной ситуации, человек воспринимает и оценивает ее с точки зрения возможности удовлетворения в ней актуальных потребностей. В его голове складывается не объективный, а как бы психологически преобразованный, субъективный образ данной ситуации. С одной стороны, человек воспринимает ситуацию сквозь призму его же актуальных потребностей и видит ее под углом зрения возможного удовлетворения соответствующих потребностей. С другой стороны, воспринимая ситуацию,

человек оценивает вероятность удовлетворения в ней своих актуальных потребностей. В итоге ситуация, которая наряду с потребностями определяет поведение человека, - это уже не сама обстановка в ее объективном, независимом от человека выражении, а субъективный образ, сложившийся в сознании человека. Поэтому человеку приходится действовать не столько в объективном жизненном пространстве, сколько в своеобразном психологическом пространстве. Это обстоятельство, по-видимому, и побудило К. Левина в своих поздних работах чаще пользоваться словосочетаниями «психологическое пространство» и «психологическое поле».

Структуру личности - то, что представляет собой человек, и что соответственно мотивирует его поведение, К. Левин изобразил в виде системы потребностей, причем каждую из них представил как область внутреннего, психологического напряжения (рис. 35).

Рис. 35.

Отдельные области внутри круга на рис. 35 - это потребности человека. Чем сильнее потребность, тем большую область она занимает, и соответственно тем сильнее в психологическом плане мотивирует человека на совершение действий, связанных с ее удовлетворением.

Теории мотивации, разработанные сторонниками гуманистической и экзистенциальной психологии А. Маслоу, К. Рождерсом, В. Фран- клом и Р. Мейем, представляют собой следующее. В теории А. Маслоу поведение человека рассматривается как функция его потребностей, вернее - их упорядоченной иерархии. Каждый вид потребностей (напомним, в теории А. Маслоу выделено семь групп человеческих потребностей) порождает характерные для них и направленные на их удовлетворение формы поведения.

Кроме системы мотивационных факторов, выступающих в виде потребностей, А. Маслоу в своей теории выделяет и обсуждает некоторые механизмы преобразования потребностей и их воздействия на поведение человека. Один из таких механизмов заключается в том, что потребность, занимающая высшую ступень в иерархии, оказывает наибольшее влияние на поведение, подчиняет его себе. При появлении у человека новых потребностей более высокого уровня изменяется и вся его мотивационная система. Теперь его поведение в основном направляется на удовлетворение новых потребностей, а старые потребности отходят на второй план. Второй механизм, связанный с динамикой мотивации, является следующим. Новые потребности более высокого уровня могут возникнуть и занять подобающее место в иерархии потребностей человека только при условии, если все другие потребности более низкого уровня являются удовлетворенными. Другими словами, удовлетворение старых потребностей человека является условием для возникновения и актуализации новых потребностей.

К. Роджерс также внес вклад в разработку теорий мотивации, введя в научный оборот и раскрыв содержание понятия «Я-концепция». С его точки зрения, поведение человека мотивируется не его потребностями, а представлением о себе в прошлом, настоящем и будущем. Эта идея сближает теорию К. Роджерса с размышлениями когнитивных психологов о мотивации поведения человека. Разница заключается в том, что если когнитивные психологии непосредственно выводят поведение человека из имеющих у него знаний об окружающем мире, то К. Роджерс выводит на первый план знания человека о себе как о личности. Кроме того, согласно взглядам современных когнитиви- стов, человек не может оказывать существенного влияния на собственные когнитивные образования, в то время как в теории мотивации поведения человека К. Роджерса утверждается, что человек формирует и изменяется свою Я-концепцию, и следовательно, мотивация его поведения носит осознанный, разумный и волевой характер.

Сущность экзистенциального подхода к мотивации социальнокультурного поведения человека заключается в следующем. Если представители всех остальных направлений в психологии ищут объяснение поведению человека за пределами того, что он непосредственно воспринимает и переживает (предполагают, что за видимым или кажущимся находится суть явлений), то экзистенциальные психологи напрямую выводят действия и поступки людей из их собственных психологических феноменов и актуальных переживаний, т.е. из того, как сам человек, а не ученые за него, объясняет и интерпретируют свое поведение. Главное возражение экзистенциальных психологов другим ученым-психологам в плане понимания и объяснения человеческого поведения заключается в следующем. Когда мы обращаемся к таким понятиям, как потребности, мотивы, цели, инстинкты и т.п., мы, вопервых, предполагаем, что соответствующие образования («гипотетические конструкты») реально существуют, хотя никаких убедительных доказательств этому нигде и никем не приводится. Во-вторых, мы исходим из того, что именно они - эти гипотетические конструкты - оказывают прямое влияние на поведение человека. Экзистенциалисты утверждают, что обе эти идеи спорные. Они скорее являются продуктом нашего разума, чем реальными факторами, управляющими поведением. В действительности оно определяется не некоторой гипотетической (предполагаемой) сущностью, а реальным существованием, т.е. тем, как сам человек воспринимает себя и окружающих мир, и тем, что он в данный момент времени непосредственно ощущает.

На первый взгляд кажется, что такая точка зрения на детерминацию человеческого поведения похожа на все остальные его объяснения, например на те, которые предлагаются в когнитивной психологии. Однако есть принципиальная разница в экзистенциальном и когнитивнопсихологическом объяснениях поведения. Когнитивисты, как и другие «традиционные» психологи, исходят из того, что при объяснении поведения человека необходимо мыслью «проникать за пределы» того, что кажется, и познавать невоспринимаемую и невидимую «суть» явлений, например «личностные конструкты» по Д. Келли или «локус контроля» по Д. Роттеру. Экзистенциалисты отрицают такую необходимость и утверждают, что в сознании и самовосприятии человека «явление» и его «сущность» фактически совпадают, и человек ведет себя так, как он актуально воспринимает и переживает самого себя и окружающий мир. Следовательно, для объяснения поведения человека нет необходимости придумывать какие-то новые понятия (конструкты). Поведение нужно объяснять исходя из феноменологии самого сознания или самосознания человека.

В свою очередь основные положения когнитивной теории мотивации, критикуемой экзистенциалистами и представленной в трудах Д. Келли, Д. Роттера и ряда других ученых, можно сформулировать следующим образом.

  • 1. Поведение человека определяется теми знаниями и представлениями о себе и о мире, которые у него в настоящий момент сложились. Эти знания и представления существуют, однако, за пределами актуального сознания и самосознания человека. В них необходимо проникнуть, используя для этого специальные, достаточно сложные методы психодиагностики. К примеру, процедура выявления личностных конструктов по Д. Келли действительно является достаточно сложной и многоступенчатой. Чуть менее проста, но также является громоздкой методика определения локуса контроля по Д. Роттеру.
  • 2. Обновление информации, имеющейся в голове или в памяти человека, одновременно означает и изменение его мотивации и ведет к соответствующим изменениям поведения человека. Поэтому практически все современные когнитивные психологи независимо от того, что они конкретно изучают: восприятие, внимание, память, мышление или речь - предполагают, что в динамике этих процессов они находят научное объяснение поведению человека. Их позиция в свете такой методологической установки, касающаяся мотивации, мало чем отличается от позиций тех психологов, которые до современных когнити- вистов занимались изучением познавательных процессов человека.
  • 3. На поведение человека могут оказывать влияние все без исключения познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В мотивировании поведения они, однако, неравнозначны. Их можно выстроить по «мотивационному приоритету» в следующей последовательности: мышление, речь, память, внимание и восприятие (ощущения).
  • 4. Процесс мотивации - это решение человеком возникающих перед ним задач, связанных с поиском, уточнением и переработкой разнообразной информации.
  • Психоаналитические концепции мотивации мы здесь обсуждать не будем по двум причинам. Во-первых, они уже были достаточно подробно представлены в одной из предыдущих глав учебника. Во-вторых, на современные научно-психологические исследования в области психологии мотивации они существенного влияния не оказывают.
  • Заметим, что эта формула похожа на уже известную формулу К. Левина В = {(Р, Е).Это не случайно, так как поведение человека, согласно К. Левину, непосредственноопределяется его «жизненным пространством».
Проблема мотивации поведения человека занимала умы мыслителей всех времён. Всего насчитывается несколько десятков принципиально разных теорий мотивации.

Античность и Средневековье

Теории делятся на два вида: рациональные и иррациональные.

Рациональные теории мотивации

Аристотель и другие греческие философы, теологи средневековья. Человек - особое существо, наделённое разумом. Всё, что не побуждает действовать человека, - рационально, то есть является следствием каких-то логических умопостроений. Силой своего разума человек имеет волю и свободу выбора, ставит цели и достигает результата.

Иррациональные теории мотивации

В основном описывали поведение животных, которое несвободно, неразумно, управляется тёмными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Теория принятия решения и теория автомата

Первыми научными теориями мотивации можно считать возникшие в семнадцатом-восемнадцатом веках теорию принятия решений и теорию автомата.

Теория принятия решения объясняет на рационалистической основе поведение человека.

Теория автомата объясняет на иррационалистнческой основе поведение животного.

Первая теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики. В центре было учение о рефлексе. Рефлекс рассматривался как механический (автоматический) врождённый ответ живого организма на внешние воздействия.

Естественнонаучные теории мотивации

Во второй половине девятнадцатого века научная общественность приняла эволюционную теорию Ч. Дарвина. Она позволила пересмотреть поведение человека, опираясь на понятие инстинкта. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется много общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.).

В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивах его поведения. Термины "потребность", "инстинкт", "рефлекс" и другие прочно заняли своё место в научном аппарате.

Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности. Некоторые учёные при этом рассматривали социальные потребности как преломление биологических.

Биологизаторские теории

По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, которые были предложены в конце девятнадцатого века и получили популярность в первой половине двадцатого. Оба, и Фрейд, и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам.

При этом в своей теории Фрейд сначала опирался лишь на один инстинкт (так называемый инстинкт жизни - либидо), сводя все формы проявления человеческого к этому. Потом он добавил инстинкт смерти (стремление к разрушению, хаосу).

Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов:

Инстинкт изобретательства,

Инстинкт строительства,

Инстинкт любопытства,

Инстинкт бегства,

Инстинкт стадности,

Инстинкт драчливости,

Репродуктивный (родительский) инстинкт,

Инстинкт отвращения,

Инстинкт самоунижения,

Инстинкт самоутверждения.

Теории инстинктов породили множество споров в научной среде. Предметом обсуждения было:

Как доказать существование у человека этих инстинктов?

В какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них социально обусловленные формы поведения?

Как в конкретном поведении разделить инстинктивное и приобретаемое?

В дальнейшем в психологии стали всё реже использовать понятие "инстинкт", заменив его "потребностью". В результате описательный аппарат общей психологии, стоит это признать, обеднел. Понятие "инстинкт" аппелирует к биологическим схемам поведения, в то же время потребность отражает лишь некое насущное неудовлетворение. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения - понятна его биологическая роль (предотвращение агрессивных действий в отношении себя), понятно когда запускается этот механизм (если человек прогнозирует акт агрессии в отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее). Нельзя здесь заменить инстинкт самоунижения на "потребность в самоунижении" - у слушающего может сложиться впечатление, что человек всегда испытывает эту потребность.

Некоторые инстинкты у человека, что совершенно очевидно, носят более тотальный характер, нежели у животных, например репродуктивный инстинкт. Природа дала человеку разум, но вместе с этим усилила действие этого инстинкта (чтобы человек не "передумал"). Поэтому никакая хорошая теория личности не может обойтись без понятия об инстинктах.

Теория высшей нервной деятельности

Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными:

П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта,

Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Другие теории

Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией).

Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Теория Г. Мюррея

Имеются первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), возникающие в процессе развития и обучения:

Потребность достижения успехов,

Потребность в аффилиации,

Потребность в агрессии,

Потребность в независимости,

Потребность в противодействии,

Потребность в уважении,

Потребность в унижении,

Потребность в защите,

Потребность в доминировании,

Потребность в привлечении внимания,

Потребность в избегании вредных воздействий,

Потребность в избегании неудач,

Потребность в покровительстве,

Потребность в порядке,

Потребность в игре,

Потребность в осмыслении,

Потребность в сексуальных отношениях,

Потребность в помощи,

Потребность во взаимопонимании,

Потребность в приобретении,

Потребность в отклонении обвинений,

Потребность в познании,

Потребность в созидании,

Потребность в объяснении,

Потребность в признании,

Потребность в бережливости.

Теория А. Маслоу

Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит Абрахаму Маслоу. Существует иерархия человеческих потребностей, и эти потребности удовлетворяются обычно от низших к высшим:

Физиологические (органические) потребности,

Потребность в безопасности,

Потребность в аффилиации,

Потребность в уважении,

Познавательные потребности,

Эстетические потребности,

Потребность в самоактуализации.

Теория мотивации во второй половине двадцатого века

В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций:

Д. Макклелланда,

Д. Аткинсона,

Г. Хекхаузена,

Г. Келли,

Ю. Роттера и др.

В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Обычно подчёркивается, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

Также большинством учёных утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях.

Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения. Психоаналитические теории, хотя и популярны, постепенно становятся уже историей.

Появились современные концепты для описания мотивации.