О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий. Экспериментальные теории личности Подходы к классификации теорий личности

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 2 (23)

Тема: «Теории личности»

План

1. История возникновения исследования личности.

2. Классификация современных теорий личности.

3. Психодинамические теории личности.

4. Социодинамические теории личности.

5. Гуманистические теории личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный , клинический и собственно экспериментальный . Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический . Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия ХХ столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.


Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов, он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица - личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний - психология личности - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой ГАйзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Олпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Классификация современных теорий личности

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

3. Психодинамические теории личности .

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Таблица 1

Выборка из пяти факторов-черт , включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела


Несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой все объясняющей и всё предсказывающей парадигмы, приводит к тому, что наука о личности предстаёт перед нами как множество различных теорий. Для того чтобы сориентироваться в разных теоретических взглядах на личность в российской и западной психологии слушателю необходимо познакомиться с критериями и требованиями в науке к созданию и построению теории, с существующими классификациями теорий.

Понятие теории, её функции

Анализ теории в психологии личности обусловлен тем, что без понимания сути теоретического знания, лежащего в основании той или иной науки, невозможно постижение концепций, сложившихся в диапазоне разных исследовательских моделей, направлений и школ. На современном этапе персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе тем объясняющие различия между людьми.

Теория – это утверждение или набор утверждений, функция которого обобщать, упрощать, организовывать и объяснять наблюдения и помогать предсказывать события.

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. (Хьелл Л., Зиглер Д).

Теории личности – это система понятий, предположений, идей и принципов, предназначенных для объяснения личности. (Кун Д.)

В широком смысле теория обозначает любую концептуальную репрезентацию и объяснение феномена. Говоря о теориях в целом, можно сделать два обобщения:

1. Все теории суть абстракции. Любая теория является частичным объяснением определённых вопросов, фокусируясь на одних аспектах проблемной области, опускает другие.

2. Все теории рассматриваются как конструкции создаваемые людьми.

Персонологи – те же люди и точно также, как и другие, имеют различные взгляды на природу человека. Поэтому теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.

Функции научной теории:

Функция организации и обобщения знаний. Существующее многообразие данных о личности, обуславливает необходимость их систематизации, организации, установления связи между событиями и фактами, объяснения происходящего.

Функция объяснения наблюдаемого помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определённым образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория обеспечивает смысловую схему, позволяющую объяснять, все то, что нам известно о соответствующем классе событий.

Коммуникативная функция , позволяет исследователю сделать теорию достоянием других учёных, создаёт дополнительные возможности для развития и самой теории, и исследователя.

Функция предсказания . Теория должна обеспечить основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока ещё не наступили.

Эвристическая функция теории обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования.

Функция организации наблюдения даёт возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как это делать.

Имплицитная теория – способ, которым человек организует информацию о разнообразных аспектах функционирования мира; создаётся с опорой на эмпирический опыт субъекта.

Компоненты теории личности

Каждая теория содержит компоненты, которые должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека. Американские психологи Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер выделяют следующие компоненты теорий личности:

1. Структура личности. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Проблема структуры личности, природа её организации и влияние на функционирование человека является ключевым компонентом во всех теориях личности.

2. Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять почему люди поступают так, а не иначе, другими словами, процессуальные аспекты функционирования человека, фокусируются на динамических изменяющихся особенностях его поведения.

3. Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

4. Психопатология . Необходимость объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нём. Каждый персонолог уделяет внимание в своей теории вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни.

5. Психическое здоровье . В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие, что входит в понятие здорового образа жизни. Критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.

6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия . Поскольку теории личности дают определённую информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Теория личности должна ответить на вопрос как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

Аналогичным образом вопросы о компонентах полноценной теории личности рассматривают и другие ведущие американские учёные Лоуренс Первин и Оливер Джон (Схема №) .

Критерии оценки теории личности

В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно, в том случае если удовлетворяет каждому из перечисленных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата, функциональная значимость.

Верификация - процесс установления истины или корректности гипотезы; критерий, используемый для определения ценности теории.

Критерии оценки теории личности

Критерий

Характеристика

Верифицируемость

Данный критерий означает, в какой степени положения теории открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие;

Эвристическая ценность

Критерий показывает, насколько теория обладает потенциалом стимулирования новых исследований и обобщений.

Внутренняя согласованность

Теория должна быть свободна от внутренних противоречий, т.е. хорошая теория должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом.

Экономность

Теории часто ассоциируется с логической простотой. Чем меньше количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. Она не должна содержать избыточного теоретического багажа.

Широта охвата

Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной.

Функциональная значимость

Соответствие этому критерию показывает, способна ли теория помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы.

4. Классификация теорий личности. Классификационная система шкал.

Многообразие концепций современной психологии личности требует разработки основ для их классификации, соотношения и обобщения. В зарубежной литературе используется принцип группировки теорий по критерию основных направлений: психоаналитическое, бихевиориальное, когнитивное, гуманистическое, диспозициональное. Для сопоставления различных теорий американские психологи Л. Хьелл и Д. Зиглер использовали шкалы, организованные по принципу дихотомического анализа с использованием основных философских фундаментальных положений о природе человека. Ими были выделены следующие шкалы.

Свобода-детерминизм. Данное положение относится к вере автора теории в возможность сознательного контроля людьми своего поведения. Детерминистски ориентированные теории (З. Фрейд, Б. Скиннер) исходят из предположения, что поведение человека однозначно определяется какими либо факторами, чаще неосознаваемыми: генетической предрасположенностью, внешним подкреплением, неосознанными мотивами и пр. Такие авторы как А.Адлер, А. Маслоу исходили из веры в возможность сознательного выбора поведения человека, и их теории считаются теориями, ориентированными на свободу.

Рациональность –иррациональность . В этом случае речь идёт о соотношении сознательного и бессознательного в управлении поведением. Примерами теорий в которых постулируется рациональность поведения – концепции А. Бандуры, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерса. Теория З. Фрейда постулирует иррационализм.

Холизм – элементаризм. Сторонники холистического положения утверждают, что поведение можно понять, изучая личность как единое целое (теории А. Адлер, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс). Противоположная позиция предполагает изучение отдельных аспектов поведения (Б.Ф. Скиннер).

Конституционализм –инвайронментализм . Наследственность или среда определяют развитие личности и её индивидуальности. Российский психолог Мироненко И.А. отмечает, что все западная психология личности в целом, основывается на представлениях о ведущем значении наследственности в становлении человеческой психики.

Инвайронментализм – исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.

Конституционализм - исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.

Изменяемость – неизменность . В данном случае ставится вопрос о том, изменяется ли основной склад личности в течение жизни. К сторонникам изменяемости личности относят Э.Эриксона, Б. Скиннера, А. Бандуру, А. Маслоу, К. Роджерса, к идеологам неизменности – З. Фреда и А. Адлера.

Субъективность – объективность . Поведение человека определяется как объективными факторами внешней среды, так и субъективными особенностями его внутренних психических состояний. Данная шкала оценивает ориентированность теоретика на зависимость поведения от первого или от второго. На объективность в своей теории ориентирован Б.Скиннер, на субъективность – А. Адлер, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерс.

Проактивность – реактивность . Где следует искать истинные причины поведения человека? Следует ли рассматривать поведение как серию ответов на внешние стимулы, или истоки поступков коренятся в личности. К сторонникам проактивности отнесены А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, к авторам, исповедующим реактивность человека – Б. Скиннер.

Проактивность – исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нём самом.

Гомеостаз – гетеростаз . Это положение относится к природе мотивации человека. Движет ли им прежде всего стремление уменьшить напряжение и сохранить состояние внутреннего равновесия, или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. К сторонникам гомеостатической модели человека относится З. Фрейд, а гетеростаза - А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.

Гомеостаз – состояние, относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.

Гетеростаз –исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением к личностному росту.

Познаваемость и непознаваемость . Данная шкала позволяет оценить склонность того или иного теоретика к выходу за пределы строгой науки в своих построениях. К сторонникам познаваемости отнесены З.Фрейд, Скиннер, А. Бандура, а непознаваемости - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс.

Шкалы, используемые Л. Хьеллом и Д. Зиглером, пригодны лишь для классификации теорий, созданных в контексте западной культуры. Теории личности в российской психологии не только отсутствуют в данной схеме, но и представляется затруднительным оценить их, применяя данные шкалы.

В этой связи Мироненко И.А. было предпринято исследование в русле разработки классификационной системы шкал, которые отражают имплицитные представления о личности, заложенные в основании психологических теорий. Проанализировав шкалы, предложенные американскими психологами, он предложил в качестве основания для оценки и описания теорий личности систему следующих дихотомических шкал-категорий, характеризующих аксиоматические представления авторов теорий о природе личности:

Среда-наследственность (как определяющий фактор формирования личности);

Внешнее – внутреннее (в качестве основы для выделения психики как особой формы реальности);

Сознание – бессознательное (в качестве основного механизма функционирования личности);

Индивидуализм- коллективизм (как характеристика базовых ценностей человека);

Свобода- необходимость (детерминированность поведения человека законами природы).

В предлагаемой системе шкал оказывается возможным соотнести российскую теорию и представления о личности, разработанные другими школами, показать специфику подхода к личности российских учёных. Классификация теорий личности представлена в таблице.

Классификации теорий личности

факторы Теории, в большей степени ориентированные на факторы Факторы
Бихевиоризм-необихевиоризм

Отечественная теория

Кросскультурная психология

Социальный конструктивизм

Среда Психоанализ-неофрейдизм

Гуманистическая психология

Диспозициональная теория

Эволюционная психология

Наследственность
Бихевиоризм-необихевиоризм

Диспозициональное направление

Отечественная теория

Эвролюционная психология

Кросскультурная психология

Социальный конструктивизм

Внешнее Психоанализ-неофрейдизм

Гуманистическая психология

Внутреннее
Отечественная теория

Гуманистическая психология

Социальный конструктивизм

Необихевиоризм

Сознание Психоанализ-неофрейдизм

Диспозициональное направление

Бихевиоризм

Эволюционная психология

Кросскультурная психология

Бессознательное
Бихевиоризм-необихевиоризм

Психоанализ

Диспозиционное направление

Неофрейдизм

Гуманистическая психология

Индивидуализм Отечественная теория

Эволюционная психология

Социальный конструктивизм

Кроскультурная психология

Коллективизм
Отечественная теория

Социальный конструктивизм

Кросскультурная психология

Свобода Бихевиоризм-необихевиоризм

Психоанализ-неофрейдизм

Гуманистическая психология

Диспозициональное направление

Эволюционная психология

Необходимость

Примечание: отечественные теории – это теории российских психологов, разрабатываемые в рамках культурно-исторической и системно-деятельностной парадигмы.

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайдлова В.А. , 2001- С. 20-30.

2. Методические материалы по курсу лекций «Психология личности» / Сост. Э.В. Котлярова, - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.- С. 6-11.

3. Мироненко И.А. Классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологической теории // Вопросы психологии, 2006, № 4 – С.95-105.

4. Первин Л., О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001 – С. 33- 58.

5. Клонигер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонигер – СПб.: Питер, 2003 – С. 21-56.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2006 – С. 19-55.

7. Холл Келвин С.. Линдсей Гарднер. Теории личности – М.: «КСП +», 1997.


Параметры классификации Теории личности
1. Способ объяснения поведения личности Психодинамические теории Социодинамические теории Интериористические теории
2. Способ получения данных о личности Экспериментальные теории Неэкспериментальные теории
3. Исходные принципы исследования личности Структурные теории Динамические теории Гуманистические теории
4. Возрастной диапазон личности Дошкольные и школьные теории личности Общие теории личности
5. Понятия, в которых описывается личность Теория черт личности Поведенческие теории личности

Рассмотрим некоторые теории более подробно. Так, например, Г. Оллпорт и Р. Кеттелл начали разрабатывать теорию черт личности. Ее можно отнести к разряду динамических теорий. Эта теория была основана на том, что люди различаются по набору и степени развитости у них индивидуальных черт. Р. Мейли выделил 33 характеристики, которые являются необходимыми и достаточными для полного описания личности. На данный момент этот набор увеличен до 200 характеристик.

Как альтернатива теории черт, за рубежом получила распространение теория социального научения. Основная психологическая парадигма этой теории заключается в том, что индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта и длительного пребывания в различных социальных условиях. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством ситуаций, оценкой его поведения другими людьми.

Особый интерес представляет психоаналитическая теория личности 3. Фрейда, основанная на внутренних психологических свойствах индивида, связанных с его потребностями и мотивами. Самосознание человека Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, большая часть которого скрыта. Структура личности по Фрейду это – «Оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» действует на основе принципа получения удовольствия; «Я» – на принципе реальности, «сверх-Я» руководствуется идеальными компонентами действительности, принятыми в обществе нормами. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы психики:

1. Отрицание: применяется в том случае, когда реальная действительность неприятна. Человек закрывает глаза на неприятные моменты или пытается снизить уровень угрозы.

2. Подавление : вытеснение из сознания неприятной информации.

3. Рационализация: это способ разумного оправдания поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.



4. Формирование реакции : бессознательная неприязнь к человеку или ситуации выражается в нарочитом внимании к объекту неприязни.

5. Проекция : собственные отрицательные, качества присваиваются другому человеку, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация: попытка уйти от эмоционально-угрожающей ситуации методом отстраненного ее обсуждения.

7. Замещение – косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким–либо нравственно допустимым способом.

Обратим внимание на гуманистические теории личности, включающие в себя знание о том, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни, исходя из своих потребностей и интересов. Основоположники этой теории А. Маслоу и К. Роджерс. С их точки зрения человек обладает стремлением и имеет способность к личному самовыражению. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», которое включает в себя набор представлений, идей, целей, ценностей личности. Образ «Я» складывается в результате личного жизненного опыта. Это «Я-концепция» индивида, которая может быть: положительная, отрицательная, амбивалентная.

Особый интерес представляют отечественные психологические школы. Основные имена отечественной психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Основные понятия отечественной психологии, раскрытые в трудах этих ученых, это: ведущая деятельность и социальная ситуация; мотивационная сфера личности, личностный смысл. Опираясь на работы указанных ученых, попробуем представить особенность психологического мира человека. Он включает в себя следующие понятия: пространство психологического мира, психологическое время, содержание психического мира: информация, сигналы, символы, индивидуализация психического мира, отношение к себе и к другому человеку, энергетический заряд, активирующий психический мир человека.



Рассмотрим эту систему понятий последовательно. Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей – сознательного и бессознательного. Об этих плоскостях мы уже упоминали, обращая внимание на исследования 3.Фрейда. К сфере бессознательного можно отнести надсознательное, которое представляет собой вершину творческого процесса, творческую интуицию, благодаря которой происходит творческое озарение; неосознаваемые мотивы и смысловые установки; регуляцию автоматизированных и непроизвольных действий. К сфере сознательного относятся механизмы рефлексии, самонаблюдения, саморегулирования, самоконтроля. Они характеризуются мотивационно-ценностной направленностью с различной степенью ясности и обуславливаются внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид.

Изучение сознательного сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, с тем, что все психические явления предстают перед человеком в той мере, в какой они осознаются. Во-вторых, отдельные психические функции не локализуются во внешнем пространстве и не расчленяются во времени. Все элементы сознательного имеют социокультурный характер и формируются в ходе истории человечества под влиянием надиндивидуальных структур, сложившихся в процессе совместной деятельности. Все процессы психического пространства находятся в постоянном развитии и движении.

Психологическое время связано с влиянием биологических ритмов. Восприятие и оценка временных пространств меняется в зависимости от состояния человека. Существуют личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, например, сангвиникам и холерикам времени постоянно не хватает, они опаздывают, не умея оптимально распределить время. Флегматики, наоборот время переоценивают, оставляя его как бы в запасе. Меланхолики наиболее точно оценивают время, поэтому более четко его распределяют.

Психологическое время включает в себя: оценку процессов и скорости протекания жизненных событий; переживание сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени; принадлежность жизненных событий настоящему, удаленность в прошлое или будущее; осознание возраста, продолжительности жизни. Психологическое время не прямо отражает хронологию, а ощущается сложной системой взаимодействующих,. межсобытийных связей типа «причина-следствие», «цель-единство».

К закономерностям определения психологического времени относится осознание своего возраста. Возраст человека можно определить относительно четырех параметров и в зависимости от этого выделяют четыре типа возраста: 1. хронологический; 2. биологический; 3. социальный; 4. психологический. В процессе эксперимента установлено, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется. После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности: он измеряется на внутренней шкале отсчета каждого индивида; – в некоторых пределах человек может молодеть и стареть за счет своего психического состояния; психологический возраст может не совпадать с хронологическим; может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды (6 – 7 лет, 12 – 14, 18 – 19, 25 – 26, 30, 40, 50, 60, 70, 75 и т.д.).

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько важно расхождение между поставленными и реализованными целями. В содержании психологического мира личности особую роль играет символика, с которой, по мнению Юнга, связаны архетипы людей. Сюда входят жесты, мимика, позы, которые мы расшифровываем при общении с другими людьми.

Индивидуализация психологического мира - это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает через себя. Это эмоционально окрашенное состояние, процесс выбора мотивов, целей, ценностей, проявляющихся при осмысливании своего существования. Переживание помогает человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека.

Глубинные пласты взаимодействия людей пытается объяснить и проанализировать в своем учении о транзактном анализе Э. Бэрн. Основная его идея состоит в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, управляющих человеком в зависимости от ситуации. Это три состояния человека, которые Бэрн назвал: Ребенок (Дитя), Родитель, Взрослый.

Состояние Ребенка (Дитя) – эмотивное начало в человеке. Это доверчивость, нежность, изобретательность, капризность, обидчивость. Сюда же относятся детский «лепет», способы реагирования, непосредственное отношение к миру, творческая увлеченность, упрямство, легкомыслие.

Состояние Родителя – это источник социальной преемственности. Оно включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и суеверий.

Состояние Взрослого – источник реалистического и рационального поведения. Это состояние не связанно с возрастом. Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, взрослый организованно, адекватно, разумно, хладнокровно оценивает вероятность успеха и неудачи.

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке и тогда он чувствует, мыслит исходя из этого эго- состояния. В жизненной перспективе эго-состояния развиваются у человека в следующей последовательности: у новорожденного на чувственной основе сразу начинает формироваться детское «Я», затем развивается родительское «Я» на базе подражания примеру и образу родителей и воспитателей, и, наконец, развивается взрослое «Я». Оно складывается по мере того, как ребенок осознает смысл окружающей его действительности. Преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три эго-состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Итак, мы рассмотрели наиболее интересные теории личности и попытались их раскрыть. Теперь обратим внимание на процессуальную сторону социализации личности, связанную с приобщением личности к социуму и осознанием себя, своей неповторимости и уникальности.

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.

Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

3. Психодинамические теории личности .

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Полипарадигмальный характер психологии XX в. нашел отра­жение в значительном многообразии теорий, подходов, моделей функционирования и развития личности, сложившихся в рамках различных школ психологической мысли. Множественность опи­саний и интерпретаций личности, как уже отмечалось, объясняется многоаспектностью ее природы. Едва ли обоснованно отдавать пред­почтение одним теориям перед другими, поскольку каждая науч­ная точка зрения проливает свет на вполне определенный и значи­мый аспект индивидуального психосоциального бытия человека.

Возможным критерием классификации психологических уче­ний, стремящихся раскрыть сущность личности как специфиче­ской «формы существования человека» (Д.А. Леонтьев), является их тяготение к одному из двух полюсов концептуализации: к гомеостатическому или гетеростатическому принципу описания. В первом случае личность представляется системой, стремящейся к сохранению устойчивости/стабильности, равновесию или гоме-остазу (от гр. homoidsis - подобный и stasis - состояние). Во втором - это система с тенденцией к гетеростазу, то есть к нару­шению равновесия и нарастанию внутренней напряженности ради развития и выхода на новый уровень функционирования.

Другое существенное различие в подходах определяется преоб­ладанием одного из двух базовых представлений о природе чело­века: 1) об изначальной противоречивости и конфликтности, либо, наоборот, 2) внутренней согласованности личности. Эти два пред­ставления восходят к философским спекуляциям прошлых столе­тий («человек от природы зол», «человек от природы добр», «чело­век человеку волк» и т. д.) и своеобразно модифицируются в со­ставе современных психологических учений.

В соответствии с этими критериями зарубежные теории лично­сти можно условно разделить на четыре основных типа:


* гомеостатические, ориентированные на конфликт; * гомеостатические, ориентированные на согласие; * гетеростатические, ориентированные на конфликт; * гетеростатические ориентированные на согласие.

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, посту­лируют как данность, что каждый человек в течение всей своей жизни безуспешно пытается разрешить заданное самой природой сущностное противоречие и вернуться в безмятежное состояние равновесия («золотой век», «внутриутробный рай»). Типичным при­мером такой трактовки личности является классическая психоана­литическая теория 3. Фрейда, а также концепции его последовате­лей О. Ранка, Ш. Ференчи, В. Райха и др. Конфликт здесь не только неизбежен в силу изначальной «испорченности» человека, но и жизненно необходим, так как при его отсутствии исчезает источник развития личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,при­держиваются «нейтральной» точки зрения на человеческую приро­ду. В них конфликт уступает место адаптации, ассимиляции и тенденции к сглаживанию противоречий между индивидом и сре­дой. Личность рассматривается либо как система, формируемая со­циумом согласно законам внешней механистической детермина­ции (бихевиоризм),либо как система, активно моделирующая ок­ружающий ее, постоянно меняющийся мир с целью более эффективного приспособления к нему (когнитивный подход,тео­рия Ж. Пиаже).

В теориях гетеростатического типа преимущественное внима­ние уделяется процессам самодетерминации, усложнения органи­зации и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения всей совокупности этих процессов используется тер­мин «личностный рост»). Авторы таких теорий (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) провозглашают отличительной характери­стикой, сущностной чертой личности «бескорыстную», изначаль­но творческую активность, проявляющуюся как постоянное стрем­ление развиваться, изменяться и самотрансцендироваться, «вы­ходить за пределы собственного Я». Теории указанного типа могут включать и представления о конфликтных или кризисных ситуа­циях как дополнительных механизмах развития (гетеростатиче­ские теории, ориентированные на конфликт, в частности, теория Э. Эриксона). Личность понимается в них как постоянно «незавер­шенный проект» или как субъект, находящийся в «мучительном поиске себя», собственной идентичности (Э. Эриксон), уникаль­ного смысла жизни (В. Франкл). В ряде гетеростатических кон-


цепций фактором формирования «жизненного проекта» служит система высших ценностей, а идеалом, к воплощению которого стремится личность, - некоторый «универсальный проект» (мо­дели самореализации в гуманистической психологии). В то же вре­мя в альтернативных теориях этот проект признается не задан­ным изначально, а формирующимся в различных видах деятель­ности (деятельностный подход).

Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу чело­века и его жизненный путь, тогда как теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за жизненный проект и ис­ход его реализации исключительно на самого человека. В после­дних не подчеркиваются изначально позитивная направленность и предзаданность личностного развития, но широко обсуждается про­блема свободного выбора - из ряда возможных альтернатив - индивидуального пути, отношения, способа разрешения глубин­ных жизненных противоречий.

В отличие от перечисленных выше теорий, содержащих как оп­ределенные допущения о природе человека, так и четкие представ­ления о ядерных и периферических структурах личности, фактор­ные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного, сугубо эмпирического, факторного подхода заключается в следую­щем. На первом этапе производятся кропотливые наблюдения над людьми с целью выделения и описания их личностных особенно­стей. Затем данные этих наблюдений выражаются количественно, например, способности кодируются баллами, набранными по соот­ветствующим тестам. Затем вычисляется коэффициент корреля­ции между переменными. Высокий положительный показатель (ко­эффициент) корреляции свидетельствует о том, что переменные проявляются совместно, отрицательный показатель - что присут­ствие одной переменной исключает проявление другой, а низкий или нулевой означает, что зависимость не выявлена. Так, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно - с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, фак­торный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Определяется также «вклад» каждой переменной в тот или иной фактор. В ре­зультате устанавливаются общие и наиболее существенные харак­теристики личности, связи между ними и принципы их организа­ции в целостные ансамбли.


4.1.4. Соотношение понятий «индивид», «личность»,

«индивидуальность»

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматри­ваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общеви­довых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражаю­щее себя существо. По идее В. Франкла, человеческая личность - это сложный многомерный феномен, отдельные аспекты которого могут быть представлены как проекции в плоскостях тех или иных научных дисциплин - биологии, социологии, психологии, однако уникальная целостность личности не сводима ни к одной из этих проекций.

В различных сферах человекознания человек анализируется как индивид (от лат. individuum - «неделимый», то есть далее не разло­жимая на составляющие частица какого-либо целого) - предста­витель hominis sapientis, человеческой общности, который одно­временно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделя­ющийся из множества») было введено в философский дискурс древ­неримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и оп­ределенного генотипа, на базе которого в течение жизни формиру­ется фенотип. Это единичное природное существо, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, являющий собой един­ство врожденных и приобретенных черт.

Первоначально человек выступает как отдельная особь (особа, особый), «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный инди­вид, своеобразный «.социальный атом», персонифицирующий не­которую группу, и, наконец, как личность.

Личность не исчерпывается ансамблем индивидных характерис­тик. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедея­тельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». В свете этого личность в общефилософском смысле определяется как «центр духа в индивиде» (М. Шелер), как «воплощенный лик» (П. Флорен­ский), то есть в качестве духовной ипостаси человеческой приро­ды, проявления духовного самобытия.


Если в понятии «индивид» фиксируются отнесенность конкрет­ного субъекта к роду человеческому, объективная данность и пре­допределенность некоторых видоспецифичных черт, то «личность» предполагает непрерывное становление и самоопределение, в ней самой усматривается источник ее собственной активности.

Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосозна­ния и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений, наиболее полно проявляющий свои сущностные свой­ства (характеристики) в общении и деятельности.

Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении пред­ставлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Это отраже­ние всеобщего в единичном. Как писал Гегель, «принцип личнос­ти есть всеобщность».

Кроме того, человек способен достигнуть относительной авто­номии и независимости по отношению к своему культурному ок­ружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, пред­рассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно вы­ражается человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретен­ных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается целостный ансамбль социально значимых отли­чий человека от других людей. Данный термин сочетает в себе такие смысловые нюансы, как «уникальность» и «целостность», иными словами, он указывает на некое единство и самотожде­ственность субъекта, которые немецкий философ Ю. Хабермас вы­разил в понятии «моя концепция меня самого». 1

В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеоб­разие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К.Г. Юнг, X. Ко-хут, Г. Олпорт, К. Роджерс).

Самость - это сущностное ядро индивидуальной психики, глубин­ная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта. По К.Г. Юнгу, самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает един-

1 Противоположный подход к пониманию личности предполагает акцентиро­вание в человеке его мозаичности и разнородности отдельных характеристик. Целостность эфемерна, человек есть множественность, фрагментарность, и у него, как утверждал Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого Я. Человек разделен на множество малых «я». Жизнь человеческая подобна калейдоскопу сменяющих друг друга «масок», ролей и состояний.


ство личности и, в то же время, выступает в качестве центрального архетипа коллективного бессознательного (архетип целостности и по­рядка или «архетип архетипов»). Это принцип упорядоченности и струк­туры, определяющий баланс и интеграцию психических содержаний (элементов сознания и бессознательного), придающий целенаправлен­ность и осмысленность индивидуальному существованию. В процессе личностного развития («индивидуации», в терминологии Юнга) Самость постепенно становится основным регулятором и интегрирующим цен­тром психической жизни (или психической реальности) индивида.

Согласно Г. Олпорту, для решения проблемы познания и описания человеческой индивидуальности необходимы конструкты такого уров­ня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризо­вать личность в ее своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин - проприум.

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящее­ся к росту и развивающееся начало человеческой природы. Это каче­ство, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о субъективной части опыта, которую мы можем определить как «мое». Иначе она обозначается как «самость». По Олпорту, проприум охва­тывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства", это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой - обеспечение и поддержание уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь различных аспектов «са­мости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости - так называемые проприотические функции. К ним относятся:

1) ощущение собственного тела как телесная основа самосознания;

2) чувство самоидентичности;

3) самоуважение, основанное на осознании успешности в достиже­
нии различных целей;

4) расширение самости за счет осознания внешних объектов как
«моих» или «связанных со мной»;

5) образ Я, способность представлять себя и думать о себе;

6) рациональное управление самим собой;

7) проприативное стремление, выражающееся в постановке и достиг
жении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития невозможно обойти стороной проблему ценностных ориен­тиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В сво­ем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединя­ющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях, направляющих усилия человека в поисках порядка и смысла жизни.

Итак, центральными характеристиками индивидуальности могут слу­жить индивидуальный стиль жизни и деятельности, способность к твор-


честву (креативность), система ценностей и смысло-жизненных ори­ентации, уникальное мировоззрение (или жизненная философия).

Понятие «индивидуальность» проясняется при анализе процессов самовыражения и самораскрытия человека и связывается с такой ин­тегральной характеристикой личности, как конгруэнтность (от лат. congraens - совпадающий). В данном случае подразумевается мера или полнота самораскрытия, соответствие между внутренним и внешним, переживание человеком подлинности/неподлинности собственной лич­ности и жизни в целом.

Конгруэнтность, по К. Роджерсу, - это степень соответствия между опытом (тем, что происходит в поле вашего сознания), переживанием (тем, как вы это переживаете), осознаванием (тем, в чем вы отдаете себе отсчет) и выражением (тем, что вы говорите и как вы действуете). При высокой конгруэнтности человек склонен к спонтанному и открытому самовыражению, а его мысли, чувства и действия достигают согласо­ванности. Неконгруэнтность предполагает наличие рассогласования между опытом, осознаванием и сообщением об опыте. Она может пе­реживаться как неподлинность и связана с механизмами психологичес­кой защиты (вытеснение, отрицание и др.). Разнообразные симптомы психопатологии Роджерс рассматривал как специфические формы не­конгруэнтности, связанные с неадекватными установками, стереотип­ными и искаженными представлениями или травматическими пережи­ваниями. Каждый человек испытывает сущностную потребность в согласованности и подлинности.

Наконец, понятие «индивидуальность» сопряжено с конкретно-на­учными терминами «самореализация» и «самоактуализация-», которые занимают центральное место в гуманистических теориях личности.

Согласно теории А. Маслоу, самоактуализация - это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, поступательное движение личности к полноте творческого самораскрытия, актуализа­ция индивидом изначально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Самоактуализация относится к числу базовых потребнос­тей человека; фрустрация этой потребности оборачивается различны­ми формами психопатологии. Определяя самоактуализацию как стрем­ление к «вочеловеченности», А.Маслоу полагал, что подлинно здоро­вой может быть признана лишь самоактуализирующаяся личность. 1

Индивидуальность человека проявляется в том особом, уни­кальном способе, с помощью которого он реализует свой личност­ный потенциал, то есть заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности. Ком­муникативный потенциал личности определяется мерой и формами

1 К числу самоактуализирующихся личностей Маслоу отнес ряд выдающихся деятелей культуры, в частности, Б. Спинозу, Гайдна, Гете, У. Уитмена, фи­зика А. Эйнштейна, психологов У. Джемса и М. Вертгеймера; отдельных по­литиков - Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Т. Джефферсона, А. Линкольна.


ее общительности, характером, прочностью и продуктивностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержатель­но коммуникативные способности человека выражаются в инди­видуальном репертуаре социальных ролей. Когнитивный (познава­тельный) потенциал личности реализуется в ее способности к по­знанию внешнего (природного и социального) мира и к самопознанию. Он включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиоло­гический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентации, приобретаемой в процессе социализации и выступающей основанием оценки различных жизненных явле­ний и событий. Это вся совокупность идеалов, убеждений и уст­ремлений человека в нравственной, религиозной, эстетической и др. сферах. Речь идет о единстве психологических и идеологиче­ских моментов, сознания личности и ее самосознания, которые интегрируются в своеобразном мироощущении и мировоззрении человека. Творческий потенциал личности - это мера ее конструк­тивности, оригинальности, креативности, то есть умения откло­няться от традиционных схем и стереотипов мышления и нахо­дить качественно новые решения в проблемных ситуациях.

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Ас-молов).