Природный раздел описания региона является первым из трех основных разделов, посвященных главным компонентам территории (природа, население, хозяйство). Эти разделы строятся в общей логике – сначала общий взгляд на компонент, затем особенности его структуры, наконец, оценка проблем и их решения (соответствующего направления политики).
Общие особенности природы – это прежде всего ее разнообразие и благоприятность для человека. Степень разнообразия измерить трудно, но можно перечислить основные ландшафты, которые здесь встречаются. Например, Башкирия весьма разнообразна в природном отношении для своих размеров. Здесь имеются ландшафты горные и равнинные, лесные и безлесные, антропогенные и естественные.
Значение для человека в плане ресурсов можно охарактеризовать через природно-ресурсный потенциал. Его можно рассчитать (в баллах или в денежном выражении) и составить рейтинг регионов.
После общей характеристики переходим к покомпонентному (структурному, отраслевому) анализу природы региона. Речь прежде всего о вертикальной структуре природы, которую составляют четыре основные планетарные оболочки, представленные в регионах своими фрагментами: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера (иногда в особую оболочку выделяют почву, называя ее педосферой). Анализ может идти в представленном здесь логическом порядке (по времени возникновения оболочек на Земле) либо с учетом особенностей региона, по значимости, по степени влияния одних оболочек на другие.
В каждой оболочке определяются плюсы и минусы для человека, сочетая описательную характеристику с оценочной. Так, литосфера – это территория (земельные ресурсы), полезные ископаемые, подземная тепловая энергия (что актуально, например, на Камчатке). Наряду с ресурсами мы должны помнить об условиях, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными. В литосфере это рельеф местности, характеристики грунта для строительства, сейсмичность и пр.
Ресурсы и условия можно таким же образом рассматривать и в рамках других оболочек. При этом не стоит упускать пока еще не используемые, но перспективные для ближайшего будущего ресурсы (они тоже входят в природно-ресурсный потенциал). Следует обращать внимание и на стихийные бедствия, случающиеся в пределах региона.
После описания вертикальной структуры природы региона есть смысл хотя бы кратко описать ее горизонтальную структуру (особенности размещения ландшафтов, ресурсов и пр.).
В анализ природных особенностей региона входит и характеристика экологической ситуации, где мы должны остановиться на местной специфике отношений человека и природы, степени нарушенности естественных ландшафтов (в т.ч. степени загрязненности территории), оценке эффективности природопользования, оценке оптимальности природных условий для жизни человека, оценке основных экологических проблем. Наконец, необходимо описание экологической политики, включая охрану природы и объекты природного наследия (от наиболее значимых до локальных).
Население.
Общий взгляд на население, с которого начинается описание социальных особенностей региона, заключается в описании того, насколько регион заселен плотно и равномерно, какими яркими чертами отличается население данной территории. Далее приступаем к более подробной характеристике населения – например, по такому плану:
1. Численность и динамика населения (включая вопрос о переписях населения).
2. Демографические характеристики, в том числе:
– естественное движение (рождаемость, смертность, естественный прирост);
– продолжительность жизни;
– миграции и др.
Демографические параметры территории имеют огромное значение для понимания всех остальных ее черт, являясь, в частности, базой в выработке многих направлений региональной политики.
3. Структуры населения:
– половозрастная;
– расово-этническая (с геногеографией);
– конфессиональная (включая преобладание религии й и конфессий в разных частях региона и среди разных категорий населения; размещение храмов, других сооружений, священных мест, центров паломничества; потоки паломников и др.);
– социальные структуры (занятость, уровень жизни, включая вопросы безработицы, социального расслоения, социальных показателей – например, индекс развития человеческого потенциала, индекс Джини и др.);
– географическая структура, или расселение (плотность населения, в т.ч. сельского; формы городского и сельского расселения, включая групповые и др.).
4. Социальные проблемы и социальная политика (демографическая, миграционная, социальная, национальная и др.).
Экономика.
Экономические особенности часто представляются настолько важными, что их описание занимает половину всей региональной характеристики или даже больше. Можно считать это креном, снижающим качество характеристики, но, с другой стороны, через экономику можно лучше понять и неэкономические черты территории.
Среди общеэкономических особенностей наибольшее внимание обычно вызывают следующие: валовой продукт, его структуры и темпы роста; состояние реформ, их очередность и успешность; хозяйственные уклады (сектора экономики), преобладающие в регионе (ресурсные, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг).
Через анализ соотношения секторов плавно переходим к характеристике отдельных секторов и отраслей, сначала останавливаясь на оценке их значимости (ведущие, дополняющие, отстающие), а затем приступая к описанию важных отраслей. Каждая из них может быть описана таким образом: роль в хозяйстве, технико-экономические особенности (ресурсоемкость, трудоемкость, водоемкость, энергоемкость и т.п.), основные формы размещения (центры, районы), основные производимые товары и услуги, избыточность и дефицитность производства (соответственно с данными о ввозе и вывозе), ведущие фирмы региона в данной отрасли.
Анализ отраслей сменяется районным описанием. Экономические районы в пределах региона важны для понимания не только его экономических особенностей, но и всех других. Элементы районирования можно рассматривать и в других разделах характеристики, но наиболее важным оно является именно для экономики.
Отдельный сюжет экономического раздела – внешнеэкономические связи. Это потоки товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, пересекающие государственные границы (иногда здесь рассматривают и связи с другими регионами). Внешнеэкономические отношения могут осуществляться в разнообразных формах, включая торговлю товарами, арендные отношения, совместные разработки природных ресурсов, создание свободных экономических зон и др.
Завершает экономический раздел характеристики региона анализ его экономических проблем и путей их решения (экономической политики).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
РЕФЕРАТ
На тему:
" Психодиагностика природных способностей человека "
Караганда 200 8
1. Понятие о природных особенностях человека
Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.
В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека.
Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку. В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально - динамическую.
Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые, прежде всего, бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты:
Убеждения;
Интересы;
Таким образом, Теплов к числу индивидуальный различий относил все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания.
Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности).
Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.
2. Типы темперамента по Павлову
Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемой И.В. Равич - Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.
В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
Приведем краткое описание этих типов:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) - человек быстрый, легко приспосабливаемый к меняющимся условиям жизни, успешно сопротивляется трудностям жизни.
2. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) - реагирует на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения, хорошо справляется с сильными и длительными раздражителями.
3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик) - обладает большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания, вспыльчив и несдержан.
4. Слабый тип (меланхолик) - малоподвижен, часто пассивен и заторможен, сильные раздражители могут вызвать различные нарушения поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности.
Б.М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств, нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются.
В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность). Опишем подробнее.
3. Основные свойства нервной системы
Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) - свойство нервной системы, выражающееся в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к различного рода помехам.
Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) - свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.
Лабильность нервной системы (противоположное - инертность) - скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Динамичность - скорость образования временных нервных связей (положительных и тормозных условных рефлексов), т.е. скорость научения.
Активированность - уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы (высокая активированность, преобладание возбуждения, низкая преобладание торможения).
В последнее время ставится под сомнение сама идея выделения типов нервной системы и типов темперамента, так как сколько-нибудь чистых типов вообще не существует.
Другой важный вопрос, связанный с психодиагностикой темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В соответствии с концепцией двухаспектности психики (Б.М. Теплое, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин) в последней выделяются предметно-содержательный и формально-динамический аспекты.
Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека и составляют то, что мы называем темпераментом.
В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.
Общая активность - формально-динамическая характеристика темперамента, динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимодействии с природным и социальным миром. Как общеличностная характеристика активность выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере и обслуживающая стремление индивида к эффективному освоению окружающего мира.
Основными показателями общей активности поведения человека являются свойства, отражающие характер протекания психической деятельности во времени (темп, ритм, скорость), интенсивность психического процесса (активность, энергичность, сила эмоций и пр.), его пластичность (повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной деятельности), а также направленность психики (экстра-интроверсия).
Эмоциональность - это формально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или характер отношения человека к окружающему миру, обществу и к себе. Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали).
Согласно взглядам В.М. Русалова темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов; включенных в функциональные системы поведения. Такое включение ведет к постепенной трансформации их в индивидуально-устойчивую (независимую уже от содержания самой деятельности) систему психобиологических свойств, которые сопряжены с основными блоками функциональной системы (афферентный синтез, программирование, исполнение и обратная связь).
Данными свойствами являются: эргичность (степень напряженности взаимодействия организма со средой); пластичность (степень легкости переключения с одних программ поведения на другие); темп (степень быстроты исполнения той или иной программы поведения); эмоциональная чувствительность (порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия).
Каждое из выделенных свойств темперамента в соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - должно, по мнению В.М. Русалова, рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Таким образом, темперамент - это:
Проявление в подведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения (генетически унаследованной);
Совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).
В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство считается темпераментальным, если оно:
1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);
2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3. универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4. рано проявляется в детстве;
5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
7. является наследуемым.
Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического свойства следует неправомерность аксиологического («оценочного») подхода к нему. Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.
темперамент нервный природный особенность
Заключение
В дифференциальной психологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Содержательную сторону составляет все то, что человек приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Кроме различий, относящихся к содержательной стороне все люди отличаются друг от друга по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения. Индивидуальность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь свойствами нервной системы, имеющими врожденное происхождение и мало изменяющимися в процессе жизни.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.
3. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
4. Основы психодиагностики (учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Введение в психодиагностику (учебное пособие для педучилищ / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Academia, 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История изучения темперамента. Основные типы нервной системы по И.П. Павлову. Понятие о темпераменте и особенности его проявления у человека. Индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности.
курсовая работа , добавлен 30.10.2014
Биологические основы темперамента. Роль темперамента в психическом развитии человека. Современные характеристики типов темперамента. Классификация свойств нервной системы человека. Строение тела и характер. Зависимость нервной системы от фактора времени.
контрольная работа , добавлен 21.01.2012
Темперамент и его основные типы. Типы нервной системы по Павлову. Преобладание возбуждения над торможением. Основные стремления холерика. Динамика функционирования психических процессов и поведения человека. Формирование характера и поведения человека.
контрольная работа , добавлен 26.06.2013
Понятие о темпераменте, концепции. Темперамент и факторы его формирования, основные типы. Относительная устойчивость как характерная особенность свойств темперамента. Типы нервной системы по Павлову. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.
курсовая работа , добавлен 10.10.2011
Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.
курсовая работа , добавлен 06.12.2010
Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.
презентация , добавлен 02.11.2015
Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.
дипломная работа , добавлен 24.09.2010
Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.
курсовая работа , добавлен 25.11.2010
Предмет психодиагностика. Методы психодиагностики и их классификация. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в деятельности человека. Темперамент как фактор деятельности. Мышление.
контрольная работа , добавлен 22.02.2005
Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.
ГлаваViiдиагностика природных психофизиологических особенностей человека § 1. Понятие о природных особенностях человека
В нашей стране в начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку.
В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности). Если содержание человеческой психики по своему происхождению социально и передается от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности, то иначе об-стоит дело с формально-динамическими характеристиками психических процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.
Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемой И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.
В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Б.М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются. В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).
На сегодняшний день известны следующие основные свойства нервной системы.
Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) выражается в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам.
Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.
Лабильность нервной системы (противоположный полюс - малая лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выражается в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов.
Динамичность (противоположный полюс - малая динамичность) сказывается в быстроте образования временных нервных связей.
Активированность - это уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность - преобладание возбуждения, низкая - преобладание торможения.
Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента.
1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой.
2) По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы (Б.М. Теплов, 1985).
Вследствие того что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.
Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, 1992).
Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно, т.е. понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.
В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являютсяпредпосылками формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность с учетом его природных способностей эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомендовать человеку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.
Как считает К.М. Гуревич, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяются тем, насколько удается соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Известно, что для относительно инертной нервной системы трудны задачи, требующие быстрого реагирования на все новое в окружающей обстановке, и задачи, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Правило «естественного соответствия» будет нарушено, если человек с инертной нервной системой будет овладевать профессией, где довольно часто возникают ситуации, требующие быстрого реагирования или переключения.
Точно такое же правило нарушается и в том случае, если человеку с подвижной нервной системой предлагаются такие профессиональные ситуации, в которых требуется неторопливость, шаблонность, стереотипность действий. Подвижных такая работа будет угнетать, они будут переживать ее как тоскливую и неинтересную. Конечно, в обоих случаях в результате насилия над собой, напряженной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на короткий срок, замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естественного соответствия» грубо нарушается, то увеличивается вероятность возникновения ошибок в работе, теряется ее эффективность.
Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенности человека (темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т.д.) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необходимо располагать этой информацией, используя для ее получения специальные диагностические методики.
Если темперамент обусловлен природно-наследственными особенностями функционирования центральной нервной системы человека, то характер - социальное приобретение. Он формируется у человека с раннего возраста в процессе воспитания, обучения и действия множества других социальных факторов егоокружения.
Характер в переводе с греческого языка означает "печать, чеканка, особенность или примета". Действительно, характер - это совокупность особых примет (черт), которые приобретает человек, живя в обществе. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и отношение к работе, окружающим людям, самому себе. Отсюда ясно, что характерологическими являются не любые особенности (черты) личности, а только те, которые даже в различных жизненных ситуациях закономерно проявляются одинаковыми способами поведения и отношения к действительности. Характер складывается и проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает своеобразие психическому облику человека.
Характер - это совокупность (подсистема) устойчивых индивидуальных свойств (черт) личности, которая проявляется в типичных для данного человека способах поведения и определяет его отношение к окружающей действительности и самому себе.
Все черты характера одновременно являются и чертами личности. Однако понятие "личность" шире понятия "характер", как и понятие "индивидуальность" не исчерпывается только характером. Каждый человек отличается от других огромным числом индивидуальных особенностей, т.е. особенностей, присущих только ему как индивидууму. В понятие "индивидуальные особенности" входят не только психологические, но и соматические особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т.д.
Важная индивидуальная особенность человека - черты его лица. В ней проявляются не только соматические, но и психологические особенности. Когда говорят о человеке, что у него "осмысленное выражение лица", или "у него хитрые глаза", или "упрямый рот", то подразумевают, понятно, не анатомическую особенность, а выражение в мимике свойственных данному человеку психологических особенностей.
Одного человека от другого отличают индивидуально-психологические особенности, а отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.
Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В.. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга. - 416 с. - (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). 2000 {original}
Еще по теме Определение характера:
- § 3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Справочник школьного психолога Костромина Светлана Николаевна
Природные (биологически обусловленные) особенности учащихся
индивидуально-типологические характеристики ребенка, детерминированные свойствами нервной системы и определяющие продуктивность процесса обучения. Наиболее значимыми среди них считают индивидуальные различия в проявлениях силы нервной системы, временных и скоростных характеристиках нервной системы (лабильность, подвижность), быстром образовании новых связей (динамичность).
Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай НиколаевичБИОЛОГИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА Может быть, если бы у Джина не сбежала змея, ничего бы и не случилось. Заметил пропажу Нельсон, приятель и сосед мальчика. Несмотря на поздний час, друзья тут же отправились на поиски змеи. Позже, когда взрослые начнут восстанавливать
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич Из книги Неотложные состояния у детей. Новейший справочник автора Парийская Тамара Владимировна Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль ДмитрийО неурочных занятиях учащихся
Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар ШамильевичО неурочных занятиях учащихся Циркуляром от 15 августа 1902 г. управляющий министерством народного просвещения предоставил семь учебных дней в году в распоряжение педагогических советов мужских и женских гимназий, каковые дни могут быть сделаны рекреационными, но с тем,
Из книги Справочник педиатра автора Соколова Наталья ГлебовнаГеморрагические диатезы, обусловленные изменением тромбоцитов Тромбоцитопатии – самые распространенные заболевания в группе геморрагических диатезов у детей. В основе тромбопатий лежит качественная неполноценность тромбоцитов, обычно при нормальном их количестве.
Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна Из книги Отменное здоровье после 60. Советы лучших экспертов. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья АбрамовичАтлас биологически активных точек для позвоночника
Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович Из книги автораНаследственно обусловленные синдромы нарушенного кишечного всасывания (мальабсорбции) Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы) Этиология. Заболевание передается по аутосомно-рецессивному типу. В связи с ферментным дефектом в слизистых клетках
Из книги автораБиологически активные добавки Нередко фирмы, производящие биологически активные добавки (БАД) для похудения, утверждают, что при приеме их препаратов не обязательно соблюдать диету. Однако это далеко не так. Диета всегда должна быть основным фоном при применении этих
Из книги автораБиологически активные добавки Отличие биодобавок от лекарств состоит прежде всего в том, что лекарства способны вызывать в организме изменения, которые не свойственны организму в норме. Биодобавки же регулируют естественную деятельность организма, а потому более
Из книги автораБиологически активные добавки Для коррекции проявлений климакса можно использовать препараты с мягким тонизирующим эффектом, улучшающие обмен веществ, работоспособность, а также уменьшающие мышечную слабость. К ним относятся такие биологически активные добавки, как