Расовая принадлежность коренного населения америки. Расы сша и проблемы совместного проживания. Современные религиозные взгляды индейцев

Этнический состав США поражает своим разнообразием. На территории проживают представители самых разных национальностей - начиная алеутами, заканчивая малагасийцами. Но с полным составом поможет разобраться статистика, включающая в себя ещё и данные в процентном соотношении.

Коренные жители

Основным населением государства являются Если верить статистике, то из всех ~325 миллионов жителей таковыми является лишь 61% граждан.

Интересно, что гражданством определяется идентичность Именно потому что по религиозному, этническому и расовому составу они очень разнородны. Также следует знать, что в этом государстве имеет место термин «коренные американцы». Таковыми являются эскимосы и индейцы.

Нельзя не упомянуть и фразу, сказанную Артуром Шлезингером, либеральным политическим деятелем и социальным критиком XX-XXI вв. Он говорил, что американский народ - это нация, не основанная на этнических сообществах. Люди, решившие стать частью государства, сами сделали свой выбор. Однако человек, получив гражданство этой страны, всё равно остаётся представителем своего народа. Потому этнический состав США и включает в себя лишь ~61% американцев.

Германская группа

Начать стоит с народов, относящихся именно к ней. Наиболее многочисленный - это афроамериканцы. Если говорить про этнический состав США, то они занимают около 13%, которые, кстати, включены в вышеупомянутые 61%.

Далее по многочисленности идут немцы. Если верить самой свежей статистике за 2015 год, то их на территории Америки проживает более 2%. Ещё есть пенсильванские немцы, являющиеся потомками переселенцев 17-18 веков из Южной и Западной Германии в Пенсильванию и в США. Их в Америке всего 0,07% (примерно 235 000 человек).

Русских немцев ещё меньше, порядка 20 500 граждан. Это 0,01%, который также по статистике включает в себя этнический состав США.

Ещё более-менее многочисленной группой являются евреи, проживающие в количестве ~1,7% (5 200 000 человек).

Также в состав населения входят шведы, норвежцы, голландцы, шотландцы, фламандцы, барбадосцы, мэнцы, эльзасцы, люксембуржцы и ещё примерно два десятка народов, представляющих германскую группу. Меньше всего в США проживает фарерцев - всего 900 человек. Соотношение остальных народов колеблется от 0,01% до 0,39%.

Романская группа

Её нельзя не упомянуть, рассматривая этнический состав населения США, потому что более 1/5 составляют именно представители романской группы.

Больше всего мексиканцев. Их на территории государства проживает около 11%. Следующими по многочисленности идут итальянцы, они составляют 3%. Ещё в Америке проживает немало пуэрториканцев (1,61%), кубинцев (0,64%) и сальвадорцев (0,51%).

Особенно интересно рассматривать этнический состав США по штатам. Мало кто знает, но около 75% всех кубинских иммигрантов проживает в штате Флорида. Впрочем, это логично. Ведь Кубу от Майами, одного из крупнейших городов штата, разделяет 150 км.

Впрочем, стоит вернуться к языковой группе. Самым малочисленным её представителем является народ ретороманцев. В США их проживает около 1 500 человек. Количество других представителей группы варьируется от 0,01% до 0,47%.

Славяне

Представителей нашей языковой группы в Америке тоже проживает достаточно много. Это подтверждает и этнический состав США в процентах. Около 3,2% славян живёт на территории этого государства. Что составляет более 10 105 000 человек.

Больше всего в Америке поляков. В процентах они составляют около 1,9% населения. Затем по многочисленности идут русские. Их в США около 0,5% - приблизительно 1 400 000. Украинцев в два с лишним раза меньше (0,22%).

Также в славянскую группу входят чехи, словаки, хорваты, словенцы, сербы, македонцы, болгары, белорусы, боснийцы, карпатские русины, черногорцы и лужичане. Последних на территории США проживает меньше всего - около 2 500 человек, если быть точнее. Численность остальных представителей варьируется от 0,01% до 0,19%.

Кельтская и Индоарийская группы

Теперь можно перейти и к более малочисленным этническим категориями. Кельтская языковая группа включает в себя всего четыре народа. Это ирландцы, валлийцы, северо-ирландцы и бретонцы. Все они в сумме составляют 0,9% от населения Америки. То есть их менее трёх миллионов.

Индоарийская группа включает в себя больше народов, но в процентом соотношении она уступает кельтской. Поскольку её представители составляют лишь 0,8% от населения Америки. А это примерно 2,55 миллиона человек. Но из 22 народов данной группы самые многочисленные - это хиндустанцы. То есть, выходцы из Северной Индии. Их около 0,22% (примерно 642 000 человек).

Другие группы

В США, помимо всех вышеперечисленных народов, также проживают греки. Их часть от общего населения Америки равна 0,28%. То есть греков в США всего 871 500 человек. Из которых 6 500 - с Кипра.

Ещё более малочисленна иранская группа. Всего 0,2% от населения. Это персы, курды, афганцы, таджики и белуджи. В сумме их менее 630 000 человек. Даже армян, представляющих одноимённую группу, и то больше - 0,22% (более 705 000 человек).

Ещё в Америке проживают литовцы (0,1%) и латыши (0,02%), албанцы (0,05%), венгры (0,22%), финны (0,13%), эстонцы (0,01%) и баски (0,001%). Но меньше всего в США самодийцев. Это народ, входящий в состав Если верить статистике, то в Америке их всего 100 человек.

Можно долго рассказывать про этнический состав. В него входят азиаты и тихоокеанцы (4,17%), эскимосы (0,05%), представители индейской группы (0,8%), африканцы (0,41%), сомалийцы (0,04%) и ещё несколько десятков других народов. Взглянув на полный их перечень, можно убедиться в том, что США - это, пожалуй, самое многонациональное государство в мире.

Расовый состав США

О нём также необходимо вкратце рассказать. Всем известно, Это исторически сложившаяся группа людей, которую характеризую общие физические особенности (разрез глаз, цвет кожи, волос и т.д.). И есть отдельная статистика, взглянув на которую можно понять, каким в данном контексте является состав населения США.

Расовый состав не так разнообразен, как этнический. Белые американцы, если верить статистике, составляют около 75% населения. Затем по многочисленности идут афроамериканцы. Их около 12,5%. Азиаты составляют 4,5% от населения США. Представители других рас проживают в количестве 5%.

Интересно, что в Америке есть несколько штатов, на территории которых живёт больше представителей расовых меньшинств, чем белых. К ним относятся Гавайи, Нью-Мексико, Техас, Колумбия и Калифорния. Больше всего белых, кстати, проживает на территории Среднего Запада.

Канада

Это государство граничит с Америкой, и нельзя его не упомянуть. Всё-таки интересно знать, каковы особенности этнического состава США и Канады.

Данная страна территориально больше Америки на ~300 000 квадратных километров. Однако на её территории проживает в 10 раз меньше людей. И этнический состав не так разнообразен, хотя в последние 30 лет он претерпел серьёзные изменения. Всё из-за изменений курса иммиграционной политики.

Одна треть проживающих граждан, при прохождении переписи в начале текущего столетия, идентифицировали себя как канадцы. Около 22% жителей заявили о своём английском происхождении. Примерно 19% людей идентифицировали себя как французы. Остальные ~17% представляют другие национальности.

Что интересно - на 82% за последние 10 лет выросло мусульманское население страны. Вместе с тем увеличилось количество арабов и представителей тюркоязычных народов.

Вершина общества

Напоследок хотелось бы отметить вниманием национальный состав элиты США. До Дональда Трампа было 44 президента, управлявших Америкой. Среди них было три ирландца (Рейган и Кеннеди в том числе), столько же голландцев (которыми были Теодор и Франклин Рузвельт) и два немца (Гувер и Эйзенхауэр). Что же остальные? Ещё 35 президентов были британцами. Из которых 8 являлись шотландцами (ярким примером можно считать Джорджа Вашингтона).

А Барак Обама, 44-й президент США, был кенийским евреем. Нынешний правитель, Дональд Трамп, является наполовину немцем и наполовину шотландцем. Отец его был эмигрантом из Баварии, а мама родилась на Острове Льюис.

Впрочем, такое этническое «смешение» в элите США не удивительно. Ведь национальный состав этого государства действительно впечатляет, с чем сложно поспорить.

США стали страной, где расы больше не делятся на черную и белую. Очень интересная подборка.

Маккензи Макферсон, 9 лет, с родителями – 36-летней Элисон и 40-летним Лоуренсом Макферсон, Хьюстон, Техас. Самоидентификация: мулатка, смешанного происхождения. Ответ в анкете переписи: белая/чернокожая.

Когда люди спрашивают 26-летнюю Селесту Седа о ее корнях, она предлагает любопытным собеседникам самим догадаться и только потом рассказывает о своем доминикано-корейском происхождении. При этом, уверена Селеста, такая информация очень немного говорит о ее индивидуальности, которую формирует множество разных факторов – детство на Лонг-Айленде, пуэрториканская приемная семья, сестра – афроамериканка, карьера начинающей актрисы. Необычная внешность притягивает внимание, однако это не только лестно, но и весьма утомительно. «Это дар и проклятие», – грустно улыбается Селеста.

Сандра Уильямс, 46 лет, Чикаго, Иллинойс. Самоидентификация: принадлежит к двум расам, «человек». Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Келли Уильямс II, 17 лет, Даллас, Техас. Самоидентификация: афроамериканец, немец, принадлежит к разным расам. Ответ в анкете переписи: чернокожий.

Джули Вейсс, 33 года, Голливуд, Калифорния. Самоидентификация: филиппинка, китаянка, испанка, индианка, венгерка, немецкая еврейка. Ответ в анкете переписи: белая/азиатка/индианка/китаянка/филиппинка.

Ариэль Тул, 14 лет, Чикаго, Иллинойс. Самоидентификация: смешанного происхождения, принадлежит к нескольким расам. Ответ в анкете переписи: белая/чернокожая/вьетнамка.

Максимилиан Сугиура, 29 лет, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: японец, еврей, украинец. Ответ в анкете переписи: белый/японец.

Майя Джои Смит, 9 лет, Кэри, Иллинойс. Самоидентификация: чернокожая и азиатка, кореянка и афроамериканка. Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Мариям Найери, 33 года, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: мексиканка и потомок уроженцев Саудовской Аравии. Ответ в анкете переписи: другая раса.

Юда Холман, 29 лет, Лос-Анджелес, Калифорния. Самоидентификация: наполовину таец, наполовину чернокожий. Ответ в анкете переписи: азиат.

Дейзи Фенкл, 3 года, Сан-Антонио, Техас. Определение, данное родителями: кореянка и латиноамериканка. Не участвовала в переписи 2010 г.

Имани Корнелиус, 13 лет, Шакопи, Миннесота. Самоидентификация: чернокожая и белая. Ответ в анкете переписи: чернокожая. Имани нуждается в трансплантации костного мозга, но из-за нехватки афроамериканских и принадлежащих к двум расам доноров была вынуждена ждать два года – донор должен быть схожего происхождения.

Кэмерон Бенджамин, 22 года, Лос-Анджелес, Калифорния. Самоидентификация: гаваец, китаец и европеоидной расы. Ответ в анкете переписи: белый/китаец/уроженец Гавайских островов.

Джошуа Асоак, 34 года, Анкоридж, Аляска. Самоидентификация: еврей и эскимос-инупиат,«еврескимос». Ответ в анкете переписи: коренной житель Аляски.

Адриан Адрид, 24 года, Халейва, Гавайи. Самоидентификация: белый. Ответ в анкете переписи: белый/филиппинец.

Селеста Седа, 26 лет, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: доминиканка и кореянка. Ответ в анкете переписи: азиатка/другая раса.

Джордан Спенсер, 18 лет, Гранд-Прери, Техас. Самоидентификация: чернокожая, принадлежит к двум расам. Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Тейден Баррелл, 5 лет, Сарасота, Флорида. Самоидентификация: черный и белый, принадлежит к двум расам. Ответ в анкете переписи: белый/чернокожий.

Йоэл Шак Батиста, 7 лет, Кастаик, Калифорния. Самоидентификация: чернокожий, мексиканец, «афроксиканец». Ответ в анкете переписи: чернокожий.

особая, резко отличающаяся от других человеческая порода, называемая также по цвету кожи красною (red race). Туземцы Америки носят еще другое название, индейцев, оставшееся за ними еще от того времени, когда первые путешественники полагали, что в открытой ими стране они имеют перед глазами крайний конец Индии (почему в отличие от Ост-Индии открытая ими часть Америки названа была Вест-Индией). В физическом отношении американская раса отличается своим темно-красным цветом кожи, гладкими черными волосами, широким, но не плоским лицом с резкими чертами и покатым лбом, который кажется коротким от растущих далеко вниз волос. Само собою разумеется, что у отдельных наций при большом протяжении Америки, касающейся своими различными частями всех поясов, эти отличительные признаки подвержены многим видоизменениям. Но все американские племена, за исключением только эскимосов (которые, впрочем, и не причисляются к американской расе), от берегов Арктического океана до Огненной Земли, представляют признаки одного и того же типа не только в телосложении, но также и в физиогномии, душевных качествах, языке и умственной деятельности. Лицо красного человека всюду, как на севере, так и на юге, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение. Под влиянием возбуждения черты лица едва оживляются сколько-нибудь заметным образом; но они принимают совершенно тупое или мрачное выражение даже у наиболее благородных американских племен, отличающихся мужеством и любовью к свободе, когда за недостатком внешнего возбуждения наступает то состояние апатии и беспредметной задумчивости, в которое индеец впадает очень легко и которое, по-видимому, ему нравится. Чем грубее племена, чем больше они страдают под гнетом своих краснокожих или белых врагов, тем пугливее блуждает их взгляд, тем больше тупости заметно на их физиономиях. У племен, живущих в состоянии подчиненности, суровость и грубость, выражающиеся в чертах лица независимых индейцев, сменяются удрученным видом.

Но если относительно этих качеств известия почти всех путешественников и исследователей согласны между собою, то тем резче во все времена расходились их взгляды на умственные способности американских автохтонов. Немного спустя после открытия А. потребовалось даже издать папскую буллу (1537), чтобы разрешить сомнение касательно того, можно ли вообще считать индейцев принадлежащими к человеческому роду. Более точные наблюдения новейших исследователей доказали, что в умственном отношении индеец действительно стоит ниже белого. Способность понимания у красной расы ограниченнее и действие ее медленнее, воображение тупее, чувствительность к внешним впечатлениям менее развита; индеец живет только настоящим, а о будущем никогда не заботится. Так как понятие будущего недоступно его воображению, то он всегда равнодушно смотрит на приближение смерти и, будучи взят в плен, без ропота идет навстречу неизбежной участи. Этим же объясняются его леность и беззаботность. Точно так же его невоздержность в дни изобилия, спокойствие, с которым он переносит лишения, его равнодушие к улучшению своего положения, к правам собственности и установленному гражданскому порядку - коренятся в ограниченности его кругозора. Свою нечувствительность он старается еще более развить, упражняясь в искусственном самообладании. Но зато, если раз овладеет им мысль о нанесенной ему обиде, он преследует своего врага неутомимо. Жажда мщения является причиной жестоких казней у североамериканских племен, она же порождает кровную месть, бесконечные войны, ужасную привычку к людоедству (у ботокудов, пурисов и друг.). Радость индейца, которую можно возбудить в нем только самыми сильными средствами, выражается в диких порывах и лишена приятности. Теплого и глубокого чувства у индейцев не замечали даже самые ревностные их защитники.

У индейца нет ни проницательного ума, ни живости воображения. Такое именно заключение можно вывести из их сказаний и мифов, религиозных понятий, образов их поэзии и ораторского искусства. Только североамериканские индейцы стоят в этом отношении несколько выше других племен. Даже религиозные идеи древних мексиканцев и перуанцев по своему значению далеко не соответствовали уровню их общей культуры. В постройках и художественных произведениях этих культурных народов также замечается недостаток творческого вдохновения и фантазии, разнообразия и подвижности форм. Американец нелегко усваивает себе отвлеченные понятия, а отсюда происходит его равнодушие к высшим религиозным учениям и грубость его космогонических идей. Хотя туземцы высших сословий в XVI столетии занимались европейскими науками и даже писали сочинения, но об их трудах по части математики ничего не известно. Отношения между числами лишь с большим трудом даются пониманию индейца. Невысокая степень способности мышления обнаруживается также в туземных языках, которые от североамериканских озер до южной оконечности Патагонии принадлежат большею частью к одному и тому же типу. Они принадлежат к классу так назыв. синтетических языков, в которых деятельность разума по установлению логической связи между отдельными словами только в слабой степени отражается на грамматических формах; отдельные понятия разбиты на множество поставленных рядом конкретных односложных слов - корней, которые в той или другой необработанной группировке и выражают высшее представление, но при этом часто являются неясности и двусмысленности: все это указывает на медленно работающий ум. Пример белых, равно как старания миссионеров привить этим племенам более высокую цивилизацию, не оказали на них заметного влияния. Отдельные случаи добровольного стремления к высшей культуре, напр. у чирокезов, носят отпечаток неполноты и односторонности.

При нынешнем состоянии этнографии и лингвистики Америки еще невозможно вполне точно установить группировку народов и языков на родственные семьи, особенно ввиду множества племен, сдвинутых с своих первоначальных мест, раздробленных, угасающих или вполне угасших. Весьма многое в этом отношении сделали до сих пор Галдатин, Бушманн, Гале, Турнер, Гайден, Радлоф, Ф. Мюллер, Пиментель, Гатшет, Адан, Анри и др. для северной половины этой части света. На основании лингвистических исследований, объединенных и дополненных Ф. Мюллером в его новейших работах, в Америке различают следующие семейства народов и языков: кинай-атапаскские народы; многочисленные народы распространенного семейства алгонкин-ленапе (см. Алгонкин); семейство ирокезов , почти совсем окруженное народами семейства алгонкин-ленапе и граничащее на юг с областью чироки , или чирокезов , и с областью племен кэтааба вукан. Самостоятельную группу, иногда соединяемую с двумя предыдущими под общим названием аппалачей , или флоридских народов, образуют народы чокта-мускоги , к которым, кроме мускоги , или криков , принадлежат также чикаса , чокта , семинолы и друг. племена Флориды. Вероятно, в племенном родстве с ними находились также древние алибамы и кузады. Напротив того, учи и начезы были племена совершенно самостоятельные. Все эти южные индейские племена в новейшее время были переселены на запад от Миссисипи. Обширное пространство между Миссисипи и Скалистыми горами, на запад и на юг от народов алгонкин до Арканзаса, населяют до сих пор народы семейства сиу , или дакота . К ним принадлежат, во-первых, семь союзных между собою, но независимых одно от другого племен сиу , или дакота (называемых также надовессиями), и живущие отдельно от них виннебаго и ассинибойны (каменные индейцы); далее, вторая группа, которую составляют три племени минетари (почти совсем вымершие), манданы , минетари , или gros-ventres , и кро , или абсарокасы , и третья группа, южные сиу , состоящие из восьми племен (иоваи , пункасы , омаги , оттон , миссури , канзасы , озаги и кваппасы ). В соседстве с ними на юго-западе живут народы пауни на Platte-River и Канзасе, к которым принадлежат пауни , риккарасы , или ариккара , витшита , вако (гуеко) и кичи .

Далее к югу, в низменных равнинах между Скалистыми горами, Миссисипи и Мексиканским заливом, жили еще в начале XIX стол. многие отдельные, по языку стоящие совершенно особняком народы, от которых в настоящее время сохранились лишь небольшие остатки. Сюда принадлежат киоваи (с чрезвычайно своеобразным языком) в области истоков Platte-River, каддо на Ред-Ривере, которые в начале XVIII в. были господствующим народом в Техасе и к которым принадлежали также техасы , далее товиахи , товокании , каранкагуасы , равно как по нижнему течению Миссисипи нахитохи , арканзасы , таензасы , хетимахи , аттакапасы , адаизы и т. д. Индейцы племени пуэбло в Новой Мексике говорят четырьмя совершенно различными языками (квересы , хемесы , цунии , мокви ). Индейское население североамериканского прибрежья Тихого океана распадается на бесчисленное множество племен, лишь отчасти родственных между собою. Важнейшие между ними на севере колоши , или тлинкиты (по большей части на Аляске), к югу от них насы , или чиммезаи , гаида с каигани на островах Королевы Шарлотты и на архипелаге Принца Валлийского, гаилтса , или гаилцук , на берегу Британской Колумбии, народы нутка на острове Ванкувера. Большую часть Британской Колумбии и всю Вашингтонскую территорию населяет группа родственных между собою народов, между которыми самые известные тсигаили , или чикаили , селиш , или флатгиды , шешвапы , или атны , скитсуиш , или Coeur d"Alène, пискусы , насквалли , коулиты и килламуки (на юге Колумбии). В Орегоне сагаптины (nez percés) и валаваласы пелузами , якимасами и кликататами ), далее уейилатпу кайюзе и молеле , чинуки с их разветвлениями, калапуйя , джакон и латуами (тламат , или кламат ) представляют собою самостоятельные группы народов и языков. Такие же разновидности встречаются в Калифорнии, в северных частях которой живут, между прочим, племена юрок , карок , вишоск , винтун , майду , мутсун и др., которые все говорят разными языками. В Верхней Калифорнии живут три совершенно различные группы народов, кохими , или леймонесы , перику и лоретские индейцы, или гвайкуры (вайкуры).

Юго-восточные области Соед. Штатов и весь северо-запад Мексики населяют народы великого сонорского племени. Первую группу их составляют тарагумара , тепегуана , кора , кагита , тубар , гиакви , эйдеве и опата в Соноре и смежных с нею округах; вторую группу образуют пима , папагосы , собайпурисы ; третью - кечи , нетела , кагуильо , чемегуеви , киз ; четвертую команчи , юты (ута ), пиеде , падука , к которым присоединяются еще шошоны , уайнешт и боннаки. В области Нижнего Колорадо юма , кокомарикопа , кокопа , могаве и др. составляют особое семейство народов и языков. Чрезвычайное разнообразие существует и в остальной части Мексики. По свидетельству Ороско-и-Берра, в 1864 г. на всем пространстве этой страны население говорило 51 языком и 69 наречиями, не считая 62 исчезнувших языков. Первое место и теперь еще занимают потомки культурного народа ацтеков (см. это сл.), язык которых, называемый по преимуществу мексиканским и принадлежащий к языкам сонорского племени, до сих пор может почитаться настоящим народным языком этой страны. После него наиболее распространены родственные между собою языки племен отоми и мазагуа. Из остальных более или менее культурных народов, которых испанцы нашли при завоевании Мексики, многие вымерли, а от других сохранились лишь остатки. В Оахаке цапотеки составляли некогда цветущее государство, столицей которого был Теоцапотлан, или Цахила. В соседстве с ним находилось царство Микстекапан с главным городом Тлаксиако; от его жителей, микстеков , сохранились еще значительные остатки. Независимое от ацтеков царство Мехоакан было населено тарасками, потомки которых и до сих пор живут в провинции Мехоакан. Еще до настоящего времени уцелели языки матлацинков , тотонаков и мног. другие, к которым на крайнем юго-востоке, до Гватемалы включительно, присоединяются еще языки чиапанеков , тсендалов , цокве , тцотциль и проч. Нынешние обитатели Юкатана происходят от обладавшего некогда высокой культурой народа майя , которым родственны гуастеки , живущие к северо-востоку от Мексики между Тоцопаном и Тамаулипасом. В Центральной Амернке самым распространенным - является язык племени квиче.

Индейцы Южной Америки, относительно которых нет подробных лингвистических сведений, разделяются новейшими этнографами на следующие группы: кундинамарканцы , главным представителем которых может считаться народ муисков , или москов , во время завоевания Америки составлявший оседлую, занимавшуюся земледелием и цивилизованную нацию. Индейские племена к западу от Колумбии попайян , чоко , нейва сохранили собственные языки, другие же племена приняли испанский язык. По исследованиям Чуди, перуанцы принадлежат к трем совершенно различным нациям, из которых квичуа во время завоевания Америки были могущественной, высокоцивилизованной нацией и основали царство инков. Язык квичуа (кечуа), или инка (la lengua cortesana), благодаря трудам миссионеров сделался письменным - и остался до сих пор народным языком на плоскогорье и береговой полосе во всем Перу и в некоторой части Боливии, Эквадора и в северо-западных провинциях Аргентинской республики. Не менее цивилизованы были аймары в смежных между собою пограничных провинциях Перу и Боливии; их язык составляет диалект языка квичуа. Совершенно самостоятельное положение занимают антизаны , под именем которых соединяются около 60-ти народов; обитаемая ими область находится в жарких и сырых местностях восточного склона Анд в Боливии и Перу; совершенно различные языки этих племен еще вовсе неисследованы. Следующую группу образуют арауканцы , или молутши. От них отличаются народы пампасов, обитающие в обширных степях и пустынях восточной части Южной Америки, от южной оконечности материка до устья реки Ла-Платы. К ним принадлежат около десяти наций, которые все говорят совершенно различными языками. Из них известны пуэльчи , абипоны и родственные последним гвайкуры. Народы группы чикито , названные по имени главного из них, чикитосов , состоящих из 36 племен с различными наречиями, занимались земледелием и были рано обращены в христианство. От них отличаются по языку родственные майпурам и аровакам народы моксос , также названные по имени главной нации. Северную часть Южной Америки населяют караибы , которые с материка распространились на Вест-Индские острова. В Гвиане живут ароваки , которые до распространения караибов были первобытным населением этих стран, а по берегам залива Маракаибо - находящиеся в близком родстве с ароваками гоахиры . От них различаются многочисленные народы, живущие в области реки Ориноко и занимающие неопределенное этнографическое положение; из них наиболее известны отомаки , саливы и вапизиана. Народы гуарани , разделенные на многие племена, распространены от Ла-Платы по всей Бразилии до Гвианы и говорят наречиями только одного языка, который во всей Бразилии употребляется как общепонятный язык, lingoa geral. Племена, живущие на юге, преимущественно перед другими носят название гуарани , живущие же в Бразилии называются тупи . Родственную этим племенам группу образуют, по-видимому, омагуи с своими разветвлениями, живущие на Мараньоне и его притоках, выше устья реки Путумайо. Самостоятельное положение занимают бразильские народы, под именем которых разумеют многочисленные разноплеменные народы, живущие внутри области Гварани-Тупи; между ними известнейшие ботокуды , короадосы , мундрукусы , мурасы , майорунасы , коретусы , мирангасы , камакансы , пурисы и киририсы . Восточную часть южной оконечности занимают патагонцы , имеющие свой собственный язык, а на Огненной Земле живут пешере , о языке которых не имеется достоверных сведений.

Хотя все эти народы по своему физическому телосложению представляют общий тип и хотя большая часть их языков носит общий характер, но при всем том многочисленность и различие отдельных наречий при сравнительно небольшом числе первобытных обитателей Америки есть явление замечательное. Общее число последних со включением тех метисов, которые стоят к ним ближе, чем к белым, полагают в 9 1/2 милл., а число языков, на которых они говорят, доходит до 500-600 и между ними целая треть совершенно различных. Только немногие из языков, как, напр., ацтекский, кри, квичуа, муиска, или чипча, квиче, гуарани, несколько более распространены даже между разноплеменными народами. Многие другие языки, напр. те, которыми говорят бразильские и оринокские народы, находятся в употреблении лишь у небольших племен, состоящих из немногих семейств. Это обстоятельство немало затрудняет миссионеров в их стараниях цивилизовать означенные племена. Число индейцев, пребывающих еще в язычестве, можно считать около 2 1/2 милл. чел. По отношению к степени цивилизации индейцы могут быть разделены на три разряда. К первому принадлежит туземное население тех стран, в которых при завоевании Америки уже существовали государства; ко второму относятся нации, в положении которых произошли под влиянием белых некоторые перемены; третий разряд составляют так называемые дикие племена, сохранившие тот же образ жизни, который они вели при завоевании этой части света. Первый разряд самый многочисленный и обнимает собою более половины красного населения Америки; в некоторых странах он по своей численности имеет перевес над белым населением, и есть даже такие области, как Пуэбла и Оахака, где туземцы составляют 9/10 всего населения. Еще за несколько столетий до завоевания они занимались земледелием и остались на своей земле. Перемена господства и введение христианства не произвели существенного переворота в их нравах, языке, законах и образе жизни. Самое соприкосновение с европейцами не имело для них таких пагубных последствий, как для охотничьих народов Северной Америки. Когда испанское завоевание было закончено, туземное население размножалось в такой же пропорции, как и белые. Во время провозглашения независимости испано-американских республик численность туземного населения простиралась до 6 милл., но с тех пор оно значительно уменьшилось вследствие кровопролитных междоусобных войн. В Северной Америке, где белые утвердились не в качестве завоевателей, а как колонисты, туземное население, живущее исключительно охотой, все более и более убывает, особенно с тех пор, как земли, лежащие на берегах Тихого океана, и отчасти даже внутренние территории испытали на себе влияние европейской культуры. Напротив того, в Южной Америке даже дикие бродячие племена индейцев, по крайней мере в тех местностях, где европейцы отсутствуют, скорее размножились, чем уменьшились. Это объясняется отчасти тем обстоятельством, что южно-американские индейцы живут не одною только охотой, отчасти деятельностью некоторых христианских орденов, в особенности иезуитов, которые с успехом занимались цивилизацией многих племен и сделали их оседлыми. Впрочем, после изгнания иезуитов многие племена опять впали в состояние варварства.

Литература . Число сочинений, выходящих не только в Америке, но и в Европе относительно физических свойств, истории и древностей, нравов и обычаев, государственных и народных учреждений индейцев, постоянно возрастает. Не считая исследований об американских древностях и этнографо-лингвистических работ Галлатина, Скулькрэфта и Бушмана, можно указать на следующие главные сочинения и прежде всего по отделу антропологии: Мортона, "Crania Americana" (Филад., 1839, с 78 гравюрами на меди); о североамериканских индейцах Мак-Кеней и Галля, "History of the Indian tribes" (3 т., Вашингт., 1838-44, с 120 портретами); Кетлина, "Letters and notes on the manners and conditions of the North-American Indians" (немецкий перевод Берггауза, 2 т., Лейпц., 1846-48); его же, "North-American Indian portfolio" (Лонд., 1844, с 25 гравюрами на меди); Дрэка, "Biography and history of the North-American Indians" (8 изд., Бостон, 1848); Мура, "History of Indian wars of the United States" (Нью-Йорк, 1849); Вайтца, "Die Indianer Nordamerikas" (Лейпц., 1865); Фостера, "Prehistoric races of the United States" (Чикаго, 1873); Банкрофта, "The native races of the Pacific States of North-America" (5 т., Сан-Франциско и Лейпц., 1875); Поуерса, "Contributions to North-American ethnology" (т. 1 и 3, Вашингт., 1878); Пинара, "Bibliothèque de linguistique et d"ethnographie américaines" (Пар., 1875); о языках Мексики: Пиментеля, "Cuadro descriptivo y comparativo de las lenguas indigenes de Mexico" (2 т., Мексико, 1863-65; 2 изд., 3 т., Мексике, 1874-75), и Ороцко-и-Берра, "Geografia de las lenguas y carta ethnografica de Mexico" (Мексико, 1864); о туземцах Средней и Южной Америки: описания путешествий А. фон Гумбольдта, Стефенса, Сквира, Чуди, Спикса и Марциуса, Шомбурга, д"Орбиньи, принца Максимилиана Нейвидского и др., равно как роскошное издание Риверо и Чуди "Antiguëdades Peruanas" (Вена, 1851). По отношению к языкам особенно изданную Урикечеа, Аданом и Анри "Bibliothèque linguistique américaine" и вновь изданные Плацманом грамматико-лексические сочинения Анхиеты, Монтойи, Бертонио и Молины. Ср. еще Вайтца, "Antropologie der Naturvölker" (т. 3 и 4, Лейпц., 1862-64); Ф. Миллера, "Allgemeine Ethnographie" (2 изд., Вена, 1879); его же, "Grundriss der Sprachwissenschaft" (Вена, 1876, 1 т., 1 отд.: "Amerik. Sprachen"); И. Г. Мюллера, "Geschichte der amerik. Urreligionen" (Базель, 1855).

  • - то же самое, что и монголоидная, но с обязательным включением американоидной расы. Объединяется на основе некоторых морфологических признаков - уплощенность лица, эпикантус, а также общности происхождения...
  • - коренные жители обеих Америк, индейцы...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент централида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент сильвида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент пацифида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Все южно-американские индианидные типы по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую английскую пьесу...

    Энциклопедия Кольера

  • - то же, что монголоидная раса....
  • - входит в большую монголоидную расу. Сочетает наряду с монголоидными признаками нек-рые европеоидные черты. Распространена в Сев. и Юж. Америке. Нек-рые антропологи считают её самостоят. расой...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - так называется обыкновенно определяемая по вынутому жребию смерть посредством самоубийства...
  • - особая, резко отличающаяся от других человеческая порода, называемая также по цвету кожи красною...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - американоидная раса, раса, включающая коренное население Америки и сочетающая монголоидные черты с признаками, не свойственными монголоидам...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Монголоидная...

    Большой энциклопедический словарь

  • - входит в большую монголоидную расу. Сочетает наряду с монголоидными признаками некоторые европеоидные черты. Распространена в Сев. и Юж. Америке... автора Тхакур Бхактивинода

    7.1. Раса Что такое раса? Раса – это блаженство. Природа расы неизменна, или, другими словами, вечна. Нам могут возразить, что раса не может быть вечной. Поскольку она возникает благодаря развитию бхавы, из этого можно заключить, что когда-то расы не существовало. Кроме того,

    Раса

    Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

    Раса Определенный вид взаимоотношений между преданным и Кришной; блаженство, которое преданный испытывает, служа

    1.6. Человеческая раса и раса роботов

    Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

    1.6. Человеческая раса и раса роботов Существуют различные противоречивые гипотезы относительно возникновения нашей планеты и происхождения современной цивилизации на Земле. Человеческая раса возникла в результате эволюции высокоразвитого животного, которое от

    37. Шрингара-раса (мадхурья-раса)

    автора Тхакур Бхактивинода

    37. Шрингара-раса (мадхурья-раса) На следующий день Виджая-кумар снова отправился к своему духовному учителю и, увидев его, почтительно поклонился. Горя нетерпением снова услышать его наставления, подобные божественному нектару, он произнес следующие слова: «О учитель, ты

    Раса

    Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

    Раса Определенный вид отношений между преданным и Кришной; блаженство, которое испытывает преданный, служа

    192. РАСА

    Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

    192. РАСА Еврейская раса - одна из начальных рас, которая сохранила самобытность, невзирая на постоянную смену окружения.Герц - Национальность в истории и политикеЗнаете ли вы, кому мы приходимся потомками? Быть может, именно тем, про кого сказано: «Враги бесчестят жен на

    2. Раса

    Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

    Раса

    Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

    Раса Хорошо известно, что ключевым элементом гитлеровской доктрины является понятие расы. Подобно концепции жизненного пространства, оно базируется на «научных знаниях», распространенных в то время. Как всегда, из всего прочитанного и услышанного в ходе всевозможных

    Горизонтальная раса и вертикальная раса

    Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

    Горизонтальная раса и вертикальная раса Величайшая мировоззренческая формула XX столетия - взгляд на универсум через призму расы. Раса в этом случае видится как горизонтальное деление человечества. Материализм XIX да и XX столетий смешивал понятие расы с чистой анатомией,

    Раса

    Из книги Обитель богов [Колыбель Ригведы и Авесты] автора Бажанов Евгений Александрович

    Раса У древних россо-ариев было две особо почитаемые реки – Самара и Раса (Волга). Это самые священные реки древнего мира. Культ обожествления родников, источников и рек родился среди россов, развился среди россов и отчасти перешел к индийцам и иранцам вместе с ведами. Но

    Американская раса

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

    Раса господ - раса рабов

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Раса господ - раса рабов Из доктрины немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900), который утверждал, что человеческое общество состоит из людей разного качества - из меньшинства, представленного сильными личностями - «господами» и большинства, состоящего из людей

Источник данных: Перепись населения 2010 (см. Statistical Abstracts of the United States 2012).

Соединённые Штаты Америки выше расизма. А расовый состав населения по штатам отслеживается случайно по старой привычке, сформировавшейся ещё в конце XIX века.

Таблица 1 - Расовый состав населения в штатах США, по переписи 2010, %.*

Штат

Белые (включая латино-американ- цев)

Белые (исключая латино-американ- цев)

Латино-амери- канцы

Чёрные и афро- американцы

Индейцы, алеуты

Азиаты

Арканзас

Калифорния

Колорадо

Коннектикут

Округ Колумбия

Джорджия

Иллинойс

Кентукки

Луизиана

Мэриленд

Массачусетс

Миннесота

Миссисипи

Небраска

Нью-Гэмпшир

Нью-Джерси

Нью-Мексико

Сев. Каролина

Сев. Дакота

Оклахома

Пенсильвания

Род-Айленд

Южная Каролина

Южная Дакота

Теннесси

Вирджиния

Вашингтон

Зап. Вирджиния

Висконсин

Вайоминг

*Примечание: в таблице не указаны «прочие расы » , «две и более рас», « гавайские расы и расы тихоокеанских островов».

Рисунок 1 - Доля белого населения в штатах США (исключая латиноамериканцев), %

Рисунок 2 - Доля латиноамериканцев в штатах США, %

Рисунок 3 - Доля чёрных и афроамериканцев в штатах США, %

Рисунок 4 - Доля коренного населения (индейцы, алеуты) в штатах США, %

Рисунок 5 - Доля азиатов в штатах США, %

Таблица 2 - Некоторые справочные показатели по разным расам в США.

Показатель

Всё население

Белые (исключая латино-американцев)

Латино-американцы

Чёрные и афро- американцы

Индейцы, алеуты

Азиаты

Доля населения, закончившего среднюю школу или выше (25 лет и старше), %

Доля населения, имеющего степень бакалавра или выше (25 лет и старше), %

Средний доход семьи за 12 месяцев 2009, $

Доля населения ниже уровня бедности, 2009, %

Доля домовладельцев, живущих в собственном жилье, %

Доля домовладельцев, арендующих жильё, %

Индейцы, которые принадлежат к отдельной являют собой коренное население Америки. Они заселяли территорию всего Нового Света с начала времен и живут там до сих пор. Несмотря на бесчисленные геноциды, колонизации и прочие гонения в отношении них, которые производились европейцами, они занимают весьма весомое место в каждом из государств этой Ниже в статье мы рассмотрим, что собой представляет и в каких цифрах исчисляется коренное население Америки. Фото различных подрас и представителей тех или иных племен позволят более четко понять данную тему.

Ареал обитания и численность

Аборигены Нового Света жили тут в доисторические времена, но и в наши дни, по сути, мало что изменилось для них. Они объединяются в отдельные общины, продолжают проповедовать свои религиозные догмы и следуют традициям предков. Некоторые представители исконно американоидной расы ассимилируются с европейцами и полностью перенимают их быт. Таким образом, встретить чистого индейца или метиса можно в любой стране северной, южной или центральной части Новой Земли. Общая «индейская» численность населения Америки составляет 48 миллионов человек. Из них 14 млн проживают в Перу, 10,1 млн в Мексике, 6 млн в Боливии. Следующими странами идут Гватемала и Эквадор - 5,4 и 3,4 миллиона человек соответственно. 2,5 млн индейцев можно встретить в США, а вот в Канаде их вполовину меньше - 1,2 млн. Как ни странно, на просторах Бразилии и Аргентины, столь огромных держав, индейцев сохранилось не так уже и много. Коренное население Америки в этих местах исчисляется уже тысячами и составляет 700 000 и 600 000 человек соответственно.

История появления племен

Как утверждают ученые, представители американоидной расы, несмотря на все свои отличия от любой другой известной нам, переселились на свой континент именно с Евразии. На протяжении многих тысячелетий (примерно 70-12 тысячелетия до н. э.) индейцы приходили в Новый Свет по так называемому Берингийскому мосту, на месте которого сейчас находится Тогда еще не коренное население Америки постепенно осваивало новый континент, начиная с Аляски и заканчивая южными берегами нынешней Аргентины. После того как Америка была ими освоена, каждое отдельное племя стало развиваться в своем направлении. Общие тенденции, которые наблюдались у них, были следующими. Индейцы Южной Америки чтили материнский род. Жители Северной части континента довольствовались патриархатом. В племенах Карибского бассейна наблюдалась тенденция перехода к классовому обществу.

Пару слов о биологии

С генетической точки зрения, коренное население Америки, как уже говорилось выше, таковым для этих земель вовсе не является. Прародиной индейцев ученые считают Алтай, откуда они и выходили своими колониями в далекие-далекие времена, дабы освоить новые земли. Дело в том, что 25 тысяч лет назад из Сибири в Америку можно было добраться сухопутным способом, более того, вероятно, люди считали все эти земли единым континентом. Так жители наших краев постепенно расселялись по северной части Евразии, а потом перешли и в где превратились в индейцев. К такому выводу исследователи пришли благодаря тому, что у аборигенов Алтая тип Y-хромосомы идентичен по своим мутациям с хромосомой американского индейца.

Северные племена

Племена алеутов и эскимосов, которые занимают субарктическую зону континента, мы трогать не будем, так как это совсем другая расовая семья. Коренное занимало территорию нынешней Канады с США, начиная от вечных ледников и заканчивая Мексиканским заливом. Там сложилось множество различных культур, которые мы сейчас перечислим:

  • Северные индейцы, которые заселили верхнюю часть Канады, - это алгонкинские и атапаскские племена. Охотились на оленя-карибу, а также занимались ловлей рыбы.
  • Северо-западные племена - тлинкиты, хайда, салиши, вакаши. Занимались ловлей рыбы, а также морской охотой.
  • Калифорнийские индейцы - известные собиратели желудей. Также занимались обычной охотой и ловили рыбу.
  • Индейцы Вудленда занимали всю восточную часть современных США. Коренное население Северной Америки тут было представлено племенами крики, алгонкины, ирокезы. Эти люди промышляли оседлым земледелием.
  • Индейцы Великих равнин - известные охотники на диких бизонов. Здесь есть несчетное количество племен, среди которых мы назовем лишь некоторые: кэддо, кроу, осейджи, манданы, арикара, кайова, апачи, уичита и многие другие.
  • На юге Северной Америки проживали племена пуэбло, навахо и пима. Эти земли считались наиболее развитыми, так как аборигены тут занимались земледелием, применяя метод искусственного орошения, а по совместительству разводили домашний скот.

Карибский бассейн

Принято полагать, что коренное население Центральной Америки было наиболее развитым. Именно в этой части континента развивались сложнейшие на те времена подсечно-огневая и орошаемая системы земледелия. Конечно же, племенами этого региона широко использовалась ирригация, что позволяло им довольствоваться не простейшими зерновыми культурами, а плодами таких растений, как маис, бобовые, подсолнечник, тыква, агава, какао, хлопчатник. Тут также выращивали табак. Коренное на этих землях также занималось скотоводством (аналогично индейцы жили и в Андах). В ходу тут были преимущественно ламы. Также отметим, что тут начали осваивать металлургию, а первобытно-общинный строй уже переходил к классовому, превращался в рабовладельческое государство. Среди племен, которые жили в Карибском бассейне, можно назвать ацтеков, миштеков, майя, пурепеча, тотонаки и сапотеки.

Южная Америка

По сравнению с тотонаки и прочими, коренное население Южной Америки было не столь сильно развитым. Исключение может составить лишь Империя Инков, которая располагалась в Андах и была населена одноименными индейцами. На территории современной Бразилии проживали племена, которые занимались мотыжным типом земледелия, а также охотились на местных птиц, млекопитающих. Среди них можно назвать араваки, тупи-гуарани. Территорию Аргентины занимали конные охотники на гуанако. На Огненной Земле проживали племена ямана, она и алакалуф. Они вели весьма примитивный по сравнению со своими сородичами, и занимались ловлей рыбы.

Империя инков

Это величайшее объединение индейцев, которое существовало в 11-13-м веках на территории нынешних Колумбии, Перу и Чили. До прихода европейцев местные жители уже имели свое административное деление. Империя состояла из четырех частей - Чинчайсуйу, Кольасуйу, Антисуйу и Кунтисуйу, а каждая из них, в свою очередь, делилась на провинции. Империя инков имела свою государственность и законы, которые преимущественно были представлены в виде наказаний за те или иные злодеяния. Система управления страной у них была, скорее всего, деспотично-тоталитарной. В этом государстве также была армия, имелся определенный социальный строй, над нижними слоями которого производился контроль. Главным достижением инков считаются их гигантские магистрали. Дороги, построенные ими на склонах Анд, в длину достигали 25 тысяч километров. Для передвижения по ним использовали лам как вьючных животных.

Традиции и культурное развитие

Культура коренного населения Америки - это главным образом их языки общения, многие из которых до сих пор полностью дешифровать не представляется возможным. Дело в том, что каждое племя имело не просто свой диалект, а свой автономный язык, который звучал лишь в устной речи, не имел при этом письменности. Первая азбука в Америке появилась лишь в 1826 году под руководством главаря племени чероки, индейца Секвойя. До этого момента аборигены континента использовали пиктографические знаки, а если приходилось общаться с представителями иных поселений, то применяли жесты, телодвижения и мимику.

Божества индейцев

Несмотря на огромное количество племен, которые проживали в различных климатических условиях и регионах, верования коренного населения Америки были весьма простыми, и объединить их можно в одно целое. Большинство племен Северной Америки полагали, что божество - это некая плоскость, которая находится далеко в океане. По их легендам, их предки проживали на этой плоскости. И те, которые совершили грех или проявили неосторожность, сваливались с нее в зияющую пустоту. В Центральной Америке божествам придавали вид животных, чаще всего птиц. Мудрые племена инков нередко своими богами считали прототипы людей, которые создали мир и все, что в нем есть.

Современные религиозные взгляды индейцев

В наши дни коренные жители американского континента уже не придерживаются тех религиозных традиций, которые были свойственны их предкам. Большая часть населения Северной Америки исповедует ныне протестантство и его разновидности. Индейцы и метисы, которые живут в Мексике и южной части континента, почти все придерживаются строгого католицизма. Некоторые из них становятся иудеями. Лишь единицы до сих пор основываются на взглядах своих предков, и эти познания они держат в огромной тайне от белого населения.

Мифологический аспект

Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество - Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.

Заключение

Мы уже упоминали выше, что так называемая индейская численность населения Америки составляет 48 миллионов, в соответствии с официальными данными. Это те люди, которые зарегистрированы в свой стране, которые относятся к колониальному обществу. Если же брать в учет тех индейцев, которые по-прежнему живут в племенах, то цифра будет куда большей. По неофициальным данным, в Америке проживает свыше 60 000 представителей исконно американоидной расы, которые встречаются как на Аляске, так и на Огненной Земле.