Социально психологический статус и его виды. Статус социальной психологии. Отклонения в развитии

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

Статус личности представляет собой своеобразный центр сосредоточения его прав и обязанностей, схему положения личности в обществе. Статус характеризуется устойчивостью, длительностью. Он может быть цельным или частичным. Фрагмент статус связывается с родом занятий, размеру доходов, уровнем образования, этнической принадлежности, половыми признаками подобное. Обобщение частных статусов позволяет определить общий профиль статуса.
Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре . Эта связь впервые возникает в момент рождения ребенка и соответствует статусу родителей, их экономическому, правовому, политическому, культурному положению в обществе. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности создается собственный статус человека. Он сохраняет связи со статусом семьи, содержит в себе его признаки, хотя может и удаляться от него.
Статус личности является объективной характеристикой, но он может осознаваться человеком адекватно или неадекватно, активно или пассив но, полностью, частично или совсем это осознаваться. Научный анализ статуса личности охватывает изучение ее реального экономического состояния (имущественная характеристика, общий заработок, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления и т.п.), политико-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина (права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучается юридическими науками).
Понятие статуса должно быть дополнено понятием позиции личности, характеризующий субъективный - активный, деятельная - сторона положения личности в структуре общества, в сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга по своему значению, определенностью и другим признакам. Например, человек может занимать профессиональную позицию, семейную, общественно-политическую, культурную, национальную и др..
Знание статуса и позиции личности необходимо для определения ее социальных ролей. Роль вообще рассматривается как динамический аспект статуса, как реализация связей, заданных позициями личности в обществе. По определению И. С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный образ поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даются ему как то, что является внешним, более или менее обязательным, их субъектом является. не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа.
Общей для социологов и психологов характеристикой ролей личности как социальных функций является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Ценности можно условно разделить на материальные, социально-политические, духовные.
Важной социально-психологической характеристикой личности является ее ринг. Ранг личности, ее масштаб и значение для общества определяются многими факторами, среди которых важнейшим считается производительность основных видов деятельности личности, в частности творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается создание личностью общественно значимых материальных и духовных ценностей, определяется ее вклад в сокровищницу общественных благ. Ранга личности соответствуют ее престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

Этот аспект социально-психологической характеристики личности проявляется в существовании так называемой над индивидной подсистемы. В классической психологии на это впервые указал В. Джемс, когда отмечал, что личность человека не ограничивается собственным телом, а охватывает «свои» вещи, продукты собственного труда, а также распространяется на людей, с которыми данный индивид связан родственными, дружескими, профессиональными, духовными отношениями. Этот факт ощущается индивидом в момент разрыва связей через смерть, болезнь, переезд близкого человека и т.п. В современной психологии этот феномен изучается как явление персонализации, согласно которому у каждого человека существует потребность быть представленным, продолженными в другом человеке своими мыслями, чувствами, мировоззрением и т.д..

Благодаря этому образуется единство людей не только по генетическим признакам, по которым все мы принадлежим к единому роду Homo sapiens, есть в далекой глубине тысячелетий непрерывную череду общих предков, а в перспективе - общую судьбу единой человеческой популяции. Благодаря персонализации люди связаны между собой в единое духовное целое, социальную, культурную общность. Эта общность формируется в ходе общения, когда от одной личности к другой передаются духовные, культурные ценности. Итак, решается проблема биологического и духовного бессмертия человеческого рода.
Способность личности к общению включает в себя мотивационный, коммуникационный, перцептивный, интеракционный и эмоциональные компоненты . Сфера общения личности образуется рядом психологических механизмов, использует множество средств - от устной и письменной речи в математических, физических, химических символов и формул, технической графики, художественной символики, пантомимически языка жестов и др..

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


Эффект психологии: острая боль, вызванная эмоциями, чувствами продолжается усреднено 11,5 минут. Дальнейшие страдания – самообман.

Исследую и детализирую температурный режим и удобства территориальной акватории домашней ванны.

Поплачь в жилетку у семейного психолога, чтобы не хохотать вскорости у психиатра.

Любовь – предлог и повод жить, радуясь восходу и всякому дню.

Лучший статус:
С потерянной любовью улетучился смысл бытия.

Ежедневная моральная травма, когда переступаю порог третьей школы.

Психологическое равновесие зависит от восьмерых счастливцев, которых я должен обнять, либо одного неудачника, которому уготована судьбой получить кулаком в твердый подбородок.

Когда я по-глупости тщетно пытаюсь возразить женщине, вспоминаю дантиста. Всегда дорого – иногда больно и неприятно.

Когда зеркало корчит смешные рожицы, пытаясь вам возражать, пора задуматься скорее о визите к психотерапевту.

Исцеляют человеческие души не только служители психиатрии: психологи и психиатры. Иногда продавцы героина и кокаина считаются себя властелинами душ.

Статистика неумолима – мужчины уходят в вечность раньше женщин, из-за привычки дам опаздывать, даже в последний путь на кладбище.

Кому-то подругой считается спиртное, иногда служба новостей или кабинет экстренной психологической помощи.

Жизнь надо прожить так,что бы там наверху все офигели и сказали:”А ну-ка повтори!”

Не убивайте комаров! В них же течёт ваша кровь!

Чтобы родить мысль, не обязательно ебать мозги!

Если мне захочется, сбудется.

Чтобы не наступать на грабли второй раз, укрепите на их рукоятке топор)))

Есть такие которым даже сникерс не поможет…

Любовь-это самое прекрасное чувство на свете,

Я личность творческая: хочу – творю, хочу – вытворяю

В каком году ты родился? В каком месяце? Какого числа?… И какого хрена?

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще!

[ она любит мечтать и говорить об этом вслух, она делает слонов из очень маленьких мух. ]

Иногда я смотрю на этот мир и так хочется заорать: “ааа, чуваки! валим отсюда!”

Женщине для счастья нужна всего одна вещь… но каждый день новая!

Только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость

Женщине дан ум, чтобы скрывать свой характер…

Я чертовски люблю слушать ложь, смотря в глаза… Особенно, когда знаю правду…

Я блондинка – мне всё, что не фиолетово,то розово!!!

Берегите мужчин! Они страдают! Иногда недостатком внимания, иногда излишком, а чаще всего ФИГНЕЙ!!!

В кармане пара косарей, мы позитивно настроены, нас много, мы безбашены, пьяные и нескромные.

Я наверное сошел с ума, я наверное попал! Когда же это получилось так? И мой веселый смех пропал! Пришла любовь, любовь нежданная, но рядом нет cо мной тебя! ((

Добро всегда побеждает зло; значит, кто победил, тот и добрый.

Если человека кусает вампир, он становится вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны…

Без тебя и колбаса в доме не кончается…

В тюрьме столько не сидят, сколько вы в интернете.

Я призываю беречь и ценить

Когда ты бросил меня, я в телефоне переименовала тебя в НИКТО, только жаль что с сердцем такое проделать нельзя…

Вставай зайка, тебе пора на экзамен! – Я сегодня рыбка, у меня нет ножек, и я никуда не пойду!!!

В чём природа виновата, в том всегда поможет вата…

Никогда не бойся делать то,чего не умеешь.Помни: Ковчег был построен любителем.Профессионалы построили “Титаник”

Кактус – это глубоко разочарованный в жизни огурец.

По причине исчезновения мыла в женских банях установлены видеокамеры

Гуляешь милый? гуляй… тебя за рога ни кто не держит…

Мечтаю стать бумерангом: тебя кидают,а ты им – обратно, в морду.

Сигарета отнимает 4 мин. из жизни, 100 г. водки 8 мин, а урок в школе отнимает 45 мин.

Вредина – это сложная социально-психологическая работа за которую никто не платит, но ты получаешь от нее удовольствие..

Отъезд не значит отказ, это еще и способ сохранить пережитое, если хватит ума уехать до того, как станет слишком поздно…

Когда тебе говорят: “Скажи, только честно”, начинаешь понимать, что сейчас прийдется врать напропалую…

Что за идиотская тяга трогать все прекрасное руками?

Лучший психолог – подруга с бутылкой водки!

Проблема не в том, что мне на вас совершенно пофиг. проблема в том что я его до сих пор люблю! ???

если ты знаешь смысл жизни-скажи, а мы весело посмеёмся!)

Семья – это когда по звуку угадываешь, кто сидит в туалете.

Наиболее тяжелая вещь в жизни – это понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь!!!

Лучше поминайте меня лихом, чем называйте меня лохом))) ???

Говорят, что надо бросить монетку туда, куда хотят вернуться. Я обязательно вытряхну весь кошелек тебе за шиворот

Статус в контакте – ответсвенный шаг в личной жизни!

Блин, 5 дней ждешь выходные… а когда они приходят, ничего лучше, как тупо целый день спать не находишь! .

– Вчера ГАИшник оштрафовал. А главное нашел к чему придраться: на подушке безопасности наволочка грязная.

Конечно счастье не зависит от количества денег… Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе!

Своихь мозгов нет-лопатой не накидаешь!!!

Любовь-это слезы по ночам,

Либо оплатите мне психолога, либо воспринимайте меня такой какая Я есть..!!!

Дураков на свете мало, но расставлены они так грамотно, что встречаются на каждом шагу.

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

Кто мне сказал, – не получится?

Я, конечно, солнышко, только тебе здесь ничего не светит!

И только нам, только раз, Дадут начать все с начала…

Как только находишь свою половинку, вокруг начинают бродить другие половинки и заставляют тебя сомневаться…

Мы девушки сильная! И мусор вынесем, и мозг, если надо!

На НГ загадала желание увидеть тебя в этом году. И вот ты приехал в мой город, я была самой счастливой. Но ты вновь улетел и мне одиноко…Осторожно со своими желаниями

Плохо быть ежиком, никто не погладит..

Жизнь, она как зебра: полоса черная, полоса белая, черная, белая, черная, белая…а потом хвост и полная жопа!..

Доверие – как почки. Один раз отобьют и все- капец!!!

Природа отказала женщине в физической силе, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия))

Кто, сидя за компьютером, успевает слушать музыку, смотреть телевизор и кушать? Мы уникальны!

В процессе взаимодействия личностей в составе малой группы у человека складывается система социальных ожиданий, которую он приписывает группе и которая тем самым становится мотивами в его деятельности и общении.

Социальное ожидание – это ожидание выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников социального взаимодействия.

В процессе взаимодействия личности с обществом социальное ожидание во многом определяет поведение человека. Человеку трудно позволить себе такое поведение, которое шло бы в разрез с ожиданиями группы. При повседневном взаимодействии человек сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями группы, к которой он принадлежит. Такое поведение группа одобряет и поощряет. Когда же поведение противоречит социальным ожиданиям, следуют санкции.

Зная ценностные ориентации и установки группы, мы можем в какой-то степени судить о возможных реакциях или поведении личности в определенных ситуациях.

Одним из важных направлений социально – психологического анализа типов личности является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Характер и особенности взаимодействия индивидов в процессе активного взаимодействия, анализируются с использованием понятий «роль» и «статус».

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый человек выполняет несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного его носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализирует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Роль можно детерминировать как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение человека (Кречмер).

Социальный статус – это положение личности, установленное в терминах прав, обязанностей и привилегий. Социальный статус характеризует позицию человека в обществе.

Составляющие социального статуса: - престиж, полномочия, вознаграждение.

Символы социального статуса в глазах окружающих – должность, звание, уровень заработной платы, количество прочитанных книг, величина квартиры и т.д.

Типология личности по Э. Шосторому.

Американский ученый Э. Шостром конкретизировал это утверждение А. Маслоу и назвал первый тип личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют те и другие, он обнаружил, что у актуализаторов проявляется честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчивый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, вера в себя и в тех, с кем они общаются. А у манипуляторов он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Сравнивая манипуляторов, он выявил различия между ними, затрагивающие харктерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное – Фому выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя их этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов:

-«диктатор» - характерна откровенно силовая манера поведения;

- «тряпка» - характерна кажущаяся бесконечная игра в поддавки;

- «калькулятор» - характерна холодная расчетливость;

- «прилипала» - характерна имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке;

- «хулиган» - характерно терроризирование окружающих в своих интересах;

- «славный парень» - характерно разыгрывание «своего в доску»;

- «судья» - характерна демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной

- «защитник» - характерно лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с

целью получения желаемого от них.

Типология Юнга.

Это одно из важных направлений социально – психологического анализа типов личности, включающая интровертированную (энергия преимущественно направлена к внутреннему миру) и экатравертированную (энергия преимущественно направлена к внешнему миру) установки психики личности. Эта типология была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. Соответственно в типологии личности он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы.

Типология К. Хорни.

В зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три типа личности:

«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, что - бы кто – то заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой дискуссии и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне

себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

Типология по Нокаридзе.

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность.

Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия противоречат желаниям.

Импульсивная личность – поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне – «человек флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.